Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Животные и птицы жарких стран»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_i_ptitsy_zharkikh_stran.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)
в подготовительной к школе группе
для детей с общим недоразвитием речи
Тема «Животные и птицы жарких стран»
Составитель
Воспитатель
Томилова Юлия Александровна
Снежинск
2011 г
Задачи:
Образовательная область "Познание"
- Расширять представления детей о материках. Знакомить с климатическими условиями Австралии, Африки.
- Уточнить с детьми название животных жарких стран и их детенышей.
- Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.
- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой неживой природой (жара, богатая растительность)
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
Образовательная область "Коммуникация"
- Активизировать и обогащать качественный, глагольный словарь по лексической теме.
- Активизировать речь детей.
- Продолжать учить образовывать сложные прилагательные.
- Следить за правильным звукопроизношением.
- Развивать объяснительную речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.
Образовательная область "Социализация"
- Воспитывать любовь к животным.
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Пополнять литературный багаж детей новой загадкой.
Образовательная область «Физическая культура»
- Учить координировать движения с речью.
- Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.
Образовательная область "Здоровье"
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
- Образовательная область «Безопасность»
- Закреплять правила поведения при наблюдении за животными в зоопарке.
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь:
Предметный: материки: Африка, Австралия, тигр, лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, бегемот, обезьяна, страус, павлин, кенгуру, попугай, крокодильчик, слонёнок, бегемотик, львёнок , тигрёнок, жеребёнок, страусёнок, кенгурёнок, оперенье, сумка(у кенгуру), клыки, пасть, шерсть, шкура, грива, кисточка (У хвоста), хобот, рог, лапы, пальцы, конечность, перепонки, оперение.
Качественный: зелёный, острозубый, злой, опасный, длинный, большой, сильный, добрый, умный, лопоухий., пятнистый, рогатый, высокий, неповоротливый, огромный, толстый, сильный, смелый, хищный, полосатый, быстрый, ловкий, толстокожий, неуклюжий, длиннохвостая, умная, полосатая, быстроногая, быстрый, прыгучий, разноцветный, красивый, быстрый, длинноногий, длинношеий.
Глагольный: питается, передвигается, двигается, прыгает, охотится, откладывает, выводит, заботится.
Методы и приёмы: орг. момент, иллюстрации, д/и "Назови детёнышей", "Третий лишний", "Подбери слово", загадки, беседа, вопросы, итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Ленивые восьмёрки», физминутка.
Индивидуальная работа: развивать силу голоса- Женя, Артём
активизировать внимание- Лена, Захар.
Материалы: иллюстрации, мяч, игрушки (медведь, заяц, обезьяна), перья попугая, презентация "Животный мир жарких стран".
Ход занятия
Орг. момент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Посмотрите на карту мира. Мы живём на материке Евразия. Сегодня мы совершим путешествие на материк Африка и Австралия.
(Воспитатель показывает материки на карте)
Воспитатель: Изображая на карте Африку, использовали много жёлтого цвета. Как вы думаете, что обозначает жёлтый цвет на карте?
(Выслушиваются варианты ответов)
Воспитатель: Африка - царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг- то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда влажно. Слышится рёв хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. А какие животные там обитают, вы узнаете, собрав разрезные картинки.
(Дети выполняют задание)
Гимнастика для мозга «Ленивые восьмёрки»
Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на две картинки. Кто изображён на них?
Дети: На картинках изображены тигр и лев.
Воспитатель: Чем отличаются и чем похожи эти звери?
Дети: Шерсть льва жёлтого цвета, а у тигра полосатая. У льва есть грива, у тигр её нет. На конце хвоста у льва есть кисточка, у тигра нет (отличия). К обоих есть когти, клыки, усы (сходства).
Воспитатель: Оба животных семейство кошачьих. Льва называют царём зверей за то, что он может, не моргая, смотреть на солнце долгое время, словно бросая ему вызов. Как вы думаете лев и тигр- травоядные или хищные животные?
Дети: Они хищники, так как питаются другими животными.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Кто это?
Дети: Это слон.
Воспитатель: Верно. По каким признакам вы догадались?
Дети: У слона есть длинный хобот, большие уши, бивни.
Воспитатель: Для чего служит слону хобот?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Хобот стал для слона пятой конечностью, которой весьма ловко управляет. Хоботом слоны отправляют в рот пищу и воду, осыпают себя пылью, обливаются. Ещё одним мощным оружием и одновременно рабочим инструментом для слона являются бивни, которые растут всю жизнь. Им слоны копают землю, подрезают кору деревьев. Если приучить слона, он станет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчёвывать, большие камни с места на места перетаскивать. Слон - очень умное животное. Слоны питаются растениями, значит это какое животное?
Дети: Слон- травоядное животное.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Этот зверь какой то странный,
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится.....
Дети: Жираф.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: У жирафа длинная шея, как стрела у подъёмного крана.
Воспитатель: Верно. А зачем жирафу длинная шея?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: С помощью длинной шеи жираф срывает с верхушек деревьев листья. Он питается листьями и ветками деревьев. Значит, жираф какое животное?
Дети: Жираф- травоядное животное.
Воспитатель: Кто изображён на следующей картинке?
Дети: Это зебра.
Воспитатель: На кого похожа зебра?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Зебра - это тоже лошадь, только живущая в Африке. Какое отличие между обычной лошадью и зеброй?
Дети: Зебра полосатая и ниже обычной лошади.
Воспитатель: Оба животные травоядные, так питаются травой.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: Дети, а кто имеет один рог?
Дети: Это носорог.
Воспитатель: Верно. Носорог пользуется своим рогом как оружием, так и для выкапывания ям, в которых он с удовольствием валяется в грязи, таким образом чешет свою шкуру. Ноги у носорога короткие с тремя пальцами. У носорогов очень слабое зрение. Питаются травой, ветками кустарников.
- Отгадайте загадку:
По реке плывёт бревно
Ох и злющее оно!
Дети: Это крокодил.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: Крокодил живёт в воде. Он злой, у него очень острые зубы.
Воспитатель: На лапах крокодила есть перепонки. Для чего?
Дети: Перепонки помогают крокодилу плавать.
Воспитатель: А вы знаете, что крокодилы откладывают яйца на берегу, из которых потом вылупляются крокодильчики.. Питается крокодил рыбой и другими животными. Значит крокодил хищное или травоядное животное?
Дети: Крокодил хищник.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию Кто ещё проводит большую часть времени в воде?
Дети: Это бегемот.
Воспитатель: Верно. Маленькие конечности бегемота с четырьмя пальцами с трудом выдерживают вес тела животного, поэтому бегемот большую часть времени отдыхает в воде. Бегемоты очень неповоротливы, но если их напугать, то они могут резко сорваться с места и затоптать врага. Бегемот считается одним из самых опасных животных Африки. Питаются эти животные травой, водорослями. Значит он травоядный.
- Найдите третий лишний.
(Воспитатель демонстрирует игрушки: заяц, медведь, обезьяна)
Дети: Это обезьяна.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: Заяц и медведь живут в наших лесах, а обезьяна в жарких странах.
Игра с мячом "Назови детёнышей"
У крокодила - крокодильчик
У слона - слонёнок
У бегемота - бегемотик
У льва - львёнок
У тигр - тигрёнок
У зебры - жеребёнок
У обезьяны - детёныш обезьяны
У жирафа - детёныш жирафа
У страуса - страусёнок
У кенгуру - кенгурёнок
Воспитатель: Сегодня мы с вами встретились с животными, которые живут в Африке. Но некоторых животных мы можем встретить на материке Австралия. В Австралии, как и в Африке очень жарко и сухо.
(Воспитатель показывает на карте материк Австралия)
Воспитатель: Ребята, у какого животного есть сумка, в которой проводит первое время детёныш?
Дети: Сумка есть у кенгуру.
Воспитатель: Правильно. После рождения маленький детёныш самостоятельно забирается к маме в сумку и находится там некоторое время. У кенгуру очень короткие передние ноги и сильно развиты задние. Как вы думаете, для чего у кенгуру сильно развиты задние ноги?
Дети: Задние ноги сильно развиты для того, чтобы отталкиваться и прыгать.
Воспитатель: Ребята, кроме животных, в Австралии живут и птицы.
- Самая крупная птица Австралии - страус. Страусы - нелетающие птицы. У них хорошо развиты ноги. Для чего?
Дети: Для того, чтобы быстро бегать.
Воспитатель: Страусы отличные бегуны, в случае опасности они могут убежать от любого хищника очень далеко. Страусы травоядные животные и питаются травой на пастбищах, кустарниками, побегами деревьев. Часто используют в пищу насекомых. У страусов очень острое зрение и хороший слух.
- А для чего страусы прячут голову в песок?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Дело в том, что страусы на самом деле наклоняются к песку, но не для того, чтобы зарыть туда голову, а чтобы съесть песок. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке.
- Ребята, обратите внимание на эти перья. Как вы думаете, какой птице они принадлежат?
Дети: Перья принадлежат попугаю.
Воспитатель: Верно. Попугай тоже живёт в Австрии. Что интересного вы знаете о попугаях?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Существует много разновидностей попугаев. У всех попугаев яркое, разноцветное оперение. Клюв у них необычного строения. Он заменяет птицам зубы и служит для дробления и измельчения пищи. Клюв также служит для постройки гнезда (у попугаев дуплянка), для переворачивания яиц во время высиживания, при кормлении птенцов, а также для чистки оперения. Также клюв служит в качестве обороны для атаки. Строение клюва попугая также позволяет ему использовать клюв при лазании по веткам или прутьям клетки.
-Есть ещё интересная, красивая птица, которая живёт в жарких странах. Посмотрите на картинку, какой птице принадлежит этот хвост?
Дети: Хвост принадлежит павлину.
Воспитатель: Верно. Может показаться невероятным, но павлин является ближайшим родственником петуха. Эта птица славится своим опереньем. Красоту хвосту павлина придают верхние перья, которые несут на себе уникальный рисунок в виде "глаз". У самки павлина хвостовые перья короче и не имеют рисунка - в целом, она выглядит скромнее и мельче по размеру. В окраске оперения преобладают синие, зелёные и рыжие тона.
Д/и "Подбери слово"
Крокодил - зелёный, острозубый, злой, опасный, длинный.
Слон - большой, сильный, добрый, умный, лопоухий.
Жираф - пятнистый, длинношеий, рогатый, высокий.
Бегемот - неповоротливый, огромный, толстый.
Лев - сильный, смелый, хищный.
Тигр - полосатый, быстрый, ловкий.
Носорог - толстокожий, неуклюжий.
Обезьяна - ловкая, длиннохвостая, умная.
Зебра - полосатая, быстроногая.
Кунгуру - быстрый, прыгучий.
Попугай - разноцветный, красивый.
Страус - быстрый, длинноногий, длинношеий.
Воспитатель: Ребята, где вы ещё можете встретить животных жарких стран?
Дети: Мы можем встретить их в зоопарке.
Воспитатель: Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны соблюдать, посещая зоопарк?
(Дети отвечают, воспитатель добавляет)
Воспитатель: ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- Пролезать через ограждения.
- Прислоняться и наваливаться на ограждение, клетки или заборчики.
- Кормить животных продуктами, принесенными с собой.
- Дразнить и пугать животных.
- Проводить фото и видео съемки без разрешения.
- Фотографировать животных с фотовспышкой.
- Бросать в вольеры и загоны любые посторонние предметы.
- Посещать выставку со своими животными.
- Приносить на выставку напитки и продукты питание (мороженое, сладости, жев. резинку, конфеты и т.п)
- Заходить за ограждения, ломать конструкции в зале, засовывать пальцы к животным.
Итог
Воспитатель: Ребята, о каких животных мы с вами говорили?
-Что интересного вы узнали о животных, живущих в жарких странах.
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"
Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...
Конспект занятия "Животные Севера и жарких стран"
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с названиями животных. Рассказать, какие животные обитают в жарких странах и на севере. Закрепить в слов...
Конспект НОД для воспитанников подготовительной коррекционной речевой группы V вида На тему: «Животные и птицы жарких стран»
Цель: закрепить понятие «животные жарких стан»; познакомить с новыми зверями и птицами жарких стран; научить рассказывать про животных по мнемотаблице. Расширить словарный запас.Зада...
Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (материалы для презентации)
Слова для выступления детей по теме "Удивительный мир животных и птиц жарких стран". Интересный материал, будет полезен для подготовки к занятиям по данной теме....
Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (Описание проекта)
Материал содержит детальное описание проекта: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран"...
Конспект занятие: " Животные холодных и жарких стран."
Конспект занятие: " Животные холодных и жарких стран"...
Лексическая тема "Животные и птицы жарких стран"
Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Животные и птицы жарких стран"...