Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект актуален для педагогов ДОУ, которым интересен опыт в проведении экспериментальной деятельности с магнитами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemnoe_prityazhenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок»
630112, г. Новосибирск, ул. Селезнева,29, т. 2114482, факс 2115806,
e- mail:dou_451@mail.ru, ds_451_nsk@nios.ru
«Земное притяжение»
Опытно-эспериментальная
деятельность с детьми подготовительной группы
автор:
Агапова М.В.,
воспитатель
II квалификационной категории
Цель:
Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;
Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.
Используемые материалы:
- аудиозапись
- видеокассета «Планета Земля»
- глобус
- плакат-схема «Строение Земли»
- схема «Магнитное притяжение Земли»
- магниты разной величины
- мячи резиновые и пластмассовые
- камни
- бумага
- мелкие предметы из разных материалов
- листы ватмана для записи детских ответов
Предварительная работа:
В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:
- «Вселенная»
- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»
- «Земля – наш дом во вселенной»
- «Животные в космосе»
- «Первые космонавты»
- «Летательные космические аппараты»
По изученным подтемам реализованы мини проекты:
- выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,
- создан макет «Солнечная система»,
- оформлен стенд детских работ «О космосе»,
- работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,
- создание коллажа «Освоение космоса»
Мы посетили планетарий, тематические занятия в библиотеке
им. М. Горького «Космическое путешествие».
«Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.
Словарь:
Магнит, притяжение, магнитное притяжение.
Организация непосредственно образовательной деятельности:
I Вступительная часть
- Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».
- Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;
- Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.
Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:
-Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?
Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?
II Основная часть
- игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)
Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.
Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.
- просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;
- вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:
- о чем рассказал нам фрагменты фильма?
- из каких частей состоит Земля?
- работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;
Дети называют части Земли и показывают их на плакате.
- рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;
Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.
- работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;
Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?
- Физкультминутка
Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?
- вопросы для обсуждения:
- Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?
- От чего зависит дальность прыжка?
Дети высказывают свои предположения.
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.
- опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?
б) как магниты притягивают друг друга?
Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.
- вопросы для обсуждения:
1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?
2) Почему? Как вы думаете?;
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
- игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы;
- вопросы для обсуждения:
1) Куда упали все предметы? Почему?
2) Предметы упали одновременно или нет?
3) Какие предметы упали быстрее?
4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?
Дети высказывают свои предположения.
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ
III Итог занятия
Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.
Дети получают в подарок игрушки с магнитами.
Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:
Я вчера летал в ракете
На далекой был планете.
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той друзья,
Самым первым вышел Я,
Потом выбрал я тебя.
(следующий ребенок говорит:
«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т.д.)
Дети парами уходят.
Используемая литература
- Большая книга «Почему»,
Москва, «Махаон», 2006г.
- Бурмистрова Л., Мороз В.
«Всемирная детская энциклопедия. Космос»,
«Эксмо», 2003г.
- Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И.
«Детская энциклопедия. Мир небесных тел»,
Москва, «Педагогика»,1972г.
- Левитан Е.П.
«Твоя вселенная»,
Москва, «Просвящение», 1995г.
- Нуриа Рока
Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»,
Москва, 2006г.
- Стюарт Кларк
«Наша вселенная»,
«Махаон», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....