Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
методическая разработка по окружающему миру по теме
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.
Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.
В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.
Знания у дошкольника не существуют ради Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.
Термин «знание» имеет несколько значений. В общечеловеческом, философском значении под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).
Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razr_zhiv_i_nezhiv_priroda.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.
Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.
В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.
Знания у дошкольника не существуют ради Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.
Термин «знание» имеет несколько значений. В общечеловеческом, философском значении под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).
В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.
Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.
Освоение знаний на уровне понятий предполагает обобщение предметов и явлений по их отличительным существенным признакам. В понятии содержатся скрытые связи и отношения предмета, дающие возможность получить истинно научные знания о предмете, раскрываются такие стороны, которые невозможно познать чувственным путем. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания.
В нее в качестве подсистем, по мнению Н.Н. Кондратьевой, могут быть включены:
- система знаний о живом организме как носителе жизни, его
существенных признаках (целостности, системе потребностей и
приспособлений к среде и др.); - система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;
- система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы - не только материальных, но и познавательных, эстетических и т.п.;
- система элементарных знаний о взаимодействии людей и
природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.
Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.
В.И. Логинова выделила следующие характеристические признаки знаний:
1. Многообразие сторон познаваемого объекта (чем больше знаний о сущностных особенностях объекта, тем более адекватны знания);
2. Существенность знания (выделение главного, существенного в объекте);
3. Обобщенность знаний (выделение сущности не только единичного объекта, но и сущности целого класса объектов, познание объективных связей внутри класса);
4. Системность знаний, познание и отражение совокупности объективных существенных связей действительности, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
По мнению В.И. Логиновой, все эти характеристики идут в строгой последовательности друг за другом. Ведь знание может возникнуть только на основе определенной полноты информации.
В.И. Логинова подчеркивает, что имеющиеся у ребенка знания постоянно меняются, перестраиваются, дополняются. С каждой новой ступенью познания, когда ребенок узнает новое для себя, знания обогащаются: увеличивается их объем, содержательность, появляется системность.
Знания детей дошкольного возраста имеют свою специфику. А.П. Усова определила в содержании социального опыта детей две категории знаний:
1) наиболее простые знания, которые дети осваивают в повседневной жизни;
2) более сложные знания, осваиваемые при условиях специального обучения.
Они должны быть построены в виде четкой системы. Сама система знаний должна быть такой, чтобы дети на основании конкретных представлений о предметах окружающей действительности постепенно переходили от более простых к более сложным знаниям, научились устанавливать связи и зависимости.
Необходимыми качествами подлинных знаний являются их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей.
В исследовании И.А. Хайдуровой была предпринята попытка построения программы знаний о растениях, которая позволила бы представить детям эту область природы как целостное образование с системой связей и зависимостей. Принципы, которые были положены в основу экспериментальной программы, обеспечивали с одной стороны - ее научность, с другой - доступность детям пяти-шести лет.
В основу программы положены знания об основной связи в области растительного мира. Основной, объективно существенной зависимостью данной области является зависимость растения от условий среды. Общая зависимость растений от условий среды проявляется через конкретные изменения состояния растений в зависимости от каждого из условий (света, влаги, почвенного питания и т.д.).
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой показывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой. Осуществляя отбор знаний о живом организме и построение их в систему, Н.Н. Кондратьева руководствовалась основными положениями современной дошкольной дидактики, разработанными в исследованиях А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, A.M. Леушиной, В.И. Логиновой, А.П. Усовой и др. В соответствии с ними знания, отбираемые для усвоения дошкольниками, должны быть научными, т.е. содержащими знания достоверных фактов, существенных связей и понятий в их иерархии, отражающих ведущие идеи науки, характеризующие те или иные области деятельности. Максимальный учет познавательных возможностей детей дошкольного возраста, как указывает Н.Н. Кондратьева, позволяет обеспечить доступность содержания и структуры отобранных научных знаний для их освоения. В исследовании был осуществлен теоретический и логико-дидактический анализ научного понятия «живое». Он позволил определить основное содержание понятия «живое», установить ведущую, центральную связь в этом понятии, вычленить основные компоненты и системообразующие связи, раскрывающие сущность и свойства живого организма как целостного образования.
Анализ исследований В.Г. Афанасьева, К. Гесслера, Р.С. Карпинской, Г.А. Югая, А.С. Мамзина, А.А. Ляпунова и др. показал, что содержательными компонентами системы знаний о живом для дошкольников должны стать представления, отражающие:
- Целостность живого;
- Системные свойства целостного живого организма;
- Детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность;
- Системную организованность живого.
Исследования Т.А. Ивченко показали возможность освоения дошкольниками знаний о человеке как биосоциальном существе и их развивающее значение.
Знания ребенка о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих особенности усвоения детьми системных знаний о природе, показал их доступность познавательным возможностям дошкольников. Система знаний об объектах и явлениях природы, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности. Формирование системных знаний у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе в определенных иерархических отношениях (А.В. Запорожец, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"
Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...
Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»
Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о приро...
«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»
Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов в непосредственной обр...
Экологический урок на тему: "Живая и неживая природа"
Огромное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24256722","attributes":{"alt":"","class"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Живая и неживая природа»
Данный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, который поможет детям сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи....