Исследовательский проект «Цветы на окне»
презентация к уроку (старшая группа)

Наумова Татьяна Александровна

Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tsvety_na_okne.pdf2.33 МБ
Файл proekt_tsvety.docx50.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад 350

г. Челябинска «Гусельки»

Педагогический проект «Цветы на окне»

                                                     

                                                            Выполнили: воспитатели подготовительной

                                                            коррекционной групп «Чиполино»

                                                            Максимова Г.Г Наумова Т.А.

2022г.

Введение

 

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы,

с бесконечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума»

В.А.Сухомлинский.

 

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Педагогам представлена почетная роль, ввести ребенка в этом мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление.

Как же научить ребенка видеть и понимать окружающую его природу?

Общение с природой даёт ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно, нежели взрослые. Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они, безусловно, вызывают у них повышенный интерес. Используя этот интерес, педагоги постепенно включают в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.

Поэтому знакомство происходит постепенно, начиная с близких и доступных пониманию ребёнка объектов и явлений природы. Для этого не нужно специально вести ребёнка в Зоосад. Достаточно организовать цветник на подоконнике в группе. Важно учитывать возрастные и зрительные особенности ребёнка, при этом создать безопасные и благоприятные условия.

Цветник на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы, формировать экологическую культуру у дошкольников. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Для детей цветник на подоконнике имеет свою специфику: наряду с наблюдениями и организацией труда в цветнике, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная работа. 

Индивидуальная работа включает в себя:

· узнавание и называние растения;

· нахождение одинаковых частей растений и растений в целом;

· нахождение различий в растения;

· определение цвета, формы, размера, пространственного расположения (реального объекта, иллюстрации);

· игры на классификацию (цвет, форма, величина);

· слежение за движущимся объектом (полёт бабочки с цветка, на цветок);

· рассматривание растений (после чего необходимо перевести взгляд на другие удаленные предметы за окном).

В проекте «Цветы на окне» осуществляется исследовательская деятельность, пронизанная духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. В предлагаемом проекте созданы необходимые условия для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми и родителями, для их участия в различных познавательных, интеллектуальных мероприятиях, для основной работы по проекту.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

1.

Наименование проекта

«Цветы на окне»

Познавательно – исследовательский

2.

Участники проекта

Воспитатели:

Максимова Г.Г Наумова Т.А.

Дети: Группа «Чиполино»

Родители.

3.

Актуальность

Организация проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о садовых цветах у дошкольников.

В связи с этим перед педагогами стоит задача активизации познавательно - исследовательской деятельности детей. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям любовь и интерес к природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, учитывая их зрительные и возрастные особенности.

В процессе восприятия природного объекта у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

 

4.

Цель

Формирование у детей правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.

 

5.

Задачи

1. Создать условия для развития познавательно исследовательской деятельности детей.

2. Обобщить и расширить преставления у дошкольников о садовых растениях и их пользе для человека.

3. Формировать у детей представление об объектах и явлениях мира природы с помощью сохранных анализаторов.

4. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать данные в дневнике - наблюдения.

 

6.

Методы

и приемы

· Экспериментирование.

· Моделирование

· Опытно-исследовательская деятельность

· Сравнительно–исследовательская деятельность

·  Словесные, наглядные методы

7.

Краткое изложение сути проекта

Проект «Цветы на окне» реализуется в различных формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей способствующей получению знаний о разнообразии садовых растений через познавательно - исследовательскую деятельность.

 

8.

Новизна и ценность

проекта

Ценность проекта «Цветы на окне» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта                

Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей , способствует  формированию высокого уровня интегративных качеств.

9.

Срок реализации:

С 15.02.2022 года по 31.05.2022 года.

 

11.

Результаты реализации проекта

1. Систематизация знаний детей о садовых цветах.

2. Стремление удовлетворить потребности наблюдаемых живых объектов, самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей

3.  Развитие коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта.

 

12.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Информационно – методическая и познавательная литература.

2. Дидактические и настольно – печатные игры.

3. Мультимедийное оборудование, презентации,  аудиозаписи по теме.

13.

Формы представления результатов

1. Фотоотчет о реализации проекта «Цветник на подоконнике»

2. Создание мини – энциклопедии «Путеводитель садовых растений»

3. Презентация проекта педагогической общественности.

 

               ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этап

Наименование мероприятий

Срок реализации

Исполнитель

Результат

1. Подготовительный этап

1.1

Выявление представлений  детей о садовых цветах  (анкетирование, наблюдение)

Февраль

Педагоги

Результаты беседы, наблюдения

1.2

Выявление представлений родителей о садовых растениях

Февраль

Педагоги

Результаты бесед

1.3

Подбор методической, познавательной, художественной литературы о садовых растениях

Февраль

Педагоги

Картотека стихов, загадок, пословиц, сказок

1.4.

Обновление содержания предметно-развивающей среды

Февраль

Педагоги, родители

Оснащение дидактическими настольно-печатными играми, плакатами, таблицами, картотеками, атрибутами сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Подготовка семян цветов, рассадников.

2. Основной

2.1

 

Чтение художественной и познавательной литературы:

Ø Экологическая сказка «О чем говорят цветы»

Ø Экологическая сказка Воротникова Л.Ф. «Как человек приручил растения»

Ø Сказка «История одного растения»

Ø Скребцова Л.В. «Душистые ароматы»

Ø М. Скребцова «Царица ночи»

Ø Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

Ø Рубцова Т. «Сказка о маргаритках»

Ø Л.В.Скребцова «Чудесный домашний садик»

Ø Легенда о трехцветной фиалке.

Ø Легенда о ландыше

Ø Легенда о лилии

Ø Легенда о маргаритках

Ø Стихи, загадки,  пословицы о комнатных цветах.

Февраль - май

 

 

Педагоги

 

2.2.

Беседы:

Ø «Цветы на участке детского сада»

Ø «Как растут растения?»

Ø «Мы знатоки садовых растений»

Ø «Из чего можно вырастить растение»

Ø «Что необходимо для роста растений»

Февраль - май

 

 

Педагоги

 

2.2

Создание и обсуждение проблемных ситуаций

Ø «Рассаду цветов поставили в темное место»

Ø «Рассаду цветов поливали каждый день

Ø « Не поливали рассаду  цветов бархатцев»

Апрель

 

Педагоги 

 

2.3

 

 

 

 

 

НОД по образовательной области «Развитие речи»:

Ø «Беседа о садовых растениях»

Ø «Поливка садовых растений»

 Ø «Правила ухода за садовыми растениями»

Февраль - Май

 

Педагоги

 

2.4

Опытно – экспериментальная деятельность

Ø Вода в жизни растения

Ø дышит ли растение?

Ø Влияние музыки на рост растения

Ø реагирует ли растение на ласку?

Ø Растение меняет цвет

Ø Свет в жизни растений

Ø Чудесный полив

Ø  Растения теряют воду через испарения

Февраль - Май

 

 

Педагоги

Проведение опытов, экспериментов

2.5

Социально коммуникативное развитие:

сюжетно – ролевая игра:

Ø «Цветочный магазин»

Ø «Оранжерея в детском саду»

Ø «Цветовод»

Ø «День рождения»

Ø  «Семья»

Февраль - Май

Педагоги

 

Дидактические игры:

Ø «Растения»

Ø «Подбери семена к растению»

Ø «Угадай растение по описанию»

Ø «Собери цветок из частей»

Ø «Вылечи человека»

Ø «Собери букет садовых растений»

Ø «Продайте, то, что опишу»

Ø «Подбери контур к цветку»

Ø «Цветовод»

Ø «Что сначала, что потом?»

Ø «Путаница»

Ø «Опиши, я отгадаю»

Ø «Найди растение по названию»

Ø «Чего не стало?»

Ø «Цветочный магазин»

Ø  «Если был бы я цветком»

Февраль - Май

 

 

 

 

 

.

Педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная деятельность:

Ø Сеем семена цветов в контейнеры

Ø Посадка корешков колеуса

Ø Пересадка садовых цветов в индивидуальные стаканчики «домики»

Ø Уход за садовыми растениями.

Ø Ведение индивидуальных дневников наблюдения за ростом и развитием садовых растений

Ø Создание поделки из бросового материала «Ландшафтный дизайн участка»

Февраль - Май

 

Педагоги, родители

 

2.7

ООД по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»

Ø Рисование 

«Цветы на участке детского сада»

Ø Лепка «Роза», «Фиалка»

Ø Моделирование из бумаги «Тюльпан»»

Ø Конструирование «Выкладывание цветов из мозаики»

Ø Аппликация «Красивый цветок»

Февраль - Май

Педагоги

Систематизировать знания детей  о садовых растениях

2.8

 Работа с родителями:

Ø Консультации: «Цветы в моем доме»

Ø Беседа «Сбережем родную природу»

Ø Выпуск информационных листков.

Ø Создание экологических сказок, книжек - малышек

 

 

Педагоги

Информационные листки, консультации, беседы

 

 

3. Обобщающий

3.1

 

Проведение итоговой беседы с детьми

Май

Педагоги

Результаты беседы

3.2

Оформление фотовыставки «Я и природа» «Мы за тех – кого приручили»

Май

Педагоги

Практическая деятельность детей

3.3

Выставка поделок из бросового материала   «Ландшафтный дизайн участка»

Май

Педагоги,

дети

Совместная работа детей и родителей

3.4

Акция «Украсим участки детского сада цветами»

Май

Педагоги, родители,

дети

Совместная работа педагогов, детей и родителей

3.5

Участие детей в конкурсе «Цветочные шляпки»

Май

Педагоги,

родители, дети

Совместная работа педагогов, детей и родителей

3.6

Презентация  «Цветы на окне» в блоге Gala-350

Май

Педагоги и родители

Совместная работа педагогов и родителей

3.7

Презентация проекта педагогической общественности

Май

Педагоги

Итог работы

 

Заключение

Природа окружает ребёнка с ранних лет, она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.

Поэтому проект «Цветник на подоконнике» доступен, интересен и близок детям.

В процессе проектной деятельности родители являются активными участниками проекта, педагоги выступают в роли организаторов, которые дают детям простор самостоятельности, приветствует любую их творческую деятельность.

Проект проходит в игровой форме и носит познавательно - экспериментальный характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.

Одной из важных составляющей проекта стало создание «Деревенского дворика» на подоконнике. Сюжетная игра «Деревенский дворик» раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, вовлекая их в практическую деятельность. Эта деятельность развивает эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Прививая любовь и интерес к природе, у детей формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. 

Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.

 

Список литературы

 

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.

2. Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.

3. Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007. - 60с.

4. Евдокимова Е.С. Техноглогия проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.

7. Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.

8. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., 2003

9. Чарова Ю. О природе М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 48с.- Серия («Библиотека Вини – Пуха»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Фотоотчет по проекту "Цветы на окне"

Цель проекта: формирование экологического мышления дошкольников.  Задачи проекта: Личностные - формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;- восп...

Экологический проект «Цветы на окне».

Данный экологический проект носит познавательно-исследовательский характер. Дети младшего дошкольного возраста учатся наблюдать и правильно ухаживать за растениями на окне. Детям прививается любовь к ...