Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Водопьянова Александра Сергеевна

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».

Провела: Водопьянова Александра Сергеевна

2015г

 

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с природным явлением - вулканы.

Задачи:

  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • Обогащение активного словаря новыми словами (лава, жерло, кратер, магма и т. д.);
  • Активизировать детей на собственный исследовательский поиск, поощрять за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.
  • Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками

Материалы:

  • Картинки о явлениях природы, видеопризентация «Огнедышащие горы», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»,
  • Макет вулкана
  • Химические составляющие (сода пищевая, сухая пищевая краска,лимонная кислота,вода);

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. А чтобы узнать, о чем с вами сегодня будем разговаривать отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (вулкан).

  • Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы. Кто знает что это такое? (ответы детей). А кто-нибудь знает, почему они называются вулканы?

Давайте посмотрим и послушаем (просмотр презентации «Огнедышащие горы»).

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина - это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород

  • магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб.

Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает! Но это будет незабываемое зрелище!

Самый известный вулкан - Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется - «Последний день Помпеи».

На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы.

Теперь люди стали жить подальше от вулканов и издалека наблюдать за красотой их извержения.

Однако польза для людей от вулканов тоже есть. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная

кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Ребята, так что же такое вулканы? Где находится жерло? Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания? (ответы детей).

Молодцы! Но что-то мы засиделись, давайте немножко разомнемся.

 

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».)

 

 

А теперь чтобы провести практическую часть нашего занятия по изучению вулканов ,мы попробуем разбудить вулкан.

Для опыта нам понадобится: пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота, краситель красного цвета, и конечно же сам макет вулкана.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем окрашиваем, т. е. насыпаем краски, в эту смесь добавляем лимонной кислоты и все перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится вода.И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается, (эксперимент окончен).

Ребята, вы все просто молодцы! Все справились с заданием. Вам понравилось? А что вам понравилось больше? Что нового вы узнали? (ответы детей). Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время изверже


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «В гости к весне»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Земля кормилица»

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе«Земля кормилица»...

КОНСПЕКТ открытого занятия по ИЗО деятельности в подготовительной группе детского сада Первенец весны – подснежник

- Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе.- Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников....