Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Воронина Надежда Николаевна

Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая способствует  речевому развитию; развитию интереса к познанию изменений в природе, происходящих ранней весной, учит детей активно искать ответы на вопросы, умению высказыватьсвои  догадки и предположения об особенностях существования животных и растений в сообществе (лес, поле, река, город), о взаимодействии человека и природы в этот период весны; воспитывает нравственные и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rannyaya_vesna.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово Тамбовская обл.

        Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательно-речевой направленности.

Тема:  «Ранняя весна».  (Итоговое.)

Возрастная группа: дети общеразвивающей направленности от 6-7 лет.

Воспитатель: Воронина Н.Н.

Цель: формировать речь детей посредством развития  интереса к окружающей природе.

Задачи:

* способствовать развитию речи детей, закреплять умение подбирать определения к предмету, действия;

* развивать интерес к познанию изменений в природе, происходящих ранней весной, учить детей активно искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

* закреплять представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений ранней весной, об особенностях существования животных и растений в сообществе (лес, поле, река, город), о взаимодействии человека и природы в этот период весны;

* поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и рассуждениях о природе и природных явлениях ранней весной;

* поддерживать детей в соблюдении экологических правил;

* воспитывать нравственные и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Интеграция экологического содержания непосредственной образовательной ситуации с другими областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Предварительная работа.

  1. Наблюдения, беседы об изменениях, которые происходят в природе с приходом весны. Опыты со снегом, льдом и водой.
  2. Чтение стихотворений: Ф. Тютчев  «Весенние воды»;  Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»; А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; В. Жуковский «Жаворонок»; И. Никитин «Весна»; Н. Найдёнов «О весне»; А. Плещеев «Весна»; И. Токмакова «Весна»;  С. Маршак «Весенняя песенка»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».  

Чтение произведений: И.С. Соколов-Микитов: «Лесные картинки. Весна», «Март в лесу»; по В. Бианки «Когда наступает весна», «Колхозный календарь» (из «Лесной газеты»); по К. Ушинскому «Весна»; Н. Сладков «Весенние ручьи», «Медведь и солнце»; Э.Ю. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», «Хлеб растёт»; А. Онегов «Первый  цветок»; Г. Кученёва и Л. Жаров «От первых цветов до белых снежинок»; В. Одоевский «Мороз Иванович».                                                                                                       Пословицы, поговорки, народные приметы, загадки.

  1. Беседы «Как сохранить здоровье ранней весной», «Весенние витамины», «Осторожно, весенний лёд!», «Мы пришли в лес».
  2. Дидактические игры: «Какая она весна?», «Найди приметы ранней весны», «Перелётные птицы», «Кто больше назовёт действий?» (что делает снег, дождь, солнце, трава, птицы, почки, цветы?), «Весенние слова» (какое весной небо, солнце, снег, трава…), «Подбери слово», «Умный словесник». Игры, с элементами моделей: «Весна в поле», «Весна на реке».  Подвижные игры: «Гори, гори ясно…», «Перелётные птицы», «Ручеёк».
  3. Зарисовки наблюдений, выставка детских рисунков «Ранняя весна».        
  4.  Слушание журчание ручья, пения перелётных птиц, капели; музыкального произведения П. Чайковского «Времена года. Март».

Демонстрационный материал: карта «Дорога знаний», с указанием пути и остановок: «Город», «Лес», «Поле», «Река», «Школа». Репродукции картин: И. Грабарь «Мартовский снег», И. Левитан «Март», К. Юон «Конец зимы», А. Саврасов «Грачи прилетели».

Кроссворд для каждого ребёнка, карандаш.

Технические средства: экран, ноутбук для демонстрации слайдов; аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1ч. Воспитатель обращает внимание детей на картины, висящие на стене, и читает строки стихотворения:

                        …Голубые, синие небо и ручьи.

                        В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

                        На сугробах ломкие льдинки-кружева

                        Первая проталинка, первая трава…

Воспитатель спрашивает, подходят ли эти строки к картинам на стене:

  • Почему вы так думаете?
  • Какая весна изображена на картинах?
  • Назовите приметы ранней весны.

Дети называют приметы, сопоставляют их со строками стихотворения и отражением на картинах.

«Я приглашаю вас отправиться в путешествие по ранней весне. У меня есть карта, которая нам будет указывать путь. Посмотрите, у неё есть название. Прочитайте. (Дети читают.) Да, карта называется «Дорога знаний». Вам хочется узнать, куда ведёт эта дорога знаний? (Ответы детей.) Ну, тогда смелей, кто поведёт нас по первой стрелке?»

2ч. Ребёнок указкой ведёт по направлению стрелки до остановки «Город». Дети читают название остановки. Воспитатель спрашивает у детей:

  • Скажите, вы живёте в городе?
  • Почему вы так считаете?
  • Как называется наш город?
  • А в нашем городе наступила ранняя весна?

Читает строки стихотворения:

                        Весна, весна! Как высоко

                        На крыльях ветерка,

                        Ласкаясь к солнечным лучам,

                        Летают облака…

  • Какое солнце ранней весной мы наблюдали с вами на прогулке? (тёплое, ласковое, яркое, нежное…)
  • Почему так говорят: весной солнце долго по небу гуляет?
  • А какое небо ранней весной, что вы можете о нём сказать? (чистое, голубое, синее с белыми облаками, лазурное, светлое, нежное…)
  • Отгадайте загадку. Летит – молчит, упадёт – молчит, а как умрёт, так заревёт. (Снег.)
  • Что можно сказать о снеге ранней весной? Какой он? (сырой, грязный, серый, талый, рыхлый, зернистый, тёмный, ноздреватый…)
  • Какие определения можно подобрать к слову «ручей», какой он ранней весной? (весенний, звонкий, весёлый, бегущий, чистый…)
  • Что делает весенний ручей? (бежит, спешит, звенит, журчит, радуется, веселится…)
  • На прогулке мы часто наблюдали с вами за ветром, какой он ранней весной? (лёгкий, тёплый, ласковый, весёлый…)

3ч. Воспитатель предлагает детям дальше двигаться по указанию стрелки на карте. Ребёнок указкой показывает направление стрелки до остановки и читает: «Лес».

«Ранней весной в лесу всё пробуждается. Вы уже слышали сегодня замечательные поэтические строки о весне. А сейчас послушайте прекрасную музыку великого композитора П.И. Чайковского, это произведение так и называется «Пробуждение». (Аудиозапись). Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они представляли, когда слушали музыку. (Ответы детей.) Воспитатель говорит, что зимой лес был укрыт снежной шубой, а с наступлением весны он стал оживать, просыпаться.

  • Расскажите, что происходит с деревьями ранней весной? (Слайд с лесом.)

Дети рассказывают о таянии снега и превращении его в воду, о том, что эта вода с питательными веществами почвы всасывается корнями деревьев, поднимается по стволу к веткам и почкам. Они набухают, лопаются и тогда появляются первые листочки. У клёна раньше других деревьев начинается сокодвижение. Самыми первыми зацветает орешник и ольха. (Слайды клёна, орешника, ольхи.)

  • Что вы можете рассказать о первых цветах, которые появляются в лесу ранней весной?

Дети рассказывают о подснежниках-перелесках с голубыми цветками и о подснежнике-ветренице с белыми и жёлтыми цветками. Перелеска растёт на лесных опушках и в небольших светлых лесах (перелесках), там снег тает раньше, чем в других местах леса. Ветреницами подснежники назвали потому, что у них тонкие стебли, и они качаются даже от самого слабого ветерка. Резные листья расположены на стебельке в виде юбочки. (Слайды с подснежниками.)

  • А что происходит в жизни насекомых ранней весной?

Дети говорят о том, что насекомых ранней весной можно встретить редко, холодно им пока. Их можно увидеть, когда ярко светит солнце, в трещинах коры деревьев, где они собираются, чтобы полакомиться сладким соком дерева. (Слайд с насекомыми.)

  • А что происходит в жизни диких зверей в лесу ранней весной?

Дети рассказывают о том, что все взрослые звери начинают линять - менять зимнюю шерсть на летнюю. (Слайд медведицы с медвежатами ранней весной.) Медведица из берлоги выходит голодная, с подросшими медвежатами. Они бродят по лесу в поисках пищи - корней растений, личинок, прошлогодней ягоды. (Слайды волчицы, лисицы с потомством.) Дети рассказывают о том, что у волчицы в логове появляются слепые волчата, о которых она очень заботится и охраняет их. И о том, что в глубокой тёмной норе у лисицы тоже появляются лисята. Когда они немного подрастут, лиса выносит их на солнышко. Лиса, хоть и всеядное животное, но больше всего любит свежее мясо, поэтому охотится на зайцев, водяных крыс, мышей.

  • Я слышала такое выражение «лиса мышкует», как вы это понимаете?

Дети рассказывают о том, что зимой лиса под снегом находит мышиные норки, ей в этом помогают хороший слух и хороший нюх.

  • Как вы думаете, почему у зверей появляются детёныши ранней весной, ведь ещё холодно? Дети высказывают свои предположения.

(Слайд зайца ранней весной в лесу.) Дети рассказывают, что зайцу в лесу ранней весной жить трудно, поэтому он всё чаще убегает в поле.

У зайчихи ранней весной тоже рождаются зайчата, охотники называют их настовичками, почему?

Дети говорят, что их называют так потому, что они рождаются в тот момент, когда днём светит яркое солнце и снег поддтаивает, а ночью бывает морозец и верхний слой снега покрывается корочкой льда – настом.

  • Какими рождаются зайчата?

Они рождаются зрячими и пушистыми и скоро, очень самостоятельными.

(Слайд белки ранней весной возле дупла.)

  • А какие перемены происходят в жизни белки?

Дети рассказывают, что белка весной всё чаще спускается на землю, голодно ей, запасы на зиму кончились. На земле она ищет жёлуди, орехи, семена растений. Белка устраивает себе гнездо в дупле или строит гайно – гнездо из толстых прутьев среди веток. У белки весной рождаются слепые, беспомощные бельчата, которые начнут видеть только через месяц.

  • На прогулке мы с вами обратили внимание на то, что птиц в городе стало меньше, почему? Ведь мы их кормили, помогали им зимой, а они улетели.

Дети говорят о том, что птицы улетели в лес вить гнёзда. (Слайд с перелётными птицами.)

  • Говорят, что весной в лесу нельзя шуметь, почему?

Дети рассказывают о том, что нельзя пугать птиц. Они могут улететь и тогда, их потомство погибнет, ведь ночью ранней весной ещё бывает мороз. В лесу надо вести себя тихо, надо беречь природу.

  • Каких птиц вы здесь знаете, назовите их?
  • Что будут делать эти птицы сейчас в лесу?

Дети говорят о том, что перелётные птицы вьют гнёзда и выводят птенцов только на родине.

Физкультминутка.

                Мы в строю шагаем браво,

                Мы науки познаём.

                И налево, и направо,

                И, конечно же, кругом.

                Это – левая рука,

                Это – правая рука.

                Ох, наука нелегка!

                Это – левая нога,

                Это – правая нога.

                Ох, наука нелегка!

4ч. Воспитатель говорит, что наш путь по дороге знаний продолжается и следующая остановка (дети читают) «Поле».

  • Скажите, в какой сказке рассказывается о том, что зелёная травка была накрыта снегом? (Ответы детей.)
  • Что это была за травка, как она называется? (Озимые.)
  • Что делают люди на полях ранней весной?

Дети рассказывают о снегозадержании, о подготовке земли к посеву, объясняют пословицу: на поле опоздать, так и возле щей воды хлебать.

Воспитатель: «Чтобы не остаться без урожая хлеба, хлеборобы стараются вовремя вспахать землю и засеять её зерном. Заколосится поле и запоёт свою звонкую песню жаворонок полевой. Послушайте, как он поёт». (Звучит аудиозапись песенки жаворонка.)

5ч. Воспитатель: «Интересно, на какую остановку теперь приведёт нас дорога знаний? Кажется, уже везде побывали. Итак, смело идем вперёд и читаем! («Река».) Да, здесь мы ещё не были.

  • Что же происходит на реках и озёрах ранней весной?

Дети рассказывают о том, что лёд на реке вздувается, т.к. снег тает и стекает по берегам ручейками в реки и озёра. Ходить по льду в это время запрещено, это очень опасно! Ранней весной из икринок выводятся мальки, они плавают у берегов, где вода быстрее согревается (мелководье). Обитателям водоёмов стало теплее и светлее. Рыбы просыпаются  и выплывают на мелководье. Они начинают расти, чешуйки нарастают колечками. Растительность водоёмов начинает зеленеть.

6ч. Воспитатель: «Последняя остановка… («Школа»). Ваши знания о ранней весне привели нас на эту остановку. Я предлагаю вам решить кроссворд, где необходимо прочитать ключевое слово. Ответы на мои вопросы вы вписывайте в клеточки своего кроссворда. Итак, слушайте и отвечайте.

  1. Маленькая птичка, зимой и летом живущая рядом с нами?
  2. Цветок ранней весной.
  3.  Что вниз вершиной растёт?
  4. Это дерево ранней весной сначала цветёт, а потом на ней листочки появляются.
  5. Трусливое дикое животное.

1

2

3

4

5

Воспитатель: «Прочитайте ключевое слово. Какое оно? (Весна.) Ребята, вы сегодня показали свои знания о ранней весне. Вы много интересного смогли рассказать, объяснить. Я уверена, что эти знания помогут вам в школе получать хорошие оценки. Вам понравилось наше путешествие? Впереди нас ждут другие путешествия и мы обязательно отправимся с вами в какое-нибудь из них».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К нам пришла весна» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе. Закрепить знания о растительном и животном мире весной. Формировать умение согл...

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Конспект образовательной деятельности на тему : "Весна" ( итоговое занятие для родителей и воспитателей). ( в подготовительной логопедической группе)

Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе на тему" Весна". Цель: обобщить знания детей по лексической теме " Весна" и " Насекомые"; закреплять навыки з...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Ранняя весна. Составление простых распространённых предложений по опорным словам и объединение их в небольшой рассказ».

Отработка составления простого распространённого предложения и объединение их в рассказ с использованием опорных картинок. Продолжать знакомить детей с признаками ранней весны, расширять и активизиров...

Конспект прогулки в подготовительной к школе группе комбинированной направленности Тема «Ранняя весна»

Совершенствовать у детей знания о признаках ранней весны, воспитывать у детей трудолюбие, бережное отношение к природе....

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...