Исследовательский проект «Цветы на окне»
презентация к уроку (старшая группа)
Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_na_okne.pdf | 2.33 МБ |
proekt_tsvety.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад 350
г. Челябинска «Гусельки»
Педагогический проект «Цветы на окне»
Выполнили: воспитатели подготовительной
коррекционной групп «Чиполино»
Максимова Г.Г Наумова Т.А.
2022г.
Введение
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы,
с бесконечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума»
В.А.Сухомлинский.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Педагогам представлена почетная роль, ввести ребенка в этом мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление.
Как же научить ребенка видеть и понимать окружающую его природу?
Общение с природой даёт ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно, нежели взрослые. Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они, безусловно, вызывают у них повышенный интерес. Используя этот интерес, педагоги постепенно включают в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.
Поэтому знакомство происходит постепенно, начиная с близких и доступных пониманию ребёнка объектов и явлений природы. Для этого не нужно специально вести ребёнка в Зоосад. Достаточно организовать цветник на подоконнике в группе. Важно учитывать возрастные и зрительные особенности ребёнка, при этом создать безопасные и благоприятные условия.
Цветник на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы, формировать экологическую культуру у дошкольников. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Для детей цветник на подоконнике имеет свою специфику: наряду с наблюдениями и организацией труда в цветнике, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная работа.
Индивидуальная работа включает в себя:
· узнавание и называние растения;
· нахождение одинаковых частей растений и растений в целом;
· нахождение различий в растения;
· определение цвета, формы, размера, пространственного расположения (реального объекта, иллюстрации);
· игры на классификацию (цвет, форма, величина);
· слежение за движущимся объектом (полёт бабочки с цветка, на цветок);
· рассматривание растений (после чего необходимо перевести взгляд на другие удаленные предметы за окном).
В проекте «Цветы на окне» осуществляется исследовательская деятельность, пронизанная духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. В предлагаемом проекте созданы необходимые условия для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми и родителями, для их участия в различных познавательных, интеллектуальных мероприятиях, для основной работы по проекту.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование проекта | «Цветы на окне» Познавательно – исследовательский |
2. | Участники проекта | Воспитатели: Максимова Г.Г Наумова Т.А. Дети: Группа «Чиполино» Родители. |
3. | Актуальность | Организация проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о садовых цветах у дошкольников. В связи с этим перед педагогами стоит задача активизации познавательно - исследовательской деятельности детей. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям любовь и интерес к природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, учитывая их зрительные и возрастные особенности. В процессе восприятия природного объекта у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
|
4. | Цель | Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
|
5. | Задачи | 1. Создать условия для развития познавательно исследовательской деятельности детей. 2. Обобщить и расширить преставления у дошкольников о садовых растениях и их пользе для человека. 3. Формировать у детей представление об объектах и явлениях мира природы с помощью сохранных анализаторов. 4. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства. 6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать данные в дневнике - наблюдения.
|
6. | Методы и приемы | · Экспериментирование. · Моделирование · Опытно-исследовательская деятельность · Сравнительно–исследовательская деятельность · Словесные, наглядные методы |
7. | Краткое изложение сути проекта | Проект «Цветы на окне» реализуется в различных формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей способствующей получению знаний о разнообразии садовых растений через познавательно - исследовательскую деятельность.
|
8. | Новизна и ценность проекта | Ценность проекта «Цветы на окне» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей , способствует формированию высокого уровня интегративных качеств. |
9. | Срок реализации: | С 15.02.2022 года по 31.05.2022 года.
|
11. | Результаты реализации проекта | 1. Систематизация знаний детей о садовых цветах. 2. Стремление удовлетворить потребности наблюдаемых живых объектов, самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей 3. Развитие коммуникативных навыков. 4. Активное участие родителей в реализации проекта.
|
12. | Ресурсное обеспечение проекта | 1. Информационно – методическая и познавательная литература. 2. Дидактические и настольно – печатные игры. 3. Мультимедийное оборудование, презентации, аудиозаписи по теме. |
13. | Формы представления результатов | 1. Фотоотчет о реализации проекта «Цветник на подоконнике» 2. Создание мини – энциклопедии «Путеводитель садовых растений» 3. Презентация проекта педагогической общественности. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Наименование мероприятий | Срок реализации | Исполнитель | Результат |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1 | Выявление представлений детей о садовых цветах (анкетирование, наблюдение) | Февраль | Педагоги | Результаты беседы, наблюдения |
1.2 | Выявление представлений родителей о садовых растениях | Февраль | Педагоги | Результаты бесед |
1.3 | Подбор методической, познавательной, художественной литературы о садовых растениях | Февраль | Педагоги | Картотека стихов, загадок, пословиц, сказок |
1.4. | Обновление содержания предметно-развивающей среды | Февраль | Педагоги, родители | Оснащение дидактическими настольно-печатными играми, плакатами, таблицами, картотеками, атрибутами сюжетно-ролевых и подвижных игр. Подготовка семян цветов, рассадников. |
2. Основной | ||||
2.1
| Чтение художественной и познавательной литературы: Ø Экологическая сказка «О чем говорят цветы» Ø Экологическая сказка Воротникова Л.Ф. «Как человек приручил растения» Ø Сказка «История одного растения» Ø Скребцова Л.В. «Душистые ароматы» Ø М. Скребцова «Царица ночи» Ø Андрей Платонов «Неизвестный цветок» Ø Рубцова Т. «Сказка о маргаритках» Ø Л.В.Скребцова «Чудесный домашний садик» Ø Легенда о трехцветной фиалке. Ø Легенда о ландыше Ø Легенда о лилии Ø Легенда о маргаритках Ø Стихи, загадки, пословицы о комнатных цветах. | Февраль - май
| Педагоги |
|
2.2. | Беседы: Ø «Цветы на участке детского сада» Ø «Как растут растения?» Ø «Мы знатоки садовых растений» Ø «Из чего можно вырастить растение» Ø «Что необходимо для роста растений» | Февраль - май
| Педагоги |
|
2.2 | Создание и обсуждение проблемных ситуаций Ø «Рассаду цветов поставили в темное место» Ø «Рассаду цветов поливали каждый день Ø « Не поливали рассаду цветов бархатцев» | Апрель
| Педагоги |
|
2.3
| НОД по образовательной области «Развитие речи»: Ø «Беседа о садовых растениях» Ø «Поливка садовых растений» Ø «Правила ухода за садовыми растениями» | Февраль - Май
| Педагоги |
|
2.4 | Опытно – экспериментальная деятельность Ø Вода в жизни растения Ø дышит ли растение? Ø Влияние музыки на рост растения Ø реагирует ли растение на ласку? Ø Растение меняет цвет Ø Свет в жизни растений Ø Чудесный полив Ø Растения теряют воду через испарения | Февраль - Май
| Педагоги | Проведение опытов, экспериментов |
2.5 | Социально коммуникативное развитие: сюжетно – ролевая игра: Ø «Цветочный магазин» Ø «Оранжерея в детском саду» Ø «Цветовод» Ø «День рождения» Ø «Семья» | Февраль - Май | Педагоги |
|
Дидактические игры: Ø «Растения» Ø «Подбери семена к растению» Ø «Угадай растение по описанию» Ø «Собери цветок из частей» Ø «Вылечи человека» Ø «Собери букет садовых растений» Ø «Продайте, то, что опишу» Ø «Подбери контур к цветку» Ø «Цветовод» Ø «Что сначала, что потом?» Ø «Путаница» Ø «Опиши, я отгадаю» Ø «Найди растение по названию» Ø «Чего не стало?» Ø «Цветочный магазин» Ø «Если был бы я цветком» | Февраль - Май
. | Педагоги |
| |
2.6
| Продуктивная деятельность: Ø Сеем семена цветов в контейнеры Ø Посадка корешков колеуса Ø Пересадка садовых цветов в индивидуальные стаканчики «домики» Ø Уход за садовыми растениями. Ø Ведение индивидуальных дневников наблюдения за ростом и развитием садовых растений Ø Создание поделки из бросового материала «Ландшафтный дизайн участка» | Февраль - Май
| Педагоги, родители |
|
2.7 | ООД по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Ø Рисование «Цветы на участке детского сада» Ø Лепка «Роза», «Фиалка» Ø Моделирование из бумаги «Тюльпан»» Ø Конструирование «Выкладывание цветов из мозаики» Ø Аппликация «Красивый цветок» | Февраль - Май | Педагоги | Систематизировать знания детей о садовых растениях |
2.8 | Работа с родителями: Ø Консультации: «Цветы в моем доме» Ø Беседа «Сбережем родную природу» Ø Выпуск информационных листков. Ø Создание экологических сказок, книжек - малышек |
| Педагоги | Информационные листки, консультации, беседы
|
3. Обобщающий | ||||
3.1
| Проведение итоговой беседы с детьми | Май | Педагоги | Результаты беседы |
3.2 | Оформление фотовыставки «Я и природа» «Мы за тех – кого приручили» | Май | Педагоги | Практическая деятельность детей |
3.3 | Выставка поделок из бросового материала «Ландшафтный дизайн участка» | Май | Педагоги, дети | Совместная работа детей и родителей |
3.4 | Акция «Украсим участки детского сада цветами» | Май | Педагоги, родители, дети | Совместная работа педагогов, детей и родителей |
3.5 | Участие детей в конкурсе «Цветочные шляпки» | Май | Педагоги, родители, дети | Совместная работа педагогов, детей и родителей |
3.6 | Презентация «Цветы на окне» в блоге Gala-350 | Май | Педагоги и родители | Совместная работа педагогов и родителей |
3.7 | Презентация проекта педагогической общественности | Май | Педагоги | Итог работы |
Заключение
Природа окружает ребёнка с ранних лет, она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.
Поэтому проект «Цветник на подоконнике» доступен, интересен и близок детям.
В процессе проектной деятельности родители являются активными участниками проекта, педагоги выступают в роли организаторов, которые дают детям простор самостоятельности, приветствует любую их творческую деятельность.
Проект проходит в игровой форме и носит познавательно - экспериментальный характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.
Одной из важных составляющей проекта стало создание «Деревенского дворика» на подоконнике. Сюжетная игра «Деревенский дворик» раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, вовлекая их в практическую деятельность. Эта деятельность развивает эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Прививая любовь и интерес к природе, у детей формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития.
Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
2. Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.
3. Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007. - 60с.
4. Евдокимова Е.С. Техноглогия проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
7. Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.
8. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., 2003
9. Чарова Ю. О природе М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 48с.- Серия («Библиотека Вини – Пуха»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"
Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.
Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».
КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...
Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»
Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...
Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.
Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...
Фотоотчет по проекту "Цветы на окне"
Цель проекта: формирование экологического мышления дошкольников. Задачи проекта: Личностные - формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;- восп...
Экологический проект «Цветы на окне».
Данный экологический проект носит познавательно-исследовательский характер. Дети младшего дошкольного возраста учатся наблюдать и правильно ухаживать за растениями на окне. Детям прививается любовь к ...