«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов в непосредственной образовательной деятельности в доу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
Чуенкова Лилия Витальевна
Воспитатель ГБОУ 2120 Москва
Тематический педсовет «Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы»
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, повышение профессионального уровня педагогов.
Мое выступление на тему «Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой и неживой природой»
Какая цель?
Цель - вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.
Формирование экологической культуры у ребенка
Требования ФГОС.
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты.
Какие задачи?
- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.
-формировать навыки использования макетов.
-научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов
Что такое «макет»?
Макеты – это модель чего –либо воспроизведенная в уменьшенном виде.
Что представляет собой экологический макет?
Макет включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора с пещерой.
Макет может состоять из двух частей
Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности
Правила и техника безопасности.
Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности.
Варианты использования экологического макета в образовательной организации самостоятельной и организованной деятельности дошкольников.
«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ»
Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива.
«Зона «Болото»
Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т.п.).
Опыт
Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни - легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид - плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок).
Примеры макетов для старших дошкольников
Природная зона – «Тундра»
Содержание: 1.Тундра-край вечной мерзлоты. 2. Растения тундры. 3.Животные тундры. 4.Народы севера и их быт. 5. Полярное сияние. 6 . Загадки о севере.
Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето.
«ЗОНА ГОРЫ»
Мы – туристы
Снег на горных вершинах
Русло реки
«ЗОНА ОЗЕРО»
Дно водоёма
«ЗОНА ОВРАГ»
«ЗОНА ВУЛКАН»
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.
«Животные леса»
«Животные на ферме»
«Времена года»
Создание макета «Муравейник» по сказкам В. Бианки и т.д.
Где можно использовать?
Макеты можно использовать по следующим направлениям:
- в наблюдении.
- на занятиях непосредственной образовательной деятельности.
- в трудовой деятельности
В работе с макетами можно использовать разные формы НОД по характеру и содержанию:
-Первично – ознакомительные:
(знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.)
- углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, нод в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.)
- обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.)
так же комплексный вид занятий.
Какие выводы?
Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Макеты – это модель чего –либо воспроизведенная в уменьшенном виде. Что такое «макет»?
Цель - вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира . Формирование экологической культуры у ребенка. Какая цель?
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты Требования ФГОС
- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания. -формировать навыки использования макетов. -научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов Какие задачи?
Что представляет собой экологический макет? Макет включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора с пещерой.
Макет может состоять из 2-х частей Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности
Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности . Правила и техника безопасности
«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ» Варианты использования экологического макета в образовательной организации самостоятельной деятельности дошкольников
Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива. Обязательное условие – на каждом дереве обозначение листа на кроне
«ЗОНА БОЛОТО» Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т.п.).
Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни - легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид - плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок). Опыт
Природная зона- «Тундра» Содержание: 1.Тундра-край вечной мерзлоты. 2. Растения тундры. 3.Животные тундры. 4.Народы севера и их быт. 5. Полярное сияние. 6 . Загадки о севере . Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето.
«ЗОНА ГОРЫ» Мы – туристы Снег на горных вершинах Русло реки «ЗОНА ОЗЕРО» Дно водоёма «ЗОНА ОВРАГ» «ЗОНА ВУЛКАН» Примеры макетов для старших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет Младший дошкольный возраст
Жизнь на ферме
Животные леса
Времена года
Где можно использовать? макеты можно использовать по следующим направлениям: - в наблюдении. - на занятиях. - в трудовой деятельности
Создание макета «Муравейник»
В работе используются разные формы занятий по характеру и содержанию: - первично-ознакомительные (знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.) - углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, занятия в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.) - обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.) так же комплексный вид занятий.
Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Какие Выводы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...
Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст 6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...
Макеты как средство ознакомления дошкольников с живой природой
Макеты, которые можно использовать для обогащения развающей предметно-пространственной среды в группе...
НОД по ознакомлению с объектами живой и неживой природы "Доброе дело"
Занятие для детей подготовительной группы. По теме: "Птицы. Доброе дело"...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
"Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой".
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»
Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о приро...