Рабочая программа «Расширение ориентировки в окружающем»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме
Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного развития ребенка.
Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке);
- развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.
Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир людей, животных, растений), места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie_orientirovki.docx | 73.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №65 («Бусинка») г.Воркуты
Принят Утвержден приказом директора
Педагогическим советом МБДОУ «ЦРР – детский сад №65» МБДОУ «ЦРР – детский сад №65» От « » 2012№ .
Протокол от « » 2012№ . . Л.А Павленко
Рабочая программа
«Расширение ориентировки в окружающем»
Группа раннего возраста (1-2 года)
Гейнбихнер Наталия Владимировна
1 квалификационная категория
2012 год
Пояснительная записка
Ориентировка в окружающем является фундаментом умственного развития ребенка.
Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, несложные действия с ним, узнавание в ближайшем окружении и на картинке);
- развитие интереса к растениям и животным, воспитание бережного отношения к ним, пробуждение простейших эстетических чувств.
Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир людей, животных, растений), места обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях.
К концу года дети раннего возраста должны уметь:
- различать основные признаки предметов (цвет, величину, форму);
- группировать предметы по цвету (положить красные шарики в красную коробку, а синие шарики в синюю);
- свободно ориентироваться в ближайшем окружении (групповой комнате);
- иметь первичное представление о деревьях, травах и цветах, обращать внимание на их красоту;
- знать и показывать(в жизни и на картинке) животных: кошку, собаку, курицу, зайца, медведя, рыбку, птичку.
Речь играет важную роль в умственном развитии детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по–иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т. е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.
Возникнув в результате общения ребенка со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную главную функцию.
Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей. С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно–психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой
3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Развитие речи у детей от 1 до 2 лет строится в двух направлениях: развитие понимания речи и развитие активной речи.
Задача воспитателя в области развития речи детей – помочь им в освоении разговорной речи.
Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой или без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли и чувства, используя речевые средства.
Решение основной задачи – развития разговорной речи детей – предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является индивидуальное общение со взрослым.
Основные направления в развитии понимания речи:
- У детей первой подгруппы (от 1 года до 1 года 6 месяцев) расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой плато, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.
- У детей второй подгруппы (от 1 года 6 месяцев до 2 лет) закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их).
Основные направления в развитии активной речи:
- Детей от 1 года до 1 года до 6 месяцев продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова (дай мне, на и др.).
- Детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели. Отдельных действий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2 – 3 слов.
К концу года дети раннего возраста должны уметь:
- по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды;
- понимать слова обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик);
- понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия;
- подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;
- пополнять активный словарь названиями известных действии (спи, иди, упал);
- показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
Список информационных источников.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.авт.– сост. О.П.Власенко, В.М. Мезенцева. Волгоград. 2011
- Голицына Н.С. Реализация ФГТ в ДОУ
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа/ авт. – сост. О.П.Власенко и др. Волгоград. 2011
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. 2010
СЕНТЯБРЬ
НОД | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
«Кукла Катя поет и пляшет» (2.1с. 70). Задачи: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами. Учить облегченным названиям (кукла - ляля). Учить детей произносить слово Катя (кукла). | «Занятие с куклой» (2.1с.68). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2.Стимуляция активной речи детей. 3. Словарь: глаза, нос, щеки, рот. 4.Игра « Кукла Катя» ( 2. 7с.81). | Кукла. Для игры: кукла, кукольная постель, коляска посуда. | |
«Кошечка к нам пришла» (2.9с.23). Задачи: Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать о том, как она мяукает, и показать это детям, поддерживая желание помяукать вместе с кошкой). | Методические приемы: 1.Создать игровую ситуацию. 2.Ситуация общения «Кошка» (2. 5с.83). 3.Стимуляция активной речи детей. 4. Словарь: лапки, хвостик, ушки. 5. Игра « Укладываем кошечку спать» (2. 9с.23). | Игрушка - кошечка и кусок плотной ткани или настоящего сукна, натуральный кусочек масла. Для игры - игрушка кошечка. | |
«Солнышко и дождик» | «Слушаем потешку « Дождик, дождик» (2.9с.24). Задачи: Вызвать интерес к фольклору. Способствовать пониманию речи взрослого с опорой на наглядность ( в качестве сукна использовать кусочек плотной ткани, дать попробовать натуральный кусочек масла). | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ последовательных действий. 3. Стимуляция активной речи детей. «Игрушки для Маши и Даши» ( 2. 2с. 80- 81) | Для игры - игрушка кошка, соразмерная игрушке кровать, подушка, простынка, одеяло, платочек. |
«Солнышко и дождик» | «Игрушки для Миши Мишутки» ( 2. 2с. 81-82). Задачи: Учить находить среди множества картинок ( одежда, посуда, мебель, игрушки). Учить подбирать картинки ( по словесному указанию). Побуждать детей к использованию общеупотребительных названий предметов, постепенно вытесняя ими облегченные слова ( лепетные). | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинок. 3.Идентификация картинок. 4. Игра « Найди и принеси игрушку» (2. 8с. 50). | Две одинаковые куклы ( сестры), картинки (по 2 шт.) « Платье», «Чашка», « Яблоко» и т. д. Парные картинки, отличающиеся лишь величиной изображения: « Мишка», « Кукла», Матрешка» и т.д. Для игры игрушки: заяц, мишка, кошка т.д. |
«Осень в гости к нам пришла» | «Муха» (2.3с.17). Задачи: Учить заинтересованно, слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, синхронно совершать игровые движения. | Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Чтение художественного текста и одновременно совершение игровых действий. 3. Стимуляция активной речи детей. | Иллюстрации по произведению. |
« Давайте познакомимся с петушком» (2. 9с. 29) Задачи: Познакомить детей с игрушкой « Петушком», рассмотреть его, рассказать, где живет и т. п. Формировать у детей определенный темп и ритм речи.
| Прочитать детям потешку « Петя, Петя, петушок». Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Чтение потешки. 3. Показ действий. 4. Стимуляция активной речи детей. | Художественный текст Игрушка – петушок. | |
«Я в детском саду» | « Собачка» (2.5с. 81). Задачи: Развивать голосовой аппарат. Воспитывать уважительное отношение к животным. | Игра « Угадай, кто в домике живет?» (2. 7с.72) Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2.Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. | Игрушка – собачка или кукла. Для игры: два домика, собачка и кошечка. |
Занятие с предметной картинкой „Магазин игрушек» (2.2с79-80). Задачи: Учить, ребенка на картинке узнавать, знакомые предметы, называть облегченными словами. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинки. 3. Стимуляция активной речи детей. 4. Игра « Дай игрушку» ( 2. 7с. 80). | Картинки знакомых предметов, предметы ( игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением. | |
Октябрь | |||
«Аквариум» | Чтение потешки «Пальчик - мальчик » (2. 1с. 93). Задачи: Учить внимательно, слушать, вникать в содержание, воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки. | Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи детей. 3. Выполнение действий с взрослым. | Для игры: игрушка-юла, пирамидка, заводная обезьянка, рыбки. Игрушки: мишка, кошка, собачка, рыбки. |
«Рыбки плавают в водице» (2.3с.17). Задачи: Учить навыкам подражания, ощущать чувство ритма, договаривать простые слова. | Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи детей. 3. Выполнение действий с взрослым. | Аквариум, рыбки. | |
«Кто в лесу живет» | «Игрушки» (2.3с.17). Задачи: Учить внимательно, слушать текст, воспроизводить звукоподражания. | Методические приемы: 1. 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Выполнение действий с игрушками. 3.Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. 3. Самостоятельная деятельность ребенка с игрушками. | Игрушки - петушок, кукла. |
«Кто в лесу живет» | « Давайте познакомимся с маленьким зайчиком» (2.9с. 27). Задачи: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт и вызывать интерес к совместной с взрослым деятельности. Познакомить детей с игрушкой « Заинька маленький», рассмотреть его, рассказать, где живет и т. п. | Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2.Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. 3. Ситуация общения « Скачет зайчик»(2. 5с. 84). | Игрушка: заяц (маленький). |
«Осень в городе» | «Что купили на базаре»? (2. 2с.131). Задачи: Учить сравнивать предметы с другими предметами и их изображения на картинках, отвечать на вопросы. | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2.Показ картины. 3.Сопоставление картинки и предмета. | Игрушечные животные; яблоко, морковь (или их изображения). |
Слушаем потешку « Заинька – серенький» (2. 9с.27). Задачи: Расширять запас узнаваемых и называемых и называемых предметов и действий (капуста, ел, глотал и т. п.). Способствовать формирований у детей интерес обобщений – узнавать любого зайчика (другую игрушку или его изображение на картинке). | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2.Обогащать эмоциональные переживания детей. 3.Игра «Зайчик знакомится с другими игрушками» ( 2. 9с.27). | Для игры: игрушка кошечка, заяц (большой), посуда. | |
Мониторинг | |||
Ноябрь | |||
«В гостях у Светофорика» | Занятие с предметной картинкой „Автомобиль” ( 2. 1с. 106). Задачи: Учить по картинке узнавать знакомый предмет, игрушку, называть облегченным словом, знать общеупотребительное (машина - би-би, мяч - бом-бом и т.д.). | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Стимуляция активной речи. 3. Создать игровую ситуацию. | Игрушки – зайка, машина, картинка с изображением машины. |
Занятие с двумя предметными картинками « машина, кошечка” ( 2. 1с.106). Задачи: Учить подавать предметы, а слово « дай», вызывать слуховое сосредоточение на словах взрослого, подражание легким, простым словам, «кс-кс», « би-би». | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи. | Картинки с изображением: кошечки, машинки. | |
«Дружные ребята – наши малышата!» | Чтение потешки «Пальчик - мальчик » (2. 1с. 93). Задачи: Учить внимательно, слушать, вникать в содержание, воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки. | Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной речи детей. 3. Выполнение действий с взрослым. | |
Занятие с двумя знакомыми картинкам (2. 1с. 78) и, например « Собачка» и « Кукла». Задачи: Учить находить по просьбе взрослого изображение знакомого предмета на картинке, отвечать на вопросы. | Методические приемы: 1. Показ картинки. 2. Выбор одной из двух картинок («Где нарисована собачка?»). | Игрушки: мишка, кошка, собачка. | |
«Моя семья» | «Звери обедают» (2. 3с 19). Задачи: Учить понимать текст, выполнять игровые действия; воспроизводить звукоподражания и отдельные слова. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Стимуляция активной деятельности 3. Обогащать эмоциональные переживания детей. 4. Словарь: киска «мяу – мяу», молоко. | Иллюстрация в книге или картинка с изображением зайца, кочан капусты |
« Давай познакомимся с большой и маленькой собачками» (2. 9с.33). Задачи: Познакомить детей с игрушками – большой и маленькой собачкой и рассмотреть их. С каждым ребенком: «познакомить» собак, « сказав» им что-либо хорошее о ребенке. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2.Обогащать эмоциональные переживания детей. 3. Игра «Собачки в гостях у детей» (2.9с.33). | Картинки с изображением: собачки, куклы. | |
«Мой дом» | « Слушаем стихотворение Б. Заходера «Про пса» (2. 9с. 34). Задачи: Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение и понимать, о чем в нем говорится. Расширять запас узнаваемых и называемых слов (нос, хвост, рост и т. п.) | Методические приемы: 1. Рассматривание игрушек. 2 .Выполнение действий с игрушками. 3. Игра « Учимся играть с собаками» (2. 9с. 34). | Для игры: игрушки – собаки, посуда разного размера для их кормления. Игрушки: собака (большая), собака (маленькая). |
« Давайте познакомимся с гусем и уточкой с утенком» (2. 9с.35). Задачи: Познакомить детей с тремя разными игрушками, у которых есть общее. Установлению сходства и различия не только во внешнем виде, но и потому, как они издают звуки: гусь гогочет, уточка - крякает, а маленький утенок пищит: пи – пи – пи. | Методические приемы: 1. Рассматривание игрушек. 2 .Выполнение действий с игрушками. 3. Различение звукосочетания. 4. Ситуация общения « Как гусь и уточка потерялись» (2. 9с.36). | Игрушки: гусь, утка с гусенком. | |
Декабрь | |||
«Волшебница зима» | «Давайте познакомимся с медведем» (2.9с.37). Задачи: Познакомить детей с игрушкой «Медведь», рассмотреть его, рассказать, где живет. С каждым ребенком: «познакомить» медведя « сказав» ему что-либо хорошее о ребенке. | Методические приемы: 1. Рассматривание игрушки. 2 .Выполнение действий с игрушкой. 3. Прочитать стихотворение Г. Виеру « Ты, куда идешь медведь?» (2. 9с. 51). | Игрушка медведь. |
«Кукла Катя показывает детям свой зимний наряд» ( 2. 1с. 67). Задачи: Расширять представления о знакомых ребенку предметах, их свойствах и действиях с ними, повторять облегченные слова (идет, упала). Формировать понимание несложного сюжета, умение следить за ходом изображаемых событий. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2.Выполнение действий с куклой. 3. Стимуляция активной речи. | Кукла. Несколько кукол. Одежда для кукол: банты, платья, шапочки. | |
«Волшебница зима» | «Сборы на прогулку» (2. 3с.19) Задачи: Учить запоминать названия предметов одежды (трусы, носки, шапка, пальто, сапожки); чувствовать ритм произносимых слов. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Показ последовательных действий. 3. Словарь: пальто, шапка, кофта. 4. Игра « Приведи куклу в порядок (2.7с.99). | Предметы одежды. |
Занятие с предметными картинками (4-5 шт.) крупного размера. ( 2. 4с. 91) Задачи: Закреплять умение узнавать по картинке знакомые предметы и называть их хотя бы облегченными словами. | Методические приемы: 1. Показ и рассматривание картинок. 2. Стимуляция активной речи детей. | Набор картинок с изображением: «Куклы – Ляля», « Кошки – Кисы», «Собаки – ав- ав», «Петуха – ко – ко», « Гуся – га – га»., « Мамы», «Папы». | |
«Мастерская Деда Мороза» | «В гости»(2. 3с.20). Задачи: Учить запоминать названия игрушек – животных, воспроизводить звукоподражания. | Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Различение звукосочетания. 3. Активация речи детей . | Игрушечные животные. |
Занятие с парными картинками, на которых предмет изображен с понятными ребенку деталями « Мальчик на олене» (2. 1с..69). Задачи: Учить, ребенка замечать на картинке детали. Побуждать использовать доступные речевые средства. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинок. 3. Соотнесение картинок с предметами одежды кукол. 4. Стимуляция активной речи. | Парные картинки с изображением мальчика и оленя, одежда для кукол. | |
«В гости к Деду Морозу» | «Построим дом для кошки, собачки и козлика у Деда Мороза» ( 2. 6с. 71). Задачи: Формировать умение пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, принеси, пусти, подвинься и пр.). | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Выполнение действий с игрушками. 3. Активация речи. 4.Игра «Угадай, кто в домике живет?» (2.7с. 73). | Игрушка: собачка, козлик. Для игры: два домика, собачка и кошечка. |
« Дед Мороз в гостях у ребят» (2. 9с.41). Задачи: С каждым ребенком: «познакомить» Деда Мороза с каждым, «сказав» Деду Морозу что – либо хорошее о ребенке, предоставить каждому малышу (по желанию) возможность погладить игрушки. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2.Стимуляция активной речи детей. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Игра: «Дед Мороз знакомятся с ребятами» (2. 9с.42). | Игрушки: Дед Мороз (большой и маленький). Для игры игрушки: Дед Мороз (большой и маленький) и все остальные игрушки. | |
Январь | |||
«Прощание с елкой» | «Елочка» Задачи: Учить внимательно, слушать и понимать содержание стихотворения; интересоваться елкой; рассматривать игрушки на елке. | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2.Показ предмета – игрушки и непосредственный контакт с ней. 3.Словарь: колючая, иголочки, зеленая. 4.Игра «Где это» (2.3с. 21). 5. Почитать стихотворение «Елочка, елочка…» (2.3с. 21). | Наряженная елка (количество игрушек должно быть ограничено для простоты распознавания). |
«Елочка» (повторение с усложнением) (2. 3с.21). Задачи: Учить внимательно, слушать и понимать содержание стихотворения; интересоваться елкой; рассматривать игрушки на елке.
| Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ игрушек. 3.Стимуляция активной речи детей. 4. Словарь: колючая, иголочки, зеленая. 5. Игра «Где это?» (2.3с.21). | Наряженная елка (количество игрушек должно быть ограниченно для простоты распознания). | |
«Неделя зимних игр и забав» | «Одеваемся на прогулку» Задачи: Учить узнавать, и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Показ последовательных действий. 3. Словарь: зима, шубка, шапка, кофта, сапожки. 4. Игра « Приведи куклу в порядок (2.7с.99). | Предметы одежды |
«Валенки» (2. 3с. 22). Задачи: Учить сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание потешки, чувствовать ритм, произносить отдельные слова. | Методические приемы: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт и вызвать интерес потешке. | Картинка. | |
Мониторинг | |||
Февраль | |||
«Сказка за сказкой» | Игра „Гуси-гуси». ( с использованием литературного текста) ( 2. 1с. 78). Задачи: Развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить воспроизводить звукосочетания га-га, да-да. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Чтение потешки. 3.Выполнение действий с игрушкой. 4. Стимуляция активной речи детей. | Два игрушечных гуся. Для игры: кукла кукольная одежда. |
Занятие с петушком и собачкой « Как ходит и поет петушок? Как бегает и лает собачка» ( 2. 1с. 68). Задачи: Познакомить детей с игрушками и картинками животных - козлик, кошечка, петушок, курочка. Учить подражать звукосочетаниям. | Методические приемы: 1. Рассматривание игрушек. 2 .Выполнение действий с игрушками. 3. Различение звукосочетания. | Игрушки: петушок, собачка. | |
«Папа, мама, я – дружная семья» | Игра «Кто с нами рядом живет?»(2. 2с. 130). Задачи: Закреплять звукосочетания, имитирующие голоса животных, важные для подготовки речевого аппарата к правильному произношению слов. | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2..Сопоставление картинки и предмета. 3. Различие звукосочетания. 4. Использовать фольклорные сюжеты. | Картинки: собака, кошка, петух, козлик и пр. |
Чтение потешки «Бай-бай» (2. 1с.82). Задачи: Закреплять у детей умение произносить слова (бай, собачка, лай). Учить улавливать ритмичность речи | Методические приемы: 1. Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Выполнение действий вместе с взрослым. 3. Активизация речи. | Игрушки: собачка, кукла. |
«Мой папа самый…» | Занятие с сюжетной картинкой « Папа купает ребенка» Задачи: Учить детей слушать чтение, повторять отдельные слова; через художественный образ вызвать стремление любовно, бережно относится к игрушкам. | Методические приемы: 1.Показ и рассматривание картины. 2. Создать игровую ситуацию. 3.Стимуляция речевой активности. | Сюжетная картинка. Кукла. Для куклы мебель: стул стол, диван. Посуда: тарелка, ложка, чашка. |
«Занятие с предметными картинками « Мяч», « Пирамидка» («Уточка») и соответствующими им игрушками ( 2. 2с 126 - 127). Задачи: Продолжать знакомить с окружающими предметами ( игрушками), их особенностями. Учить пользоваться облегченными ( лепетными) словами « бом – бом», « так – так», «га – га». | Методические приемы: 1.Показ предмета и непосредственный контакт с ним «обследование». 2. Показ картинки. 3.Сопоставление картинки и предмета. 4. Выбор одной из двух картинок («Дай мне мяч. Где нарисована пирамидка?»). | Картинки. |
«Моя любимая игрушка» | «Занятие с котиком и козликом» (2. 2с.132.),« Кто как кричит» ( 2. 4с. 87). Задачи: Учить подражать звукосочетаниям, словам, голосам животных « мяу-мяу», « ме-ме ». | Методические приемы: 1. Рассматривание игрушек. 2 .Выполнение действий с игрушками. 3. Различение звукосочетания. | Игрушки: козлик, кошечка, картинки изображающие животных и птиц. |
«Киска и собачка» (2. 3с. 20). Задачи: Учить ребенка знать, как «говорят» животные; внимательно слушать и в нужный момент издавать соответствующие звуки. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Чтение стихотворения. 3. Выполнение звукоподражания с игрушкой. 3. Активизировать словарь детей: Собачка «ав – ав», киска «мяу – мяу» | Игрушка: кошка и собачка. | |
Март |
«Мамин день» | «Укладывание куклы спать» (2. 1с. 72),«Одевание куклы после сна» (2. 1с. 72-73). Задачи: Закреплять знания детей о предметах одежды. Пополнять их активный словарь. Словами: шапочка, платье, бант, спать, ложись, одень и т.д. | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2.Показ предмета – игрушки и непосредственный контакт с ней. 3. Стимуляция активной речи детей. 4.Ситуация общения «Катя, Катя» (2. 7с. 81). | Игрушка: кукла. Одежда девочки в последовательном предъявлении. |
«Наша мама» (2. 3с.26). Задачи: Учить активно, воспринимать текст; произносить отдельные слова. | Чтение стихотворений о маме | Фотографии членов семьи. |
«В солнышка в гостях» | Чтение стихотворения А.Барто „Смотрит солнышко в окошко» ( 2. 1с. 80). Задачи: Развивать способность слушать художественное произведение и активно реагировать на его содержание. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Выполнение действий вместе с взрослым. | Цветная картинка, на которой изображено солнце. Оснащение: солнышко и окошко, вырезанные из цветной бумаги. |
« Сборы на прогулку». ( 2. 3с. 19), « Растеряшка».( 2. 3с. 20). Задачи: Закреплять названия предметов одежды, чувствовать ритм произносимых слов, выполнять нужные действия. | Методические приемы: 1. Создать игровую ситуацию. 2. Показ последовательных действий. 3. Игра « Приведи куклу в порядок (2.7с.99). | Предметы одежды. Для игры: кукла, кукольная одежда. |
«Весенняя сказка» | «Оденем Катю на прогулку». (2. 4с. 63) (закрепление). Задачи: Формировать у детей понятие « Пришла весна»: греет солнышко, бегут ручьи. | Методические приемы. 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение действий с куклой. 3. Рассматривание картинок (обращать внимание на явление природы – греет солнышко, бегут ручьи). 4. Стимуляция активной речи. | Картина « Весна», кукла Катя, предметы весенней одежды. |
«Растеряшка» (2.3с. 19). Задачи: Учить внимательно, слушать, вникать в содержание, выполнять нужные действия. | Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Выполнение действий с предметами. 3. Стимуляция активной речи | Предметы одежды. |
«Книжка - малышка» | «Девочка и петушок»(2. 4с.95). Задачи: Учить, внимательно рассматривать изображение, накапливать словарь, учить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке. | Методические приемы: 1.Показ и рассматривание картины. 2. Создать игровую ситуацию 3.Стимуляция речевой активности. | Кукла в нарядной одежде. Игрушечный петушок много меньше куклы, кукольная мебель (кровать, стол, стул), посуда, таз. Мыло, полотенце для рук. |
«Баю – бай» (2. 3с. 21). Задачи: Учить детей воспринимать ритм, жалостливую интонацию, произносить отдельные слова: «баю – бай», «собачка», «лай». | Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Рассматривание игрушки. 3. Чтение потешки. 4. Повторять текст, делая паузы в конце предложений с тем, чтобы ребенок их договаривал. | Игрушечная собака и кукла. |
Апрель | |||
«Будь здоров!» | « Занятие с куклой. Кукла заболела» Задачи: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, учить заботиться о здоровье. Учить облегченным названиям (кукла - ляля). | . Методические приемы. 1.Сюрпризный момент. 2.Стимуляция активной речи детей. 3.Игра « Кукла Катя заболела» ( 2. 7с.81). | Кукла, СРИ игра «Больничка» |
« Одевание куклы после сна» (2. 1с. 72) (повторение). Задачи: Учить детей понимать слова, обозначающие предметы одежды, побуждать показывать одежду на кукле и свою, учить слова встань, сядь; побуждать к употреблению слова иди, к названию куклы (Катя). | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2.Показ предмета – игрушки и непосредственный контакт с ней. 3. Стимуляция активной речи детей. | Игрушечная кровать, кукла, одежда для куклы. |
«В гости к солнышку» | Слушаем потешку « Сорока, сорока» и рассматриваем иллюстрации Ю. Васнецова к этой потешке(2. 9с. 44). Задачи: Учить детей воспроизводить доступные им звуки. | Методические приемы: 1. Показ картинок. 2. Художественное слово. 3. Рассмотреть наряд сороки (красный цвет юбки сороки и что гости везут «кашки немножко накрасной ложке»). 4. Игра « Играем в Сороку – белобоку» (2. 9с.44). | Две иллюстрации Ю. Васнецова к народной песне «Сорока – белобока». |
«Солнышко – ведрышко» (2. 3с.27). Задачи: Учить воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения. | Методические приемы: 1.Личный пример воспитателя: воспитатель эмоционально реагирует сам. 2. Слова сопровождать игровыми действиями совместно с ребенком.3. Словарь: красное, теплое, желтое, лучистое. | Сюжетная картинка (2. 3с. 108). |
«Цветущая весна» | «Песенка под дождем» (2.3с. 28). Задачи: Учить правильно, понимать слова стихотворения. | Методические приемы. 1. Организовать прогулка с детьми под дождиком. 2. Художественное слово. 3.Стимуляция активной речи. | Зонтик. |
«Колокольчик – дудочка». (2. 4с.90) Задачи: Развивать у детей голосовой аппарат – голос средней силы и отрабатывать навык мягкой и атаки гласного звука. | Методические приемы. 1.Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Подражание слышимому образцу. 4. Стимуляция активной деятельности. | Чудесный мешочек с дудочкой и колокольчиком, игрушка - кошечка. | |
Мониторинг | |||
Май |
«Мои дедушка и бабушка» | « Репка» (2. 5с. 102) Задачи: Побуждать детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра | Методические приемы. 1. Игровая ситуация. 2.Показ игрушек по одной с чтением. Рассказывание сказки. 3. Стимуляция речевой активности детей. | Фигурки настольного театра « Репка». |
«Игрушки для бабушки и дедушки» ( 2. 2с. 81-82). Задачи: Учить находить среди множества картинок (одежда, посуда, мебель, игрушки). Учить подбирать картинки (по словесному указанию). Побуждать детей к использованию общеупотребительных названий предметов, постепенно вытесняя ими облегченные слова ( лепетные). | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Показ картинок. 3.Идентификация картинок. | Парные картинки, отличающиеся лишь величиной изображения: « Мишка», « Кукла», Матрешка» и т.д. |
«Моя семья» | Занятие с предметной картинкой « С мамой в магазине игрушек». (2.2с79-80) Задачи: Учить, ребенка на картинке узнавать, знакомые предметы, называть облегченными словами. | Методические приемы. 1. Сюрпризный момент. 2.Показ картинки. 3.Стимуляция активной речи детей. | Картинки знакомых предметов, предметы ( игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением. |
«С папой в машине» (2. 3с.26). Задачи: Учить по картинке узнавать знакомый предмет, игрушку, называть облегченным словом, знать общеупотребительное (машина - би-би, мяч- бом-бом и т.д.). | Методические приемы. 1.Игровая ситуация. 2. Беседа с детьми. 3. Словарь: «би – би», едет, колесики, руль, кабина, кузов. 3.Стимуляция речевой активности. | Игрушка - машина |
«Моя безопасность» | «Уходи с дороги, кот! (2. 2с. 20). Задачи: Учить воспринимать ритм потешки, а также интонацию строгости, произносить слова, делать игровые движения и выполнять действия вместе со словами, непроизвольно запоминать потешку. | Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2 .Выполнение игровых движений с игрушками. 3. Различение звукосочетания. 4. Активизировать словарь детей: кот злой, большой, «мяу – мяу». | Игрушечная кошка и кукла. |
Слушаем потешку « Мишка, Мишка, где твои штанишки?» ( 2. 5с. 88). Задачи: Расширять знания детей о предметах ближнего окружения, в частности о предметах домашнего обихода. Мебель: стул стол, диван. Посуда: тарелка, ложка, чашка. Действия: есть, пить и т.д. | Методические приемы: 1.Организрвать игровую ситуацию. 2. Чтение потешки. 3.Выполнение действий по тексту. 4. Стимуляция речевой активности. | Плюшевый мишка Плюшевый мишка, ширма. |
«Здравствуй лето!» | « Ай, люли, ай люли» ( 2.3с 54-55). Задачи: Продолжать развивать словарь существительными множественного числа: цветы, малыши. | Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Чтение стихотворения. 3. Выполнение действий по тексту. 4.стимуляция речевой активности. | Куклы, букет цветов. |
« Дождик, дождик», «Лужи» ( 2. 3с.19). Задачи: Внимательно слушать текст, воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, выполнять игровые движения в соответствии с текстом. | Методические приемы: 1. Показ последовательных действий. | Капли воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи.
Конспект заняти по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи. Тема:"Кого мы встретили в лесу?" ( от 1,5 до 2 лет)...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по расширению ориентировки в окружающем (развитие речи) "ЗВУК «К»"
Учить детей правильно и отчетливо произносить звук "К".Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из двух-трех слов. Способствовать развитию артикуляционного ап...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...
Непосредственная образовательная деятельность по расширению ориентировки в окружающем мире. Развитие речи.Тема. «Курица – красавица» 2 ранняя группа
НОД по расширению ориентировки в окружающем мире + развитие речи. тема: "Курица - красавица"....
Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря
консультация для родителей, содержит игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря....
Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем"В гостях у Бабушки - Забавушки"
Продолжаем знакомить детей с домашними животными...