Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Филатова Наталья Александровна

Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_filatovoy_podredaktirovan.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтобы работать в заповеднике мало профессиональных знаний. Надо еще любить природу и уметь наблюдать ее. И еще надо постоянно чувствовать ответственность за окружающий мир».

( из книги «Заповедник Малая Сосьва»)

Тип непосредственной образовательной деятельности: подгрупповое.

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»

Цель непосредственной образовательной деятельности: Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.

Задачи образовательные:

  • уточнять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе

    заповедника «Малая Сосьва»;

  • упражнять в образовании существительных множественного числа в

    родительном падеже, поиск определений - какая вода;

  • закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой дикции,

    звучности и образования притяжательных прилагательных «Чьи следы»;

  • закреплять знания детей о диких животных и птицах заповедника;
  • закреплять у детей понятие - «Красная книга».

Развивающие:

  • развивать поисковую деятельность детей;
  • уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях,    

    придумывать новые вариативные способы использования обычных  

    вещей;

  • развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;
  • развивать кинестетические ощущения тонких движений пальцев
                 рук, используя нетрадиционные приемы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе
                заповедника.
  • воспитывать у детей этические начала личности - умение
                соблюдать правила поведения в заповеднике.
    Интеграция образовательных областей:
  • Коммуникация (развитие всех компонентов речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);
  • Познание (обобщение представление о школе и школьных принадлежностях);
  • Социализация (развитие игровой деятельности детей; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
  • Физическая культура (развитие двигательного опыта и мелкой моторики кистей рук);
  • Здоровье (развитие дыхание);
  • Музыка  (музыкально- ритмические движения).

Словарная работа:

  • активизировать словарь детей по теме: «Живая и не живая природа

   заповедника «Малая Сосьва»;

  • обогащать словарь детей за счет слов: бобр, заповедник, кордон.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по данной теме;
  • беседы о заповедном крае, о лесных обитателях нашего края;
  • рассматривание иллюстраций, картин в книгах: «Советский район»

   Заповедники Югры);

  • экскурсии в лес в разные сезоны года;
  • наблюдение на прогулке;
  • дидактические игры: «Дикие животные и их детёныши», «Лото», «Когда это

   бывает», "Третий лишний», «Кто как прячется», «Кто как кричит».

Виды детской деятельности и формы работы:

Виды детской деятельности

Формы работы

Игровая

Двигательная

Психологическая минутка «Погружение в игровую ситуацию»

Коммуникативная

 Использование художественного слова (стихотворения:

«Заповедник, ты мой заповедник.», «Советский район»).

Коммуникативная

Проблемно-поисковая

Двигательная

 Постановка проблемной ситуации

Подводящий диалог, выдвижение детьми гипотез.

Коммуникативная

Игровая

Поэтапное решение проблемы:

- игра:  «Собери рюкзак»

-дидактическая игра: «Угадай по запаху»

- дидактическая игра: «Много кого?»

Игровая

Коммуникативная

Опыт по фильтрации воды

- Дидактическая игра: «Найди на картинке тех животных, которые попали в заповедник по ошибке»

Игровая

Двигательная

Музыкально динамическая пауза

«Лисонька»

Коммуникативная

Игровая

Дидактическая игра: «Сухой бассейн»

Дидактическая игра: «Угадай на вкус»

Коммуникативная

 Беседа.

Самооценка

Формы организации детей: подгруппа.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей:  8 человек.

Демонстрационный материал: Карта ХМАО, маршрутная лента, камень с надписью, рюкзак, компас, аптечка.

Раздаточный материал: рюкзак, веточки деревьев, картинки птиц, животных,

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, песок, угольки, мох.

следы животных, кочки на болоте, камешки, кора деревьев, родниковая вода.

   

   

Формированием экологического сознания необходимо заниматься с самого раннего детства. В нашем детском саду разработано и проведено интересное мероприятие для младших дошкольников, посвященное воспитанию у детей экологической культуры. Данная разработка предполагает организацию непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва». Путешествуя совместно с воспитателями, участвуя в играх, обсуждениях дети знакомятся с картой ХМАО, Красной Книгой, закрепляют знания  о диких животных и птицах, живущих в заповеднике, о лесном мире, учатся различать следы животных, изучают правила поведения в заповеднике, а также выясняют, какие предметы необходимо брать с собой в путешествие. А завершается данное мероприятие сюрпризным моментом – встречей с инспектором по охране животных, который рассказывает о профессиях людей, работающих и живущих в заповеднике. Все это увеличивает словарный запас детей, обогащает речь, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе и животным.


Ход непосредственно образовательной деятельности:

В музыкальном зале смоделирована ситуация «Осенний лес в заповеднике»

Звучит спокойная музыка.

1. Организационный момент:
Введение, погружение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

Советскому району 45 лет!
Какой срок жизни молодой и яркий.
Мы шлем ему сердечный свой привет.
И посвящаем в честь него занятие.

Воспитатель: Дети, посмотрите на карту ХМАО. Советский район входит в состав ХМАО.

Воспитатель: Куда вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: (На озеро, в заповедник «Малая Сосьва», в лес, на речку).

Воспитатель: Почему вы хотите путешествовать по заповеднику «Малая Сосьва»

Дети: ( Скоро юбилей Советского района. О советском районе мы многое знаем. Край наш родной - давно изучаем. И на природе часто бываем.)

Воспитатель: Нам нужно взять только самые нужные вещи, т.к. путешествие наше будет коротким.

Назовите, какие вещи в путешествии окажутся лишними? (ваза...) Какие предметы нам необходимо взять с собой?

Дети: (хлеб, воду компас, аптечку, маршрутную ленту)

Игра: «Собери рюкзак»

Воспитатель: Что это такое и для чего она предназначена? Показывает маршрутную ленту

Дети: Это маршрутная лента. На ней топографическими знаками изображаются объекты. Она нужна нам, чтобы путешествовать по заповеднику. Во время путешествия нам нужно преодолеть лес, речку, овраг, болото.

Воспитатель: Почему по заповеднику нельзя передвигаться на различных видах транспорта?

Дети: Нельзя нарушать привычный образ жизни заповедника и его обитателей. Животные и птицы могут испугаться шума моторов машин. Тогда мы будем передвигаться по суше пешком. А по речке на плоту.

Основная часть:

Воспитатель:

Заповедник, ты мой заповедник

Чем встревожен, молчишь от чего?
Приглашаю я вас в заповедник
Ты входи без боязни в него!
 

Воспитатель: Куда нам идти - подскажет маршрутная лента. Что это за знак? (тропинка) Пойдемте по тропинке.
Дети: Что это за камень около тропинки? Что-то на нем написано? 

Воспитатель: 

Направо пойдешь - в болото попадешь.

Налево пойдешь - пропадешь.
Прямо пойдешь - в заповедник попадешь.
Дети: Советуются, принимают решение. Пойдем по тропинке, которая
ведет в заповедник.
 

Воспитатель: 

Какие опасности нас могут поджидать в лесу?

Дети: Можно заблудиться. Сбиться с дороги. Провалиться в яму. Встретиться с диким зверем.

Воспитатель: Ребята, как нужно передвигаться по лесу?

Дети: Если дорога идет через лес, то стараться не уходить с дороги. Не потерять тропинку. Не кричать в лесу, чтобы не нарушать тишину заповедника. Не отставать от товарищей.

Воспитатель: Заповедник - край лесной, куда ни кинь взгляд, везде величавая красота деревьев: А сможете ли вы по запаху определить от какого дерева ветка?

Игра: «Угадай по запаху»

(Дети с закрытыми глазами по запаху угадывают название деревьев, которые растут в заповеднике.) Дети идут дальше и останавливаются на берегу речки.

Воспитатель: Молодцы, мы узнали какие деревья растут в заповеднике.

Воспитатель: Как вы думаете, почему здесь нарисован плот?

Дети: Дальше передвигаться мы будем по речке на плоту.

Воспитатель: Где нам взять плот?

Дети: Изготовить плот из подручного материала из бревен, веток, которых много в лесу. Можно использовать веревки, которые мы взяли с собой

Воспитатель: Пойдемте искать речку. А вот и лесная речка течет. Дети строят плот и отправляются путешествовать дальше.

Воспитатель: Мы готовы к отплытию. Вперед! Прислушайтесь к голосам птиц. Ребята, как весело щебечут птицы. В заповеднике обитает много различных видов птиц. А каких птиц много? 

Игра: «Много кого?»

Дети: (много уток, гусей, кедровок, дятлов, глухарей, рябчиков, кукушек.) Воспитатель: Как весело журчит лесная речка, мы плывем на плоту. Посмотрите в бинокль, что-то виднеется впереди. Это лесной завал - плотина.

Дети: Что это за зверьки около платины? Это бобры, это они построили плотину.

Воспитатель: Что вы знаете о бобрах?

Дети: Заповедник - край небольших рек и озер. В них обитают ондатры и бобры. Они перегораживают малые лесные речки, строят для жилья хатки. Грызет бобр под водой так же хорошо и быстро, как и на суше. Они смелые, ловкие. Шубы и шапки из них очень красивые и дорогие. Но лучше мы будем носить синтетические вещи, а животные пусть живут! Они занесены в Красную книгу

Воспитатель: Это Красная книга, куда заносятся животные, птицы, растения, которые находятся под охраной государства. Какие еще животные и птицы занесены в Красную книгу?

Дети: (Бобр, ондатра, лебедь, беркут, филин, серый журавль)

Воспитатель: Какая прекрасная погода, осенние солнце посылает последние теплые лучики. Так хочется пить, а вода закончилась. Можно ли нам взять воду из речки?

Дети: Речная вода не пригодна для питья.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Нужно поискать родник. На дне оврага почти всегда есть ручей, так как из земли бьют родники. Можно набрать воду, утолить жажду. 

Воспитатель: Какой знак здесь нарисован? (овраг)
Дети: Нам придется пройти через овраг. Пойдемте, поищем родничок.

Воспитатель: Тихо шепчет листва в заповедном лесу. Даже пение птиц не нарушит покой. День, а здесь тишина, родничок, лишь журчит. Можно ли пить сырую воду, даже из родника?

Дети: Обсуждают. Нет, нужно ее обязательно очистить. Пропустить через песок, угольки, мох. 

«Опыт по фильтрации воды»

Воспитатель: Какая вода?

Дети: (чистая, прозрачная, родниковая, прохладная, студеная, вкусная)

Воспитатель: Осенью в заповеднике необыкновенно красиво. Здесь можно встретить различных животных. 

Игра « Найди на картинке тех животных, которые попали в заповедник по ошибке»

Воспитатель: Почему вы назвали этих животных?
Дети: (Это животные, которые живут только на крайнем севере)

Воспитатель: Какие еще животные обитают в заповеднике?

Дети: (бобры, куницы, волки, лисицы)

Воспитатель: Обратите внимание, на какой красивой, сказочной полянке мы сидим. Представим, что мы лисички

Массаж биологических активных зон.

Музыкальная динамическая пауза «Лисонька» (приложение 8)

Массаж в парах

(дети стоят парами по кругу)

Утром лисонька проснулась

(кулачками трут глазки)

Солнцу нежно улыбнулась

(массаж губных складок)

В кулачок все пальцы сжала

(сжимают в паре кулачки)

Растирать все лапки стала

(растирают друг другу ладошки)

Ручки, ручки растирала

(первый ребенок гладит руки от плеча

вниз второму ребенку)

Ножки, ножки растирала

(каждый себе гладит по коленям, повторяют еще раз)

А потом ладошкой пошлепала немножко

(стучат по рукам товарища от плеча к ладошке)

Вот какая красота!

(ладошки на щечках, качают головой)

Ну, красавица - лиса!

(руки разведены чуть в стороны, поворот головы вправо, влево)

        

Воспитатель: Дети посмотрите, следы каких животных на песке?
Дети: (лисьи, медвежьи, рысьи,)

Воспитатель: Посмотрите, что это? ( Палатка) Что обозначает этот знак?

Дети: Палатка обозначает - привал, отдых.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята немного отдохнуть. Согласны? Вы слышите шорох в кустах, кто бы это мог быть там? (зайчик).    

Воспитатель: Я заметила под елкой маленького зайчика. Ни кого нет. Наверное он испугался нас. Я предлагаю вам, выложить зайчика на песке.
Игра: «Сухой бассейн» (дети выкладывают зайчика)

Воспитатель: Отдохнули немного. Давайте продолжим путь. Посмотрим, где дальше проход наш маршрут? Какой это знак? (болото). Как же нам перейти болото?
Дети: Перейти болото по кочкам.

Воспитатель: Идти по кочкам, нужно очень осторожно, друг за другом на небольшом расстоянии.

Дети: Нас кто-то встречает.

Инспектор по охране животных: Здравствуйте дети! Вы вернулись на кордон заповедника. Знаете ли вы, люди, каких профессий живут и работают в заповеднике?

Дети: В заповеднике работают научные сотрудники, инспектора по охране животных, растений, птиц, метеорологи, зоологи.

Инспектор по охране животных: С какими животными и птицами встретились? Какие препятствия вам пришлось преодолеть? Что нового вы узнали, путешествуя по заповеднику? Что вам запомнилось во время путешествия? Произошло ли с вами что - то необычное? Я для вас приготовил сюрприз. Если вы угадаете, какую ягоду съели, я угощу вас ягодным пирогом. 

Игра: «Угадай на вкус»

Инспектор по охране животных: Приглашает детей на чаепитие в здание, где живут и работают сотрудники заповедника. ДОСВИДАНЬЯ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности с презентацией "Моя малая Родина"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы, знакомство с небольшим уголком страны - Мордовией, г. Темниковом....

непосредственно-образовательная деятельность "чудесные помощники"

КонспектЗанятие «ЧУДЕСНЫЕ  ПОМОЩНИКИ». ЦЕЛЬ: развивать интерес к себе, своим физическим возможностям; испытывать чувство радости от общения и совместных действий с другими детьми. ЗАДАЧ...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Чудесные превращения Губки»

развивать творческую познавательную активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Чудесный мир заповедника "Малая сосьва".

Конспект НОД по окружающему миру....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по заповеднику"

Ознакомление с окружающей природой. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы. Познакомить детей с заповедником "Черные земли". Ра...