Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
методическая разработка по окружающему миру по теме
Игры-путешествия:
1. «В гостях у Лесовичка». Цель:
Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.
Ход игры:
В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в свой лес. В разных местах группы расставлены игрушки, картинки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, грибов и т.д. Дети гуляют по «лесу», а Лесовичок загадывает им загадки. Отгадки дети находят сами в «лесу», объясняют свой ответ:
- В лесу под елкой крошка, В костяной одежке.
(шишка)
- Под деревом Андрейки, Все в тюбетейках.
(желуди)
- Мальчик-крошка
В костяной одежке.
(орех)
- Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками.
(еж)
- Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
- Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку-ку, ку-ку».
(кукушка)
- Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник.
(дятел)
- Чей дом из иголок
На земле, у старых елок?
(муравьи)
- Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(березки)
Выслушав ответы детей,
Лесовичок говорит:
«Вот так лес! Полон лес
И загадок и чудес!»
Дарит детям свои дары
(орехи, шишки, желуди).
2. «Вокруг света». Цель:
Обогащать знания детей о строении земной поверхности. Учить составлять последовательный, содержательный рассказ. Закреплять знания об условных обозначениях. Прививать навык работы с географической картой.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку: «Кто в году четыре раза переодевается?» (земля). На доске - географическая карта мира. У детей - кружки зеленого, коричневого и голубого цветов. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, вспоминают условные обозначения: коричневый кружок - горы, зеленый - равнины, голубой- реки, моря, озера, океаны. Задача детей состоит в том, чтобы объединиться в небольшие группы в соответствии с цветом кружка, найти на карте данную местность, назвать ее и коллективно составить небольшой рассказ о животных и растительном мире этой местности. Выигрывают дети, составившие более интересный и содержательный рассказ.
3. «Подземные жители». Цель:
Развивать сообразительность, умение отгадывать загадки, логически строить рассказ.
Ход игры:
На картинке изображены норки крота, суслика, дождевого червя. Воспитатель загадывает загадки об этих обитателях подземного мира. Дети отгадывают загадку, находят соответствующую картинку, рассказывают об условиях жизни, внешнем виде.
Загадки:
1. Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,
А он и не знает.
(крот)
2. Средний рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки.
(суслик)
3. Кто такой живет в земле, Ей же и питается.
После дождичка в четверг Нам он улыбается.
(дождевой червь)
4. «Загадки морского царя». Цель:
Углублять знания детей об обитателях подводного мира. Развивать сообразительность, логическое мышление, внимание.
Ход игры:
Воспитатель показывает красочный конверт с изображенными на нем обитателями подводного мира, говорит: «Дети, нам пришло необычное письмо. Догадайтесь, откуда оно?» (Дети отгадывают, объясняют, почему так думают). Да, его прислал нам из подводного царства Нептун. Давайте познакомимся с содержанием письма: «Здравствуйте, дети! Пишу вам из далекого подводного царства. Мне хотелось бы загадать вам загадки про моих друзей. А отгадки вы нарисуйте и пришлите мне. Жду с нетерпением ваши письма с рисунками. До свидания. Царь Нептун».
Детям предлагаются загадки:
- Вдоль морских дорожек Много разных ножек,
В шляпках разноцветных, Издали заметных.
(медуза)
- Эти животные в море живут,
А ноги у них из головы растут.
(осьминоги)
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском. Похож на рака, но не рак, Передвигаюсь я не так.
(краб)
- На Новый год на елку
Мы вешаем игрушку.
И светится игрушка
На самой высоте.
А в море есть зверюшка, Похожа на игрушку,
А где живет зверюшка? Живет в морской воде.
(морская звезда)
- На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
(сом)
- Под водой живет народ, Ходит задом наперед.
(рак)
Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации и рисуют подводных обитателей.
5. «Путешествие на другую планету». Цель:
Развивать у детей мышление, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Воспитывать умение фантазировать.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям совершить космическое путешествие на другую планету. Прежде чем отправиться в путешествие, воспитатель загадывает загадки о какой-либо планете. Затем детям предлагается составить небольшой фантастический рассказ об этой планете, ее обитателях, их жизни и отобразить это в рисунках.
6. «Дорога домой». Цель:
Закреплять знания детей о различных видах транспорта, научиться правильно выбирать его вид. Развивать логическое мышление.
Ход игры:
На доске - картинки с изображением неба, моря, суши, космического пространства, железной дороги. На столе разложены картинки с изображением различных видов транспорта (ракета, самолет, пароход, поезд, автомобиль, велосипед и т.д.). Дети должны представить, что они вдали от дома (на небе, в море и т.д.) и должны найти соответствующий вид транспорта, с помощью которого они смогут вернуться домой, рассказать, почему сделали такой выбор.
7. «Что нам осень подарила?».
Цель:
Закреплять знания детей о том, какие плоды созревают в осенней время года. Развивать внимание, сообразительность, память.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о различных овощах, фруктах, ягодах, цветах. Дети отгадывают, что созревает именно осенью, находят картинки.
Алгоритмические игры.
1. «Муравей». Цель:
Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, системность мышления.
Ход игры:
На доске - плакат с изображением муравья, несущего соломинку для обустройства своего жилища. Дорога к муравейнику проходит через местность, на которой муравью встречаются различные препятствия в виде ручейка, камешка, густой травы и т.д. Необходимо помочь муравью преодолеть препятствия на пути к муравейнику.
2. «Вырастим фасоль». Цель:
Закреплять знания детей о последовательности выращивания растений на примере фасоли. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
На доске - плакат, на котором изображены стадии выращивания фасоли: зерно фасоли, фасоль, проращиваемая в тарелке с водой, фасоль с маленьким ростком, высаженная в грунт, подросшее растение фасоли, растение фасоли с имеющимися на нем стручками. Задача детей состоит в том, чтобы стрелочками показать последовательность развития фасоли.
3. «Помоги ежику дойти до грибка». Цель:
Развивать у детей внимание, сообразительность, умение логически мыслить при нахождении правильного пути.
Игра-импровизация.
«Зарядка рядом с загадкой». Цель:
Учить детей отгадывать загадки, фантазировать, уметь представлять себя той или иной зверюшкой, птичкой. Развивать двигательную активность.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают, перевоплощаются в «отгадку», выполняют то или иное движение:
- Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(верблюд)
- Чик-чирик,
К зернышкам - прыг,
Клюй, не робей.
Кто это?
(воробей)
- Хвост пушистый, Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(лиса)
- Под водой живет народ,
- Ходит задом наперед.
(рак)
- Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,
А он и не знает.
(крот)
- Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.
(медведь)
- По реке плывет «бревно»,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил, Нос он тут же откусил.
(крокодил)
- Скачет зверюшка, Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка.
(лягушка)
- Шерсть пушится на бочках, Глазки «спрятались в очках»,
На спинке катается.
Как называется?
(панда или бамбуковый мишка)
- Прыг-скок, прыг-скок, Длинноушка - белый бок.
(заяц)
- С ветки на ветку прыгает, скачет, Упадет, но не заплачет.
(обезьяна)
- Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
(бабочка)
- На лугу живет скрипач, Носит фрак,
А ходит вскачь.
(кузнечик)
Речевые логические задачи.
1. «Кто обедал в птичьей столовой».
Положил я птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы их видим много зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькой грудкой. Они очень любят лакомиться салом. В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины. А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Как называются птицы, которые обедали в птичьей столовой?
2. «Волшебные льдинки».
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда делись сосульки? Увидит ли он снова сосульки вечером?
3. «Где снежинки?».
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые!». А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?
4. «Кто где зимует?».
Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». «А я,- сказал муравей, - ...». «А мы ...»,- зажужжали пчелы, жуки. «А я, - зашуршала гусеница,-...». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
5. «Что случилось на прогулке?».
«В понедельник мы поедем в лес»,- сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками. Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,- сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли к гнезду?
6. «Осень».
Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами. «Это стрекоза,- узнали дети.- Она - полезное насекомое». «А почему она залетела в комнату? И что нам нужно сделать?- спросила воспитательница.
7. «У речки».
Вчера я была около речки и вот что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?
8. «По грибы».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
- Смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома.
- Нет, этого делать нельзя, - сказала мама. Почему она так ответила Вове?
9. «В лесу».
В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крикнув маме: «Смотри, какой красивый цветок. Я сорву его», - побежала туда.
- Не трогай колокольчик, не рви его,- сказала мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок?
10. «Осенние листья».
Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разложу костер?- спросил Саша.
- Нет, нельзя,- ответила мама.
Почему мама не разрешила Саше сжечь листья?
- Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
- Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
-Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.
(капуста)
- Летом - в огороде, Свежие, зеленые,
А зимою - бочке, Желтые, соленые.
(огурцы)
- На сучках висят шары, Посинели от жары.
(сливы)
- Красненька Матрешка Беленько сердечко.
(малина)
- На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.
(земляника)
- На зеленом шнурочке Белые звоночки.
(ландыш)
- На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал,
И развеял этот шар.
(одуванчик)
- В поле - метелкой,
В мешке - жемчугом.
(пшеница)
- Все поле в сережках.
(овес)
Игра - предположение.
«Что было бы, если ...» Цель:
Учить детей логически мыслить, фантазировать, исправлять ошибки, умение рассуждать. Ход игры:
Детям предлагается начальная фраза, например: «Что было бы, если:
1. В лесу не было насекомых (птиц, животных, цветов и т.д.).
1. Все время была зима.
2. Не было бы транспорта.
3. Ты был инопланетянином.
4. Не было домашних животных.
5. Люди не заботились о редких животных.
6. Не было бы лесников и т.д.
7. Не было бы морей.
Сказки - тесты.
Медведь.
Медведь готовился к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке. Что мог увидеть медведь?
Домик.
Идет мышка по полю и видит домик. Вошла в него и стала жить в нем. Однажды в дверь постучали. Мышка открыла и видит, что на пороге стоит странное существо. Кого увидела мышка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей
Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...
Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления
В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».
закрепить знания детей о соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...
Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.
В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....
Игра "Логические задачи"
Игра предназанчена для детей 6-7 лет. Способствует развитию элементов логического мышления....
Дидактическая игра «Игра-путешествие в мир природы»
Ухудшение экологической обстановки на земном шаре стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Задача педагога и родителя – научить детей относиться к каждому живому организму,...
Алгоритмическая игра "Путешествие по России!"
Направлено на формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста алгоритмического мышление и логического мышление. Задачи пособия: - Формирование элементарных навыков программирования, речи...
- Мне нравится (4)
Комментарии
хорошие загадки _"неизбитые")
хорошие загадки _"неизбитые") спасибо