Консультация для воспитателей на тему: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования гуманных чувств детей подготовительной к школе группы»
консультация (подготовительная группа)
Характерной особенностью современного образования является активизация гуманистической направленности в воспитании детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет важным составляющим в воспитании подрастающего поколения поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, что по сути и является проявлением гуманности. Гуманизм проявляется в сочувствии, отзывчивости, сопереживании, доброте, эмпатии.
Следует понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, но именно в дошкольном возрасте закладываются основы гуманных чувств и отношений как фундамента дальнейшего развития личности. Ребенок впитывает в себя способы общения и поведения на основе подражания взрослым, а также используя собственный опыт, наблюдения и умозаключения отображает в игровой деятельности. Для детей 6-7 лет наиболее характерно отображать ролевые действия взрослых в сюжетно-ролевых играх
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_gumannost.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования гуманных чувств детей подготовительной к школе группы»
В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать для того, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Социализация - это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик). К основным особенностям современной социализации детей можно отнести следующие:
- длительность протекания (по сравнению с предыдущими поколениями), что связано, прежде всего, с изменениями статуса детства;
- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;
- новые требования к характерологическим, профессиональным чертам будущих членов общества;
- изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Социализация представляет собой адаптацию личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Одновременно это и создание нового социокультурного опыта, то есть идет не только подстройка под социум, а формирование самого социума. Для детей дошкольного возраста можно выделить следующие задачи социальной адаптации:
- развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;
- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
По данным исследований Ю.А. Дунай, Е.И. Комкова, выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью, гуманным отношением и оценочными эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, работа в данном направлении актуальна и необходима. Глобальная цель такой работы - интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения, формирование у него гуманных чувств к окружающим.
Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом дети обнаруживают разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов. На этой основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В.С. Мухина, 1979).
В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Желательны совместные действия педагога, музыкального работника и хореографа.
Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией - все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками - сюжетно-ролевые игры являются профилактикой возникновения и способствуют избавлению от тревоги и страхов.
Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям, связаны со знакомыми событиями. А для расширения кругозора рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Строительство», «Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры с современным содержанием. Эти игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают познавательный интерес. Сначала проводится подготовительная работа по подгруппам (в течение двух-трех недель) по следующей схеме: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказа, подбор кинофильма, радиоспектакля, мультфильма. Создаются условия для реализации игры: декорации, маски, костюмы, карты, схемы, предметы-заместители.
Также можно предложить детям возможность самим придумать сюжет, роли. Возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением новых элементов, введением новых персонажей, придумывание новых историй. Как известно, сказки заканчиваются победой добра над злом. А если придумать новый конец, где зло изменяется и становится добром? Уничтожить просто, а вот убедить в своей правоте, показать преимущества хорошего поведения над плохим… Для этого необходимо подобрать народные пословицы и поговорки, песни, просмотреть мультфильм, кинофильм, анекдоты. Яркий свежий пример - воздействие на Змея Горыныча из мультфильма «Иван царевич и серый волк».
Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.
В силу высокоинформационной нагрузки в дошкольном учреждении и дома у большинства детей отмечаются дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, приводящая к появлению гипокинезии, вызывающей серьезные изменения в организме ребенка. Поэтому рекомендуется давать детям возможность больше двигаться во время сюжетно-ролевых игр, избегать статичных поз, обращать внимание на выполнение действий людей разных профессий.
В связи с гендерным аспектом социализации необходимо учитывать в ролевом составе достаточное количество мужских и женских ролей, рассказывать ребятам о профессионально важных качествах необходимых для той или иной профессии.
Следует помнить, что игра - одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в человеческом бытии. «Игра в бисер» Г. Гессе, «Человек играющий» (Homo ludens) Й. Хейзинги - все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.
Основной трудностью в форсировании социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр может стать отсутствие внутренней мотивации педагога. Как пробудить в воспитателе внутреннего ребенка? Как облегчить (ускорить) процесс вхождения в педагогическую импровизацию? Также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Следует активно использовать помощь родителей, возможно превращение отработанной сюжетно-ролевой игры в спектакль для родителей. Возможно проведение предварительной работы с педагогическим коллективом, в форме семинара или сюжетно-ролевой игры с целью разъяснения и «заражения» игрой (вспомним фильм «Какая чудная игра» с Олегом Меньшиковым).
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования обогащенных сюжетно-ролевых игры в процессе формирования гуманных чувств у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра как средство развития физических качеств в подготовительной к школе группе"
Средсва улучшения двигательной активности у джетей в подготовительной к школе группы. Это мой опыт работы, который я защищала на конкурсе "Педагог дошкольного образования - 2012". Он проходил в г...
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному краю" для детей подготовительной к школе группы.
Конспект сюжетно-ролевой игры...
Конспект занятия на тему: «Детям об олимпийских играх» Образовательная область «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
практический материал...
Открытое занятие по формированию толерантности у детей. Подготовительная к школе группа.
Конспект открытого занятия по ОО «Социально-коммуникативное развитие». Ознакомление с социальным миром для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), в рамках краткосрочного проекта ...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....
Методическая разработка «Музыкально-дидактическая игра «Собери свой оркестр» как средство развития музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами...
Тема самообразования: Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей |
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...