Конспект занятия "Путешествие по пустыне"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Орлова Наталья Ивановна

На данном занятии основное внимание уделяется развитию способности детей устанавливать причинно-следственные  связи в природе, поэтому после проблемных вопросов следует выдерживать паузы и тем самым давать детям время подумать, не торопя их с ответом. Широко применяется метод дискуссии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Путешествие по пустыне

Цели:

  1. Дать детям представление о пустыне.
  2. Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях.
  3. Развивать у детей логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.
  4.  Активизировать речь детей.
  5. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному.

Обеспечение: макет пустыни, несколько фотографий верблюдов, фигурка двугорбого верблюда, вылепленная из пластилина, макет ноги верблюда кусочек поролона с воткнутой в него палочкой или гвоздиком.

Методические указания. На данном занятии основное внимание уделяется развитию способности детей устанавливать причинно-следственные  связи в природе, поэтому после проблемных вопросов следует выдерживать паузы и тем самым давать детям время подумать, не торопя их с ответом. Широко применяется метод дискуссии. Вопросы, задаваемые педагогом детям, указаны в скобках. Ответ дает дедушка. Но его надо зачитывать только после того, как дети сами додумаются до истины. Ответ опытного путешественника будет подтверждением правильности детских логических умозаключений.

        Желательно, чтобы педагог не рассказывал текст, а читал его по записи. Тогда будут лучше контрастироваться оба компонента занятия: события, происходящие в пустыни, и рассуждения детей.

По аналогии с данным конспектом можно проводить занятия по ознакомлению с другими биоценозами.

Ход занятия

        Послушайте, что я вам расскажу. Жил на востоке один знаменитый путешественник; звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню кара-кум, по которой нужно было ехать 10 дней. Батагоз очень захотелось поехать вместе с Али. Она так просила, что дедушка согласился.

         Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию. Рано утром пригнал Али из степи двух верблюдов, у которых было по два огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды, а на следующий день отправились в путь. («Ребята, для чего они взяли с собой так много пищи и воды? Посмотрите на пустыню, что вы там видите? А кто запомнил, сколько дней должно было продлиться путешествие?»)

        Батагоз сидела между двух горбов. Перед ней открылся огромный мир из желтого песка до горизонта, а над ним – голубое небо. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки – растения пустыни. (дети рассматривают все это на макете, а педагог показывает с помощью фигурок, как идут верблюды.) Солнце палило нещадно. Дедушка и Батагоз очень уставали за день, но лишь ночью они останавливались, чтобы отдохнуть и набраться сил.

        На одной из таких остановок Батагоз спросила: «Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается? Может у него какие-нибудь особенные ноги?» («ребята, давайте посмотрим, как устроена нога верблюда. Примерно так, как эта модель. Коля, опусти в песок гвоздик острой стороной, где поролон. Ребята, поняли, почему нога верблюда не проваливается? А теперь рассмотрите фотографии верблюдов». Ответы детей.) вот так и сказал дедушка своей внучке: «Посмотри, какая широкая у него стопа».

        «Дедушка, почему он ноги не обжигает? Песок такой раскаленный, а он идет босиком. Мы с тобой модем прикасаться к песку только ночью, когда он остынет». («Ребята, кто-нибудь слышал, почему так бывает?») «А потому, моя девочка, что у верблюда на стопе очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоли, которые иногда появляются у человека, поэтому всех верблюдов называют  Мозоленогими».

Почему у него на шее и на груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине, а у него – впереди». («Ребята, а как вы думаете? Посмотрите на модель, на фотографии. Какие растения растут в пустыне? Что ест верблюд? Как ему помогает шерсть на шее?» Ответы детей.) Дедушка ответил: «Он ест жесткие и колючие растения; чтобы не уколоться, впереди у него густая и длинная шерсть». «Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их было больше.» («Ребята, как думаете, почему?» Ответы детей.) Вот и дедушка так же объяснил: по краям пустыни воды побольше, а в центре – один песок; здесь даже верблюжьи колючки расти не могут.

        Батагоз подошла к верблюду, погладила его и спросила дедушку: «Зачем верблюду такая густая и длинная шерсть? Ведь в пустыне и так жарко». «А зачем нам халаты и мохнатые шапки?» - спросил дедушка. (Ответы детей.) «Как – зачем? – усмехнулась Батазгоз. – Ведь  это спасает нас от жары. Без них наша кожа сгорела бы на солнце». («Ребята, так что же спасает верблюда от солнечных ожогов?»)

        После разговора они уснули, а на следующее утро снова двинулись в путь. Ехали они долго, у Батагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, как вдруг впереди показались зеленые деревья. И когда они приблизились, то увидели между деревьями ручей, бьющий из глубины. Это был оазис. (Показывают его на макете.) Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев.

        Долго ли. Коротко длилось их путешествие, устали дедушка и батагоз от путешествия. Устали и верблюды; горбы их свалились на сторону. Батагоз стало неудобно сидеть, и она спросила дедушку, почему горбы стали такими. («Ребята, а вы как думаете? Верблюды 10 дней не ели ничего, кроме колючек, и почти не пили воды. Может быть, дело в горбах?» Ответы детей.)

А дедушка показал Батагоз мешок, в котором лежала их еда: «Не знаешь, почему он вначале был полный, а теперь стал пустой?» - «Мы же все съели»,  - ответила девочка. «Вот видишь, мы маленькие, а столько съели. А верблюд – такой большой, да еще столько работал, вез нас и наши вещи. Ему и еды надо гораздо больше. А он почти ничего не ел и не пил; колючек ведь было мало». – «Так он, что, носит еду в горбах?» - догадалась девочка. «Да, - ответил Али. – До того как отправиться в путешествие, я его хорошо кормил, и он отложил в горбах про запас и еду и воду а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды».

        Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землю и с нежностью пог7ладила своего верблюда, приговаривая: « Спасибо тебе, верблюд! Какой ты хороший, надежный и сильный. С тобой не страшны никакие пески. Недаром тебя называют «кораблем пустыни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....

Презентация "Обитатели пустыни", НОД "Пустыня".

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жит...

Конспект " Удивительный мир пустыни"

Цель  занятия познакомить и расширить  представление детей о животном и растительном мире пустыни. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни....

конспект занятия "Тайна пустыни" старшая группа

конспект занятия подготовлен для детей старшей группы. Путешествие по пустыне с элементами опытно-экспериментальной деятельности....