Формирование гуманного взаимодействия человека и природы
статья по теме

Асият Хасановна Абидова

Тезисы доклада,представленного на региональный семинар "Проблемы и задачи дошкольного образования" (результат научно-исследовательской работы по актуальным проблемам дошкольного  и начального образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezis.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Абидова Асият Хасановна

Тема: Формирование гуманного взаимодействия человека и природы.

«Единственное, что сдерживает человека

в его отношениях наедине с природой…

                                         его нравственное сознание,

                                                      чувство ответственности, совесть.»

Д. Лихачев

Взаимодействие растений и животных со средой обитания образует экосистему. Немногие из нас, когда- либо рассматривали себя как часть обширной экосистемы. Однако мы ежедневно  используем  первичную  и вторичную продукцию  и непосредственно вступаем в пищевые цепи. Отходы и отбросы, добавки пестицидов и химикалиев в воду, воздух и почву вводят человека  непосредственно в циклы минеральных веществ – во зло или во благо. Наши проблемы загрязнения, питания народа населения – все является экологическими. Если мы хотим выжить, нам нужно гораздо лучше знать принципы функционирования искусственных и естественных экосистем, от которых мы зависим.

     Связь детства с природной средой реализуется в процессе общения, учения, труда и другой деятельности, открывающей простор для развития внутренней позиции личности  как основы сознательного, ответственного отношения к природной среде. Вот почему детям дошкольного возраста нужно уделить  большое внимание в процессе познания мира.

    Я взяла для себя задачей - поставить экологическую работу таким образом, чтобы дети имели углубленные представления о природе, бережно к ней относились, знали свое место в ней.

     Работу по теме «Формирование гуманного взаимодействия человека и природы» я начала с анкетирования  - «Любит ли ваш ребенок природу», которую провела с родителями. Затем решила организовать клуб «Мир и человек», в котором я раскрою детям удивительный мир природы во всем ее многообразии. Свою работу я строила не только проведя заседание клуба, но и постаралась учесть все виды, формы деятельности по экологическому воспитанию. Для того чтобы дети лучше воспринимали и запоминали то, о чем мы будем говорить, на заседаниях мне пришлось начать с наглядности и подготовке детских игр. Предложила детям в течении года беседовать о природе и человеке, а выводы о роли человека сделать в конце года. Объяснила им  что для того чтобы разобраться  с этим вопросом мы будем читать книги, учить стихи, пословицы и поговорки об окружающей природе. Но говорить о природе мы будем не только на заседаниях клуба, но и на прогулке, будем делать наглядный материал, собирать значки, марки, оформлять дидактические игры.

      Свое знакомство с природой мы начали с прогулки, где рассмотрели разных животных, поговорили о среде их обитания и их развитии. Беседуя о почве, мы подошли к тому, почему в земле живут многие  животные, чем же они дышат, есть ли в земле воздух? Нам необходимо было узнать, и мы проделали опыт и доказали, что в земле находится воздух.

 Очень много мы говорили с детьми о растениях в нашем саду и на грядках, вырастили кабачки и фасоль. На прогулках мы выучили много загадок, провели ряд наблюдений и опытов. Провели досуг «Праздник чистой воды», посвященный чистой воде.

   Совместно с детьми мы собирали марки и значки с исчезающими видами животных и растений, сделали планшетки с рисунками.

В моей работе много пришлось использовать наглядного материала, работать с детьми, чтобы был виден результат, и результат был виден.

АНКЕТА

Дошкольное образовательное учреждение №27

«Аленький цветочек»

Адрес: г. Черкесск ул. Доватора, 70 тел. 3-51-62

Воспитатель: Абидова Асият Хасановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие человека с природой

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя...   Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная ...

Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста

Представлены выводы об особенностях представлений о человеке, ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни

Формирование гуманных чувств способствует постепенному осо­знанию ребенком личностной значимости поступков, соответст­вующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним становится стремление ...

«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

   Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

Доклад "Формирование гуманного отношения детей к природе"

Доклад для методического объединения педагогических работников детский сад "Формирование гуманного отношения детей  к природе"...

Взаимодействие человека с природой

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, ...

Презентация "Развитие элементов экологического сознания дошкольников в вопросах природосбережения и взаимодействия человека с природой"

Экологическое сознание – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к ок...