Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_filatovoy_podredaktirovan.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы работать в заповеднике мало профессиональных знаний. Надо еще любить природу и уметь наблюдать ее. И еще надо постоянно чувствовать ответственность за окружающий мир».
( из книги «Заповедник Малая Сосьва»)
Тип непосредственной образовательной деятельности: подгрупповое.
Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
Цель непосредственной образовательной деятельности: Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.
Задачи образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе
заповедника «Малая Сосьва»;
- упражнять в образовании существительных множественного числа в
родительном падеже, поиск определений - какая вода;
- закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой дикции,
звучности и образования притяжательных прилагательных «Чьи следы»;
- закреплять знания детей о диких животных и птицах заповедника;
- закреплять у детей понятие - «Красная книга».
Развивающие:
- развивать поисковую деятельность детей;
- уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях,
придумывать новые вариативные способы использования обычных
вещей;
- развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;
- развивать кинестетические ощущения тонких движений пальцев
рук, используя нетрадиционные приемы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе
заповедника. - воспитывать у детей этические начала личности - умение
соблюдать правила поведения в заповеднике.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация (развитие всех компонентов речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);
- Познание (обобщение представление о школе и школьных принадлежностях);
- Социализация (развитие игровой деятельности детей; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
- Физическая культура (развитие двигательного опыта и мелкой моторики кистей рук);
- Здоровье (развитие дыхание);
- Музыка (музыкально- ритмические движения).
Словарная работа:
- активизировать словарь детей по теме: «Живая и не живая природа
заповедника «Малая Сосьва»;
- обогащать словарь детей за счет слов: бобр, заповедник, кордон.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по данной теме;
- беседы о заповедном крае, о лесных обитателях нашего края;
- рассматривание иллюстраций, картин в книгах: «Советский район»
Заповедники Югры);
- экскурсии в лес в разные сезоны года;
- наблюдение на прогулке;
- дидактические игры: «Дикие животные и их детёныши», «Лото», «Когда это
бывает», "Третий лишний», «Кто как прячется», «Кто как кричит».
Виды детской деятельности и формы работы:
Виды детской деятельности | Формы работы |
Игровая Двигательная | Психологическая минутка «Погружение в игровую ситуацию» |
Коммуникативная | Использование художественного слова (стихотворения: «Заповедник, ты мой заповедник.», «Советский район»). |
Коммуникативная Проблемно-поисковая Двигательная | Постановка проблемной ситуации Подводящий диалог, выдвижение детьми гипотез. |
Коммуникативная Игровая | Поэтапное решение проблемы: - игра: «Собери рюкзак» -дидактическая игра: «Угадай по запаху» - дидактическая игра: «Много кого?» |
Игровая Коммуникативная | Опыт по фильтрации воды - Дидактическая игра: «Найди на картинке тех животных, которые попали в заповедник по ошибке» |
Игровая Двигательная | Музыкально динамическая пауза «Лисонька» |
Коммуникативная Игровая | Дидактическая игра: «Сухой бассейн» Дидактическая игра: «Угадай на вкус» |
Коммуникативная | Беседа. Самооценка |
Формы организации детей: подгруппа.
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: 8 человек.
Демонстрационный материал: Карта ХМАО, маршрутная лента, камень с надписью, рюкзак, компас, аптечка.
Раздаточный материал: рюкзак, веточки деревьев, картинки птиц, животных,
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, песок, угольки, мох.
следы животных, кочки на болоте, камешки, кора деревьев, родниковая вода.
Формированием экологического сознания необходимо заниматься с самого раннего детства. В нашем детском саду разработано и проведено интересное мероприятие для младших дошкольников, посвященное воспитанию у детей экологической культуры. Данная разработка предполагает организацию непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва». Путешествуя совместно с воспитателями, участвуя в играх, обсуждениях дети знакомятся с картой ХМАО, Красной Книгой, закрепляют знания о диких животных и птицах, живущих в заповеднике, о лесном мире, учатся различать следы животных, изучают правила поведения в заповеднике, а также выясняют, какие предметы необходимо брать с собой в путешествие. А завершается данное мероприятие сюрпризным моментом – встречей с инспектором по охране животных, который рассказывает о профессиях людей, работающих и живущих в заповеднике. Все это увеличивает словарный запас детей, обогащает речь, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе и животным.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В музыкальном зале смоделирована ситуация «Осенний лес в заповеднике»
Звучит спокойная музыка.
1. Организационный момент:
Введение, погружение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Советскому району 45 лет!
Какой срок жизни молодой и яркий.
Мы шлем ему сердечный свой привет.
И посвящаем в честь него занятие.
Воспитатель: Дети, посмотрите на карту ХМАО. Советский район входит в состав ХМАО.
Воспитатель: Куда вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: (На озеро, в заповедник «Малая Сосьва», в лес, на речку).
Воспитатель: Почему вы хотите путешествовать по заповеднику «Малая Сосьва»
Дети: ( Скоро юбилей Советского района. О советском районе мы многое знаем. Край наш родной - давно изучаем. И на природе часто бываем.)
Воспитатель: Нам нужно взять только самые нужные вещи, т.к. путешествие наше будет коротким.
Назовите, какие вещи в путешествии окажутся лишними? (ваза...) Какие предметы нам необходимо взять с собой?
Дети: (хлеб, воду компас, аптечку, маршрутную ленту)
Игра: «Собери рюкзак»
Воспитатель: Что это такое и для чего она предназначена? Показывает маршрутную ленту
Дети: Это маршрутная лента. На ней топографическими знаками изображаются объекты. Она нужна нам, чтобы путешествовать по заповеднику. Во время путешествия нам нужно преодолеть лес, речку, овраг, болото.
Воспитатель: Почему по заповеднику нельзя передвигаться на различных видах транспорта?
Дети: Нельзя нарушать привычный образ жизни заповедника и его обитателей. Животные и птицы могут испугаться шума моторов машин. Тогда мы будем передвигаться по суше пешком. А по речке на плоту.
Основная часть:
Воспитатель:
Заповедник, ты мой заповедник
Чем встревожен, молчишь от чего?
Приглашаю я вас в заповедник
Ты входи без боязни в него!
Воспитатель: Куда нам идти - подскажет маршрутная лента. Что это за знак? (тропинка) Пойдемте по тропинке.
Дети: Что это за камень около тропинки? Что-то на нем написано?
Воспитатель:
Направо пойдешь - в болото попадешь.
Налево пойдешь - пропадешь.
Прямо пойдешь - в заповедник попадешь.
Дети: Советуются, принимают решение. Пойдем по тропинке, которая
ведет в заповедник.
Воспитатель:
Какие опасности нас могут поджидать в лесу?
Дети: Можно заблудиться. Сбиться с дороги. Провалиться в яму. Встретиться с диким зверем.
Воспитатель: Ребята, как нужно передвигаться по лесу?
Дети: Если дорога идет через лес, то стараться не уходить с дороги. Не потерять тропинку. Не кричать в лесу, чтобы не нарушать тишину заповедника. Не отставать от товарищей.
Воспитатель: Заповедник - край лесной, куда ни кинь взгляд, везде величавая красота деревьев: А сможете ли вы по запаху определить от какого дерева ветка?
Игра: «Угадай по запаху»
(Дети с закрытыми глазами по запаху угадывают название деревьев, которые растут в заповеднике.) Дети идут дальше и останавливаются на берегу речки.
Воспитатель: Молодцы, мы узнали какие деревья растут в заповеднике.
Воспитатель: Как вы думаете, почему здесь нарисован плот?
Дети: Дальше передвигаться мы будем по речке на плоту.
Воспитатель: Где нам взять плот?
Дети: Изготовить плот из подручного материала из бревен, веток, которых много в лесу. Можно использовать веревки, которые мы взяли с собой
Воспитатель: Пойдемте искать речку. А вот и лесная речка течет. Дети строят плот и отправляются путешествовать дальше.
Воспитатель: Мы готовы к отплытию. Вперед! Прислушайтесь к голосам птиц. Ребята, как весело щебечут птицы. В заповеднике обитает много различных видов птиц. А каких птиц много?
Игра: «Много кого?»
Дети: (много уток, гусей, кедровок, дятлов, глухарей, рябчиков, кукушек.) Воспитатель: Как весело журчит лесная речка, мы плывем на плоту. Посмотрите в бинокль, что-то виднеется впереди. Это лесной завал - плотина.
Дети: Что это за зверьки около платины? Это бобры, это они построили плотину.
Воспитатель: Что вы знаете о бобрах?
Дети: Заповедник - край небольших рек и озер. В них обитают ондатры и бобры. Они перегораживают малые лесные речки, строят для жилья хатки. Грызет бобр под водой так же хорошо и быстро, как и на суше. Они смелые, ловкие. Шубы и шапки из них очень красивые и дорогие. Но лучше мы будем носить синтетические вещи, а животные пусть живут! Они занесены в Красную книгу
Воспитатель: Это Красная книга, куда заносятся животные, птицы, растения, которые находятся под охраной государства. Какие еще животные и птицы занесены в Красную книгу?
Дети: (Бобр, ондатра, лебедь, беркут, филин, серый журавль)
Воспитатель: Какая прекрасная погода, осенние солнце посылает последние теплые лучики. Так хочется пить, а вода закончилась. Можно ли нам взять воду из речки?
Дети: Речная вода не пригодна для питья.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Нужно поискать родник. На дне оврага почти всегда есть ручей, так как из земли бьют родники. Можно набрать воду, утолить жажду.
Воспитатель: Какой знак здесь нарисован? (овраг)
Дети: Нам придется пройти через овраг. Пойдемте, поищем родничок.
Воспитатель: Тихо шепчет листва в заповедном лесу. Даже пение птиц не нарушит покой. День, а здесь тишина, родничок, лишь журчит. Можно ли пить сырую воду, даже из родника?
Дети: Обсуждают. Нет, нужно ее обязательно очистить. Пропустить через песок, угольки, мох.
«Опыт по фильтрации воды»
Воспитатель: Какая вода?
Дети: (чистая, прозрачная, родниковая, прохладная, студеная, вкусная)
Воспитатель: Осенью в заповеднике необыкновенно красиво. Здесь можно встретить различных животных.
Игра « Найди на картинке тех животных, которые попали в заповедник по ошибке»
Воспитатель: Почему вы назвали этих животных?
Дети: (Это животные, которые живут только на крайнем севере)
Воспитатель: Какие еще животные обитают в заповеднике?
Дети: (бобры, куницы, волки, лисицы)
Воспитатель: Обратите внимание, на какой красивой, сказочной полянке мы сидим. Представим, что мы лисички
Массаж биологических активных зон.
Музыкальная динамическая пауза «Лисонька» (приложение 8)
Массаж в парах | (дети стоят парами по кругу) |
Утром лисонька проснулась | (кулачками трут глазки) |
Солнцу нежно улыбнулась | (массаж губных складок) |
В кулачок все пальцы сжала | (сжимают в паре кулачки) |
Растирать все лапки стала | (растирают друг другу ладошки) |
Ручки, ручки растирала | (первый ребенок гладит руки от плеча вниз второму ребенку) |
Ножки, ножки растирала | (каждый себе гладит по коленям, повторяют еще раз) |
А потом ладошкой пошлепала немножко | (стучат по рукам товарища от плеча к ладошке) |
Вот какая красота! | (ладошки на щечках, качают головой) |
Ну, красавица - лиса! | (руки разведены чуть в стороны, поворот головы вправо, влево) |
Воспитатель: Дети посмотрите, следы каких животных на песке?
Дети: (лисьи, медвежьи, рысьи,)
Воспитатель: Посмотрите, что это? ( Палатка) Что обозначает этот знак?
Дети: Палатка обозначает - привал, отдых.
Воспитатель: Предлагаю вам ребята немного отдохнуть. Согласны? Вы слышите шорох в кустах, кто бы это мог быть там? (зайчик).
Воспитатель: Я заметила под елкой маленького зайчика. Ни кого нет. Наверное он испугался нас. Я предлагаю вам, выложить зайчика на песке.
Игра: «Сухой бассейн» (дети выкладывают зайчика)
Воспитатель: Отдохнули немного. Давайте продолжим путь. Посмотрим, где дальше проход наш маршрут? Какой это знак? (болото). Как же нам перейти болото?
Дети: Перейти болото по кочкам.
Воспитатель: Идти по кочкам, нужно очень осторожно, друг за другом на небольшом расстоянии.
Дети: Нас кто-то встречает.
Инспектор по охране животных: Здравствуйте дети! Вы вернулись на кордон заповедника. Знаете ли вы, люди, каких профессий живут и работают в заповеднике?
Дети: В заповеднике работают научные сотрудники, инспектора по охране животных, растений, птиц, метеорологи, зоологи.
Инспектор по охране животных: С какими животными и птицами встретились? Какие препятствия вам пришлось преодолеть? Что нового вы узнали, путешествуя по заповеднику? Что вам запомнилось во время путешествия? Произошло ли с вами что - то необычное? Я для вас приготовил сюрприз. Если вы угадаете, какую ягоду съели, я угощу вас ягодным пирогом.
Игра: «Угадай на вкус»
Инспектор по охране животных: Приглашает детей на чаепитие в здание, где живут и работают сотрудники заповедника. ДОСВИДАНЬЯ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности с презентацией "Моя малая Родина"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы, знакомство с небольшим уголком страны - Мордовией, г. Темниковом....
непосредственно-образовательная деятельность "чудесные помощники"
КонспектЗанятие «ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ». ЦЕЛЬ: развивать интерес к себе, своим физическим возможностям; испытывать чувство радости от общения и совместных действий с другими детьми. ЗАДАЧ...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Чудесные превращения Губки»
развивать творческую познавательную активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Чудесный мир заповедника "Малая сосьва".
Конспект НОД по окружающему миру....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по заповеднику"
Ознакомление с окружающей природой. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы. Познакомить детей с заповедником "Черные земли". Ра...