Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Желтова Марина Юрьевна

Познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами  живой природы;

- продолжать  активизировать познавательные способности  детей;

-развивать у детей   интерес к жизни птиц;

 воспитывать  бережное отношение к птицам;

проводить профилактику утомления детей на занятии;

- обеспечить физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: »Тайны птичьего мира».

Цель: Познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами  живой природы;

- продолжать  активизировать познавательные способности  детей;

-развивать у детей   интерес к жизни птиц;

 воспитывать  бережное отношение к птицам;

проводить профилактику утомления детей на занятии;

- обеспечить физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Демонстрационный материал: перья пуховые и маховые; яйцо, материал для строительства гнезда: трава, береста, мох, пух; картинки с изображением птиц; лупа; голоса птиц в аудиозаписи; картинка с изображением вороны; веер.

Раздаточный материал: лист на каждого с изображение птиц и гнёзд, простые карандаши; перо маховое и пуховое.

Словарь: маховые, пуховые, маскировать, зародыш, питательные вещества

Предварительна работа: чтение рассказа В. Бианки «Все самые»; наблюдения за птицами на прогулке, рисование птиц, подвижные игры на тему «Птицы».

Ход занятия. Я  рада видеть всех детей нашей группы  здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение  сохранилось у вас до самого вечера. А для этого  мы должны чаще улыбаться,  не обижать, не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.

-Дети, вы любите разгадывать всякие тайны, загадки? (шёпотом, таинственно).  

-У кого бывают тайны?  (тайны бывают у  рыб, насекомых, зверей, человека, птиц)

Конечно, у всего на свете бывают тайны.

-Рассмотрите картинки на коромыслах и скажите, о чьих тайнах  мы с вами сегодня поговорим? (Мы будем говорить о птичьих тайнах)

-Да, сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц.

- Я принесла пёрышки,  которые какие- то птички в полёте уронили, давайте их рассмотрим (раздаёт детям по листу, на котором прикреплены одно перо маховое, одно пуховое).

-Чем  пёрышки отличаются друг от друга? ( одно маленькое, пушистое, мягкое, нежное. Другое большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, перья крупные , жёсткие).

-Где на теле у птицы растут эти маленькие, похожие на пух, перья? (Эти перья растут на голове, грудке, спинке птиц).

- Зачем маленькие пёрышки нужны птице? (Эти пёрышки защищают птичку от холода, жары, ветра, они согревают)

- Как, по – вашему, их можно назвать, если эти пёрышки согревают, похожи на пух?  (пуховые). Повтори, Дима, Семён.

-Что вы можете сказать о другом пере? (Это перо большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, оно крупное , жёсткое)

-Где вы видели на теле птицы такие большие крупные  перья? (  на крыльях и хвосте).

-Зачем птицам эти большие перья?  (такие перья нужны птице для полета, они помогают птице держаться в воздухе. Благодаря таким перьям  птице легко махать крыльями.)

- Как называются перья, которые помогают птице махать  крыльями?  (маховые).Повтори, Дима, Айгуль.

-Птица в полёте раскрывает крылья и хвост, как веер (показывает веер). Становится большой и широкой, поэтому может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха  и летит.(пауза, обвожу всех взглядом).

-Мы с вами раскрыли первую тайну птиц. Узнали, почему птица может летать.

-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному  небу  (включаю музыку, дети  бегают по группе, расставив руки в стороны). Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились (дети садятся за столы)

- Куда прилетают птицы  отдохнуть?  (птицы прилетают в гнездо).

- Из чего птицы строят гнёзда?

-  Кто из вас хочет построить  птичье гнездо?

-Хорошо или плохо птенцу в таком гнезде?

--Что хорошего? (тепло, уютно, можно спрятаться, приятно пахнет, мягко).Для этого предложить потрогать, понюхать гнездо.

-Что плохого? (может птенец  выпасть, может хищная птица забраться и утащить птенцов).

- Скажите, гнёзда птиц хорошо видны всем: животным, человеку?

- Почему  птицы прячут, маскируют свои гнёзда?

-Вторая  тайна – это строительство и маскировка гнёзд

- В природе птицы строят сами себе гнёзда, а вот скворцам  мы с вами помогаем. Не правда ли?

Пальчиковая игра «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской).

Мы построили скворечник- дом весёлого скворца.  Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих  рук, раздвигая ладони «домиком»).

Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой).

Всё семейство вчетвером проживает в доме том.  Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».

Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают  поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы).

Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки.

«Мы хотим добавку – муху и козявку»  Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ).

-Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда).

- Раз уж вы помогли скворцу, помогите и другим птицам.

- У вас на столах лежат картинки с изображением птиц и гнёзд. Ваша задача поместить птицу в нужное гнездо. Приступайте к выполнению задания. Включаю запись голосов птиц.

_ Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Кто справился, поднимите руки. Быстро просматриваю выполнение.

 - С заданием справились все правильно.

-Самая большая тайна, которая мучает всех: что произошло раньше –яйцо или птица.  А вы как думаете? Видите. Нет единого мнения на этот счёт. Птичье яйцо – тоже великая тайна.

- Давайте рассмотрим яйцо. Чем покрыто яйцо?

- Что вы можете сказать о  скорлупе? (  Скорлупа твёрдая).

-Если скорлупа твёрдая, почему птенцы, которые развиваются в яйце, не задыхаются?   (Слушаю предположения детей)

- Возьмите лупу и рассмотрите поверхность скорлупы.

-Что вы видите?

-Правильно, снаружи скорлупа покрыта маленькими отверстиями, через которые проходит воздух.

- Что находится внутри яйца?  (Желток и белок) (Обходит детей, давая возможность рассмотреть желток и белок).

-Внутри желтка находится крошечный зародыш.

-Во что превратится зародыш?

-Если из зародыша получается птенец, зачем тогда белок?  А желток зачем?(слушаю предположения детей).

- Хотите раскрою тайну желтка и белка?

- В белке находится необходимый запас воды для жизни птенца, а в желтке - питательные вещества. Через маленькие отверстия в скорлупе воздух поступает в яйцо. Им дышит растущий внутри яйца птенец. В положенное время птенец начинает проклёвывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклёвывает скорлупу всё больше и больше, пока, наконец, она не расколется  и птенец не выберется наружу (пауза).

-Дима, что находится в белке? Рафаэль, что находится в желтке?

- Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по – одному пальчику  сложите ладони, спрячьте в него птенца. Подышите на него, согревая своим  ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.

 -Вот мы с вами прикоснулись к третьей тайне птиц: чудесное превращение  яйца в птенца.

- Всё  время, как мы с вами разговаривали, за нами с интересом наблюдала ворона. Наконец, решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернёт. И хочет каркнуть так, чтобы её всюду было слышно, звук не слышен. Простыла. Наверное. Поможем вороне? Дети произносят протяжно звук «каа-а-ар» (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5 – 6 раз). Ворона насладилась звуками, которые вы издавали, и улетела по своим вороньим делам.

- А наше занятие подходит к концу. Мы, конечно, не  раскрыли  все птичьи тайны, так

как их много.  Мы и дальше будем узнавать птичьи тайны.

-Узнали ли вы на занятии что – либо новое для себя? Что?

-Изобразите эмоцию, которая осталась у вас после занятия.

-Я благодарна вам за прекрасную работу. Занятие окончено.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка»

Утверждено:

Заместитель заведующего по УВР Е.М. Кулик

15.11.2010г.

Конспект занятия

для детей старшей группы

на тему: »Тайны птичьего мира».

Воспитатель  М.Ю. Желтова

2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1 ТЕМА: <<ТАЙНЫ ПРИРОДЫ>>

Цель: «Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Формировать представления о жизненном цикле живых организмов. Дать представление о природном происхождении и социальных аспектах существования...

Конспект НОД по теме: "Тайны птичьего мира"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старшей группы....

Конспект занятия на тему: "Тайны животного мира"

ссылка на презентацию: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...

Открытое занятие на тему "Тайна подводного мира"

Цель: Познакомить детей с жизнью и изобретениями Жака Ива Кусто.Задачи:- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;- Расширять активный словарь, З...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему "Птичья столовая".

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира и входит в серию занятий «Жизнь животных зимой». Главной задачей было привить детям стрем...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «На птичьем дворе»

Данный материал способствует формированию представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирует обобщающее понятие домашние птицы. Способствует обогащению словаря словами птич...