Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления
статья (математика, старшая группа) по теме
В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logicheskih_zadach.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ –
ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Для тренировки элементарных логических приемов детям 5-7 лет полезно решать логические задачи. Практика проведения развивающих занятий показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже, если просто решать каждый день две-три задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Для тренировки элементарных логических приемов детям 5-7 лет полезно решать простые задачи, их решение предполагает оперирование отдельными суждениями.
Для тренировки в умозаключениях детям 6-7 лет имеет смысл предлагать не простые и не сложные задачи, решение которых связано с оперированием двух суждений.
Оле рассказали такую историю: «На соревнованиях по бегу Витя бегал хуже Юры, а Юра, хоть и очень старался, не смог догнать Серёжу». Девочку спросили: « Как ты думаешь, какое место занял в соревнованиях Серёжа?» «Откуда мне знать, ведь я там не была»- ответила Оля. Когда же ей сказали: «Белый, пушистый, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?» Она ответила сразу: «Это зайчик». Интересно, что оба раза ребенку предлагали найти неизвестное. Но в одном случае нужны конкретные знания - как выглядит зайчик, что он делает. А в другом случае ничего такого знать не надо, чтобы сделать вывод, достаточно того, что сказано в условии. Именно этим отличается задача от загадки. Решение логической задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, которые подходят для раскрытия отношений между любыми предметами. Так, когда сообщается, что один какой-то предмет больше другого, а тот больше третьего, ясно, что первый больше третьего. Если бы Оля знала это правило, то, даже не присутствуя на соревнованиях, смогла бы сказать, что Серёжа занял первое место.
Главное - это сложность задачи, которая предлагаются для решения.
Известный автор А.З. Зак делит логические задачи на три раздела: простые задачи, задачи не простые и не сложные и сложные задачи. В основание различия задач по сложности было положено число суждений, которые требуется сопоставить, соотнести, чтобы сделать вывод, найти неизвестное суждение. Рассмотрим это обстоятельство на конкретном материале. Сначала предлагается оперировать лишь одним суждением. Например, «Саша сильнее Вани, кто слабее?»
Затем (раздел «Задачи не простые и не сложные»), чтобы сделать вывод, приходится сопоставлять содержание двух суждений, например: «Саша сильнее Вани, Ваня сильнее Толи, кто слабее?»
Далее (раздел «Сложные задачи»), требуется соотнесение уже трех суждений.
Например: «Саша сильнее Вани, Ваня сильнее Толи, Толя сильнее Кости. Кто слабее всех? Я предлагала детям решать и учила решать задачи простые и посложнее (не простые и не сложные).
I. Простые задачи подразделяются на несколько видов задач (по правилам логической игры):
1. Простые задачи по правилам логической игры «меньше малого». Это задачи с суждениями, в которых предметы сравниваются особым образом - по степени выраженности того или иного качества. Например: «Аня жила ближе к школе, чем Валя, кто из них жил от школы дальше?»
2. Простые задачи с суждениями, в которых говорится о связи предмета и признака «двое и разные». Например: «Алик и Боря собирали марки: кто-то английские, кто-то русские. У Алика были английские марки. Кто из ребят собирал русские?»
3. «Дочь, дядя». Это задачи с суждениями, в которых говорится о родстве. Например: «Маша сестра Кати. Кто Катя Маше?», или «Андрей сын Владимира. Кто Владимир Андрею?»
4. «Старше, моложе». Это задачи с суждениями, в которых люди сравниваются по возрасту. Например: «Год назад Дима был старше Степы. Кто старше сейчас?»
П. Задачи посложнее (не простые и не сложные).
1. Задачи «меньше, малого», где требуется сопоставить содержание двух суждений. Например: «Синий дом выше красного, красный выше зеленого. Какой дом выше всех?»
2. Задачи по типу «двое и разные», с двумя суждениями. «Андрей, Ваня и Коля ели фрукты: двое вишню, один сливу. Андрей и Ваня, Андрей и Коля ели разные фрукты. Кто ел сливу?»
3. «Дочь и дядя». Например: «Миша брат Валентина, Валентина - мать Виктора. Кем Виктор может быть Мише?»
4. «Старше, моложе». «Через год Вера будет на девять лет старше, чем Гена сейчас. Кто моложе?»
5. «Столько же сколько ». Это задачи с суждениями, в которых сравнивается количество. Например: «Гена и Дима принесли из магазина овощи: Гена огурцы и помидоры, а Дима только огурцы. Гена принес столько же штук, сколько Дима. Что ребята принесли больше?»
Как учить детей решать логические задачи.
При обучении решению логических задач я старалась вызвать и поддерживать интерес к решению таких задач, поощряла творческую инициативу ребенка. Даже если действия ребенка неудачные, обязательно находила что-нибудь, за что его можно было бы похвалить, например, за чувство юмора, смелость или за изобретательность, за старание. Не забывала говорить ему, что он умный и способный. Подробно разбирали с ребенком все его ошибки. Старалась, чтобы правильный ответ ребенок находил, хоть и с моей помощью, но самостоятельно. Чтобы занятия были эффективными, не спешила подсказывать ребенку решение задачи. Сначала выясняла, понял ли он, что от него требуется. После этого предлагала попробовать выполнить задание еще раз. Если, несмотря на все попытки, решение не приходило, намекала, в каком направлении следует его искать. Правильный ответ сообщала только в том случае, если все другие возможности исчерпаны. При этом, добивалась того, чтобы ребенок понял, почему этот ответ является правильным. Предлагала попробовать рассказать о нем. Это ценно для формирования его объяснительной речи. Кроме того, учила детей доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. А это в свою очередь закрепляет уверенность в себе, в своих силах. Старалась подбирать задачи по уровню развития. Детям с низким уровнем развития, которым трудно рассуждать, давала простые задачи, потому что при их решении необходимо запомнить лишь одно суждение, а детям с более высоким уровнем развития предлагала задачи посложнее. Индивидуальные занятия с детьми, которые проводила регулярно 3-4 раза в неделю по 10-15 минут, составляла в основном из решения как можно более разнообразных задач, но одного рода, с тем, чтобы ребенок смог лучше разобраться в особенностях правил одной игры. Важное значение для уяснения ребенком сути отношений в том или ином виде задач имеет возможность представить ему эти отношения графически или в форме предмета. Например, я задала Гале логическую задачу: «Маша и Катя рисовали, кто-то рисовал красками, кто-то карандашами. Катя рисовала красками. Кто рисовал карандашами?» Она затруднилась решить эту задачу, тогда я ей предложила самой нарисовать схематически Машу, Катю, краски, карандаши и обозначить их связи линиями: Маша - карандаши, Катя - краски. В работе с детьми с задержкой интеллектуального развития я использовала предметы, например, игрушки: Мишка, зайчик, машина, мячик. Тогда ему легче было разобраться в задаче: «Мишка и зайчик играли. Кто-то играл с мячиком, кто-то с машинкой. Зайчик играл с машинкой, кто играл с мячом?» Когда рядом с зайчиком поставила машинку, то ему быстро стало ясно, что с мячиком играл мишка. Кроме того, работая с детьми с ЗИР, имеет смысл облегчить каждый этап решения логической задачи. Предлагала задачу по частям. Сначала предлагала запомнить первое предложение: «Юра и Вася ели фрукты». Затем второе: «Кто-то из них ел яблоко, кто-то грушу». Далее: «Юра ел грушу». И только тогда, когда ребенок сможет легко повторить все три предложения, можно запоминать вопрос: «Кто ел яблоко?»
Для поддержания интереса у ребенка к решению логических задач целесообразно предложить ему роль контролера. При этом ребенку сообщается готовый ответ к какой-то задаче (ее условие ребенку так же сообщается), чтобы он определил правильный этот ответ или нет. Например, в случае с упомянутой выше задачей про Юру и Васю ребенку можно сказать, что «Один мальчик решал эту задачу и сказал, что Юра ел яблоко. Правильно этот мальчик подумал или нет?» Понятно, что, предлагая задачи можно в одних случаях сообщать правильные ответы, а в других - неправильные. Это создает хорошие условия, чтобы ребенок, контролируя ответ, каждый раз пытался думать и размышлять. В нашей группе Юста любит всех опекать, контролировать. Когда я занимаюсь с Максимом или с Алешей, ей предлагаю проследить, правильно ли Максим решит логическую задачу. Юста охотно соглашается и, контролируя ответ Максима, сама думает и размышляет.
Наряду с ролью контролера существенное разнообразие и оживление возникает на занятии, если предлагать ребенку роль автора, просить его самого сочинить задачу, аналогичную тем, которые он решал. Если ребенку трудно, и чтобы не допускать уныния, можно увеличивать объем его самостоятельных действий постепенно. Сначала взрослый может придумать всю задачу, оставив ребенку возможность сочинить вопрос. Или наоборот, сочиняю всю задачу сама, кроме начального предложения. Так постепенно уменьшаю число предлагаемых мной мыслей, чтобы расширить поле мыслительной деятельности ребенка и подготовить его к полной авторской самостоятельности.
И так, индивидуальные занятия дают значительную возможность помочь развитию логического мышления у любого ребенка, поскольку можно использовать графические схемы, а так же предлагать ребенку выполнять разные роли «решителя, контролера, сочинителя». Наряду с индивидуальными занятиями значительную помощь детям в обучении решению логических задач можно оказать и на групповых занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей дошкольного возраста
Данная статья опирается на методику дидактических игр разработанную Е.И. Тихеевой. Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего во...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...
Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей 2 - 3 лет
Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей 2 - 3 лет Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой, являясь сторонницей и последователь...
Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».
Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...
Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности....