Познавательный долгосрочный проект "Золотая осень"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Иматшоева Нигина Мусофировна

 

Проектная деятельность на тему "Осень золотая" с детьми 1-ой младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_prekt_osen_zolotaya.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ средняя общеобразовательная школа  № 2092 имени И.Н..Кожедуба

 дошкольное подразделение "Поколение"

Познавательный долгосрочный проект

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

                         Подготовила и провела :

                              Иматшоева

                                Нигина Мусофировна

2013г.

    Актуальность.

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в ее причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными  знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Продолжительность проекта :

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Участники проекта :

Дети 1- младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта :

Формировать познавательный интерес к окружающей среде, познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями сезонных овощей и фруктов.

Основные направления реализации проекта :

- Непосредственно образовательная деятельность: «Овощи», «Фрукты»;

- Домашнее задание для детей и родителей – подбор картинок с фруктами для изготовления альбома «Мой любимый фрукт»;

- Беседы с детьми: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;

- Чтение русских народных сказок» Репка»;

- Прослушивание песенок про осень;

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим…»;

- Рассматривание стенда «Особенности осени»;

- Коллективная работа «Осенний листопад».

Предполагаемый результат :

- Знать и называть овощи и фрукты;

- Владеть обобщающими понятиями о признаках осени;

- Знать где растут овощи и фрукты, о полезных свойствах;

- Уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей и фруктов;

- Составлять описательный рассказ об осени с помощью педагога.

Прогулка.

Тема: «Осенние листочки»

Задачи:

 Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям осенью и зимой для защиты от холода.

Ход:

 Воспитатель читает детям стихотворение листопад :

Как прекрасен листопад !

Листья желтые летят!

Над землей и над водой

Вихрь кружиться золотой!

Осень дождички роняет

 И деревья раздевает,

Устилая все кругом

Пышным сказочным ковром !

Давайте походим по сказочному ковру. (Ходьба по листьям)

Воспитатель:

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними делаете?

Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почв, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.                                                      

  Предложить детям  укрыть опавшими листьями корни деревьев.

Прогулка.

Тема: «Березка»

Цель:

Наблюдение за жизнью березы.

Задачи:

- Учить наблюдать за живой и неживой природой;

- Развивать диалогическую и монологическую речь;

- Воспитывать внимательное и бережливое отношение к природе.

Ход:

- Наблюдение па погодой, изменениями в природе.

- Наблюдение за березой.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, в какой красивый наряд оделась березка.

Кто может рассказать?

 Осенью листочки на березе начинают желтеть, сначала на верху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на сырую землю.

- А зачем нужны березке черные полоски?

 С помощью них, ребята, дерево дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.

- Как вы думаете, где лучше будет расти дерево, в тени или на солнышке?

 Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни  трескучих морозов, ни порывистых ветров.

Стихотворения.

Осень

Кричит ворона в небе: -  Кар-р!

В лесу пожар – р, в лесу пожар – р!

А было просто очень:

В нем поселилась осень !

Листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна !

Ути – ути

Под березой, под осиной.

Шевелясь едва-едва,

Будто выводок утиный,

По реке плывет листва.

- Не забудьте, не забудьте

Возвратиться к нам весной !..

- Ути – ути !.. Ути – ути …

Утихает мир лесной.

И стоят деревья – мамы,

И тревожно шелестят,

И глядят на самых – самых

Желтых маленьких листят.

Осенний клад

Падают с ветки желтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Стала сладкою рябина …

Вся трава – как веник…

Муравей несет дубину

В теплый муравейник …

В муравейнике напилит

Из нее паленья …

Потому что наступала

Осень … к сожаленью …

Осень

На кусте – кусточке –

Желтые листочки,

Виснет тучка в просини, -

Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок.

Стал наш парк осенний строже.

Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже

К октябрю готовиться…

В красных листьях бережок,

Каждый листик – как флажок!

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Подвижные игры.

«Птички и дождик»

Цель:

            - Учить действовать по команде взрослого;

            - Укреплять в произношении звуков.

Материал:

            Эмблемы с изображением птиц.

Ход игры:

        Педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет : «все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия.»

Педагог начинает:

          «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), улетают. »

          Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв»!- произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше.

        « Тук! Тук! Тук!» - повторяют дети.

          «Прячьтесь, птички! А то перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. – все птички спрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и птички полетели, веселую песенку запели». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

«Лохматый пес»

Цель:

            - Учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

 Материал:

             Крупная игрушечная собака

Ход игры:

            Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собаку и объясняет детям : «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо – смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим, что – то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо – тихо зовут : «Собачка, собачка поиграй снами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Стайкой на юг»

Цель:

            - Напомнить названия предметов ;

            - Научить бегать «стайкой».

 Правила:

             Уметь слушать взрослого.

Ход игры:

        Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.

Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня».

Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги !»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три. К веранде беги !»

 Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.

«Ласточки»

Цель:

            - Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях;

            - Уметь различать деревья и понимать, что каждый листочек принадлежит определенному дереву.

Ход игры:

        Вместе с малышом собираются листья различных деревьев, при этом обязательно определяется и называется дерево, с которого листочек упал.

    Воспитатель предлагает поднять листочек и поискать в парке дерево, на котором растут (или с которого опадают)

Точно такие листочки.

 Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях.

Игру можно усложнить, добавив в нее в качестве поискового материала желуди, орехи, шишки и др. плоды деревьев.

«У медведя во бору»

Цель:

            - Учить передвигаться по площадке, следуя указаниям воспитателя, развивать внимательность;

           - Прислушиваться к словам во время игр.

Ход игры:

        Из детей выбирается медведь(для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садиться в домик, и делает вид, что он спит.

   Дети выходят из своего домика и медленно приближаются к медведю. Воспитатель читает стих:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

 и на нас глядит.

  Пока воспитатель читает текст, дети изображают, как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.

   Как только произнесли слова «и на нас глядит» , медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

 «Листопад»

Цель:

            - Закрепить знания о цвете, Величине осенних листьев;

           - Учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме;

           - Конкретизировать понятие «листопад».

 Материал:

             Осенние листья.

Ход игры:

            Воспитатель говорит( «Ребята! Вы все будете листочками, выберите листочек, который понравиться: кто желтый. Кто красный, кто большой, кто маленький».

  Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

 Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками) .

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки!

( Действия выполняют дети с желтыми  листочками).

Кружатся красивые красные листочки!

( Действия выполняют дети с красными  листочками).

Покружились и уселись на землю.

(дети приседают).

Сели! Уселись и замерзли!

(Дети не шевелятся)

Прилетел легкий ветерок, подул. »

(Дует взрослый, за ним дети)

Воспитатель продолжает:

« Поднялись листья, разлетелись в разные стороны.

(Дети разбегаются по площадке).

Закружились, закружились, закружились !

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

  Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад». По желанию детей игра продолжается 2-3 раза.

«Вейся, венок»

Цель:

            - Учить водить хоровод.

 Материал:

             Веночек с цветами и лентами.

Ход игры:

            Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок – веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

 Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

 Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А вот василек, и это василек. Идите, Васильки, сюда!»

 Воспитатель: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне.(Дети убегают). Пришла девочка Дашенька и сказала «Вейся венок! Завивайся, вено!» (взрослый помогает детям образовать круг). Какой красивый разноцветный венок, у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

  Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором веселую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.

«По узенькой дорожке»

Цель:

            - Учить перешагивать из круга в круг(нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры:

          Воспитатель чертит на земле круги ( кругов должно быть больше, сем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камушкам» - кружкам, иначе промочите ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»

 Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам».

Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям : « По камешкам, по камешка, по камешкам!»

 Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в яку – бух!»,

Выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети. Игра повторяется.

«Раздувайся, мой шар!»

Цель:

            - Учить выполнять разнообразные движения, образуя круг;

           - Упражнять в произношении звука [ ш ].

Ход игры:

          Воспитатель говорит: «Давайте , ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал

большим – большим и не лопнул».

 Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

«Раздувайся, мой шар, Раздувайся, большой…..»

Все останавливаются и держась за руки и образуют большой круг.

Воспитатель продолжает:

«Оставайся такой и не лопайся!»

Взрослый уточняет:

«Смотрите, какой большой шар мы надули!»

И все вместе: «Ш-ш-ш-и».

Не отпуская рук все сбегаются в середину.

« Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель: «Надуем еще раз!»- и повторяет слова игры.

 На третий раз дети держаться за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.

 Воспитатель командует : «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны – «лопнул шар!»

Игра,  развивающая мимику и мышцы лица, способствующие развитию артикуляционного аппарата и, соответственно, звукопроизношению и речи.

1. Изобразить начало осени – раннюю осень. Она легкая, веселая, Добрая, красивая, щедрая, радостная.

2. Изобразить окончание осени – позднюю осень. Она печальная, грустная, плачущая дождиком.

3. Изобразить настроение в солнечный день, в дождливый осенний день, осенний хмурый день.

4. Представить путешествие по осеннему лесу. Подошли к медвежьей берлоге, мишка спит, он зевает (ребенок закрывает и открывает ротик- несколько раз), осенью в лесу много брусники…(ребенок имитирует сбор брусники), она очень вкусная – попробуй (ребенок имитирует жевание брусники). В лесу всем нам радостно (имитирует улыбку).

  Мы встретили хомячка, у него большие щечки, он запасает корм на зиму…(надуваем щечки как у хомячка), еще встретили белочку, она грызет орешки( ребенок стучит зубками), мелькает беличий хвостик (малыш высовывает язык, делает ими ряд движений), белочка угостила нас своими орешками, мы их скушали и теперь нужно почистить зубки ( ребенок обводит языком верхние и нижние зубки, при этом челюсти и зубы находятся в неподвижном состоянии).

Дидактические игры

«Осень наступила»

   Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

        1. Объяснить значение словосочетаний:  моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.

       2. Дополнить предложения недостающими словами.

                 Осень … (наступила).

                 Холодный … (дождь).

                 По небу… (гуляют) серые тучи.

                 Желтые листья … (падают) на землю.

      3. Пересказать текст.

«Мы помним месяцы»

 - Я назову время года, а вы – месяцы: осень – сентябрь, октябрь, ноябрь; лето – июнь, июль, август и т.д.

 - Я назову месяц, а вы – время года: январь – зима, март – весна…

- Какое время года вам больше нравиться? Почему?

«Подбери слова»

Цель:

       - Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов;

       - Развивать мышление.

Материал:

         Мяч.

Ход игры:

    Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

                   Моросит …(дождь).

                   Дует … (ветер).

                   Вянет … (трава).

                   Желтеют … (листья).

                   Опадаю т… (листья).

                    Льет … (дождь).

                    Улетают … (птицы).

                    Созревают … (овощи, фрукты).

                    Собирают … (урожай).

«Осень пришла»

     Педагог побуждает малышей логично завершить начатые им предложения. Эта игра может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Малыши сначала добавляют слова (слово) и вся группа хором повторяет соответствующее предложение полностью.

          Закончилась летняя пора, и к нам … (пожаловала осень).

         Рассветы стали …(прохладными, сырыми).

         Каждое утро мы видим, как по земле стелется легкий белый … (густой туман).

          Осенью люди собирают урожай … (в поле, на огороде).

          Птицы собираются улетать  … (в теплые края, на юг).

          Листья на деревьях меняют свой … (цвет).

          Они становятся … (красными, желтыми, багряными, коричневыми).

           Осень – это пора … (щедрая, урожайная, золотая, волшебная).

«Вершки и корешки»

     Дети ищут вершок или корешок по сигналу воспитателя.

Подбирают пару, составляют целое растение.

Цель:

       - Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни и плоды;

       - Упражнять в составлении целого растения из его частей.

Материал:

         Набор картинок.

Родительское собрание

«У природы нет плохой погоды»

              Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс

психолого–педагогического взаимодействия детского сада и семьи и является одной из форм повышения педагогической компетентности родителей.

            Тематика вопросов, которые затрагиваются на родительских собраниях, достаточно разнообразна: физическая культура и здоровье, интеллектуальное развитие детей, готовность детей к школе, воспитание нравственных качеств. В последнее время, на мой взгляд, стала актуальной тема экологического воспитание детей, а именно - воспитание любви к природе.

           Ни для кого не секрет, что в последнее время родители неохотно идут в детский сад, и это вполне понятно. Ведь родительские собрания превратились в посредственное и формальное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится нам в изменении форм и методов организации родительских собраний, в переходе на дискуссионную форму их проведения.

Рассмотрим такую форму на примере родительского собрания на тему: «У природы нет плохой погоды».

Цели такого собрания:

- Познакомить родителей с основными вопросами экологического воспитания дошкольников;

- Помочь родителям в организации прогулок с детьми;

- Укрепление детско-родительских отношений;

Родительское собрание состоит из нескольких этапов.

На мой взгляд, важным этапом работы должна стать подготовка к родительскому собранию, которая включает в себя: анкетирование родителей, опрос детей по теме, изготовление с участием детей плакатов и приглашений, подбор музыкального сопровождения.

Анкетирование.

Анкетирование должно быть обязательно  адресным, т.е. начинаться словами «Уважаемые … (ФИО родителей)! Ваши ответы помогут нам в организации работы с детьми…». Во-первых, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени-отчеству, во-вторых, родители смогут ощутить свою причастность к решению важной проблемы. Касаясь данной темы, целесообразно включить в анкету следующие вопросы:

- Знаете ли Вы, что такое экология?

- Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию детей? В чём это проявляется?

- Интересует ли Вас лично данная проблема?

- Как Вы сами относитесь к природе?

- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли, по-вашему мнению, это делать?

- Как вы поддерживаете у ребёнка познавательный интерес к природе?

Памятки, плакаты и приглашения.

 Написать приглашения, памятки и плакаты, оригинально их оформить можно на занятиях с детьми по рисованию, аппликации и ручному труду (пишет воспитатель, рисуют и украшают дети). Наш опыт подтвердил, что получив приглашения, изготовленные детьми, родители обязательно придут на собрание, они просто не смогут подвести своего ребёнка.  По данной теме можно сделать следующие плакаты:

- «Люблю – значит защищаю»;

- «Воспитание чистых и благородных чувств, в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями (Я. Корчак)»;

- «Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы (Д. Рескин)»;

- «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя (М.Пришвин)».

Подбор музыкального сопровождения. 

Мы считаем, что использование на собрании   музыкального сопровождения и  его подбор являются важным составляющим. Музыка должна звучать перед началом собрания для создания эмоционального настроя, во время работы родителей над памятками, во время просмотра видеофрагментов. Предпочтительнее использовать  классическую музыку  («Времена года» П. И. Чайковского или

А. Вивальди).

 Следующий этап – собрание.

Дискуссионная форма проведения собрания требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это, как отмечалось выше, музыкальное сопровождение. Это и вопросы для родителей, спрятанные в воздушных шариках; это ответы на вопросы родителей, которые они писали и опускали в «Почтовый ящик» в течение недели до собрания;  это минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком; это решение проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение видеокадров, а также оформление  группы. Педагог, ведущий собрание, обязан чётко представлять себе весь его ход.

Итак, группа оформлена репродукциями картин русских художников-живописцев, на видных местах развешаны плакаты с высказываниями о природе, размещена выставка литературы по теме. Начать собрание, на наш взгляд, можно с демонстрации видеоматериалов о прогулках детей на участках детского сада, экскурсиях в парк с воспитателями, показ сопровождается музыкой великих классиков.

Далее целесообразно рассказать о важности затронутой на собрании темы. Отметить, что начинать экологическое воспитание надо с раннего детства, с  развития понимания красоты природы, любви к ней. С помощью природной среды взрослые имеют возможность развивать ребёнка: расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости. После такого небольшого вступления необходимо подвести итоги анкетирования родителей. Необходимо обязательно поблагодарить родителей за участие в анкетировании.

Затем присутствующим предлагается прослушать  аудиозапись ответов детей на заданные вопросы. Подводя итоги, не лишне будет, на наш взгляд, отметить, что дети мудрее нас, взрослых, им тоже  не безразличны  проблемы экологии. Из ответов детей наверняка вскроется и другая проблема: недостаточность совместных прогулок на природе. И дети здесь будут совершенно правы. Ведь сколько бы мы ни проводили разговоров о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Что нас останавливает? Чтобы выяснить это, воспитатель предлагает родителям воздушные шары, внутри которых вопросы. Чтобы привлечь к обсуждению проблемы большее количество участников, нам представляется эффективным обращение ко всем присутствующим с вопросами типа: «У кого будут дополнения, вопросы, особое мнение?».

В ходе дискуссии необходимо подвести родителей к пониманию важности прогулок с детьми в любое время года, в любую погоду. Ведь свои прелести есть у природы, окружающей нас, и зимой, и летом, и в дождь, и при солнце. Хорошо бы родителям использовать их в процессе воспитания своих детей во время прогулок, хождения на лыжах, катания на коньках и т.д. Логичным, на наш взгляд, здесь будет включение фрагмента песни «У природы нет плохой погоды».

Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Открытия у него каждый день! А разве можно делать открытия, сидя у экрана телевизора или компьютера? Именно во время прогулок, наблюдая за происходящим, дети приобретают новые знания, которые становятся основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Главное, и это надо объяснить родителям, хорошо подготовиться к прогулке. Наденьте резиновые сапоги (зачем же ещё они нужны, если не для этого) и пройдите по лужам, подышите свежим воздухом после дождя осенью. А летом погуляйте под зонтом под дождём. Хорошо, если бы зонт был прозрачным, сколько интересного тогда можно было бы увидеть. Шуршащие под ногами осенние листья заставляют задуматься, а если затеять игру с подбрасыванием листьев («У кого больше?», «Кто выше?»)? Это всегда приводит детей в восторг. Вдобавок под листьями можно найти спрятавшихся насекомых. Чем не повод рассказать детям о способностях и повадках животных. Прогуливаясь по лесу или парку весной, можно подметить тонкие переходы серой, зимней окраски деревьев в зелёное убранство. А зимой, потеплее закутавшись, во время  метели изучать строение снежинок. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, отметить различные свойства снега и пр. В любое время можно найти материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребёнка, передать ему свою способность тонко чувствовать природу.  На этом этапе мы считаем возможным предложить родителям решить проблемные ситуации.

- «Вы гуляли с ребёнком в осеннем лесу, собрали большой букет осенних листьев. Что вы сделаете, когда вернётесь домой? Какое продолжение будет иметь эта прогулка?»

- «Ребёнок постоянно лезет в снег, а вам ещё надо зайти в магазин. Как вы поступите в таком случае?» и т.п.

Нам кажется, что  именно сейчас уместно дать время для самоанализа. Для этого можно включить тихую классическую музыку, во время её звучания, родители имеют возможность задуматься о своих взаимоотношениях с ребёнком (Вопросы для размышлений: «Как часто вы бываете со своим ребёнком на природе? Чем вы занимаетесь?»).

Мы считаем, что подводя итоги собрания, необходимо ещё раз напомнить родителям, что прогулки  на природе могут стать по-настоящему захватывающими и для детей, и для самих родителей. Особенно, если взрослые не будут забывать смотреть вокруг глазами детей, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним, например, о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы  одеты, почему? Какое сейчас время года? В холодное время  подкормите птиц, понаблюдайте за их повадками. Поищите приметы времени года. Поиграйте с ним в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист?  Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.

Пришло время раздать родителям памятки, изготовленные вами вместе с детьми. В них отражены пожелания и рекомендации как организовать прогулку с детьми в любое время года и в любую погоду.

В решение родительского собрания, на наш взгляд, целесообразно включить следующие пункты:

- Организовать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.

- Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.

- Оформить в группе фотовыставку «Природа и дети» (указать срок).

Мы уверены, что, покидая такое собрание, каждый родитель унесёт в себе частичку добра и уверенности в необходимости общения с детьми на природе, уверенности в том, что каждая встреча с природой останется в памяти  как огромная радость и большое эстетическое наслаждение. И в этом ему помогут  знания и практические советы, данные на собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательный, долгосрочный « Я люблю свою страну»

Методическая разработка, интеграция в вопросах духовно - нравуственного воспитания детей дошкольного возраста во всех видах деятельности детей...

Познавательный долгосрочный проект «Зимушка-зима»

Проектная деятельность на тему "Зимушка-зима" с детьми 1-ой младшей группы....

Долгосрочный проект "Осень"(сентябрь , октябрь , ноябрь)

Долгосрочный проект  "Осень"в разновозрастной группе (от 3 до 5 лет).Цель проекта : Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают...

Познавательный долгосрочный проект "Мы живем в Калининграде" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родителей, воспитателей ДОУ.

В проекте описан опыт знакомства с родным кородом Калининрадом в виде экскурсий, игр, чтение литературы и мн. другое. В проект вовлечены дети и родители, воспитатели. Предназначен для того, чтобы дети...

Познавательный долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Здравствуй, зимушка-зима»

Все дети любят зиму, но не все знают, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность получить ответы на интересу...

Познавательный долгосрочный проект "Красная книга"

Познавательный долгосрочный проект в подготовительной группе "Красная книга". В проекте предусмотрено создание книги из рисунков детей, воспитателей, родителей редких и исчезающих видов раст...