Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание работы
непосредственно образовательной
деятельности по формированию
целостной картины мира
(старшая группы)
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий , с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении (младший школьный возраст) до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.
В то же время идёт расширение представлений об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.
Темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.
Рассмотрим содержание работы и некоторые методические приёмы по каждой теме.
1. Семья.
В старшей группе продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи.
Впервые детей знакомят с родословным древом. Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.
2. Детский сад.
Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется умению детей ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель даёт детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда дойти.
Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, роботу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях.
3. Родной город,
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом. Проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но и чтобы научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Детей знакомят с округом, в котором они живут. Каждый округ (район) имеет своё название. Воспитатель знакомит детей с этим названием, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях округа.
Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города. Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связывать эту работу с историей России, чтобы дети понимали - история родного города неразрывно связана с историей их страны.
4. Труд взрослых.
Необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд - это проявление заботы людей друг о друге.
Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.
Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
5. Предметный мир.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по знакомству детей с предметами, которые их окружают. Она представлена в пособии по следующим направлениям:
- знакомство детей с материалами, из которых сделаны предметы, с их названиями, свойствами и качествами; с тем, как человек использует эти свойства и качества при изготовлении различных предметов;
- закрепление знаний об обобщающих понятиях; знакомство детей с группировкой и классификацией предметов;
- новым по сравнению со средней группой является знакомство детей с историей возникновения того или иного предмета.
Тематическое распределение материала для детей
старшего возраста.
1. Тема: Семья.
Беседа о членах семьи (об их обязанностях, беседа о бабушке
- ко дню Пожилого человека).
Рассматривание семейных фотоальбомов (беседа о том, где работают взрослые члены семьи), домашнее задание -придумать вместе с родителями герб своей семьи).
Беседа с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.
Создание и знакомство с родословным деревом.
Беседа о взрослых членах семьи, об их родителях.
2. Тема: Детский сад.
- Беседа о работе помощника воспитателя.
- Знакомство с работой заведующего детским садом.
- Беседа о труде работников прачечной.
- Беседа о труде повара.
- Составление письма заболевшему товарищу.
- Рисование с детьми плана детского сада.
- Беседа о сотрудниках детского сада.
3. Тема: Родной город и родная страна.
- История возникновения города.
- Беседа о районе, в котором живут и работают.
Беседа о памятниках родного города, прославивших город и страну.
- Как возникла Россия. Символ страны - герб, влаг, гимн.
- История России - царь Пётр 1.
- Что такое музей.
Культура и традиции русского народа. Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где ты живёшь». Мы все жители - планеты Земля.
4. Тема: Труд взрослых.
- Беседа о сотрудниках детского сада.
- Как выращивают хлеб.
- Беседа о профессиях.
- Экскурсия на почту.
- Знакомство со строительными профессиями.
- Беседа о труде врачей разных специальностей.
- Беседа о службе пограничника. Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор».
- Экскурсия в библиотеку.
- Целевое занятие: «Где какая нужна профессия.».
5. Тема: Предметный мир.
Знакомство с классификацией транспорта (наземный, воздушный, водный).
- Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная.
- Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.
Знакомство с родовым понятием «мебель» (для жилой комнаты, для кухни, для спальни).
- Предметы, которые нас окружают (по назначению предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы) -посуда, ножницы, карандаш, книги, игрушки.
- Рассказ об истории создания книги.
- Что мы знаем о технике - помощнице (бытовая техника).
6. Тема: Наша армия.
- Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.
- Беседа о памятниках защитникам Отечества.
- «Есть такая профессия, Родину - защищать» (рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность).
- Рассматривание репродукций и альбомов с военной техникой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст, "Путешествие в лес"
Деятельность направлена на обобщение знаний детей об осене и познакомить с приметами зимы. Непосредствено - образовательная деятельность включает две области "Познание" (формирование целостной картины...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""
· Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""
· Расширение словаря· Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к прир...
Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Овощи,огород"
· Расширить словарь по теме· Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образован...
Перспективный план по формированию целостной картины мира (старшая группа)
Образовательная область «Познавательное развитие»(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)Авторы: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Система работы в стар...
Перспективное планирование " Формирование целостной картины мира" старшая группа
Перспективное планирование на 2017-18 год...
Нод по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»
Конспект по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»...