Познавательный долгосрочный проект «Зимушка-зима»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проектная деятельность на тему "Зимушка-зима" с детьми 1-ой младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochyy_poznavatelnyy_proekt_zimushka-zima.docx | 54.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н..Кожедуба
дошкольное подразделение "Поколение"
Познавательный долгосрочный проект
«Зимушка-зима»
Подготовила и провела :
Иматшоева
Нигина Мусофировна
2013г.
Паспорт проекта.
Вид проекта: Познавательный.
Сроки проведения: Декабрь, Январь, Февраль.
Участники : Воспитатели, дети, родители, музыкальный работник.
С самого рождения ребенок , является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, снег и град. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги.
Актуальность
Данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Проектировочный компонент:
Цель:
- помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных(делать кормушки, кормить птиц и зверей);
- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Интеграция образовательных областей :
Познание (формирование целостной картины мира),продуктивная(конструктивная) и исследовательская деятельность, коммуникация, физическая культура, безопасность.
Интеграция видов деятельности:
Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методы организации познавательно-исследовательской деятельности:
- словесные беседы, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов;
- наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме;
- практические – изготовление кормушки, аппликации (оригами),смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбомов, опыты со снегом и водой, подвижные игры.
Виды детской деятельности:
*игровая;
*коммуникативная;
*трудовая;
*познавательно-исследовательская;
*продуктивная;
*музыкально-художественная;
*чтение.
Роль воспитателя:
- развивать умение замечать изменения в природе;
- знакомить с правилами о безопасном поведении зимой;
- знакомить с особенностями поведения лесных животных и птиц зимой;
- знакомить с зимними видами спорта;
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом;
- формировать первичные представления о местах, где всегда зима;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- воспитывать любовь к окружающему миру.
Роль родителей:
- поддерживать ребенка в течении реализации всего проекта, оказывать ему ненавязчивую помощь.
- помогать в поисках ответов на вопросы проекта;
- создавать информационные материалы для детей и родителей;
- участвовать в организации выставок и познавательно-развлекательных программах.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимней период;
- воспитание бережного отношения к природе.;
- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Результаты реализации пректа:
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.;
- развитие творческих способностей детей;
- расширение картотеки игр зимней направленности(дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности;
- развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме;
- приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации проекта наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами(стихи), а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими внимательными к зимующим птицам. Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах сада.
Продукт проектной деятельности:
- рисунки детей на свободную и заданную тему о зиме: «Такие разные снеговики», «Волшебница зима», «Снежинки»;
- поделки из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями;
- организация выставки детских рисунков «Зимушка-зима»;
- поделка совместно с родителями кормушек, для кормления птиц, и постройка снежных фигур.
Содержание работы.
Образовательная область «физическое развитие»:
- Тематические занятия «Мы со спортом зимним дружим»;
- Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок;
- Подвижные игры «Снеговик» «сосулька» «снежная баба» «выпал беленький снежок»;
- Спортивное развлечение: «Зимние радости»
Образовательная область «Труд»
- Наблюдение за трудом дворника;
- С помощью взрослого расчистка дорожки от снега, расчистка скамеек от снега;
- Постройка снежного городка на участке;
- Лепка снеговика из снега.
Образовательная область «Коммуникация»:
- Беседы : «Первый снег», «Приметы зимы» , «Одежда людей зимой» , «Почему падает снег», «Отчего снег скрипит»;
- Пальчиковые игры: «Снежинки», «Снежок», «Снег», «Зимняя шуба»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Рисование: «Снежинки», «На елочке фонарики», «Елочка»;
- Лепка: «Снеговик»;
- Аппликация : «Елочка нарядная».
Подвижные игры
«Ангелы»
Описание.
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его «ангельскую» форму. Только что выпавший снег — прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.
Чтобы создавать другую форму следа надо лечь на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот.
«Зайцы и волк»
Описание.
Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики. В начале игры зайцы стоят в своих домиках (кружках), волк на другом конце площадки (в овраге). Воспитатель говорит:
«Зайки скачут, скок, скок, скок
На зеленый, на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают
Не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадки. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произнесет последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцам, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит к себе.
«Через снежки по кругу»
Описание.
По кругу раскладывают 6-8 снежков на расстоянии 70 см друг от друга. Возле одного снежка стоит указатель, отсюда ребёнок начинает прыгать через снежки. Когда первый ребёнок прыгает уже через третий снежок, следующий ребёнок начинает движение от указателя и пытается догнать его догнать.
Прыжок выполняется на двух ногах, ноги вместе.
«Прокати снежный ком»
Описание.
На площадке чертят несколько дорожек шириной 1 м и длиной
4-5 м. Воспитатель скатывает несколько снежных комьев. Комья кладут на начало дорожек. Возле каждого становятся двое детей. По сигналу они начинают катить комья по своей дорожке, стараясь не выходить за её пределы.
катить комья только по сигналу.
отталкивать комья двумя руками вместе.
Подвижная игра «Снег идёт»
Цель:
- научить соотносить собственные действия с действиями участников игры;
- упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Цель:
- развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе;
- упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
Воспитатель произносит слова:
А сейчас я посмотрю:
Кто умеет веселиться,
Кто мороза не боится.
Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.
Подвижная игра «Мороз Красный Нос»
Цель:
- развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!
(Дети идут навстречу воспитателю.)
- Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.
«Зайка»
Описание.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев.
Каждый становиться на свое место.
По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становиться в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст :
Зайка беленький сидит Дети стоят в кругу
И ушами шевелит. Шевелят кистями рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Заку кто-то зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель хлопает в ладоши
Дети убегают на свои места.
Пальчиковые игры
Снежинки. Стою и снежинки в ладошки ловлю. Я зиму и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В лодошке вода? Кудаже исчезли снежинки? Кда? Расстаяли хрупкие льдинки-лучи… Как видно, ладошки мои горячи. | Ударяем пальцами по очереди то по одной руке, то по другой. Сжимаем и разжимаем. Трясем ладошками. |
Снежок. Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий. Раз- подбросим. Два – поймаем, Три – уроним и сломаем | Загибаем пальцы. «Катаем» комок в руках. Загибаем пальцы: Безымянный, Средний, Указательный и мизинец. |
Снег. Белое одеяло Землю одевало. Солнце припекло, Одеяло потекло. | Руки от себя, ладошки вверх. Одна рука закрывает другую. Скрещиваем руки. Гладим руки по очереди. |
Зимняя шуба. Снег пойдет и перестанет, Незаметно он растает. Шубу белую зима Примеряет всем сама. Шубу – зайцу беляку, Шубу – лесу и лужку, Шуба – Лене и Николе, Шуба – дубу в чистом поле, Шуба – тополю и вязу. Я уже в сугробе вязну, Но у всех такая шуба, Что носить всю зиму любо! | Волнообразные движения руками. Разводим в стороны. Загибаем пальцы на обеих руках одновременно. Кулак о кулак. Хлопаем в ладоши. |
Стихотворения
«Чародейкою зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
«Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
«Новогоднее поздравление снеговику»
Снеговик письмо шлёт другу:
"Я тебе желаю вьюгу...
Чтоб метель весь год мела...
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов "минус сорок"...
И душевного тепла!"
«Всюду снег»
Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.
«Дед Мороз бумажный»
Дед Мороз бумажный –
Он седой и важный,
С бородою и мешком,
С деревянным посошком…
Целый год на антресоли
Он лежал в пыли
В неволе.
А теперь стоит на стуле
Он под ёлкой в карауле –
Поджидает Новый год.
-Тихо! Слышите?.. Идёт!!!
"Елка, елка, елочка - зеленая иголочка"
Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!
Пришла на праздник елочка,
Нарядная стоит,
А на макушке звездочка
Сверкает и блестит.
Любит елочку народ
Наряжать под Новый год.
В каждом доме елка есть,
Но такая только здесь!
«Пришла зима»
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Дидактические игры
(По развитию речи)
«Что бывает зимой?»
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла.
Холодно.
Люди надевают теплую одежду.
Дети катаются на коньках и лыжах.
« Выпал беленький снежок»
Цель:
- Уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движениями.
Оборудование :
Настоящий снег и сосульки.
Ход:
Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег (белый)? А какая сосулька (прозрачная)? Какие они на ощупь (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)? Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Что лежит на земле, какой снег, что висит под крышей, какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок –
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать, Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.
« Что лишнее?»
Цель:
- Расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование:
Картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы(санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т.д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход :
Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы :
« Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку, лыжи. Активизирует речь ребенка вопросами: « Какого цвета снег на картинке? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?»
«Сделай снеговика»
Цель:
- Формировать целостность восприятия предмета, учить правельно располагать готовые формы;
- активизировать речь во время выполнения задания.
Оборудование:
Три белых кружка разной величины.
Ход:
По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: « как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь в низу(Большой) ?какой потом(средний)? Какой круг будет вверху(маленький)? Назови его ласково (кружок ,кружочек).
« Сложи елочку»
Цель:
- Научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину ;
- Закрепить словарь по теме.
Оборудование:
Три треугольника зеленого цвета разного размера.
Ход:
Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: « Какой треугольник ты положишь сначала (большой)? А потом (поменьше)? Какой треугольник будет у тебя на верху (самый маленький)» При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета, чем украшают елку на Новый год).
«Мишка и мишутка»
Цели:
- развивать умение сравнивать предметы по величине;
- воспитание зрительного внимания;
- активизация словаря;
- образование уменьшительной формы существительных.
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки.
Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
« Что зимой бывает»
Цели:
- развитие представлений о приметах зимы;
- совершенствование связной речи.
Игра проводиться с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
Консультация с родителями.
О пользе наблюдений.
Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее , думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это , безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием.
К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее, умения читать в три года.
Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы не рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе матушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму !
Приметы зимы
Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег – это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок одинаковое количество лучей (шесть). Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится? местно будет поговорить с малышом о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.
Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи - длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если малыш не ходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху. Это может быть вечерняя прогулка или то время, когда приходит с работы папа. Главное, чтобы событие повторялось изо дня в день примерно в одно и то же время. Тогда и уменьшение светового дня будет наглядным.
В гости к деревьям
Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, малыш сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.
Рассмотрите вместе с малышом почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу.
Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие "спящие" ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям "ванну" - положите их в теплую воду (30-35° С) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо.
Обратите внимание малыша на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.
Летом серый, а зимой?
Наверняка малыш знаком с загадкой про зайчика и знает, что на зиму он меняет свою серую шубку на белую. А сможет ли он ответить, почему так происходит? Верно, чтобы стать незаметным на белом снегу. Вот как рассказывал об этом заяц-беляк в сказке В. Бианки "Синичкин календарь": "Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня не нашли". Но снег не всегда помогает зайке прятаться. Бывает, что и мешает. На рыхлом снегу остаются четкие заячьи следы, по ним лиса его в два счета найдет. Да и бегать по такому снегу тяжело. А вот плотный снег - другое дело. И бегать легко, и никаких следов.
Расскажите малышу, что не только зайчик обновляет на зиму "гардероб". Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. Например, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.
Кто улетел, а кто остался?
Наверное, малыш уже знает, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом. А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья. Поговорите с малышом о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
Зимние сони
Ну, а кто самый известный зимний соня? Конечно, медведь. Поздней осенью забирается он в берлогу и там дремлет до весны. Все это время медведь ничего не ест. Он нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат.
Но не только медведи зимой впадают в спячку. Предложите малышу вспомнить лесных жителей и подумать, кто из них тоже отправляется спать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши. Ежик с осени готовит себе зимнюю нору, выстилает ее травой, сухими листьями и мхом. А потом спит там до весны, удобно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки тоже зимуют в норах, а летучие мыши - в дуплах деревьев, в пещерах или на чердаках.
Предложите малышу подумать, почему многие животные зимой спят. Во-первых, они боятся зимних морозов - не каждый зверек может в теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и уютно. Но есть и вторая причина, более важная. Ежик любит полакомиться насекомыми, а зимой их не достать. Мишка, хоть и кажется большим и грозным, питается, в основном, растениями и ягодами. А какие зимой растения? И если зимой нельзя добыть себе корм, лучше переждать трудные времена в состоянии спячки. А волки, лисы, зайцы и зимой себе пропитание отыщут. Вот и бегают всю зиму по лесу. Пусть малыш подумает, чем питаются эти животные зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация познавательно-творческого проекта "Зимушка-зима".
Презинтация познавательно-творческого проекта "Зимушка-зима" средняя группа (краткосрочный проект)...
Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима".
Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима" во II младшей группе....
Познавательно-творческий проект «Зимушка-Зима»
Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках....
Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"
Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у де...
Познавательно-речевой проект "Зимушка-зима"
Закрепление представлений детей о зиме...
Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"
Благодаря внедрению проекта "Зимушка-зима" удетей среднего дошкольного возраста значительно повысились и систематизировались представления о зиме, как времени года, о зимних праздниках...
• познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"
познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима...