Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ»
(с использованием методов ТРИЗ)
Алдашкина Н.П.
воспитатель МАДОУ д/с № 29
городского округа г. Нефтекамск
Возраст: старшая группа
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи.
1. образовательные: обобщить и уточнить знания детей о воздухе, его свойствах: невидимый, прозрачный, бесцветный. Закрепить знания о роли воздуха в жизни человека и живой природе. Показать взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
2. развивающие: побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание. Развивать воображение и умение фантазировать, используя метод морфологического анализа ТРИЗ. Закреплять и расширять словарный запас детей.
3.воспитательные: прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материал и оборудование: кукла Фея Воздушной страны, мешочки, стаканы с чистой, цветной водой, воздушный шарик- «реактивная ракета», бумажные лепестки , клей, салфетки, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в волшебную страну. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «эники-беники, черебеники, маятник качается, эники-беники,черебеники, путешествие начинается».
Дети открывают глаза.
- Мы с вами оказались в волшебной стране. Глубоко вдохните. Чем пахнет? (ничем, свежим воздухом). А сейчас закройте глаза и вдохните (воспитатель ароматизирует воздух). Чем пахнет? (цветами, садом и т. д.). Это запах волшебной страны.
- Кто помог нам почувствовать этот запах? (нос). А донес его до нас воздух.
- Мы с вами в волшебной стране, догадались, какой? (волшебной стране воздуха). А вот и хозяйка воздушной страны.
Фея: я - Фея воздушной страны. Я рада вас видеть в своей таинственной и волшебной стране воздуха. Я приглашаю вас в свою лабораторию.
- А что такое лаборатория?
Фея: сегодня в лаборатории мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, познакомимся с его свойствами, сделаем выводы как настоящие ученые.
- Давайте расскажем Фее, что мы знаем о воздухе.
- Нужен ли нам воздух?
- Для чего?
- Человек не может жить без воздуха, а проверить это очень просто. Вдохните воздух и задержите дыхание. Никто из вас не смог прожить без воздуха.
- А кому еще воздух необходим? (птицам, зверям, растениям и т. д.).
- Как можно назвать одним словом? (живая природа).
- Какой вывод можно сделать? (человек не может жить без воздуха, как и все живое вокруг нас).
- Мы дышим воздухом. Поднесите свои ладошки к лицу. Что почувствовали? (теплоту дыхания).
- Убедиться в том, что мы дышим воздухом, нам поможет стакан с водой и соломинка. Пройдите к столам.
- Вдыхаем воздух через нос, через соломинку в воду.
- Что видим? (пузырьки).
- Что это значит? (это пузырьки воздуха).
- Сделаем вывод - мы дышим воздухом.
- Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
- Возьмите мешочки, попробуйте его поймать (опыт с мешочками).
- Какой вывод можно сделать? Можно увидеть воздух?
- Вывод - воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Дети садятся на стульчики.
Фея: я принесла две картинки (изображением города и леса). Где лучше отдыхать и почему?
-А почему в лесу дышится легко?
-Там воздух содержит больше кислорода. Кислород - это газ, которым дышит человек. Растения выделяют кислород, больше растений - больше кислорода. Поэтому надо беречь лес и не загрязнять.
Игровое упражнение «Очистим лес от мусора» - упражнение на дыхании
(на столе импровизированный мусор – бумажки, вата, пробки). Дети подходят и сдувают мусор.
Физминутка.
Наши ноги - это корни, Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви, Наши пальцы - это листья.
Под музыку
-Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками).
- Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (шевелят кистями рук).
- Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (наклоняются из стороны в сторону).
- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (выпрямиться, шевелить только пальцами рук).
-Почему в городе воздух грязный? (газуют машины, дымят трубы заводов)
-Да в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.
-Что же надо делать, что бы воздух стал чище, легче было дышать людям?
-Можно закрыть фабрики и заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям. Поэтому на трубы фабрик и заводов ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
Фея: сейчас я вас превращу в настоящих изобретателей. Мы с вами придумаем автомобиль будущего, который не будет загрязнять воздух. Метод морфологического анализа – ТРИЗ.
Фея: посмотрите, у нас к старту готова «реактивная ракета». Что значит, реактивная (быстрая). Опыт "реактивная ракета".
- Давайте отправим ее в полет, начнем отсчет 5,4,3,2,1,старт.
- Что было внутри «ракеты»?
- Почему оно полетела?
- Внутри «ракеты» был воздух. Воздух вырвался и привел ракету в движение. Какой вывод можно сделать?
- Вывод - воздух может двигать предметы.
- Давайте отблагодарим фею за увлекательное путешествие в мир воздуха, и подарим ей воздушный цветок.
Дети делают «воздушный» цветок. Детям предлагаются стаканы с мыльной окрашенной водой. С помощью трубочек, дети образуют в нем мыльную пену, за тем прикладывают к ней лепесток. Из окрашенных лепестков собирается цветок, который дети дарят фее.
- Нам пора возвращаться домой. Вернемся на реактивном самолете.
Правое крыло отвел - посмотрел
Левое крыло отвел - посмотрел
Поднимаюсь ввысь, лечу....
- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, с какими свойствами воздуха мы познакомились (мы дышим воздухом, он необходим живой природе, воздух окружает нас везде, он прозрачный, невидимый, бесцветный, воздух может двигать предметы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_zanyatiya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение детский сад № 29
городского округа г.Нефтекамск РБ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема:
«Воздух - невидимка»
Подготовила: воспитатель Алдашкина Н. П.
г. Нефтекамск – 2012 г.
Познание -экспериментальная деятельность.
Тема: «Воздух — невидимка».
Участники: дети подготовительной группы кро, воспитатель
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.
Интегрированные задачи.
- Коррекционно- образовательные: обобщить и уточнить знания детей о воздухе, его свойствах: невидимый, прозрачный, бесцветный. Закрепить знания о роли воздуха в жизни человека и живой природе. Уточнить понятие о ветре, ветер-движение воздуха, его характерных особенностей. Дать детям понятие о том, что воздух помогает издавать звуки (звук возникает,когда дрожит воздух), может приводить предметы в движение. Закрепить знания о духовых музыкальных инструментах.
2.Коррекционно-развивающие: побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, бесцветный, шелестят, колышутся, восточный, западный, освежающий, духовые музыкальные инструменты,флейта, курай, саксофон, реактивная.
3.Коррекционо-воспитательные: воспитывать интерес к окружающему, экспериментальной деятельности, музыке.
Формы работы с детьми: беседа, игра, наблюдение, слушание музыки, опыты, экспериментирование, загадки, рисование.
Материал и оборудование: кукла Фея Воздушной страны, мешочки, стаканы с чистой, цветной водой, трубочки, пузыречки, веера, музыкальные инструменты, воздушный шарик- «реактивная ракета», бумажные лепестки , клей, салфетки, кисточки.
Ход проведения
Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в волшебную страну. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «эники-беники, черебеники, маятник качается, эники-беники,черебеники, путешествие начинается».
Дети открывают глаза.
- Мы с вами оказались в волшебной стране. Глубоко вдохните. Чем пахнет? (ничем, свежим воздухом). А сейчас закройте глаза и вдохните. (воспитатель ароматизирует воздух). Чем пахнет?( цветами, садом и т. д.). Это запах волшебной страны.
- Кто помог нам почувствовать этот запах? (нос). А донес его до нас воздух.
- Мы с вами в волшебной стране, догадались, какой? (волшебной стране воздуха). А вот и хозяйка воздушной страны.
Фея: я- Фея воздушной страны. Я рада вас видеть в своей таинственной и волшебной стране воздуха. Я приглашаю вас в свою лабораторию.
- А что такое лаборатория? (в лаборатории работают ученые, проводят опыты, эксперименты, делают научные открытия).
Фея: сегодня в лаборатории мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, познакомимся с его новыми свойствами, сделаем выводы как настоящие ученые.
- - Давайте расскажем фее, что мы знаем о воздухе.
- Нужен ли нам воздух?
- Для чего?
- Человек не может жить без воздуха, а проверить это очень просто. Вдохните воздух и задержите дыхание. Никто из вас не смог прожить без воздуха.
- А кому еще воздух необходим? (птицам, зверям, растениям, рыбам и т. д.).
- Как можно назвать одним словом? (живая природа).
- Какой вывод можно сделать?(человек не может жить без воздуха, как и все живое вокруг нас).
- Мы дышим воздухом. Поднесите свои ладошки к лицу. Что почувствовали?(теплоту дыхания).
- Убедиться в том, что мы дышим воздухом нам поможет стакан с водой и соломинка. Пройдите к столам.
- Вдыхаем воздух через нос, через соломинку в воду.
- Что видим? (пузырьки).
- Что это значит? ( это пузырьки воздуха).
- Сделаем вывод- мы дышим воздухом.
- Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
- Возьмите мешочки, попробуйте его поймать.( опыт с мешочками на ковре).
- Какой вывод можно сделать? Можно увидеть воздух?
- Вывод- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Дети садятся на стульчики.
Фея :я хочу загадать вам загадку.
Он бескрылый,а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий он бывает,
Груши с веток обрывает-
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг- и нет его нигде!
- Что это? (ветер).
- Можем ли мы увидеть ветер? (нет, ветер невидим).
- Ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие?( качаются ветки деревьев, облака плывут по небу, листья шелестят, колышутся, флаги развиваются, и т.д.).
- А почувствовать ветер можно? (да).
- Какой бывает ветер? (холодный, осенний, освежающий, западный, слабый, морской и т. д.).
- Можно ли самим создать ветер в группе, дома?( да, можно помахать веером, рукой, включить вентилятор, фен).
- Попробуем создать легкий ветерок, что бы освежить себя. А помогут нам в этом веера, которые приготовила для вас фея воздушной страны.
- Легко помашем. Что почувствовали? (легкий ветерок).
- Сильнее помашем. Что почувствовали? (ветер усилился).
- Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо и дует ветерок.
- Какой сделаем вывод, что же такое ветер?
- Ветер - это движение воздуха.
- Воздух стоит - нет ветра, движется- возникает ветер.
Физминутка (под музыку).
Наши ноги - это корни, Наше туловище- ствол,
Наши руки - это ветви, Наши пальцы- это листья.
Под музыку
-Подул легкий ветерок- зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками).
- Усилился ветер-затрепетали, закачались веточки ( шевелят кистями рук).
- Совсем испортилась погода,сильный ветер раскачивает ветви деревьев,гнет их стволы, клонит к земле(наклоняются из стороны в сторону).
- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.(выпрямиться, шевелить только пальцами рук).
Фея: а сейчас попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам пройти за столы, взять бутылочки, приложить их к губам и подуть.
- Мы с вами познакомились со свойством воздуха, каким?(воздух помогает издавать звуки).
- Как вы думаете, где люди используют это свойство воздуха?( в духовых музыкальных инструментах).
Предложить ребенку поиграть на дудочке.
- Мы вдыхаем струю воздуха,воздух дрожит, поэтому возникает звук.
- Какие еще музыкальные инструменты вы знаете?(флейта, курай, саксофон).
- Давайте послушаем, как звучат духовые музыкальные инструменты.
--Какой вывод можно сделать? (звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Фея: посмотрите, у нас к старту готова «реактивная ракета». Что значит, реактивная (быстрая).
- Давайте отправим ее в полет, начнем отсчет 5,4,3,2,1,старт.
- Что было внутри «ракеты»?
- Почему оно полетела?
- Внутри «ракеты» был воздух. Воздух вырвался и привел ракету в движение. Какой вывод можно сделать?
- Вывод- воздух может двигать предметы.
- Давайте отблагодарим фею за увлекательное путешествие в мир воздуха, и подарим ей воздушный цветок.
Дети делают «воздушный» цветок и дарят фее.
- Нам пора возвращаться домой. Вернемся на реактивном самолете.
Правое крыло отвел- посмотрел
Левое крыло отвел- посмотрел
Поднимаюсь в высь, лечу....
- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним с какими свойствами воздуха мы познакомились. ( мы дышим воздухом, он необходим живой природе, воздух окружает нас везде, он прозрачный, невидимый, бесцветный, воздух помогает издавать звуки, может двигать предметы. Ветер это движение воздуха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия (опытно-экспериментальная деятельность) "Подарок Мойдодыра"
Очень интересное занятие для малышей...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух.Вода"
Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
Конспект открытого занятия познавательноэкспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Воздух, которым мы дышим"
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе: "Воздух- которым мы дышим"....
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с использование ИКТ в младшей группе
Открытый показ занятия по экспериментальной деятельности с использование ИКТ в младшей группе...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...