Долгосрочный проект "Осень"(сентябрь , октябрь , ноябрь)
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме
Долгосрочный проект "Осень"в разновозрастной группе (от 3 до 5 лет).
Цель проекта :
Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять
окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме
наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Учить замечать красоту осенней природы.
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osen.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад
общеразвивающего вида «Ласточка»
Проект «Осень»
для детей разновозрастной (от 3 до 5лет) группы № 3 «Морячки»
(с 1.09. по30.11.)
Автор: Цепляева В.Н.
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение.
2.Актуальность.
3.Цель.
4.Задачи.
5.Ожидаемые результаты.
6. Содержание образовательной деятельности.
7.Взаимосвязь с родителями.
8.Итоговое мероприятие.
1 введение
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
2. Актуальность проекта.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о сезонных изменениях природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.
Повышению системности в работе способствует организация проектной деятельности Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера. Поэтому мы решили работу по ознакомлению детей с осенью провести с помощью проекта «Осень».
3 Цель:
Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут
дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок
раску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово
щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме
наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Учить замечать красоту осенней природы.
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос
ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
4. Задачи:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Расширять представления детей о растениях,животных и птицах осенью, особенностями их поведения и питания в зависимости от сезонных изменений.
- Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,
- Закрепить знания детей о наиболее типичных особенностях осени, о явлениях осенней природы .
-
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Расширять представления детей о природе осенью.
- Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
-Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.),
-Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
-Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
-Привлекать к участию в сборе семян растений.
-Познакомить детей средней подгруппы с трудом людей осенью.
5 ожидаемые результаты
Дети ср.гр.замечают и называют изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливают простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Воспитанники называют характерные признаки осени: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Имеют представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов ,различают по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты
-Дети мл.подгруппы называют овощи (картофель,помидор,огурец , морковь,капуста ,лук).
-средней подгр.(добавл. кабачок,свекла,баклажан ,чеснок..)
-Дети ср.подгр. умеют составлять небольшой рассказ об овоще ;
-дети ср.подгр.имеют представления о том ,как выращивают картофель,морковь, лук…,огурцы;
-дети ср.подгр.имеют представление оспособах заготовки овощей на зиму(консервирование ,соление , маринование .. ).
и называют их.
-Дети мл.подгруппы называют время года осень , описывают характерные признаки осени.
-Дети ср.подгр. называют времена года, умеют сравнивать и описывать погоду в сентябре и октябре,
Употребляют в речи слова : листопад , заморозки ,ненастье ,непогода , слякоть ,урожай ;о цвете листвы : золотая , рыжая ,багряная,
бурая.
Дети мл.подгруппы угадывают и называют деревья : береза ,клен, ель. имеют представление о составных частях дерева(ствол,ветви,
корни;
-дети средней подгр.умеют описывать разные виды деревьев(дуб , рябина,сосна) сравнивать между собой, отличать лиственные
деревья от хвойных;
-знают как нужно заботиться о деревьях.
6 . Содержание работы
04.10.
Наблюдение за солнцем-цель :
дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений ;о зависимости от солнца сезонных изменений в природе.
07.09.
Познавательное развитие (НОД)
(формирование целостной картины мира)
Тема : «Ранняя осень»
Познавательно-исследовательская
Знакомство детей ср.подгр. с приметами: если с дерева лист не чисто упадет,будет холодная зима.
Наблюдение за деревьями и раст.,отыскивание примет ранней осени(заканчивается цветение растений, поспели овощи,семена,началось расцвечивание листьев.)
Восприятие худ.литературы
Чтение произведения Е.Трутневой «Листопад» ,беседа об осени.
Коммуникативная
Дид.игра «С какого дерева лист ?» ).
Трудовая деятельность: сбор опавших веток ,вялой листвы.
Худ.творчество. (НОД)
Рисование.«Осень в лесу»
Наблюдение за деревьями и раст.,отыскивание примет ранней осени(заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев.
Д.игра
Картинки – пазлы «Овощи»
08.09.
Восприятие худ.литературы
Чтение ст.«Осень наступила»А.Плещеев, беседа по содержанию.
09.09.
Худ.творчество.(НОД)
Лепка «Осеннее дерево»
10.09.
Труд.
Уборка детьми средней группы засохших растений в цветнике, помощь младших детей старшим.
Худ.творчество (НОД)
Аппликация «Букет осенних цветов в вазе»
11.09.
Чтение худ.литературы
Рассказ Н.Сладкова «Осень на пороге»
Предложить родителям спросить вечером дома у ребенка, что такое «Осень»?
Чтение ст.А.Плещеева «Миновало лето», обсуждение (с детьми ср.гр.)
16.09.
Наблюдение за насекомыми (проблемная ситуация«Куда делись все насекомые?»
17.09.
Труд с детьми ср.гр.
Сбор семян цветов с клумбы.
Коммуникативная
Рассматривание альбома «Перелетные птицы»
Познавательно-исследовательская
Загадывание загадок.
игровая
дид.игра на внимание «Какого овоща не стало ?»
Познавательное развитие(НОД)
Тема : «Овощи»
Наблюдение за деревьями и кустарниками №20.
Игра на развитие воображения «На что похоже?»
Коммуникативная
Рассматривание картинок с изображением овощей и с изображением людей , убирающих в огороде урожай.
Просьба к родителям: принести вареные овощи на салат и придти помочь в приготовлении салата.
(ко вторнику)
Дид.игра «Вершки-корешки»
Трудовая деятельность: сбор опавших веток вялой листвы.
Худ.творчество.(НОД)
Рисование: «Овощи»
22.09.
Наблюдение за птицами № 16цель:
выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособление к погодным условиям).
Игра с чудесным мешочком «Угадай на ощупь»
Трудовая.(социально-коммуникативная).
Приготовление салата из овощей.
«Винегрет»с детьми ср.гр.цели : формировать навыки коллективного труда( мелко ,аккуратно нарезать, перемешивать,готовить по рецепту).
Худ.-эстетическая.
Рисование мелками на асфальте : «Овощи»
23.09
Наблюдение за растениями из цветника № 17
Труд
Сбор семян цветковых растений аккуратно, не срывая само растение, только спелые семена.
Игра «Угадай по описанию» (дети ср. подгр. Описывают овощь, глядя на картинку ,др. отгадывают.
Познавательно-исследовательская
Познакомить с народными приметами :
Много желудей в сентябре на дубе -к лютой зиме.
Дид.игра «Консервный завод»
Цель : рассказать детям о том ,что
на консервном заводе овощи и фрукты сортируют ,перерабатывают,научить определять спелость плодов по внешнему виду.(Картинки помидоров красных и зеленых ,больших и маленьких.)
Худ.творчество.(НОД)
Лепка«Морковь и свекла»(ср.гр.)
«помидор и огурец»(мл.гр.)
Худ.-эстетическая.
Книжка-раскраска «Овощи"-поупражнять в закрашивании..
24.09.
Познавательно-исследовательская.
Упражнение в разгадывании загадок об овощах.
Наблюдение за растениями ,изменением их окраски.
Приметы :
Если осиновые листья ложатся лицом вверх-зима будет холодной , изнанкой -теплой.
Чтение худ.литературы
Стихотворение В.Голяховского «Листопад»
Под ногами в листопад
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок-
Папа ,мама и ребенок.
Игровая
Дид.игра «Кто же я?» (дети ср. гр. описывают овощ, а мл.подгр. отгадывают)
Восприятие худ.лит.
настольный театр по сказке «Репка» (с детьми мл.подгр.)
Худ.-эст.
Выкладывание орнамента из осенних листьев и семян.
25.09.
Д.игра «Да или нет»
Осенью растут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Урожай весь собирают?
Птичьи стаи улетают?
Очень часто льют дожди?
Достаем мы сапоги ?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают ?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать ?
Куртки шапки надевать!
Познавательно-исследовательская.
Наблюдение за семенами растений.
Загадка
Малые детки сидят на ветке,
как подрастут на землю упадут.
Коммуникативная
Рассматривание альбома «Работа в огороде»
Д.игра «Вершки-корешки»
Сюжетно-ролевая игра
«Овощной магазин »- (дети описывают овощь ,который хотят купить)
Худ.-эст.
Хоровод «Хороводная -огородная»
Рисование на земле палочкой с детьми ср.гр.
«Овощи»,с младшими «Помидор и огурец»
12.10.
дид.игра на внимание «Листика какого дерева не стало ?»
Игра «Чьи детки ,с какой ветки ?»
Наблюдение №6 за погодой.
Восприятие худ.литературы
Чтение ст. А.Плещеева «Осень»..
Коммуникативная
Беседа о пословицах :
«Сентябрь пахнет яблоком , а октябрь -капустой»; «В октябре на одном
часу и дождь и снег».
Приметы :
Днем жарко , ночью прохладно -к хорошей погоде.
Трудовая деятельность: сбор опавших веток ,вялой листвы.
Дид.и. «Бывает , не бывает» (с мячом).
Худ.творчество.Рисование.
«Лес в октябре»
13.10.
Познавательно-исследовательская
Загадка .
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий ,
В тучах прячется ,во мгле ,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Наблюдение за изменениями в природе (деревья готовятся к зиме ,
сбрасывают листья, холодный воздух заставил спрятаться насекомых , люди сменили одежду..)
Восприятие худ.литературы
Чтение К.Бальмонт«Осень», беседа по содержанию
Познавательно-исследовательская
Приметы :
«Если в начале октября лист с березы не опал- снег ляжет поздно».
Худ.-эст.
Рисование мелками на асфальте
«Дубовые листья»(с детьми ср.подгр.)
14.10.
коммуникативная
Рассматривание иллюстраций осенней природы.Постараться по
картинкам определить ,какой осенний месяц изображен .
Познавательно-исследовательская
Наблюдение №7за птицами.
Загадка.(для детей мл.подгр.)
Летает ,поет ,клюв ,
перышки и два крыла.Кто это?(птица)х изображон , с
детьми ср.подгр. обсудить приме ты ранней и поздней осени.
восприятие худ.лит.
И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Беседа по содержанию произведения.
16.10.
Д.игра «Да или нет»
(утром дети ложаться спать…;
зимой купаются на речке)
познаватепьно-исследовательская
Загадка.
Осенью умирают ,
А летом опять вырастают.(листья)
Экскурсия в парк.
Наблюдение № 9 за
расцвечиванием листьев.
Восприятие худ.лит.
А.Кольцов «Дуют , дуют ветры» ;
А.Плещеев «Осень наступила…» ,
Чтение худ.литературы
Рассказ В.Осеевой «Синие листья»
Стих.М.Гиллера
«Дарит осень чудеса,
Да ешё какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые».
Познавательноисследовательская
Загадка.
Невидимка озорной
Все играет он с травой ,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит.(ветер)
Приметы :осенью птицы летят низко- к холодной зиме , высоко-к теплой. Труд Помощь дворнику в уборке участка от листьстьев. |
Худ.творчество.
Лепка «Красная рябина».
15.10.
Познавательно-исследовательская
Ситуативный разговор «Куда осенью деваются бабочки?»
Загадка.
Я в царстве луж ,в краю огней;
Я в княжестве крылатого народа.
Чудесных яблок , ароматных груш.
Скажи ,какое это время года ?
(осень)
Восприятие худ.лит. Чтение ст.И.Бунин «Листопад » ,А.Майков «Осенние листья по ветру кружат»,беседа по содержанию.
Коммуникативная
Объяснение пословиц
«От осени к лету поворота нету»;
«Весна и осень-на дню погод восемь» (с деьми ср.подгр.)
Дид.и. «Когда это бывает?»Цель: закрепить знания о временах года.
(с детьми ср. подгр.)
Худ.-эстетич.
НОД
Аппликация «Дерево».
Выкладывание орнамента из осенних листьев и семян.
02.11
Наблюдение
за деревьями. Что изменилось? Как можно назвать осень поздней или ранней. Почему?
Дид.игра «С какого дерева лист ?» ).
Трудовая деятельность:
сбор опавших веток.
3.11
Наблюдение
за солнцем. Сравнение погоды летней и осенней. (Солнце светит, греет, но не так как летом)
4.11.
Наблюдение за отлётом птиц.
Трудовое поручение: заготовка семян растений для кормления птиц зимой.
дидактическая игра «Назови птицу по описанию».
Беседа о том, где зимуют птицы. Какие остаются у нас на зиму.
5.11.
Прогулка. Наблюдение за дождливой погодой.
Игра «Придумай предложение об осенней погоде.
11.11.
Прогулка – экскурсия. «Что нам осень подарила?» Наблюдение за листвой на участке (походить, послушать шуршание). Помочь в уборке территории дворнику.
12.11.
Утренник «Осень золотая».
Прогулка .Наблюдение за ветром. Игра «Листопад».
Развитие внимания, умения кружится, не падая.
18.11.
Прогулка – наблюдение за туманом. Чтение детям стихотворения А. Екимцева «Дедушка Туман». Эксперимент (приложение№4)
20.11.
Наблюдение. В лужицах появляется тонкий лед.
25.11.
Прогулка. Хмурая осень. Наблюдение за погодой. Пополнение словарного запаса детей словами: хмурая, дождливая, сырая, скучная.
. 26.11
Наблюдение за погодой.
Дидактическая игра «Придумай предложение о погоде».
27.11.
Наблюдение за свежевыпавшем снегом.
8.Взаимодействие с родителями.
5-10.09.
Поговорить с родителями о том ,чтобы они свозили своих детей на экскурсию в лес или парк(по возможности),набрали там шишек ,желудей,семена др.растений для поделок из природного материала.
11.09.
Предложить родителям спросить вечером дома у ребенка, что такое «Осень»?
17.09.
Просьба принести вареные овощи на салат и придти помочь в приготовлении салата. (ко вторнику)
22.09.
Рекомендации для родителей в папку-раскладушку на тему «Загадывание загадок об овощах»
23.09.
Разместить в папке-раскладушке рецепты салатов из овощей.
Порекомендовать родителям сделать салат из овощей совместно с ребенком.
12.10.
Просьба к родителям : сводить своих детей в осенний лес или парк.
Рекомендации для родителей: попробуйте разучить с детьми ст . М.Пришвина «Листопад».
15.10.
Предложить родителям сделать вместе с ребенком гербарий из красивых осенних листьев.
20.10.
Предложить родителям сделать поделки совместно с детьми на тему :
«Осень».
29.10.
Организовать выставку работ детей совместно с родителями на осеннюю тематику .
Литература :
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:Детство – Пресс, 2002
Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.:Просвещение, 1987.
Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план работы во 2 младшей группе на сентябрь, октябрь, ноябрь.
Дано планирование с учетом ФГТ....
Перспективный план по ФЭМП в коррекционной подготовительной группе на сентябрь, октябрь, ноябрь
Сентябрь. Тема «Семья». Уточнять знания детей от образованиичисла 3, называть, обозначать цифрой;устанавливать последовательность чиселв пределах 3-х в прямом и обр...
План учебно-воспитательной работы. Средняя группа. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
В помощь написания ежедневных планов воспитателя. Вариант планирования ....
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми средней возрастной группы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)....
Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Данный материал поможет педагогам в работе с детьми и при написании плана образовательной деятельности. В этом комплексе сделана подборка на каждый месяц подвижных и дидактических игр, так же тр...
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный годI период(сентябрь, октябрь, ноябрь)...