Перспективный план по формированию целостной картины мира (старшая группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Авторы: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Система работы в старшей группе детского сада. – М., 2012.;
Голицына Н.С. Занятия в детском саду. Старшая группа. – М. 2012.;
Павлова О.В. Познание предметного мира. 2013.;
Шорыгина Т.А. Беседы.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ИСТОЧНИК |
СЕНТЯБРЬ | «Лето» | Вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями о прошедшем лете, летнем отдыхе. Вспомнить характерные особенности каждого летнего месяца. Развивать связную речь. Учить составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать желание выслушать товарищей, поощрять инициативу. | Шорыгина Т.А. |
| «Моя семья» | Формировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | О.В.Дыбина. с. 23 |
| «Во саду ли, в огороде» | Закреплять: обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; названия различных овощей и фруктов; знание характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений. Дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников | Н.С. Голицина, с. 24 |
| «Предметы, окружающие труд человека» | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | О.В.Дыбина, с. 21 |
ОКТЯБРЬ | «Золотая осень» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе | Н.С. Голицина, с. 25 |
| «О дружбе, о друзьях» | Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. | О.В.Дыбина, с. 26 |
| «Домашние животные» | Познакомить с домашними животными: коровой и козой. Закреплять: названия домашних животных и их детенышей; знание об их назначении и пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность | Шорыгина Т.А. |
| «Наряды куклы Тани»» | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | О.В.Дыбина, с. 31 |
| «Как выращивают хлеб» | Закреплять: знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. | Павлова О.В., с. 21 |
НОЯБРЬ | «Перелётные птицы» | Уточнить знания о птицах, об их питании установить взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные». Наблюдать за птицами собирающимися в стаи. | Н.С. Голицина, с. 24 |
| «Мебель» | Формировать у детей понятие о видах мебели; расширять кругозор, закреплять и активизировать словарь; развивать мышление, память, внимание. | Павлова О.В., с. 27 |
| «Дикие животные нашего края» | Продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным. Приучать: связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. | Шорыгина Т.А. |
| «Народные игрушки» | Продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров. | Павлова О.В., с. 91 |
ДЕКАБРЬ | «Птицы зимой» | Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Учить: различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки. | Н.С. Голицина, с. 27 |
| «Детский сад» | Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. | О.В.Дыбина, с. 29 |
| «Игры во дворе» | Знакомить детей с элементарными правила ми безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дом а, катании на велосипеде в черте города. | О.В.Дыбина, с. 32 |
| «Новый год у ворот» | Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и народным традициям. Развитие речевых навыков, творческого воображения на основе имеющихся знаний. | Н.С. Голицина |
ЯНВАРЬ | «Жил-был самовар» | Приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор; знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара, правилами поведения за столом. | Павлова О.В., с. 52 |
| «Что мы знаем о рыбах» | Расширять представления: о рыбах; о том, как зимуют рыбы. Учить: ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы; наблюдать за ними; рассматривать их строение. | Шорыгина Т.А. |
| «Посуда» | Обогащать представления детей о посуде; расширять кругозор, учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда; пользоваться предметами посуды в соответствии с их особенностями и назначением. | Павлова О.В., с. 42 |
ФЕВРАЛЬ | «Что мы знаем о комнатных растениях?» | Приучать: следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить: описывать комнатные растения: выделять характерные признаки; сравнивать между собой; ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. | Н.С. Голицина, с. 27 |
| «Песня колокольчика» | Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | О.В.Дыбина, с. 37 |
| «Наши защитники» | Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. |
|
| «Животные жарких стран» | Расширять у детей знания и представления о животных, жарких стран, об особенностях их внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении к среде обитания. Воспитывать интерес к живой природе. Обогащать словарный запас детей. | Шорыгина Т.А. |
МАРТ | «О мамах, родных и очень важных» | Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей. | Н.С. Голицина |
| «Признаки начала весны» | Учить: называть характерные признаки весны; устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить: устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы | О.В.Дыбина, с. 29 |
| «Книги – мои друзья» | Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события; закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. | Павлова О.В., с. 75 |
| «Ягода – малина» | Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. | Н.С. Голицина |
АПРЕЛЬ | «Домашние птицы» | Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. | Шорыгина Т.А. |
| «Покорение космоса» | Дать представление: о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде - Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. | Н.С. Голицина |
| «Грачи весну на крыльях принесли» | Наблюдать за грачами, закреплять умение отличать их от других птиц. Дать понятие о том, что грачи — вестники наступающей весны, первыми возвращаются в родные места. Уточнить знания о том, куда улетают зимующие птицы весной, закреплять понятие «перелетные птицы», их названия. | О.В.Дыбина, с. 29 |
| «Россия – огромная страна» | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой — главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | О.В.Дыбина, с.46 |
МАЙ | «Первые цветы» | Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение. | О.В.Дыбина, с. 30 |
| «День Победы» | Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Н.С. Голицина |
| «Эти удивительные насекомые» | Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать: сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания. | Шорыгина Т.А. |
| «Родной город» | Расширить знания детей о родном городе. Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Развивать умение ориентироваться по карте-схеме города, его достопримечательностям, улицам. Поддержать интерес к истории родного города. Прививать любовь к родному городу. Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу. | Шорыгина Т.А. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Авторы: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Система работы в старшей группе детского сада. – М., 2012.;
Голицына Н.С. Занятия в детском саду. Старшая группа. – М. 2012.;
Павлова О.В. Познание предметного мира. 2013.;
Шорыгина Т.А. Беседы.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ИСТОЧНИК |
СЕНТЯБРЬ | «Лето» | Вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями о прошедшем лете, летнем отдыхе. Вспомнить характерные особенности каждого летнего месяца. Развивать связную речь. Учить составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать желание выслушать товарищей, поощрять инициативу. | Шорыгина Т.А. |
«Моя семья» | Формировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | О.В.Дыбина. с. 23 | |
«Во саду ли, в огороде» | Закреплять: обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; названия различных овощей и фруктов; знание характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений. Дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников | Н.С. Голицина, с. 24 | |
«Предметы, окружающие труд человека» | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | О.В.Дыбина, с. 21 | |
ОКТЯБРЬ | «Золотая осень» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе | Н.С. Голицина, с. 25 |
«О дружбе, о друзьях» | Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. | О.В.Дыбина, с. 26 | |
«Домашние животные» | Познакомить с домашними животными: коровой и козой. Закреплять: названия домашних животных и их детенышей; знание об их назначении и пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность | Шорыгина Т.А. | |
«Наряды куклы Тани»» | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | О.В.Дыбина, с. 31 | |
«Как выращивают хлеб» | Закреплять: знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. | Павлова О.В., с. 21 | |
НОЯБРЬ | «Перелётные птицы» | Уточнить знания о птицах, об их питании установить взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные». Наблюдать за птицами собирающимися в стаи. | Н.С. Голицина, с. 24 |
«Мебель» | Формировать у детей понятие о видах мебели; расширять кругозор, закреплять и активизировать словарь; развивать мышление, память, внимание. | Павлова О.В., с. 27 | |
«Дикие животные нашего края» | Продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным. Приучать: связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. | Шорыгина Т.А. | |
«Народные игрушки» | Продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров. | Павлова О.В., с. 91 | |
ДЕКАБРЬ | «Птицы зимой» | Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Учить: различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки. | Н.С. Голицина, с. 27 |
«Детский сад» | Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. | О.В.Дыбина, с. 29 | |
«Игры во дворе» | Знакомить детей с элементарными правила ми безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дом а, катании на велосипеде в черте города. | О.В.Дыбина, с. 32 | |
«Новый год у ворот» | Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и народным традициям. Развитие речевых навыков, творческого воображения на основе имеющихся знаний. | Н.С. Голицина | |
ЯНВАРЬ | «Жил-был самовар» | Приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор; знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара, правилами поведения за столом. | Павлова О.В., с. 52 |
«Что мы знаем о рыбах» | Расширять представления: о рыбах; о том, как зимуют рыбы. Учить: ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы; наблюдать за ними; рассматривать их строение. | Шорыгина Т.А. | |
«Посуда» | Обогащать представления детей о посуде; расширять кругозор, учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда; пользоваться предметами посуды в соответствии с их особенностями и назначением. | Павлова О.В., с. 42 | |
ФЕВРАЛЬ | «Что мы знаем о комнатных растениях?» | Приучать: следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить: описывать комнатные растения: выделять характерные признаки; сравнивать между собой; ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. | Н.С. Голицина, с. 27 |
«Песня колокольчика» | Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | О.В.Дыбина, с. 37 | |
«Наши защитники» | Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. | ||
«Животные жарких стран» | Расширять у детей знания и представления о животных, жарких стран, об особенностях их внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении к среде обитания. Воспитывать интерес к живой природе. Обогащать словарный запас детей. | Шорыгина Т.А. | |
МАРТ | «О мамах, родных и очень важных» | Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей. | Н.С. Голицина |
«Признаки начала весны» | Учить: называть характерные признаки весны; устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить: устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы | О.В.Дыбина, с. 29 | |
«Книги – мои друзья» | Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события; закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. | Павлова О.В., с. 75 | |
«Ягода – малина» | Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. | Н.С. Голицина | |
АПРЕЛЬ | «Домашние птицы» | Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. | Шорыгина Т.А. |
«Покорение космоса» | Дать представление: о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде - Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. | Н.С. Голицина | |
«Грачи весну на крыльях принесли» | Наблюдать за грачами, закреплять умение отличать их от других птиц. Дать понятие о том, что грачи — вестники наступающей весны, первыми возвращаются в родные места. Уточнить знания о том, куда улетают зимующие птицы весной, закреплять понятие «перелетные птицы», их названия. | О.В.Дыбина, с. 29 | |
«Россия – огромная страна» | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой — главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | О.В.Дыбина, с.46 | |
МАЙ | «Первые цветы» | Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение. | О.В.Дыбина, с. 30 |
«День Победы» | Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Н.С. Голицина | |
«Эти удивительные насекомые» | Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать: сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания. | Шорыгина Т.А. | |
«Родной город» | Расширить знания детей о родном городе. Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Развивать умение ориентироваться по карте-схеме города, его достопримечательностям, улицам. Поддержать интерес к истории родного города. Прививать любовь к родному городу. Воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу. | Шорыгина Т.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе
Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование опирается на следующие литературные источники: Н. Е. Вераксы "Ко...
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира в старшей группе
Данное перспективное планирование разработано для старшей группы ДОУ по формированию целостной картины мира. Перспективное планирование разработана с использованием следующей литературы: Волчкова В. Н...
Перспективный план по Формированию целостной картины мира у детей старшей группы
Перспективный план по Формированию целостной картины мирау детей старшей группы ( 5-6лет)...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРАв группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет...
Перспективное планирование " Формирование целостной картины мира" старшая группа
Перспективное планирование на 2017-18 год...
Нод по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»
Конспект по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»...