Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема: Воздух.
Задачи:
- дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,
- развивать навыки экспериментирования (умение делать выводы, выдвигать гипотезу), развивать связную речь, познавательную активность через создание проблемных ситуаций,
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vozdukh.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Воздух.
Задачи:
- дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,
- развивать навыки экспериментирования (умение делать выводы, выдвигать гипотезу), развивать связную речь, познавательную активность через создание проблемных ситуаций,
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.
Материал: подносы, мешочки на каждого ребёнка, трубочки, стаканы с водой, мел, картинки, простые карандаши, листочки для зарисовок, листы для альбома, подставки для карандашей, ложечки, чашечки для мела, банка с водой, стакан, салфетка, доска.
Тип занятия: познавательно – исследовательский.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слово «газ»
Предварительная работа: эксперименты и опыты с воздухом.
Методические приёмы:
1. Организационный этап.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и хочу с вами работать!
2. Подготовка детей к работе на основном этапе.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Такой большой,
Что занимает весь мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезает»
Что это? А почему ты так думаешь? А ты как считаешь?
Дети: Потому что он большой, что занимает мир.
Воздух есть везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство.
- Постановка учебной задачи.
Воспитатель: В нашем экспериментальном уголке есть замечательный альбом «Вода», там собрано много информации о воде, а вот про воздух ничего нет. Хотите что– нибудь интересное узнать про воздух?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда нам предстоит трудная задача – узнать, что такое воздух как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Как вы считаете, где мы можем получить информацию о воздухе?
Дети: Спросить у взрослого, позвонить по телефону, посмотреть в компьютере, подумать самостоятельно, провести эксперимент.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти на стульчики.
4. Активизация личного опыта.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что же мы знаем о воздухе?
( Воспитатель выставляет значок на доску)
Что ты Ваня, знаешь о воздухе? А ты, Катя, что знаешь о воздухе? А ты, Кирилл, что знаешь о воздухе?
Дети: Воздух нужен птицам, рыбам, человеку, растениям, животным.
( дети выставляют картинки в кармашки). Выбирайте картинки и выставляйте их в кармашек.
Воспитатель: А зонтику нужен воздух? Как, ты, Саша считаешь? А ты, Настя, как думаешь?
Дети: Нет, не нужен, воздух необходим всему живому.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Для чего и кому нужен воздух? Сделай вывод, Данила? Вывод (делает ребёнок): воздух нужен птицам, рыбам, насекомым, животным, деревьям, растениям.
Воспитатель:
Воздух необходим всему живому, воздух необходим, чтобы жить.
Попробуйте вдохнуть воздух, а потом выдохнуть. Задержите дыхание. Плохо вам?
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, без дыхания нет жизни.
Воспитатель: Ребята, нам достаточно этой информации для создания альбома? А где мы ещё можем получить информацию?
Дети: Провести эксперимент.
5. Этап усвоения нового материала.
Воспитатель: Ребята, Саша сказал, что воздух прозрачный невидимый, давайте проверим это. Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы готовы?
Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Воспитатель показывает опыт.
Ребята, посмотрите, что вы видите в этом стакане?
Дети: Ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Хотите проверить пустой стакан или нет?
( Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги (салфетку). Взять банку с водой, перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку, стакан держать ровно. Что мы наблюдаем? Намокла ли салфетка?
Дети: Нет, не намокла.
Воспитатель: А что помешало воде намочить её? А почему, как ты, Юля, считаешь?
Вывод: вода не попадает в стакан, так как в нём есть воздух, который не пускает воду. Этот воздух невидимый.
Воспитатель: Ребята, нам необходимо сделать зарисовку, чтобы создать ещё одну страницу в нашем альбоме (стакан, в нём пузырьки воздуха)
Воспитатель: Рассмотрим ещё одно свойство воздуха, воздух - прозрачный?
Возьмите пакеты, раскройте их, встряхните, посмотрите, что в нём находится?
Дети: пакет пустой, в неё ничего нет.
Воспитатель: теперь начните скручивать пакет с открытого конца, что вы видите?
Дети: пакет стал выпуклым, надулся
Воспитатель: Значит, пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Итак, какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух прозрачный.
Воспитатель: Нам необходимо сделать зарисовку, пакет мы обозначим квадратом и нарисуем в нём воздух (пузырьки)
Воспитатель: Ребята, давайте повторим ещё раз, для чего человеку нужен воздух?
Дети: Воздух нужен человеку, чтобы жить.
Воспитатель: Попробуйте вдохнуть воздух, а потом выдохнуть. Задержите дыхание. Плохо вам?
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, без дыхания нет жизни.
Давайте проверим это, проделав опыт. Рассмотрите трубочку, для чего нужны отверстия? Для того, чтобы вдувать и выдувать воздух. Возьмите трубочку и подуйте на руку, что вы чувствуете? Появился ветерок. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть в воде в виде пузырьков, Опустите один конец трубочки в стакан, а в другой подуйте. Что вы наблюдаете?
Дети: В воде появились пузырьки.
Воспитатель: Сделаем зарисовку для нашего альбома (стакан с водой, в нём трубочка и пузырьки воздуха)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где есть воздух?
Дети: Воздух есть везде: на улице, в доме, в почве, в небе.
Ребята, как вы думаете, в меле есть воздух? Проверим это?
Возьмите кусочек мела и опустите в стакан с водой, что вы видите?
Воспитатель: Пузырьки.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Ребёнок делает вывод.
Дети: В меле есть воздух, зарисуем это (стакан с водой, в нём кусочек мела и пузырьки)
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели ряд опытов и узнали, для чего и кому нужен воздух, где есть воздух. Возьмите в руки веер и помашите веером. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок, воздух.
Воспитатель: Ветер – поток воздуха, движение воздуха. Обозначим это в нашей схеме стрелочками.
Повторим ещё раз (ребенок 1-2 рассказывают в воздухе по страницам альбома.), а как вы думаете, что такое воздух?
Воздух – это газ. В воздухе живут газообразные человечки (схема) Вернёмся из лаборатории в группу ( дети встают в кружочек)
Ребята, вы были настоящими учёными – исследователями, мне было приятно с вами работать.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось? Что понравилось? Что расскажете маме? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Передайте его друг другу. Дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками, локотками. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...
Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...
"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст «Учёные –исследователи в гостях у Фиксиков.»
Цель.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи.- расширять знания о том, где «живёт» электричество;- закреплять умение пользоваться алгоритмом для про...