Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию в старшей группе на тему: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» (Показ на окружном методическом объединении)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Все занятие проводится в игровой форме. С помощью экспериментов, дети приучаются к самостоятельному поиску причин, способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_gostyakh_u_khozyayki_nauchnoy_osenney_laboratorii.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
итоговой образовательной деятельности
по детскому экспериментированию
на тему: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
(Показ на окружном методическом объединении)
Составила воспитатель 1 категории
Драгомир Юлия Васильевна
Цель:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- расширение кругозора детей.
Задача:
С помощью экспериментов побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Ход занятия:
В. – Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Д. – Осень.
В. – Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы с вами пришли?
Д. – Осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.
В. – Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень. А вот и сама хозяйка идет нас встречать.
(В зал под музыку входит Осень).
Осень – Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Я рада видеть вас у себя в гостях
В. –Здравствуй, Осень. Мы тоже рады встрече с тобой.
Осень –Ребята, скажите, по каким приметам и изменениям в природе, вы узнаете, что наступила осень?
Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.
Осень – Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.
В. – Ребята, давай выберем карточки с приметами осени и поставим их на мольберте.
(Дети выбирают карточки с приметами осени, лежащие на столе, и выставляют их на мольберте: ветер, туча с дождем, перелет птиц, дерево в осеннем уборе, лужи, созревшие плоды и семена)
Осень – Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?
Д. – Да.
Осень – Для этого вам надо побывать в моей научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, вон за теми столами. Проходите, переодевайтесь, занимайте свои рабочие места.
(Дети одевают фартуки, нарукавники и садятся за столы.)
Осень – Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
(Дождь.)
Д.- Это дождь.
Осень – Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.
Проводится опыт 1.
На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.
В. - Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
- Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?
(ответы детей)
В. - А откуда же берется дождь?
Д. – Из облаков и туч.
Осень – Ребята, отгадайте следующую загадку:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
Правильно, а кто знает, откуда берутся облака?
Д. - Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар нагревается на земле и поднимается высоко в небо, там ему становится холодно и он превращается в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.
В. – Ребята, давайте сами проверим, как это все происходит.
Проводится опыт 2 «Делаем облако» (опыт проводит воспитатель)
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Осень – Ребята, вы сказали, что дождь идет из облаков, туч, а кто приносит нам облака и тучи?
Д. – Ветер.
Осень – А кто из вас знает загадки про ветер?
Д. - По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Осень - Точно, это он. А что такое ветер?
Д. - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем
живым существам.
В. – Ребята, вы правильно сказали, что воздух мы не видим, но как же мы узнаем, что воздух есть вокруг нас?
Д. – Его можно поймать.
В. – Чем мы его сейчас можем поймать?
Д. – Пакетиками.
В. – Давайте попробуем поймать ветер. Возьмите пакетики и вставайте в круг. Скажите, сейчас в пакетиках есть что-нибудь.
Д. – Нет пакетики пустые.
В. – Раскройте пакетики и под музыку бегите по кругу.
Проводится опыт 3 «Поймай воздух»
Дети под музыку бегут по кругу с раскрытыми целлофановыми пакетиками. Когда музыка закончится, дети останавливаются и закручивают края пакетов. Получился «пузырь».
В. – Что у вас получилось?
Д. – Пакет наполнился воздухом и надулся, заполнился воздухом.
Осень – Молодцы, ребята. Ловко вы поймали воздух. А кто может ответить, откуда берется ветер?
Д. - Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.
Осень - Каким бывает ветер?
Д. - Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.
Осень - Одинаков ли ветер в разные времена года?
(ответы детей)
Осень - Как определить силу ветра?
Д. - Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колышутся лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер.
Осень - А как называют очень сильный ветер?
Д. - Ураган.
Осень – А как еще можно определить, есть ли на улице ветер?
Д. – По движению облаков.
Осень – Правильно.
В. - А теперь помашите веером перед лицом.
- Что вы чувствуете?
- Как вы думаете, откуда образовался этот ветер? Ребята, как вы думаете, что заменяет веер в нашей жизни?
Д. - Вентилятор!
Включить вентилятор, дать детям почувствовать ветерок. Поднести к вентилятору кусочек бумажки или ленточку.
Осень – А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы —
Мелководные пруды.
(Лужа.)
Осень – Правильно это лужа. Осенью погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Давайте посмотрим, почему появляются лужи.
Проводится опыт 4 «Как появляются лужи»
Осень – Возьмите стаканчики с землей и стаканчики с водой. Медленно наливайте в стаканчик с землей воду. Что вы видите?
Д. – Вода впитывается в землю.
Осень – Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?
Д. – Земля полностью пропиталась водой.
Осень – Продолжайте наливать воду. Что вы теперь видите?
Д. – Земля пропиталась полностью водой и лишняя вода уже стоит на ее поверхности. Воде некуда впитываться.
Осень – Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж. Где быстрее появятся лужи: на земле, песке, глине, асфальте?
Д. – На асфальте, глине.
Осень – Почему?
(Ответы детей)
В. – Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?
Д. – О листопаде.
В. – Прочитайте стихи о нем.
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И.Пивоварова
В. – Ребята, кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью?
Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, мало солнышка и листочки опадают на землю.
В. – Как называется это явление природы?
Д. – Листопад.
В. – Правильно. Но деревья освобождаются от листвы не сразу, не вдруг, а постепенно. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавлял в соки желтой краски. Желтая краска находится в деревьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые.
А осенью удлиняются ночи. Солнышко меньше светит и хлорофилл разрушается. Зеленый цвет в листьях убывает, а желтый становится заметней.
Но осенью листья не только желтые, но и красные, багряные, оранжевые. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Почему деревья сбрасывают листья? Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.
Есть и еще причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.
В. - Осень, ты настоящая художница. Ты так умело подбираешь краски для раскрашивания листвы. Как это у тебя получается?
Осень – Ребята, а вы хотите сами попробовать, как получаются такие цвета?
Д. – Да.
Осень – У вас на столах находятся краски. Какого они цвета?
Д. – Синяя, красная, желтая.
Осень – Попробуйте смешать каждую из этих красок между собой и скажите, что у вас получилось. Какие новые цвета вы получили, при смешивании красок?
Проводится опыт 5 «Смешивание красок»
(Дети смешивают синюю и красную краски, синюю и зеленую, красную и желтую. Называют получившиеся цвета.)
Осень – У вас на столах лежат засушенные листочки различных деревьев и кустарников. С помощью этих листочков можно рисовать. Для этого нанесите на них кисточкой получившуюся краску. Можно наносить сразу две краски. Аккуратно приложите листочки к листу бумаги, прижмите их к нему с помощью салфетки. Повторите тоже с другими листочками и другим цветом.
Когда работа будет закончена, посмотрите и скажите, что у вас получилось.
(По окончании дети рассматривают свои работы и говорят, что у них получился «Осенний ковер»)
Осень – Молодцы, красивые работы получились у вас. А теперь возьмите листочки, которые я принесла вам в подарок, и давайте поиграем.
Игра «Листочки»
Мы – листочки (2 р) Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели. Разбегаются
Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок. Садятся на корточки
Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели Помахивают листочками
И на землю тихо сели.
В конце можно предложить детям собрать листья.
В. – Ребята, вы говорили, что осенью созревают различные плоды и семена. У вас на столах стоят тарелочки с различными семенами и плодами. Рассмотрите их внимательно и скажите, как они называются, одинаковые ли они или чем отличаются.
(Дети называют семена и плоды: фасоль, горох, семена клена, ясеня. Называют их отличия: фасоль продолговатая, гладкая, овальной формы, белого и красного цвета. Горох круглый, гладкий, желтого цвета. Семена ясеня длинные, плоские, по краям небольшие «крылышки». Семена клена длинные, плоские, с одной стороны у них тоже есть «крылышко».
В. – Ребята, давайте проверим, для чего семенам крылышки.
Проводится опыт 6 «Летающие семена»
Возьмите по одному летающему и по одному нелетающему семени. Подбросьте их по одному вверх. Что происходит с семенами?
Д. – Горох и фасоль быстро падают, а семена ясеня и клена падают медленнее, как бы летят в воздухе.
В. – Правильно. На улице ветер разносит эти семена и благодаря своим «крылышкам» они разлетаются далеко от дерева, на котором росли.
Ребята, а вы знаете, что с помощью различных семян тоже можно рисовать, выкладывать различные изображения. Давайте попробуем это сделать.
(на заранее подготовленных заготовках (картон, обмазанный пластилином, квадратной, круглой или овальной формы), дети выкладывают из семян различные фигуры)
В конце все работы рассматриваются, дети говорят, что у них получилось, какие семена они использовали.
В. – Осень, спасибо тебе за гостеприимство. Сегодня ребята многое узнали, многому научились, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Осень – Я тоже очень рада была встретиться с вами. А на прощанье я хочу вам сделать подарок. Угостить всех ребят яблоками из моего сада.
В. – Ребята, давайте скажем Осени спасибо и попрощаемся с ней и гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "В гости в осенний лес"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "В гости в осенний лес"...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Золотая осень»
Пояснительная запискак конспекту организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.по теме: «Золотая осень»Ведущая образ...
Конспект итоговой интегрированной деятельности педагога с детьми в средней группе на тему «В гости к Лесовичку»
Конспект итоговой интегрированной деятельности педагога с детьми в средней группе на тему «В гости к Лесовичку» Приоритетная область – «Познавательное развитие»Цель:...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе "Потерянные краски осени"
Цель: формирование у детей склонностей к наблюдению, через экспериментирование.Задачи: Образовательные:1....
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "В гостях у сказки"
Сказка- один из тех жанров устного народного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарат...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и логопеда в старшей группе на тему « Путешествие по Самаре». (Итоговое занятие по ситуации месяца «Я житель Самарского края»)
Конспект открытого занятия совместная образовательная деятельность воспитателя и логопеда в старшей группе на тему "Путешествие по Самаре"...