Формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фещенко Елизавета Григорьевна

 

Формирование гуманных чувств способствует постепенному осо­знанию ребенком личностной значимости поступков, соответст­вующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испы­тывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброже­лательность. В процессе экологического воспитания детей осуществляется формирова­ние гуманных чувств, что позволяет в даль­нейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в сово­купности практический и духовный опыт взаимодей­ствия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты

«Педагогические условия формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования  экологических сказок»

Автор:

Костюк Елизавета Григорьевна,

воспитатель

2013г.


Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает, однако прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развить их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё не достаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Существует необходимость подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за окружающую нас природу, и каждый из нас может сохранить и приумножить её красоту.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманных чувств. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование гуманных чувств способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испытывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброжелательность. В процессе экологического воспитания детей осуществляется формирование гуманных чувств, что позволяет в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Педагоги, занимающиеся проблемой формирования гуманных чувств посредством экологических представлений, такие как Г.И. Година, Н.Ф. Виноградова, П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова и др., в своих исследованиях отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок, прежде всего, познает окружающий мир. В работах Г.И. Годиной, Н.Ф. Виноградовой и др. педагогов отмечено, что в процессе познания окружающего мира, дошкольник развивается как личность, у него развивается психика, формируется эмоционально-нравственные отношения к окружающему миру, а также развивается умение создавать и сохранять условия для жизни живого.

Н.И. Рыжова, Т.А. Шорыгина. А. Лопатина в своих методических исследованиях указывали, что экологические сказки воспитывают чувство любви к природе, содержание сказок способствует воспитанию красоты к родной земле, воспитывают чувство ответственности за окружающий мир. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов по проблеме формирования гуманных чувств у дошкольников, ее решение в процессе использования экологических сказок рассматривается недостаточно.

Таким образом, было выявлено противоречие в исследуемой проблеме — значимости формирования представлений о гуманных чувствах у детей 6-го года жизни и отсутствием системы занятий, практических разработок посредством экологических сказок для работы с дошкольниками по формированию гуманных чувств.

Актуальность темы заключается в том, что неоценимую роль в формировании гуманных чувств занимает художественная литература. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература о природе обогащает дошкольников знаниями, развивает их сознание и самосознание, позволяет ярче и глубже почувствовать окружающую природу. Художественное слово развивает эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствует воспитанию добрых чувств, а также побуждает к участию и бережному отношению ко всему живому.

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия, направленные на формирование гуманных чувств у детей 6-го года жизни  в процессе использования экологических сказок

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий формирования гуманных чувств у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.

Гипотеза: формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни будет эффективно если:

  • отобрать экологические сказки, включающие образ природы, раскрывающие взаимосвязь главного героя-ребенка с растительным  миром природы, вызывающие эмоциональный отклик детей 6-го года жизни,
  • разработать систему работы, обеспечивающую последовательное формирование от представлений о мире природы к осознанному проявлению гуманных чувств и сохранению объектов природы.

Исходя из цели, были определены задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования гуманных чувств к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования экологических сказок.

2. Выявить особенности сформированности гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

3. Разработать поэтапную систему работы, способствующую формированию гуманных чувств у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.

4. Выявить эффективные педагогические условия по формированию гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

Исследовательская работа проводилась в период с сентября 2012 года по май 2013 года в МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты. В исследовании участвовало 20 детей  6-го года жизни. МБДОУ реализует примерную программу дошкольного образования «Детство».

Цель начального этапа эксперимента: выявить особенности проявления гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

В соответствии с целью начального эксперимента нами были выделены следующие задачи:

1. Выявить особенности проявления интереса у детей 6-го года жизни  к жанру художественной литературы – экологической сказке, была использована авторская диагностика «Выбор» автор В.И. Логиновой.

у 20% детей наблюдаем низкий интерес к экологической сказке, у 80% детей средний уровень.

2. Выявить особенности представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни по методике «Неоконченные предложения» (модификация В.А. Деркунской)

н.р Отзывчивый, сочувствующий человек - это...

Я ухаживаю за растениями и животными, потому что...

Когда человек бережно относится к растениям и животным, про такого человека можно сказать что он...

у 10% детей наблюдаем низкий уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 70% детей средний уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 20% детей высокий уровень сформированности представлений.

с помощью метода «Незаконченных предложений» мы выявляли уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы, который можно характеризовать недостаточной сформированность гуманных представлений.  

3. Выявить особенности умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Продумал проблемные ситуации:

н-р 1.Воспитатель вместе с детьми отравились в поход в лес. С собой прихватили много еды. Хорошо и весело провели время. Во время сборов в домой собрали вещи, а отходя собрали в мешок и положили под дерево.      Всё ли правильно сделали дети?

2.Катя каждый день когда шла из детского сада, любовалась цветами, очень ей хотелось сорвать эти красивые цветы. Однажды во время прогулки Катя все же не удержалась и набрала полный букет, проигралась и оставила на скамейке, Цветы завяли. Что бы ты сказал девочке?

25% детей с высоким уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 55% детей со средним уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 20%детей на низком уровне отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы.

4. Выявить особенности сформированности гуманных чувств детей 6-го года жизни в педагогическом процессе ДОУ.

Нами были разработаны критерии анализа экологического пространства «уголка природы» на основе рекомендаций следующих авторов: П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой

 - требования программы «Детство»,

 - доступность (расположение),

 - природоведческую литературу.

Для ознакомления детей с многообразием растительного мира в уголке имеется природоведческая литература, которая соответствует требованиям программы.

1. Сказки: «12 месяцев»  С. Маршак,

2. Стихи Н.Никитина «Встреча зимы», К. Бальмонт «Снежинка», А. Яшин «Покормите птиц», Л. Толстой «Белка и волк», В. Зотова «Волк», «Лось», «Лиса», Н Павлова «Путешествие капелек с воздухом», С. Есенин «Белая береза»,

3. Рассказы, повести: Е. Трутнева  «Морозный ветер», В. Бианки «Синичкин хлеб»

В уголок природы в зависимости от сезона педагог помещает  картины. В осенний период можно было наблюдать следующие репродукции: И. Грабарь «Осенний день, И. Левитан «Осенний день», «Осень», «Осень золотая», Е Шишкин «Утро в сосновом бору», Ван Гог «Корзина с яблоками».

В зимний период: И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж», К.Ф. Юон «Волшебница - зима», Д.Я. Александров «Зимняя сказка»

Имеются настольно-печатные игры по сериям «Живая природа», «Неживая природа», «Растительный мир», «Деревья, травы, кустарники», которые периодически пополняются.

Имеет место наличие природного материала (шишки, ракушки, скорлупа, косточки, мех, камни), но он используется только для изготовления поделок.

Имеется оборудование и инвентарь для организации трудовой деятельности в уголке природы: ящики для посадки семян и рассады, палочки для рыхления, фартуки, лейки, щетки-сметки, пульверизатор, тазики).

Отрицательным моментом является то, что среди наглядных пособий, дидактических игр, природоведческой литературы недостаточно материала о воспитании гуманных чувств у дошкольников к объектам природы

Анализ содержания развивающей среды экологической зоны групповой комнаты детей 6-го года жизни позволяет сделать следующий вывод: уголок природы в групповом помещении требует дополнения природоведческой литературой, материалом.

Изучая особенности сформированности гуманных чувств детей 6-го года жизни в педагогическом процессе ДОУ.

Анализ содержания развивающей среды экологической зоны групповой комнаты детей 6-го гад жизни позволяет сделать следующий вывод? Уголок природы в групповом помещении требует дополнения природоведческой литературой, материалом о воспитании гуманных чувств к объектам природы.

Анализируя ответы родителей можно констатировать следующее: проблему родители считают актуальной и необходимой. Дошкольный возраст определи оптимальным для формирования гуманных чувств, но при этом важно отметить, что родители не прикладывают ни каких усилий для формирования гуманных чувств детей 6-го года жизни к объектам природы.  Поэтому можно отметить, что родители хотя и считают данную проблему актуальной и необходимо, но ее решение возлагают на работу педагогов ДОУ, при этом не прилагая особых усилий.

Результаты исследования, направленные на изучение особенностей проявления интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлять гуманные чувства к объектам природы на констатирующем этапе исследования у детей 6-го года жизни свидетельствуют о недостаточно высоких показателях:15% детей с высоким уровнем, 65% детей со средним уровнем  20% детей с низким уровнем проявлением.

Анализ педагогической деятельности позволяет отметить недостаточную системность в работе, по формированию интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Именно поэтому возникает необходимость в организации основного этапа работы, направленного на формирование данных чувств.

Цель основного этапа эксперимента: создать педагогические условия формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования  экологических сказок.

В соответствии с целью, на основном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать экологические сказки, включающие образ природы, главного героя ребенка с растительным  миром природы, вызывающие эмоциональный отклик детей 6-го года жизни,

2. Разработать систему работы, обеспечивающую последовательное формирование от представлений о мире природы к осознанному проявлению гуманных чувств и сохранению объектов природы.

 Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план работы с детьми, в который вошли экскурсии, наблюдения, тематические беседы, познавательные занятия, чтение художественной литературы, развлечения, который отражен в Приложении 3.

Работу по созданию педагогических условий формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования  экологических сказок мы разделили на 3 этапа. Каждый из этапов работы отличался друг от друга последовательной работой, в ходе которой мы формировали у дошкольников гуманные чувства к природе, основываясь при это на произведения художественной литературы.

1   этап: эмоциональный

Для реализации запланированной работы, на первом этапе, с детьми  были проведены 3 экскурсии  в парк, в тундру, в сквер, проведены беседы о формировании представлений о гуманных чувствах, в ходе данного этапа особое внимание уделили чтению экологических сказок.

На этом этапе было проведено 3 занятия, по формированию понятий «сочувствия», «справедливости». Была организована беседа о хороших делах и поступках.

Цель подготовительного этапа:

1. формирование представлений о гуманных чувствах к объектам природы

2. формирование  у детей  знаний  о явлениях природы, жизни  расширение представлений детей о северных растениях, их потребностях и особенностях, установление простейших связей между ними.  Развитие интереса и любознательности детей; положительного эмоционального отклика, эстетического восприятия красоты северной природы; развитие желания сохранить природу Севера,  ухаживать за животными и растениями.

2 этап: эмоционально - действенный

Мероприятия этого этапа мы направили на воспитание у детей гуманных чувств к объектам природы, на материале экологических сказок.  С целью воспитания гуманных чувств к объектам природы, с детьми были организованы и проведены тематические занятия. Нами было использованы экологические сказки, которые были соотнесены с тематикой: «Почва», «растения», «лес», «человек и природа»

3 этап: Заключительный

К заключительному этапу, детьми подготовительной группы, совместно с родителями и воспитателями было организовано мероприятие  

В качестве заключительного этапа было проведен праздник «День земли».

Цель: обобщить знания детей о взаимосвязи человека с природой, о поведении человека в природе; способствовать созданию радостных чувств от общения с природой, воспитывать ценностное отношение к природе.

На первой станции дети читали стихи о природе, исполнили песню «Подари улыбку миру» и вручили поздравительную открытку Матушке – Земле.

На второй станции: «Отгадай-ка» дети отгадывали  загадки и отвечали на вопросы  о природе и природных явлениях.

На станции: «Внимательные и любознательные» с детьми была проведёна викторина. Мальчики соревновались с девочками в том, кто из них назовёт больше сказок и рассказов о природе, птицах и животных, а также писателей – природоведов.

На станции:  «Друзья природы» дети с помощью знаков-символов рассказывали о правилах поведения в природе, играли в игру «Хорошо-плохо».

На следующей станции: «Знатоки природы» дети разгадывали кроссворд на экологическую тему.

На станции: «Художники»  с детьми был проведён конкурс на лучший портрет Земли.

На протяжении всего праздника дети исполняли музыкальные номера: «Весёлые дети»,  «Разноцветная игра», «Наедине со всеми».

В завершении развлечения, Матушка –Земля подарила детям  инструменты, с помощью которых они смогут заботиться о ней.

 Таким образом, подводя итог, можно сказать, что все запланированные и проведенные экскурсии, беседы, наблюдения, занятия и другие формы работы с детьми были направлены на  воспитание у них гуманных чувств к природе.

Эффективность нашей работы мы проверили в ходе итогового эксперимента.

Цель итогового эксперимента: выявить эффективность педагогических условий, в рамках основного эксперимента, направленных на формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

В соответствии с целью итогового эксперимента нами были выделены следующие задачи:

1. Выявить развитие интереса у детей 6-го года жизни  к жанру художественной литературы – экологической сказке.

2. Выявить развитие представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни.

3. Выявить развитие умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни.

Для решения поставленных задач контрольного эксперимента, нами были использованы методики, аналогичные начальному этапу исследования.

Особенности проявления интереса у детей 6-го года жизни  к жанру художественной литературы – экологической сказке

У 40% детей наблюдаем средний уровень развития интереса, у 60% детей наблюдаем высокий уровень интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке. Интерес к экологической сказке характеризуется устойчивостью и осознанностью.

Особенности сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни

У 40% детей средний уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 60% детей высокий уровень сформированности представлений. Таким образом, с помощью метода «Незаконченных предложений» мы выявляли уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы, который характеризуется сформированностью представлений, отражающие осознанное отношение к объектам природы

Особенности отношения детей 6-го года жизни к проявлению гуманных чувств к объектам природы

45% детей с высоким уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 55% детей со средним уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы.

Результаты итогового эксперимента: 30% детей со средним уровнем, 70% детей с высоким уровнем сформированности гуманных чувств к объектам природы.

Начальный

Итоговый

Высокий

15

70

Средний

65

30

Низкий

20

0

Результаты, полученные на итоговом этапе исследования у детей 6-го года жизни, свидетельствуют о положительной динамике формирования гуманных чувств.

Таким образом, можно говорить о том,  педагогические условия по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни были определены, верно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гуманного взаимодействия человека и природы

Тезисы доклада,представленного на региональный семинар "Проблемы и задачи дошкольного образования" (результат научно-исследовательской работы по актуальным проблемам дошкольного  и начального обр...

Влияние фольклора на формирование чувства эмпатии у детей 4-го года жизни

Анализ источников психолого-педагогической литературы по данной проблеме....

«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

   Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни...

Консультация для воспитателей на тему: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования гуманных чувств детей подготовительной к школе группы»

Характерной особенностью современного образования является активизация гуманистической направленности в воспитании детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о...

Формирование гуманных чувств через художественную литературу с детьми дошкольного возраста

Детский возраст — благодатное время для формирования основ личности будущего гражданина. И все усилия современной педагогической мысли направлены на решение проблемы воспитания человека культурн...

Консультация. "Использование загадок о природе – как средство формирования познавательного интереса к объектам природы".

Экологическое воспитание дошкольников требует постоянного изыскания таких форм и методов работы, которые способствовали бы лучшему усвоению детьми экологических знаний. Предметность, конкретность зага...