Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Цвет и прозрачность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_i_prozrachnost_eksperimertirovanie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
для детей старшей группы.
Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов»
«Вода не имеет цвета, прозрачная»
Цель: Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Дать понятие детям о свойстве воды - вода не имеет формы, принимает форму сосудов; не имеет цвета, прозрачная.
- Развивать практические умения и навыки детей с исследуемым объектом (водой); закрепить названия лабораторного оборудования.
- Учить делать элементарные зарисовки проведенного эксперимента.
- Воспитывать бережное отношение к воде и лабораторным предметам.
Словарная работа: не имеет формы, цвета, текучая, растекается, заполняет, прозрачная.
Оборудование: емкость с водой, емкости различной формы (широкой, узкой, колбообразной, квадратной, перчатки резиновые); стакан молока; различные мелкие предметы (металлические монеты, камешки, ракушки); фартуки, шапочки, листы бумаги, карандаши, мини – плакат «Вода принимает форму сосуда», «Вода прозрачна».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол и назовите предметы, которые вам уже знакомы. (Ответы детей). Молодцы! Это колбы, мензурки, емкости. Что мы с вами изучаем? (Ответы детей). Правильно, мы с вами изучаем воду и ее свойства, как она может изменяться.
- Посмотрите, в руках у меня мячик. Какой он формы? (Ответы детей). Правильно, круглый. Каждый предмет имеет свою форму. А как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей). Она круглая? Треугольная? Квадратная? Нет! А какая у воды форма? Сегодня я вам предлагаю новый эксперимент – узнать имеет вода форму или нет? Подготовимся к эксперименту. Для этого нам понадобится обязательно что? (Вода) И лабораторное оборудование, которое у меня на столе – различные емкости. Посмотрите все они какой формы? (Ответы детей). Правильно! Разной. А вот у меня большой таз, давайте в него нальем немного воды из бутылки и посмотрим, какая форма у воды. (Воспитатель наливает в таз воду). Что произошло с водой? (Ответы детей). Правильно, она растекается в разные стороны. Принимает она какую-нибудь форму сейчас? (Ответы детей). Правильно, не принимает.
Далее воспитатель вызывает детей по очереди и предлагает каждому заполнить водой сосуды, которые стоят на столе. (Дети заполняют).
- Ребята, посмотрите теперь на емкости и сосуды, которые мы с вами заполнили и обрисуйте пальчиком в воздухе форму, которую приняла вода. (дети «обрисовывают» любую форму). Можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму? (Ответы детей). Нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.
- Проведем еще один эксперимент. Вот у меня резиновые перчатки. Посмотрите, они растягиваются. Сейчас мы с (вызывает двух детей) наполним эту перчатку водой. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). Давайте проверим на опыте! Воспитатель вместе с детьми заполняет перчатку водой. Перчатка надувается под действием воды.
- Какую форму приняла вода? (Ответы детей). Правильно, форму перчатки.
- Рассмотрим плакат (рассматривание мини – плаката «Вода принимает форму сосуда»), комментарии воспитателя.
- Давайте данный эксперимент мы с вами зарисуем. (воспитатель на доске делает зарисовку опыта, дети за ним на листах бумаги).
- Сделаем вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.
- Ребята, а как нам определить вода имеет цвет или нет? (Ответы детей). Давайте, проверим на опыте! Ведь мы с вами как настоящие ученые! Вот у меня стакан с молоком. Молоко какого цвета? (Ответы детей). Правильно, белого. А вот стакан с водой. Можно сказать, что вода тоже белого цвета? (Ответы детей). Может вода синего или красного цвета? (Ответы детей) Значит, у воды есть цвет или нет? (Ответы детей). Правильно, у воды цвета нет, она прозрачная. А почему прозрачная? (Ответы детей). Давайте, проверим! Вот у меня на столе различные предметы: камешки, ракушки, монеты. Опустите их в воду. (Дети опускают в воду предметы). Посмотрите, вы видите через воду эти предметы? (Ответы детей). Вода прозрачна. Сквозь воду видны предметы и даже видно цифры на монетах, полосочки, крапинки, узоры на камешках и ракушках. Опустите руки в воду. Видите свои руки? (Ответы детей).
- Рассмотрим плакат «Вода прозрачна». Воспитатель комментирует, выслушивает мнения детей.
- Давайте сделаем вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много о свойствах воды: вода не имеет форму, принимает форму сосуда, в который ее налили; вода не имеет цвета, она прозрачная.
По окончании занятия дети вместе с воспитателем убирают оборудование на место, в ходе данной работы воспитатель напоминает детям о бережном отношении к лабораторному оборудованию и воде (оставшуюся воду можно употребить для мытья игрушек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"
В ходе занятия расширяются знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...