Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

У каждого из нас есть малая Родина.Это то место, где мы родились и выросли. Мы должны знать свою культуру, быт,особенности своего народа. Занятие разработано для старшей группы и входит в систему занятий по ознакомлению с окружающим родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная  область «Познание» в старшей группе.

Тема: « Путешествие по Пинеге».

Цель: расширение знаний  детей о достопримечательностях посёлка Пинеги.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о родном поселке Пинега, об основных достопримечательностях поселка, учить узнавать их на фотографиях.
  • расширять представления о трудовых профессиях, о необходимости и важности их труда.

Развивающие:

  • развивать связную речь, учить детей отвечать на вопросы.
  • развивать интерес к культуре родного края.
  • развивать словарный запас словами: купцы, сундук, рубашка-косоворотка, сарафан, лапти, экспонат.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному посёлку.
  • воспитывать уважение к людям трудовых профессий.
  • воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Материалы и оборудование к занятию:

  • слайд-проектор, диск со слайдами, кукла Незнайка, карточки о правилах поведения, сундук, рубашка-косоворотка, сарафан, лапти, платок, игрушки, книги, посуда, обувь, напитки; музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, дудочка, бубен), корзинка с пирожками, яйцо, скалка, стрела

 Предварительная работа:

  • целевые прогулки по улицам поселка.
  • экскурсия в библиотеку.
  • беседы в краеведческом музее («Игрушки», «Звери наших лесов»).
  • изготовление книги «Дом, в котором я живу».
  • беседа «Моя Пинега»

Место проведения: музыкальный зал.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деят-сть детей

Примечание

1 этап

Орг. момент

2 этап

Осн.часть

3зак.часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свою улыбку.

Стук в дверь. Воспитатель открывает, вносит куклу Незнайку.

Воспитатель: Ребята, к нам ещё гости!

Незнайка: Здравствйте, дети! Я -Незнайка, живу в Цветочном городе. В нашем городе проживает много коротышек, и о своём городе я всё знаю. А в вашем поселке первый раз. Мне сказали, что дети из группы «Рябинка» могут много рассказать о своём посёлке, это правда?

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Расскажем о нашей Пинеге?

Как называется наш поселок?

Как называются люди, которые живут в поселке?

В Пинеге много улиц. А вы, ребята, знаете на какой улице вы живёте? На какой улице живет Артём?  А на какой улице живёт Кирилл?

Мы сегодня совершим путешествие по улице Первомайская. Я буду вашим экскурсоводом, а вы моими помощниками, согласны?

И так, начинаем нашу экскурсию. Нашему поселку Пинега больше 800 лет! Жили в Пинеге богатые купцы и построили много зданий. Эти здания используются до сих пор. А многим зданиям больше 100 лет. Как фамилия этих купцов?

 В поселок приезжает много гостей из других городов и даже стран. Гости всегда посещают наш краеведческий музей. И мы зайдём в музей и покажем Незнайке. А сначала вспомним правила поведения в музее.

Экспонаты можно рассматривать.

Нельзя трогать руками.

Можно спросить взрослого, что тебе интересно.

Наш музей большой и в нём очень много интересного. В музее много разных залов и в каждом хранится своя тайна. Вспомните, ребята, какие залы есть в музее?

Я хочу вас пригласить в зал, где хранятся вещи, которые раньше носили наши бабушки и дедушки.

А где раньше хранили одежду?

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своём?

  • Игра «Что в сундуке?»

Я вам буду показывать вещи из сундука, а вы о ней мне расскажите.

Воспитатель достаёт из сундука вещи. С детьми обсуждается цвет, материал, для кого эта одежда.

Воспитатель: Понравилось тебе Незнайка в нашем музее?

Незнайка: Очень понравилось, я увидел много интересного,

у нас такого музея в Цветочном городе нет.

А теперь мы выходим из музея, аккуратно спускаемся по ступенькам на улицу.

Ребята, а вы ничего не чувствуете? Очень вкусно пахнет хлебом. А где пекут хлеб?

Подойдем поближе к зданию. Это тоже одно из старых зданий

посёлка, построенных купцами Володиными. Из чего сделана пекарня?

Как называется профессия  человека, который печет хлеб?

У Арины мама работает пекарем. Расскажи  нам, Арина, что делает твоя мама на работе.

Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Какие продукты нужны пекарю, чтобы замесить тесто?

Ребята, сегодня заболел пекарь, а хлеб ещё не испечён. Давайте поможем испечь хлеб.

  • Пальчиковая гимнастика

Тесто мнем, мнем, мнем! 
(поочередно «давим» кулачками воображаемое тесто) 
Тесто жмем, жмем, жмем! 
(резко сжимаем пальцы в кулаки и разжимаем их, сначала одновременно, потом поочередно) 
Вкусный хлеб мы  испечем! 
(руками «лепим» хлеб, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

Вот какие молодцы помогли пекарю испечь хлеб.

А куда попадает хлеб из пекарни?

Мы приглашаем Незнайку в наши магазины. Посмотрите на здания магазинов. Это тоже постройки купцов Володиных.

Что продается в наших магазинах?

Да, в магазинах всегда много разных товаров. И сегодня привезли товар, поможем разобрать товар по отделам.

  • Игра «Разбери товар

Дети берут по одному предмету и раскладывают на нужные полки.

Что продают в этом отделе? Как называется отдел?

Воспитатель:  Наверно Незнайка устал? Давайте зайдём в кафе и немного отдохнём. Кафе называется  

«У Володина».

Кафе находится в старинном здании, внутри сделан хороший ремонт. Здесь очень уютно и красиво. Люди могут прийти сюда посидеть и отдохнуть.

Кто работает в этом кафе?

У Дианы мама работает в этом кафе. Расскажи Диана о  профессии своей мамы.

Сегодня в меню много разных напитков. А какие напитки вы любите? Давайте попробуем разные напитки и угостим Незнайку.

  • Игра « Определи на вкус»

Дети пьют из стаканчиков напитки и определяют вкус.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось в кафе?

 А тебе, Незнайка?

Незнайка: У вас просто замечательное кафе! Так всё вкусно!

Воспитатель:  Я думаю, что мы хорошо отдохнули и пора нам продолжить нашу экскурсию. На втором этаже этого здания расположена музыкальная школа. Почему эта школа называется музыкальная?

В музыкальную школу приходят дети играть на музыкальных инструментах. Они выступают и показывают свои концерты перед зрителями. Какие вы знаете музыкальные инструменты?

А сейчас мы это проверим. Незнайка хочет поиграть с вами.

  • Игра «Узнай инструмент»

Воспитатель уходит за ширму вместе с Незнайкой и играет на музыкальном инструменте, дети отгадывают.

Незнайка:  Молодцы, ребята. А ещё я хочу с  вами  поиграть.

Воспитатель:  Научим Незнайку играть в игру « Ровным кругом».

  • Игра « Ровным кругом».

Дети идут в хороводе. В центре круга – водящий, который в первой части игры стоит и хлопает в ладоши. Дети исполняют песенку, называют имя этого ребёнка. Во второй части игры водящий показывает танцевальное движение, а дети должны точно повторить. Водящий в конце игры определяет ребёнка, наиболее правильно выполнившего показанное движение. Он назначает ребёнка вместо себя, а сам с детьми встаёт в круг.

 Ровным кругом друг за другом,

Эй, ребята не зевать.

Что нам Женечка покажет

 Станем дружно выполнять.

Незнайка: Мне очень понравилось у вас в музыкальной школе, и я  обязательно научу своих друзей играть в игру « Ровным кругом».

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь - дом как дом, 
Но нет жильцов обычных в нем, 
В нем книги интересные стоят рядами тесными.

(библиотека)

Незнайка, а у вас  в Цветочном городе есть библиотека?

Незнайка:  Да, есть.

Воспитатель: Вот и у нас в Пинеге есть библиотека. Посмотрите на здание библиотеки. Из чего построено это здание?

Это здание старой постройки. Совсем недавно здание отремонтировали.

 Ребята вы  любите ходить в библиотеку? Что  такое библиотека? Как называется профессия человека, который работает в библиотеке?

А знаете ребята, как надо обращаться с книгой?  Я предлагаю вам поиграть в игру.

  • Игра « Можно, нельзя»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы словами  « можно» или «нельзя».

Воспитатель:

-бросать книги

-читать книги

-рассматривать картинки в книге

-мять  страницы

-ремонтировать книги

Все ребята в Пинеге любят читать и слушать сказки. Сказочные герои очень забывчивые, посмотрите на предметы и угадайте, кто их потерял?

  • Игра «Бюро находок»

Воспитатель: А в конце нашего путешествия мне бы хотелось  у вас узнать. Когда вы станете большими, чтобы вы хотели построить в нашем поселке?

Воспитатель: Вот видишь, Незнайка наши ребята очень хотят, чтобы наш посёлок был чистым и красивым. Чтобы в Пинеге были построены «Детский парк», «Цирк», «Аквапарк», «Хоккейная коробка».

Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось с нами путешествовать?

Незнайка: Да, я узнал много интересного о вашем поселке, и хотел бы к вам ещё раз приехать со своими друзьями коротышками.

Воспитатель: Я думаю, Незнайка обязательно ещё к нам приедет. На память о нашем путешествии мы дарим книгу, сделанную своими руками. Книга называется «Дом, в котором  я живу», в книге рисунки и рассказы детей о поселке Пинега.

 Незнайка: Спасибо, ребята! Мне  было очень интересно с вами. До свидания!

Воспитатель: Кто к нам приходил в гости? Что мы с вами делали?

Что вам понравилось?

Здороваются дарят гостям

улыбку.

Посёлок

Пинега.

Пинежане.

Дети отвечают

Купцы

Володины.

Зал с животными, птицами…

В сундуке

В пекарне.

Из кирпича.

Пекарь.

Рассказ о профессии пекаря.

Хлеб, булочки, пирожки…

Мука, дрожжи, вода…

Дети выполняют движения по тексту.

В магазин.

.

Дети рассказы-вают о товарах.

Повара, официанты.

Рассказ о профессии повара.

Потому что, в этой школе дети учатся играть на муз. инструмен-тах.

Из дерева.

Библио-текарь.

Нельзя

Можно

Можно

Нельзя

Можно

Дети

рассказы-вают

        

.

Дети стоят с вос-лем.

 

Кукла Незнайка

         

Слайд  №1

«Улицы Пинеги»

Слайд №2

«Двери музея»,

Слайд №3

«Здание музея»

Слайд №4

«Залы музея»

Карточки-схемы.

Сарафан.

рубашка-косоворотка, платок, лапти.

Слайд №5

«Пекарня»

 

Слайд №6

«Мага-зины»

Слайд №7

кафе-бар

 «У Володина»

Напитки:

Чай, какао.

молоко, сок

Слайд №8

«Музыкаль-ная школа»

Муз.инстру-менты: ложки. дудочка, бубен, колокольчик

Слайд №9

«Библиоте-ка»

Корзина с пирожками, яйцо, скалка, стрела.

Книжка-

самоделка

«Дом, в котором я живу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по познанию в старшей группе «Волшебница-вода»

Цель:1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни; создать целостное представление о воде, как о природном явлении;2. Сформировать представление о  с...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.

Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе. « Первобытное общество»

Цель:  Закрепить знания детей о первобытном человеке.Задачи:Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества. (Познание)Знакомить детей с историей жизни и быта древнего чел...

Непосредственно – образовательная деятельность ОО «Познание» в старшей группе "Космическое путешествие"

Расширять знания детей о Солнечной системе, движением планет вокруг Солнца, планете Земля и Луне, как спутнике Земли, о различных фазах Луны....

Непосредственная образовательная деятельность по познанию в старшей группе. Тема: «Ребенок и окружающие его люди»

1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных поступков. 3. Развитие к...

«Космическое путешествие» Конспект Непосредственно - образовательной деятельности ОО «Познание» в старшей группе МБДОУ №77

Расширять знания детей о Солнечной системе, движением планет вокруг Солнца, планете Земля и Луне, как спутнике Земли, о различных фазах Луны.Систематизировать знания детей о глобусе, как маленькой мод...