Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ»

(с использованием методов ТРИЗ)

Алдашкина Н.П.
воспитатель МАДОУ д/с № 29

городского округа г. Нефтекамск

Возраст: старшая группа

Цель: развивать познавательную активность в процессе  экспериментирования.

Задачи.

1.  образовательные: обобщить  и уточнить знания детей о воздухе, его свойствах: невидимый, прозрачный, бесцветный. Закрепить знания о роли воздуха в жизни человека и живой природе. Показать взаимосвязь объектов живой и неживой природы.

2. развивающие: побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание. Развивать воображение и умение фантазировать, используя метод морфологического анализа ТРИЗ. Закреплять и расширять словарный запас детей.

3.воспитательные: прививать бережное отношение к окружающей среде.

 Материал и оборудование:  кукла Фея Воздушной страны, мешочки, стаканы с    чистой, цветной водой,    воздушный шарик-  «реактивная ракета»,  бумажные лепестки , клей, салфетки, кисточки.

 Ход занятия:

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в волшебную страну. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «эники-беники, черебеники, маятник качается, эники-беники,черебеники, путешествие начинается».

Дети открывают глаза.

- Мы с вами оказались в волшебной стране. Глубоко вдохните.  Чем пахнет? (ничем, свежим воздухом).  А сейчас закройте глаза и вдохните (воспитатель ароматизирует воздух).  Чем пахнет? (цветами, садом и т. д.). Это запах волшебной страны.

- Кто помог нам почувствовать этот запах? (нос). А донес его до нас воздух.

- Мы с вами  в волшебной стране, догадались, какой? (волшебной стране воздуха).  А вот и хозяйка воздушной страны.

Фея:  я - Фея воздушной страны. Я рада вас видеть в своей  таинственной и волшебной стране воздуха. Я приглашаю вас в свою лабораторию.

- А что такое лаборатория?

Фея: сегодня в лаборатории мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, познакомимся с его свойствами, сделаем выводы как настоящие ученые.

 - Давайте расскажем Фее, что мы знаем о воздухе.

- Нужен ли нам воздух?

- Для чего?

- Человек не может жить без воздуха, а проверить это очень просто. Вдохните воздух и задержите дыхание. Никто из вас не смог прожить без воздуха.

- А кому еще воздух необходим? (птицам, зверям, растениям и т. д.).

- Как можно назвать одним словом? (живая природа).

- Какой вывод можно сделать? (человек не может жить без воздуха, как и все живое вокруг нас).

- Мы дышим воздухом. Поднесите свои ладошки к лицу. Что почувствовали? (теплоту дыхания).

- Убедиться в том, что мы дышим  воздухом, нам поможет стакан с водой и соломинка. Пройдите к столам.

- Вдыхаем воздух через нос, через соломинку в воду.

- Что видим? (пузырьки).

- Что это значит? (это пузырьки воздуха).

- Сделаем вывод - мы дышим воздухом.

- Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

- Возьмите мешочки, попробуйте его поймать (опыт с мешочками).

- Какой вывод можно сделать? Можно увидеть воздух?

- Вывод - воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Дети садятся на стульчики.

Фея: я  принесла две картинки  (изображением города и леса). Где  лучше отдыхать и почему?

-А почему в лесу дышится легко?

-Там воздух содержит больше кислорода. Кислород - это газ, которым дышит человек. Растения выделяют кислород, больше растений - больше кислорода. Поэтому надо беречь лес и не загрязнять.

 Игровое упражнение «Очистим лес от мусора» - упражнение на дыхании

(на столе импровизированный мусор – бумажки, вата, пробки). Дети подходят и сдувают мусор.        

Физминутка.

   Наши ноги - это корни,       Наше туловище - ствол,

   Наши руки - это ветви,         Наши пальцы - это листья.

Под музыку

-Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками).

- Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (шевелят кистями рук).

- Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (наклоняются из стороны в сторону).

- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (выпрямиться, шевелить только пальцами рук).

-Почему в городе воздух грязный? (газуют машины, дымят трубы заводов)

-Да в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.

-Что же надо делать, что бы воздух стал чище, легче было дышать людям?

-Можно закрыть фабрики и заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям. Поэтому на трубы фабрик и заводов ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

Фея: сейчас я вас превращу в настоящих изобретателей. Мы с вами придумаем автомобиль будущего, который не будет загрязнять воздух. Метод морфологического анализа – ТРИЗ.

Фея: посмотрите, у нас к старту готова «реактивная ракета». Что значит, реактивная (быстрая). Опыт "реактивная ракета".

- Давайте отправим ее в полет, начнем отсчет 5,4,3,2,1,старт.

- Что было внутри «ракеты»?

- Почему оно полетела?

- Внутри «ракеты» был воздух. Воздух вырвался и привел ракету в движение. Какой вывод можно сделать?

- Вывод - воздух может двигать предметы.

- Давайте отблагодарим фею за увлекательное путешествие в мир воздуха, и подарим ей воздушный цветок.

Дети делают «воздушный» цветок. Детям предлагаются стаканы с мыльной окрашенной водой. С помощью трубочек, дети образуют в нем мыльную пену, за тем прикладывают к ней лепесток.  Из окрашенных лепестков собирается цветок, который дети дарят фее.

- Нам пора возвращаться домой.  Вернемся на реактивном самолете.

          Правое крыло отвел - посмотрел

          Левое крыло отвел - посмотрел

           Поднимаюсь ввысь, лечу....

- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, с какими свойствами воздуха мы познакомились (мы дышим воздухом, он необходим живой природе, воздух окружает нас везде, он прозрачный, невидимый, бесцветный, воздух может двигать предметы).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_zanyatiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 бюджетное учреждение детский сад № 29

городского округа г.Нефтекамск РБ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема:

«Воздух - невидимка»

                                                                            Подготовила: воспитатель Алдашкина Н. П.

                                                                                           

г. Нефтекамск – 2012 г.

Познание  -экспериментальная деятельность.

Тема:  «Воздух — невидимка».

Участники: дети подготовительной  группы кро,  воспитатель

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.

Интегрированные задачи.

  1. Коррекционно- образовательные: обобщить  и уточнить знания детей о воздухе, его свойствах: невидимый, прозрачный, бесцветный. Закрепить знания о роли воздуха в жизни человека и живой природе. Уточнить понятие о ветре, ветер-движение воздуха, его характерных особенностей. Дать детям понятие о том, что воздух помогает издавать звуки (звук возникает,когда дрожит воздух), может приводить предметы в движение. Закрепить знания о духовых музыкальных инструментах.

2.Коррекционно-развивающие: побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, бесцветный, шелестят, колышутся, восточный, западный, освежающий, духовые музыкальные инструменты,флейта, курай, саксофон, реактивная.

3.Коррекционо-воспитательные: воспитывать интерес к окружающему,  экспериментальной деятельности, музыке.

       Формы работы с детьми: беседа, игра, наблюдение, слушание музыки,      опыты,                            экспериментирование, загадки, рисование.

Материал и оборудование:  кукла Фея Воздушной страны, мешочки, стаканы с    чистой, цветной водой, трубочки, пузыречки, веера, музыкальные инструменты,       воздушный шарик-  «реактивная ракета»,  бумажные лепестки , клей, салфетки, кисточки.

Ход проведения

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в волшебную страну. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «эники-беники, черебеники, маятник качается, эники-беники,черебеники, путешествие начинается».

Дети открывают глаза.

  • Мы с вами оказались в волшебной стране. Глубоко вдохните.  Чем пахнет? (ничем, свежим воздухом).  А сейчас закройте глаза и вдохните. (воспитатель ароматизирует воздух).  Чем пахнет?( цветами, садом и т. д.). Это запах волшебной страны.
  • Кто помог нам почувствовать этот запах? (нос). А донес его до нас воздух.
  • Мы с вами  в волшебной стране, догадались, какой? (волшебной стране воздуха).  А вот и хозяйка воздушной страны.

Фея:  я- Фея воздушной страны. Я рада вас видеть в своей  таинственной и волшебной стране воздуха. Я приглашаю вас в свою лабораторию.

  • А что такое лаборатория? (в лаборатории работают ученые, проводят опыты, эксперименты, делают научные открытия).

Фея: сегодня в лаборатории мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, познакомимся с его новыми свойствами, сделаем выводы как настоящие ученые.

  • - Давайте расскажем фее, что мы знаем о воздухе.
  • Нужен ли нам воздух?
  • Для чего?
  • Человек не может жить без воздуха, а проверить это очень просто. Вдохните воздух и задержите дыхание. Никто из вас не смог прожить без воздуха.
  • А кому еще воздух необходим? (птицам, зверям, растениям, рыбам и т. д.).
  • Как можно назвать одним словом? (живая природа).
  • Какой вывод можно сделать?(человек не может жить без воздуха, как и все живое вокруг нас).
  • Мы дышим воздухом. Поднесите свои ладошки к лицу. Что почувствовали?(теплоту дыхания).
  • Убедиться в том, что мы дышим  воздухом нам поможет стакан с водой и соломинка. Пройдите к столам.
  • Вдыхаем воздух через нос, через соломинку в воду.
  • Что видим? (пузырьки).
  • Что это значит? ( это пузырьки воздуха).
  • Сделаем вывод- мы дышим воздухом.
  • Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
  • Возьмите мешочки, попробуйте его поймать.( опыт с мешочками на ковре).
  • Какой вывод можно сделать? Можно увидеть воздух?
  • Вывод- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Дети садятся на стульчики.

Фея :я хочу загадать вам загадку.

       Он бескрылый,а летает,

       Безголосый, а свистит,

       Хоть безрукий он бывает,

       Груши с веток обрывает-

       Так порою он сердит.

       Только что он был везде,

        Миг- и нет его нигде!

  • Что это? (ветер).
  • Можем ли мы увидеть ветер? (нет, ветер невидим).
  • Ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие?( качаются ветки деревьев, облака плывут по небу, листья шелестят,  колышутся, флаги развиваются, и т.д.).
  • А почувствовать ветер можно? (да).
  • Какой бывает ветер? (холодный, осенний, освежающий, западный, слабый, морской и т. д.).
  • Можно ли самим создать ветер в группе, дома?( да, можно  помахать веером, рукой, включить вентилятор, фен).
  • Попробуем создать легкий ветерок, что бы освежить себя. А помогут нам в этом веера, которые приготовила для вас фея воздушной страны.
  • Легко помашем. Что почувствовали? (легкий ветерок).
  • Сильнее помашем. Что почувствовали? (ветер усилился).
  • Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо и дует ветерок.
  • Какой сделаем вывод,  что же такое ветер?
  • Ветер - это движение воздуха.
  • Воздух стоит - нет ветра, движется- возникает ветер.

    Физминутка (под музыку).

           Наши ноги - это корни,       Наше туловище- ствол,

          Наши руки - это ветви,         Наши пальцы- это листья.

Под музыку

-Подул легкий ветерок- зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками).

  • Усилился ветер-затрепетали, закачались веточки ( шевелят кистями рук).
  • Совсем испортилась погода,сильный ветер раскачивает ветви деревьев,гнет их стволы, клонит к земле(наклоняются из стороны в сторону).
  • Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.(выпрямиться, шевелить только пальцами рук).

Фея: а сейчас попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам пройти за столы, взять бутылочки, приложить их к губам и подуть.

  • Мы с вами познакомились  со свойством воздуха, каким?(воздух помогает издавать звуки).
  • Как вы думаете, где люди используют это свойство воздуха?( в духовых музыкальных инструментах).

Предложить ребенку поиграть на дудочке.

  • Мы вдыхаем струю воздуха,воздух дрожит, поэтому возникает звук.
  • Какие еще музыкальные инструменты вы знаете?(флейта, курай, саксофон).
  • Давайте послушаем, как звучат духовые музыкальные инструменты.

  --Какой вывод можно сделать? (звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы                можем его услышать).

Фея: посмотрите, у нас к старту готова «реактивная ракета». Что значит, реактивная (быстрая).

  • Давайте отправим ее в полет, начнем отсчет 5,4,3,2,1,старт.
  • Что было внутри «ракеты»?
  • Почему оно полетела?
  • Внутри «ракеты» был воздух. Воздух вырвался и привел ракету в движение. Какой вывод можно сделать?
  • Вывод- воздух может двигать предметы.
  • Давайте отблагодарим фею за увлекательное путешествие в мир воздуха, и подарим ей воздушный цветок.

Дети делают «воздушный» цветок и дарят  фее.

  • Нам пора возвращаться домой.  Вернемся на реактивном самолете.

          Правое крыло отвел- посмотрел

          Левое крыло отвел- посмотрел

           Поднимаюсь в высь, лечу....

  • Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним с какими свойствами воздуха мы познакомились. (  мы дышим воздухом, он необходим живой природе, воздух окружает нас везде, он прозрачный, невидимый, бесцветный, воздух помогает издавать звуки, может двигать предметы. Ветер это движение воздуха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух.Вода"

Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Воздух, которым мы дышим"

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе: "Воздух- которым мы дышим"....

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с использование ИКТ в младшей группе

Открытый показ занятия по экспериментальной деятельности с использование ИКТ в младшей группе...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»

Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...