Долгосрочный проект "Осень"(сентябрь , октябрь , ноябрь)
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме

Цепляева Вера Николаевна

Долгосрочный проект  "Осень"в разновозрастной группе (от 3 до 5 лет).

Цель проекта :

 

Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять

ок­раску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово­щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме

наибо­лее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Учить замечать красоту осенней природы.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос­ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osen.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МКДОУ «Новохоперский детский сад

общеразвивающего вида «Ласточка»

   

                                                     

                Проект   «Осень»

для детей разновозрастной (от 3 до 5лет)  группы № 3 «Морячки»

                                       (с 1.09. по30.11.)

 

                                                                   

                                                                            Автор: Цепляева В.Н.

                                                                                   

                                               

2015 г.

   

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.

2.Актуальность.

3.Цель.

4.Задачи.

5.Ожидаемые результаты.

6. Содержание образовательной деятельности.

7.Взаимосвязь с родителями.

8.Итоговое мероприятие.

1 введение

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

2. Актуальность проекта.

 Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о сезонных изменениях природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку  найти ответы на эти вопросы.

Повышению системности в работе способствует организация проектной деятельности  Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера. Поэтому мы решили работу по ознакомлению детей с осенью провести с помощью проекта «Осень».

3  Цель:

  Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут

 дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок

раску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово

щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме

наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

    Учить замечать красоту осенней природы.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос

    ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

4. Задачи:

 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

                                 

- Расширять представления детей о растениях,животных и птицах осенью, особенностями их поведения и питания в зависимости от сезонных изменений.

- Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.

- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,

   - Закрепить знания детей  о наиболее типичных особенностях осени, о явлениях осенней природы .

-

           

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

- Расширять представления детей о природе осенью.

- Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

-Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.),

-Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

-Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

-Привлекать к участию в сборе семян растений.

-Познакомить  детей средней подгруппы с трудом людей осенью.

5 ожидаемые результаты

Дети ср.гр.замечают и называют изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливают  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Воспитанники  называют характерные признаки осени: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Имеют представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов ,различают по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты

-Дети мл.подгруппы называют овощи (картофель,помидор,огурец , морковь,капуста ,лук).

-средней подгр.(добавл. кабачок,свекла,баклажан ,чеснок..)

-Дети ср.подгр. умеют составлять небольшой рассказ об овоще ;

-дети ср.подгр.имеют представления о том ,как выращивают картофель,морковь, лук…,огурцы;

-дети ср.подгр.имеют представление оспособах заготовки овощей на зиму(консервирование ,соление , маринование  .. ).

 и называют их.

-Дети мл.подгруппы называют  время года осень , описывают характерные признаки осени.

-Дети ср.подгр. называют времена года, умеют сравнивать и описывать погоду в сентябре и октябре,

Употребляют в речи слова : листопад , заморозки ,ненастье ,непогода , слякоть ,урожай ;о цвете листвы : золотая , рыжая ,багряная,

бурая.

Дети мл.подгруппы угадывают и  называют деревья : береза ,клен, ель. имеют представление о составных частях дерева(ствол,ветви,

корни;

-дети средней подгр.умеют описывать разные виды деревьев(дуб , рябина,сосна) сравнивать между собой, отличать лиственные

деревья от хвойных;

-знают как нужно заботиться о деревьях.

                    6 . Содержание работы                                      

                                      04.10.

Наблюдение за солнцем-цель :

дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений ;о зависимости от солнца сезонных изменений в природе.

                                         07.09.

Познавательное развитие (НОД)

(формирование целостной картины мира)

Тема : «Ранняя осень»

Познавательно-исследовательская

Знакомство детей ср.подгр. с приметами: если с дерева лист не чисто упадет,будет холодная зима.

Наблюдение за деревьями и раст.,отыскивание примет ранней осени(заканчивается цветение растений, поспели овощи,семена,началось расцвечивание листьев.)

Восприятие худ.литературы

Чтение произведения Е.Трутневой «Листопад» ,беседа об осени.

Коммуникативная

Дид.игра «С какого дерева лист ?» ).

Трудовая деятельность: сбор опавших веток ,вялой листвы.

Худ.творчество. (НОД)

Рисование.«Осень в лесу»

Наблюдение за деревьями и раст.,отыскивание примет ранней осени(заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев.

 Д.игра

Картинки – пазлы «Овощи»

                                                         08.09.

Восприятие худ.литературы

Чтение ст.«Осень наступила»А.Плещеев, беседа по содержанию.

09.09.

Худ.творчество.(НОД)

Лепка «Осеннее дерево»

10.09.

Труд.

Уборка детьми средней группы засохших растений в цветнике, помощь младших детей старшим.

Худ.творчество (НОД)

Аппликация «Букет осенних цветов в вазе»

                                                11.09.

Чтение худ.литературы

Рассказ Н.Сладкова «Осень на пороге»

Предложить родителям спросить вечером дома у ребенка, что такое «Осень»?

Чтение ст.А.Плещеева «Миновало лето», обсуждение (с детьми ср.гр.)

                                                     

                                                      16.09.

Наблюдение за насекомыми (проблемная ситуация«Куда делись все насекомые?»

                                                              17.09.

Труд с детьми ср.гр.

Сбор семян цветов с клумбы.

Коммуникативная

Рассматривание альбома  «Перелетные птицы»

Познавательно-исследовательская

Загадывание загадок.

игровая

дид.игра на внимание «Какого овоща не стало ?»

Познавательное развитие(НОД)

Тема : «Овощи»

Наблюдение за деревьями и кустарниками №20.

Игра на развитие воображения «На что похоже?»

Коммуникативная

Рассматривание картинок с изображением овощей и с изображением людей , убирающих в огороде урожай.

Просьба к родителям: принести вареные овощи на салат и придти помочь в приготовлении салата.

(ко вторнику)

Дид.игра «Вершки-корешки»

Трудовая деятельность: сбор опавших веток вялой листвы.

Худ.творчество.(НОД)

Рисование: «Овощи»

22.09.

Наблюдение за птицами № 16цель:

выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособление к погодным условиям).

Игра с чудесным мешочком «Угадай на ощупь»

Трудовая.(социально-коммуникативная).

Приготовление салата из овощей.

«Винегрет»с детьми ср.гр.цели : формировать навыки коллективного труда( мелко ,аккуратно нарезать, перемешивать,готовить по рецепту).

Худ.-эстетическая.

Рисование мелками на асфальте : «Овощи»

23.09

Наблюдение за растениями из цветника № 17

Труд

Сбор семян цветковых растений аккуратно, не срывая само растение, только спелые семена.

Игра «Угадай по описанию» (дети ср. подгр. Описывают овощь, глядя на картинку ,др. отгадывают.

Познавательно-исследовательская

Познакомить с народными приметами :

Много желудей в сентябре на дубе -к лютой зиме.

Дид.игра «Консервный завод»

Цель : рассказать детям о том ,что

на консервном заводе овощи и фрукты сортируют ,перерабатывают,научить определять спелость плодов по внешнему виду.(Картинки помидоров красных и зеленых ,больших и маленьких.)

Худ.творчество.(НОД)

Лепка«Морковь и свекла»(ср.гр.)

«помидор и огурец»(мл.гр.)

Худ.-эстетическая.

Книжка-раскраска «Овощи"-поупражнять в закрашивании..

                                                24.09.

Познавательно-исследовательская.

Упражнение в разгадывании загадок об овощах.

Наблюдение за растениями ,изменением их окраски.

Приметы :

Если осиновые листья ложатся лицом вверх-зима будет холодной , изнанкой -теплой. 

Чтение худ.литературы

Стихотворение В.Голяховского   «Листопад»

Под ногами в листопад

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок-

Папа ,мама и ребенок.

Игровая

Дид.игра «Кто же я?» (дети ср. гр. описывают овощ, а мл.подгр. отгадывают)

Восприятие худ.лит.

настольный театр по сказке «Репка» (с детьми мл.подгр.)

Худ.-эст.

Выкладывание орнамента из осенних листьев и семян.

                                                   25.09.

Д.игра «Да или нет»

Осенью растут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Урожай весь собирают?

Птичьи стаи улетают?

Очень часто льют дожди?

Достаем мы сапоги ?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают ?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать ?

Куртки шапки надевать!

Познавательно-исследовательская.

Наблюдение за семенами растений.

Загадка

Малые детки сидят на ветке,

как подрастут на землю упадут.

Коммуникативная

Рассматривание  альбома «Работа в огороде»

Д.игра «Вершки-корешки»

Сюжетно-ролевая игра

«Овощной магазин »- (дети описывают овощь ,который хотят купить)

Худ.-эст.

Хоровод «Хороводная -огородная»

Рисование на земле палочкой с детьми ср.гр.

«Овощи»,с младшими «Помидор и огурец»

                                                  12.10.

дид.игра на внимание «Листика какого дерева не стало ?»

Игра «Чьи детки  ,с какой ветки ?»

Наблюдение  №6 за погодой.

Восприятие худ.литературы

Чтение ст. А.Плещеева «Осень»..

Коммуникативная

Беседа о пословицах :

«Сентябрь пахнет яблоком , а октябрь -капустой»; «В октябре на одном

часу и дождь и снег».

Приметы :

Днем жарко , ночью прохладно -к хорошей погоде.

Трудовая деятельность: сбор опавших веток ,вялой листвы.

Дид.и. «Бывает , не бывает» (с мячом).

Худ.творчество.Рисование.

«Лес в октябре»

                                                              13.10.

Познавательно-исследовательская

Загадка .

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий ,

В тучах прячется ,во мгле ,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Наблюдение за изменениями в природе (деревья готовятся к зиме ,

сбрасывают листья, холодный воздух заставил спрятаться насекомых , люди сменили одежду..)

Восприятие худ.литературы 

Чтение К.Бальмонт«Осень», беседа по содержанию

Познавательно-исследовательская

Приметы :

«Если в начале октября лист с березы не опал- снег ляжет поздно».

Худ.-эст.

Рисование мелками на асфальте

«Дубовые листья»(с детьми ср.подгр.)

                                                      14.10.

коммуникативная

Рассматривание иллюстраций осенней природы.Постараться по

картинкам определить ,какой осенний месяц изображен .

Познавательно-исследовательская

 Наблюдение №7за птицами.

Загадка.(для детей мл.подгр.)

Летает ,поет ,клюв ,

перышки и два крыла.Кто это?(птица)х изображон , с

детьми ср.подгр. обсудить приме ты ранней и поздней осени.

восприятие худ.лит.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Беседа по содержанию произведения.

                                                        16.10.

Д.игра «Да или нет»

(утром дети ложаться спать…;

зимой купаются на речке)

познаватепьно-исследовательская

Загадка.

Осенью умирают ,

А летом опять вырастают.(листья)

Экскурсия в парк.

Наблюдение № 9 за

расцвечиванием листьев.

Восприятие худ.лит.

А.Кольцов «Дуют , дуют ветры» ;

А.Плещеев «Осень наступила…» ,

Чтение худ.литературы

Рассказ В.Осеевой «Синие листья»

Стих.М.Гиллера

«Дарит осень чудеса,

 Да ешё какие!

Разнаряжены леса

 В шапки золотые».

Познавательноисследовательская

Загадка.

Невидимка озорной

Все играет он с травой ,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит.(ветер)

Приметы :осенью птицы летят низко- к холодной зиме , высоко-к теплой.

Труд

Помощь дворнику в уборке участка от листьстьев.

Худ.творчество.

Лепка «Красная рябина».

                                             15.10.

Познавательно-исследовательская

Ситуативный разговор «Куда осенью деваются бабочки?»

Загадка.

Я в царстве луж ,в краю огней;

Я в княжестве крылатого народа.

Чудесных яблок , ароматных груш.

Скажи ,какое это время года ?

(осень)

Восприятие худ.лит. Чтение ст.И.Бунин «Листопад » ,А.Майков «Осенние листья по ветру кружат»,беседа по содержанию.

Коммуникативная

Объяснение пословиц

«От осени к лету поворота нету»;

«Весна и осень-на дню погод восемь» (с деьми ср.подгр.)

Дид.и. «Когда это бывает?»Цель: закрепить знания о временах года.

(с детьми ср. подгр.)

Худ.-эстетич.

НОД

Аппликация «Дерево».

Выкладывание орнамента из осенних листьев и семян.

                                                   02.11

Наблюдение 

за деревьями. Что изменилось? Как можно назвать осень поздней или ранней. Почему?

Дид.игра «С какого дерева лист ?» ).

Трудовая деятельность:

сбор опавших веток.

                                                       3.11

Наблюдение 

за  солнцем. Сравнение погоды летней и осенней. (Солнце светит, греет, но не так как летом)

        4.11.

Наблюдение за   отлётом птиц.

Трудовое поручение: заготовка семян растений для кормления птиц зимой.

дидактическая игра «Назови птицу по описанию».

Беседа о том, где зимуют птицы. Какие остаются у нас на зиму.

        5.11.

Прогулка. Наблюдение за дождливой погодой.

Игра «Придумай предложение об осенней погоде.

                                                  11.11.

Прогулка – экскурсия. «Что нам осень подарила?» Наблюдение за  листвой на  участке (походить, послушать шуршание). Помочь в уборке территории дворнику.

                                                        12.11.

Утренник «Осень золотая».

    Прогулка .Наблюдение за  ветром. Игра «Листопад».

Развитие внимания, умения кружится, не падая. 

                              18.11.

Прогулка –  наблюдение за туманом. Чтение детям стихотворения А. Екимцева «Дедушка Туман». Эксперимент (приложение№4)

                                                         20.11.

Наблюдение. В лужицах появляется тонкий лед.

                                                           25.11.

Прогулка. Хмурая осень.    Наблюдение за   погодой. Пополнение словарного запаса детей словами: хмурая, дождливая, сырая, скучная.

                                                          . 26.11

   Наблюдение за  погодой.  

Дидактическая игра «Придумай предложение о погоде».

                                                               27.11.

Наблюдение за свежевыпавшем снегом.

8.Взаимодействие с родителями.        

                                            5-10.09.

  Поговорить с родителями о том ,чтобы они свозили своих детей на экскурсию в лес или парк(по возможности),набрали там шишек ,желудей,семена др.растений для поделок из природного материала.

                                              11.09.

Предложить родителям спросить вечером дома у ребенка, что такое «Осень»?

                                                 17.09.

Просьба принести вареные овощи на салат и придти помочь в приготовлении салата. (ко вторнику)

                                                   22.09.

Рекомендации для родителей в папку-раскладушку на тему «Загадывание загадок об овощах»

                                                    23.09.

Разместить в папке-раскладушке рецепты салатов из овощей.

Порекомендовать родителям сделать салат из овощей  совместно с ребенком.

                                                      12.10.

Просьба к родителям : сводить своих детей в  осенний лес или парк.

Рекомендации для родителей: попробуйте разучить с детьми ст . М.Пришвина «Листопад».

                                                      15.10.

Предложить родителям сделать вместе с ребенком гербарий из красивых осенних листьев.

                                                 

                                                     20.10.

Предложить родителям сделать поделки совместно с детьми на тему :

«Осень».

29.10.

Организовать выставку работ детей совместно с родителями на осеннюю тематику .

Литература :

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002

Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.

Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ФЭМП в коррекционной подготовительной группе на сентябрь, октябрь, ноябрь

Сентябрь.   Тема «Семья».   Уточнять знания детей от образованиичисла 3, называть, обозначать цифрой;устанавливать последовательность чиселв пределах 3-х в прямом и обр...

План учебно-воспитательной работы. Средняя группа. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

В помощь написания ежедневных планов воспитателя. Вариант планирования ....

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)....

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Данный материал поможет педагогам в работе с детьми и при написании плана образовательной деятельности. В этом комплексе сделана подборка на каждый месяц подвижных и дидактических игр, так же тр...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный годI период(сентябрь, октябрь, ноябрь)...