исследовательский проект "Мир цвета"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зинина Марина Сергеевна
Актуальность проекта
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а, значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Именно на основе понимания, знания тех или иных характерных особенностей предмета или явления пробуждается у ребенка интерес, живое эмоциональное отношение к нему. Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Зрительные впечатления играют особую роль в познании окружающей нас действительности, в эстетическом освоении ее.   Надо раскрыть глаза ребенку на разнообразие и богатство цветовой гаммы  в природе, в окружающей их жизни. Пусть он наблюдает вид и окраску неба в различные часы, при различном состоянии погоды, в разные времена года. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, береза весной нежно-зеленая, а летом ярко-зеленая, ели по сравнению с ней темные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребенок рассматривает цвет листьев разных растений во всем их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие и т. д. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. А помочь в этом нам помогают : наблюдения, опыты, эксперименты. В свою очередь экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
С помощью собственных рук, собственных глаз и собственного опыта ребенок становится разумным Человеком
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_tsveta.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

« Мир цвета»

Автор проекта

Зинина Марина Сергеевна

Продолжительность проекта

Два месяца

Тип проекта

Взросло - детский, познавательно – речевой, исследовательский

Участники проекта

Дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы

                        Актуальность проекта

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а, значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Именно на основе понимания, знания тех или иных характерных особенностей предмета или явления пробуждается у ребенка интерес, живое эмоциональное отношение к нему.                                Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Зрительные впечатления играют особую роль в познании окружающей нас действительности, в эстетическом освоении ее.   Надо раскрыть глаза ребенку на разнообразие и богатство цветовой гаммы  в природе, в окружающей их жизни. Пусть он наблюдает вид и окраску неба в различные часы, при различном состоянии погоды, в разные времена года. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, береза весной нежно-зеленая, а летом ярко-зеленая, ели по сравнению с ней темные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребенок рассматривает цвет листьев разных растений во всем их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие и т. д.                                                        Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. А помочь в этом нам помогают : наблюдения, опыты, эксперименты. В свою очередь экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

С помощью собственных рук, собственных глаз и собственного опыта ребенок становится разумным Человеком.

Проблема

Цвет, его сочетания  являются наиболее доступным для ребенка средством художественного выражения своих творческих замыслов. Но смотрят дети вокруг себя очень различно. Один посмотрит – ничего особенного не заметит и тотчас же забудет увиденное. Другой заметит в увиденном характерное, отличное от других предметов, иногда новое и запомнит. Чем ярче его зрительное восприятие было окрашено эмоционально-эстетическими переживаниями, тем ярче и образнее будут накапливаться им зрительные представления. Мы, взрослые , должны помочь ему разобраться во всем многообразии мира цвета: познакомить с основными и основными цветами, со свойствами цвета, с сочетаниями различных цветов; понаблюдать , что происходит с цветом предметов под воздействием света; научить «раскладывать» и «собирать»цвет; развивать пытливость ума и эстетическую восприимчивость.

Цель: расширить  представление детей о многообразии мира цвета.

Задачи:

  • Уточнить и углубить знания детей об основных и составных цветах;
  • Научить усиливать и получать другой цвет;
  • Развивать познавательно-поисковую активность детей;
  • Создавать условия для поддержания интереса к успешному выполнению задания;
  • Развивать речевые умения детей ;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
  • Воспитывать ценностное отношение к результатам своего труда.

Ожидаемые результаты:

Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств, выражение  его в творческой деятельности.

                Этапы работы над проектом        

1 этап – определение цели;

2 этап – составление плана и распределение заданий детям и родителям;

3этап–сбор информации, рассматривание, обсуждение и анализ выполнения заданий;

4 этап - обобщение информации и оформление данных;

5 этап – презентация проекта;

6 этап – анализ проекта.

 Реализация работы над проектом по этапам

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

  • Постановка вопроса и определение темы
  • Актуальность
  • Совместное  с педагогом обсуждение темы
  • Определение проблемы
  • Привлечение к проекту родителей
  • Консультации, беседы по этой теме
  • Просмотр фильма о деятельности детей в детском саду

2 этап

  • * Составление плана
  • * Распределение
  •    заданий
  • * подбор материала
  • * внесение мероприятий в план воспитательно-образовательной работы

  • Обсуждение  плана совместно с педагогом
  • Рассматривание способов добывания информации
  • Объяснение заданий и консультации по реализации проекта
  • Беседы о творческой деятельности ребенка дома
  • Анкетирование родителей

3 этап

  •  Сбор материалов, приносимых детьми
  •  Организация продуктивной деятельности: рисование
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Разучивание песни, стихов по теме
  • Помощь в составлении рассказов из личного опыта
  • Подготовка и  проведение опыта совместно с детьми( с помощью  фильмоскопа и трехгранной призмы)
  • Руководство по изготовлению детьми «волчка» и проведению ими  эксперимента
  • Руководство по изготовлению эмблемы творческой команды
  • Оформление выставки рисунков и семейных мини-проектов»Мир цвета»
  • Продуктивно –исследовательская деятельность по определению свойств цвета
  • Продуктивная деятельность: рисование
  • Сюжетно-ролевые игры и дидактические игры
  • Рассматривание и сравнение иллюстраций  в цветном и черно-белом изображении
  • Чтение выученных стихов о цвете
  • Рассказывание сочиненных сказок и загадок по теме
  • изготовление эмблемы команды исследователей
  • Участие в оформлении выставки рисунков

  • Составление рассказов, сказок, загадок о цвете
  • Подбор синонимов к определенному цвету
  • Поиск определения для каждого из цветов и их оттенков в литературных и научных источниках
  • Проведение опытов с детьми в домашних условиях
  • Обсуждение результатов опытов со своими детьми

  • Изготовление мини-проектов «Мир цвета» совместно с детьми

5 этап

  • Представление исследовательской и творческой  деятельности детей коллективу педагогов НДОУ и родителям в виде открытого занятия
  • Дети проводят опыты, читают стихи , поют песню. Представляют мини-проекты «Мир цвета»
  • Принимают активное участие в мероприятии

6 этап

  • Подведение итогов проекта
  • Представление презентации по проекту

  • Высказывание детьми своих впечатлений о проекте
  • Высказывание впечатлений родителей о проекте

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательно-исследовательская деятельность для детей с особыми коррекционно-образовательными потребностями по курсу "Цветомузыкальная терапия" "Я выбираю цвет"

Диагностика цветового восприятия, определение цветовых предпочтений ребёнка в создании его псхиологического портрета...

Авторская разработка. Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей - средней группы «Цветы»

Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей - средней группы «Цветы»...

Познавательно-исследовательский проект " Цветы для нашего сада"

Тема "Цветы для нашего сада"Вид проекта: долгосрочный ( февраль-сентябрь).Участники проекта : дети средней группы, воспитатель.Место проведение: групповое помещение, уличная территория детск...

Исследовательская работа «Цветы для мамы»

Вырастить гиацинты путем выгонки к 8 Марта....

Исследовательский проект «Цветы на окне»

Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Цвет и прозрачность"

Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

Исследовательский проект "Цветы вокруг нас"

Дать понять, что такое цветок. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них....