Консультация. "Использование загадок о природе – как средство формирования познавательного интереса к объектам природы".
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Экологическое воспитание дошкольников требует постоянного изыскания таких форм и методов работы, которые способствовали бы лучшему усвоению детьми экологических знаний. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают ее отличным средством дидактического воздействия на детский ум, и позволяет использовать для развития познавательной активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zagadki-priroda.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Использование загадок о природе – как средство формирования познавательного интереса к объектам природы.

Подготовила:

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей

с ТНР 7 года жизни Протасевич  И.А.

Экологическое воспитание дошкольников требует постоянного изыскания таких форм и методов работы, которые способствовали бы лучшему усвоению детьми экологических знаний. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают ее отличным средством дидактического воздействия на детский ум, и позволяет использовать для развития познавательной активности детей. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска ответа. Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Поэтому загадки широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в  игровой деятельности. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно развивать ребенка. Загадки  – это своего рода игра. Можно сказать, что загадка это - логическая задача, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям загадку, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Дети определяют и формулируют условия, связи, закономерности в природе.

Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений.

Их используют не только в начале, но и в процессе наблюдений, можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.
     По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными. Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер. Необходимо     учитывать не только природоведческую тематику загадок, но и их энциклопедическое содержание. Например,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет» (Лиса).

В то время как повседневной пищей лис являются полевые и лесные мыши, зайцы, некоторые дикие птицы. Или закрепляя знания детей о зайце, используют загадку «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, грызет морковку». Но в природе в естественных условиях зайцы питаются ветками деревьев, озимыми хлебами и не так часто попадают на огород с морковкой и капустой.

     Наметив дидактические цели, воспитатель подбирает загадку, учитывая при этом опыт детей. Содержание и цель загадки намечаются в соответствии с содержанием проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней.

Поэтому сначала нужно предлагать простые загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомых ребятам. Например:
Что за звездочки сквозные.

На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
Такие загадки отгадывают дети уже в 4—5 лет.
Старшим детям, предлагаются  более трудные загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний, большей речевой практики:
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут и трещат...(ледоход

  Для детей старшей и подготовительной группы можно использовать для загадывания и поэтические стихотворения:

Тихой раннею порой
После теплой ночи...
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозною землей
Зазвенел звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый.
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И звенит, звенит, звенит!
Стал не больше точки
Полевой звоночек! (жаворонок)
    Здесь мы видим, что поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать.

    Загадку можно использовать для создания проблемных ситуаций. А это очень важно, ибо проблемный подход позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, будет способствовать развитию у детей основ логического мышления.

      Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности загадку, надо использовать различные методические приемы: предложить детям вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задать наводящие вопросы и тем подвести детей к решению, исправить ошибки в их суждениях, помочь правильно сформулировать мысль.
    Вот как, например, можно провести занятие, на котором дети отгадывают загадку, содержащуюся в книге А. Введенского «Про девочку Машу»:
Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделась Маша, побежала с Колей во двор и видит: двор стал тоже белым. Посмотрела на крыши, на деревья — все белое-белое.
«Вон сколько для меня снега насыпало,— сказала Маша,— очень я снег люблю. Снег, снег мой, возьму его домой!» А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега зверей лепить».— Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили: мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка.
На другое утро вышли они на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая. С крыш капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах,— сказала Маша,— куда же они делись?» — «А я знаю куда, — сказал Коля.— Они проголодались за ночь и стали друг друга есть.
Съела мышка мартышку,
Съела мартышка мышку,
Съел козел осла,
Съел осел козла,
Съел поросенок теленка,
Съел теленок поросенка».
Воспитатель. Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери? Дети начинают рассуждать: Их, наверно, кто-то сломал. Мальчишки пришли и поломали.
Воспитатель задает вопрос. Вспомните-ка, изменилась ли улица, когда дети вышли во двор на другой день? какая была погода накануне, как она изменилась за ночь. Что же случилось? Они растаяли!
Подводит детей к выводу: Мы отгадали, куда делись звери. Они растаяли, потому что стало тепло. Сыро стало. Как можно назвать одним словом погоду, когда после мороза сразу становится тепло? Подберите такое слово. Оттепель. Умение направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод-ответ

Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием загадок, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений). Например, беседу о повадках животных, о приспособлении их к окружающей среде в разные времена года воспитатель может начать с того, что предложит детям загадку, составленную им на основании рассказа В. Бианки из «Книги зимы»: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
Вопросы, указания педагога во время беседы направлены не только на то, чтобы дети отгадали эту загадку, но чтобы они, вспоминая прежние беседы, чтение книжек, наблюдения, могли в какой-то мере систематизировать полученные ранее знания и понять зависимость жизни животных от времени года.
        Вот запись подобной беседы:
Лена. Следы.На снегу нарисованы следы.
Воспитатель. Кто нарисовал эти следы?
Лена. Их нарисовал заяц.
Марина. Еще, может быть, собаки.
Вова. Могут нарисовать следы белки.
Андрей. Волки, лисы.
Воспитатель. Белки, лисы, волки. Как всех можно назвать одним словом?
Галя. На снегу следы зверей.
Воспитатель. А можно увидеть на снегу следы медведя, ежа, суслика?
Андрей. Нельзя, ведь они зимой спят под снегом.
Воспитатель. Почему некоторых зверей трудно увидеть на белом снегу?
Игорь. Вы нам читали про птиц — куропаток. Они летом рыженькие, а зимой белые. Вот их на снегу и не видно. Они зароются в снег, им там тепло.
Галя. Зайцы зимой тоже белые, чтобы их лиса не увидела. И еще охотники. Они осенью серую шубку снимают, а белую надевают.
Воспитатель. Наверное, серую шубку снимут и повесят на куст, а белую наденут.
Дети смеются.
Игорь. Нет, они линяют. Одна шерсть вылезает, а другая растет. Дядя Вася, лесник, писал нам, что заяц свои клочки по всему лесу растерял.
Воспитатель. Правильно. Осенью серые клочки шерсти можно увидеть на кустиках в лесу, а весной белые. Кто еще меняет шерсть?
Алеша. Белка. Только у нее зимой серая шерсть.
Воспитатель. А почему у белки зимой серая шерсть?
Дети молчат.
Воспитатель. Сравните, где живет белка и где живет заяц.
Игорь. Белка живет на дереве.
Воспитатель. Деревья зимой голые, без листьев. Сядет белка на серый ствол, вот ее и не заметно. Нельзя ей быть белой. Нужно, чтобы ее шерсть была под цвет деревьев. А вот кузнечик всю жизнь зеленый. Почему он зеленый? Разве нельзя ему быть красным?
Света. Белка надевает серую шубку, потому что деревья тоже серые. А кузнечик — он в траве живет. Вот он и зеленый. Его в траве не видно. А если бы он был красный, его сразу заметили бы.
Закончить беседу воспитатель может чтением отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки», в которой и рассказывается о приспособлении животных к среде обитания.

Активизируя умственную деятельность детей, мы может привлечь их к самостоятельному составлению загадок. Например, так с детьми можно составить загадку  «Кто обедал в птичьей столовой?». «В понедельник,— начинает воспитатель, — к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки». Дальше придумывают дети: «Во вторник мы увидели, что на кормушке сидит маленькая птичка с желтенькой грудкой и такой черненькой полоской»; «В среду прилетели три птички с красными грудками. Они у нас только зимой живут, а летом улетают к себе на север»; «А в четверг в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые и другого цвета. Они любят зернышки и хлеб. Их было четыре».
       Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
      При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. (показать модели)
       Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

Однако назначение загадок не только в том, чтобы закреплять в сознании детей свойства и качества простых и хорошо знакомых предметов и  явлений природы. В загадках можно раскрыть и показать вещественное богатство мира природы. Они могут служить хорошим средством формирования представлений о разумном, рациональном использовании природных ресурсов. Например,

«Без нее не будет моря,

Океана и реки.

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются птенцы» (Вода).

Таким образом, загадки, подчеркивая ту или иную специфику предметов и явлений природы, заставляют более внимательно взглянуть на них, показывают их сходство с другими. Примелькавшиеся особенности знакомых предметов и явлений природы, потерявших свою привлекательность из-за обыденности, загадка освещает новым светом, она учит смотреть на мир природы в его многообразных связях. И эта особенность загадок можно широко использоваться в процессе экологического воспитания дошкольников. 

Требования к применению загадок:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

- загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дет, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»);

- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом;

отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

- придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;

- загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок и способы отгадывания загадок.

Причины ошибок при отгадывании загадок детьми:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание.

Выделяют следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Методы обучения детей умению отгадывать загадки.

Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. Загадки могут иметь подсказку. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды, тем самым у  детей углубляются знания. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Необходимо проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, викторины. Важно учить детей составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.

Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

-Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.

-Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.

- На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Рассмотрим  способы доказательства отгадки.

Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать. Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.

Существуют два способа доказательства отгадок.

Первый способ дедуктивный способ, второй – индуктивный способ.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).

Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и  кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».

Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:

«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

 Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли. Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников, обогащают их личный опыт.

Подбор загадок по темам «Ознакомление с окружающим», по всем возрастным группам.

Младшая группа.

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (Дождь)

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …(Зонт)

Средняя группа

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — ... (Дождь)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ... (Листопад)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Насупится, нахмурится,

В слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча)

Старшая группа

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает:

Одним проходу не дает,

других он подгоняет. (Ветер)

Яростно река ревет и разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел (Апрель)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Подготовительная группа

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

Вырос в поле дом —

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом. (Колосок)

Хоть прячется Алёна

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека (Яблоко)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

статья "Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста"

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности....

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.

Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста - сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.Один из ведущих специалистов в области ум...