Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
методическая разработка по окружающему миру по теме

Роженко Людмила Николаевна

 

Игры-путешествия:

1. «В гостях у Лесовичка». Цель:

Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.
Ход игры:

В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в свой лес. В разных местах группы расставлены игрушки, картинки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, грибов и т.д. Дети гуляют по «лесу», а Лесовичок загадывает им загадки. Отгадки дети находят сами в «лесу», объясняют свой ответ:

 

 

-   В лесу под елкой крошка, В костяной одежке.

(шишка)

-   Под деревом Андрейки, Все в тюбетейках.

(желуди)

-   Мальчик-крошка

В костяной одежке.

(орех)

-   Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками.

(еж)

-  Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

-   Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку-ку, ку-ку».

(кукушка)

-   Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник.

(дятел)

-  Чей дом из иголок

На земле, у старых елок?

(муравьи)

-   Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(березки)

Выслушав ответы детей,

Лесовичок говорит:

«Вот так лес! Полон лес

И загадок и чудес!»

Дарит детям свои дары

(орехи, шишки, желуди).

2.   «Вокруг света». Цель:

Обогащать знания детей о строении земной поверхности. Учить составлять последовательный, содержательный рассказ. Закреплять знания об условных обозначениях. Прививать навык работы с географической картой.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку: «Кто в году четыре раза переодевается?» (земля). На доске - географическая карта мира. У детей - кружки зеленого, коричневого и голубого цветов. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, вспоминают условные обозначения: коричневый кружок - горы, зеленый - равнины, голубой- реки, моря, озера, океаны. Задача детей состоит в том, чтобы объединиться в небольшие группы в соответствии с цветом кружка, найти на карте данную местность, назвать ее и коллективно составить небольшой рассказ о животных и растительном мире этой местности. Выигрывают дети, составившие более интересный и содержательный рассказ.

3.   «Подземные жители». Цель:

Развивать сообразительность, умение отгадывать загадки, логически строить рассказ.

Ход игры:

На картинке изображены норки крота, суслика, дождевого червя. Воспитатель загадывает загадки об этих обитателях подземного мира. Дети отгадывают загадку, находят соответствующую картинку, рассказывают об условиях жизни, внешнем виде.


Загадки:

1.  Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,

А он и не знает.

(крот)

2.  Средний рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки.

(суслик)

3.   Кто такой живет в земле, Ей же и питается.

После дождичка в четверг Нам он улыбается.

(дождевой червь)

4.   «Загадки морского царя». Цель:

Углублять знания детей об обитателях подводного мира. Развивать сообразительность, логическое мышление, внимание.

    Ход игры:

Воспитатель показывает красочный конверт с изображенными на нем обитателями подводного мира, говорит: «Дети, нам пришло необычное письмо. Догадайтесь, откуда оно?» (Дети отгадывают, объясняют, почему так думают). Да, его прислал нам из подводного царства Нептун. Давайте познакомимся с содержанием письма: «Здравствуйте, дети! Пишу вам из далекого подводного царства. Мне хотелось бы загадать вам загадки про моих друзей. А отгадки вы нарисуйте и пришлите мне. Жду с нетерпением ваши письма с рисунками. До свидания. Царь Нептун».

Детям предлагаются загадки:

-   Вдоль морских дорожек Много разных ножек,

В шляпках разноцветных, Издали заметных.

(медуза)

-  Эти животные в море живут,

А ноги у них из головы растут.

(осьминоги)


 

 

-  Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском. Похож на рака, но не рак, Передвигаюсь я не так.

(краб)

-   На Новый год на елку

Мы вешаем игрушку.

И светится игрушка

На самой высоте.

А в море есть зверюшка, Похожа на игрушку,

А где живет зверюшка? Живет в морской воде.

(морская звезда)

-   На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

(сом)

-   Под водой живет народ, Ходит задом наперед.

(рак)

Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации и рисуют подводных обитателей.

5.   «Путешествие на другую планету». Цель:

Развивать у детей мышление, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Воспитывать умение фантазировать.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям совершить космическое путешествие на другую планету. Прежде чем отправиться в путешествие, воспитатель загадывает загадки о какой-либо планете. Затем детям предлагается составить небольшой фантастический рассказ об этой планете, ее обитателях, их жизни и отобразить это в рисунках.

6.   «Дорога домой». Цель:

Закреплять знания детей о различных видах транспорта, научиться правильно выбирать его вид. Развивать логическое мышление.

Ход игры:

На доске - картинки с изображением неба, моря, суши, космического пространства, железной дороги. На столе разложены картинки с изображением различных видов транспорта (ракета, самолет, пароход, поезд, автомобиль, велосипед и т.д.). Дети должны представить, что они вдали от дома (на небе, в море и т.д.) и должны найти соответствующий вид транспорта, с помощью которого они смогут вернуться домой, рассказать, почему сделали такой выбор.

7. «Что нам осень подарила?».

Цель:

Закреплять знания детей о том, какие плоды созревают в осенней время года. Развивать внимание, сообразительность, память.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о различных овощах, фруктах, ягодах, цветах. Дети отгадывают, что созревает именно осенью, находят картинки.

Алгоритмические игры.

1.   «Муравей». Цель:

Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, системность мышления.

Ход игры:

На доске - плакат с изображением муравья, несущего соломинку для обустройства своего жилища. Дорога к муравейнику проходит через местность, на которой муравью встречаются различные препятствия в виде ручейка, камешка, густой травы и т.д. Необходимо помочь муравью преодолеть препятствия на пути к муравейнику.

2.   «Вырастим фасоль». Цель:

Закреплять знания детей о последовательности выращивания растений на примере фасоли. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

На доске - плакат, на котором изображены стадии выращивания фасоли: зерно фасоли, фасоль, проращиваемая в тарелке с водой, фасоль с маленьким ростком, высаженная в грунт, подросшее растение фасоли, растение фасоли с имеющимися на нем стручками. Задача детей состоит в том, чтобы стрелочками показать последовательность развития фасоли.

3.   «Помоги ежику дойти до грибка». Цель:

Развивать у детей внимание, сообразительность, умение логически мыслить при нахождении правильного пути.


Игра-импровизация.

«Зарядка рядом с загадкой». Цель:

Учить детей отгадывать загадки, фантазировать, уметь представлять себя той или иной зверюшкой, птичкой. Развивать двигательную активность.


Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают, перевоплощаются в «отгадку», выполняют то или иное движение:

 

-   Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(верблюд)

-   Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей.

Кто это?

(воробей)

-   Хвост пушистый, Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(лиса)

-   Под водой живет народ,

-   Ходит задом наперед.

(рак)

-   Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,

А он и не знает.

(крот)

-   Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.

(медведь)

-   По реке плывет «бревно»,

 Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил, Нос он тут же откусил.

(крокодил)


 

-  Скачет зверюшка, Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка.

(лягушка)

-   Шерсть пушится на бочках, Глазки «спрятались в очках»,

На спинке катается.

Как называется?

(панда или бамбуковый мишка)

-   Прыг-скок, прыг-скок, Длинноушка - белый бок.

(заяц)

-  С ветки на ветку прыгает, скачет, Упадет, но не заплачет.

(обезьяна)

-   Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.

(бабочка)

-   На лугу живет скрипач, Носит фрак,

А ходит вскачь.

(кузнечик)

 

Речевые логические задачи.

1. «Кто обедал в птичьей столовой».

Положил я птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы их видим много зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькой грудкой. Они очень любят лакомиться салом. В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины. А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Как называются птицы, которые обедали в птичьей столовой?


 

2.   «Волшебные льдинки».

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда делись сосульки? Увидит ли он снова сосульки вечером?

3.   «Где снежинки?».

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые!». А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?

4.   «Кто где зимует?».

Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». «А я,- сказал муравей, - ...». «А мы ...»,- зажужжали пчелы, жуки. «А я, - зашуршала гусеница,-...». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

5.   «Что случилось на прогулке?».

«В понедельник мы поедем в лес»,- сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками. Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,- сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли к гнезду?

6.   «Осень».

Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами. «Это стрекоза,- узнали дети.- Она - полезное насекомое». «А почему она залетела в комнату? И что нам нужно сделать?- спросила воспитательница.

7.   «У речки».

Вчера я была около речки и вот что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?


 

8.   «По грибы».

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-    Смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома.

-   Нет, этого делать нельзя, - сказала мама. Почему она так ответила Вове?

9.   «В лесу».

В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крикнув маме: «Смотри, какой красивый цветок. Я сорву его», - побежала туда.

-   Не трогай колокольчик, не рви его,- сказала мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок?

10.   «Осенние листья».

Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром.

-   Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.

-  А можно я сгребу листья в кучу и разложу костер?- спросил Саша.

-   Нет, нельзя,- ответила мама.

Почему мама не разрешила Саше сжечь листья?

- Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(морковь)

- Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(редиска)

-Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.

(капуста)

- Летом - в огороде, Свежие, зеленые,

А зимою - бочке, Желтые, соленые.

(огурцы)

- На сучках висят шары, Посинели от жары.

(сливы)


 

-      Красненька Матрешка Беленько сердечко.

(малина)

-   На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.

(земляника)

-   На зеленом шнурочке Белые звоночки.

(ландыш)

-   На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал,

И развеял этот шар.

(одуванчик)

-   В поле - метелкой,

В мешке - жемчугом.

(пшеница)

-   Все поле в сережках.

(овес)

Игра - предположение.

«Что было бы, если ...» Цель:

Учить детей логически мыслить, фантазировать, исправлять ошибки, умение рассуждать. Ход игры:

Детям предлагается начальная фраза, например: «Что было бы, если:

1.     В лесу не было насекомых (птиц, животных, цветов и т.д.).

1.   Все время была зима.

2.   Не было бы транспорта.

3.   Ты был инопланетянином.

4.   Не было домашних животных.

5.   Люди не заботились о редких животных.

6.   Не было бы лесников и т.д.

7.   Не было бы морей.


Сказки - тесты.

Медведь.

Медведь готовился к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке. Что мог увидеть медведь?

Домик.

Идет мышка по полю и видит домик. Вошла в него и стала жить в нем. Однажды в дверь постучали. Мышка открыла и видит, что на пороге стоит странное существо. Кого увидела мышка?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей

           Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...

Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления

В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

Игра "Логические задачи"

Игра предназанчена для детей 6-7 лет. Способствует развитию элементов логического мышления....

Дидактическая игра «Игра-путешествие в мир природы»

Ухудшение экологической обстановки на земном шаре стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Задача педагога и родителя – научить детей относиться к каждому живому организму,...

Алгоритмическая игра "Путешествие по России!"

Направлено на формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста алгоритмического мышление и логического мышление. Задачи пособия: - Формирование элементарных навыков программирования, речи...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

хорошие загадки _"неизбитые") спасибо