Конспект занятия "Мой город. Мой край - Урал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема "Мой город. Мой край - Урал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_gorod_nash_kray_ural.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)
в подготовительной к школе группе
для детей с общим недоразвитием речи
Тема "Мой город. Мой край - Урал"
Составитель
Воспитатель
Томилова Юлия Александровна
Снежинск
2011 г
Задачи:
Образовательная область "Познание"
- Совершенствовать знания детей об Урале: его природе, озерах, горах, полезных ископаемых, драгоценных камнях.
- Уточнить и закрепить знания детей о народном творчестве- каслинское литьё.
- Совершенствовать знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности, улицы.
- Познакомить с историей возникновения города, его названия, с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками.
- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
Образовательная область "Коммуникация"
- Активизировать и обогащать качественный, глагольный словарь по лексической теме.
- Продолжать формирование представления о простых ребусах.
- Учить разгадывать ребусы.
- Активизировать речь детей.
- Следить за правильным звукопроизношением.
- Развивать объяснительную речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.
Образовательная область "Социализация"
- Воспитывать любовь к родному краю, городу.
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Уточнить и закрепить знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажове.
- Развивать представления о жанре сказа.
Образовательная область «Физическая культура»
- Учить координировать движения с речью.
- Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.
Образовательная область "Здоровье"
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь:
Предметный: Снежинск, снежинцы, край- Южный Урал, достопримечательность, памятник, здание, озёра - Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды, озерная рыба – карась, лещ, щука, окунь, города – Снежинск, Касли, Челябинск, Екатеринбург, Миас, полезные ископаемые : гранит, известняк, мрамор ,антрацит (уголь), драгоценные камни: алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд, чугун, сталь, сказочник, завод, полезные ископаемые, каслинское литьё.
Качественный: красивый, уютный, молодой, уральские, высокие, холмистые (горы),
глубокие, чистые, красивые, голубые (озёра).
Глагольный: жить, гордиться, заботиться, уважать, добывать, изготовлять, мастерить, лить, выкладывать, посещать.
Методы и приёмы: орг. момент, иллюстрации, д/и "Составь словечко", "Найди животных нашего леса", игра с мячом "Поймай и назови", беседа, показ презентации, вопросы, ребус, итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Ленивые восьмёрки», физминутка.
Индивидуальная работа: развивать силу голоса- Лена, Артём.
активизировать внимание- Настя, Женя.
Материалы: иллюстрации, мяч, презентация "Наш город. Наш край- Урал", каслинское литьё, книги со сказами Бажова, набор драгоценных камней, набор полезных ископаемых, портрет П.П. Бажова.
Ход занятия
Орг. момент
Воспитатель: Ребята, сядет на стульчик тот, кто назовёт свой домашний адрес.
(Дети выполняют задание)
Гимнастика для мозга «Ленивые восьмёрки»
Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.
1 часть
Воспитатель: Дети, как называется город, в котором вы живёте?
Дети: Мы живём в городе Снежинске.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в Снежинске?
Дети: Людей называют снежинцами.
Воспитатель: А как вы думаете, почему наш город назвали Снежинск?
(Дети отвечает, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Много лет назад на месте нашего города были леса и болота. Когда приехали первые строители и начали строить город, была очень холодная и снежная зима. Вот поэтому наш город и назвали Снежинск.
-Первым основателем и директором института нашего города был Васильев Дмитрий Ефимович, чьим именем названа одна из улиц города.
(Воспитатель демонстрирует презентацию с фото нашего города)
Воспитатель: Дети, какие достопримечательности города вы запомнили?
(Ответы детей)
2 часть
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём. Как называется наш край?
Дети: Наш край - Урал.
(Воспитатель на карте показывает границы Урала)
Воспитатель: Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
- Ребята, уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские. Как вы думаете, какие Уральские горы?
Дети: Уральские горы высокие, холмистые.
Воспитатель:- Нам повезло родиться и жить на Южном Урале. Не надо далеко ездить, чтобы посмотреть красоты природы, отдохнуть вместе с семьёй на берегу озера.
- Вспомните, какие озёра есть на Урале?
(Дети отвечают, воспитатель добавляет)
Воспитатель:- Ребята, на Южном Урале очень много красивых, чистых, глубоких озёр, многие них вам знакомы: Синара, Силач, Сунгуль, Кисегач, Иткуль, Ташкуль, Увильды.
-Увильды- самое большое озеро на Южном Урале. Оно расположено между городами Карабаш Кыштым. Озеро очень красивое. На нём находится множество островов. Озеро Увильды- памятник природы и взято под охрану.
-Ребята, а что нужно делать, чтобы озёра оставались чистыми?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот какая рыба водится в наших озёрах и реках, вы узнаете, выполнив задание.
Д/и «Составь словечко»
(Воспитатель предлагает детям составить слова из букв)
Карась- к-1; р-3; а-2; с-5; а-4; ь-6
Лещ-...
Щука-...
Окунь-...
Ёрш-...
Карп-...
Игра с мячом "Поймай и назови"
Воспитатель: Дети, Южный Урал очень богат лесами. Вспомните и назовите , какие деревья, кустарники, ягоды, грибы растут в наших лесах.
Д/и "Найди животных нашего леса"
Воспитатель: А сейчас выберите тех животных, которые обитают в наших лесах.
(На столе лежат иллюстрации животных жарких стран, животных Севера, животных наши лесов. Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, на Южном Урале добывают полезные ископаемые и драгоценные камни.
(Воспитатель демонстрирует полезные ископаемые и изделия из драгоценных камней)
Воспитатель: Полезные ископаемые : Гранит. Из гранита строятся памятники. Из гранит выкладывают дорогу на площадях. Известняк, мрамор используют для строительства зданий. Антрацит (уголь). Человек применяет уголь и торф в качестве топлива.
- Алмаз, малахит, яшма, гранат, изумруд- драгоценные камни. Из них изготавливают изделия.
Воспитатель: Дети, Южный Урал славится производством чугуна и стали. В Челябинской облает выпускают трактора, грузовые автомобили. У нас также есть заводы, которые производят станки, радиотехнику, часы.
Физмииутка "Мы шагаем друг за другом"
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили...
(Имитация движений.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой сказки эти иллюстрации? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации сказки Бажова "Хозяйка медной горы")
Дети: Эти иллюстрации из сказки "Хозяйка медной горы".
Воспитатель: Верно. А кто написал сказку "Хозяйка медной горы"?
Дети: Павел Бажов.
Воспитатель: Молодцы. Павел Петрович Бажов- великий русский сказочник, наш земляк, родил в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Главной темой его сказов легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала.
-Какие сказы Бажова вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие города Южного Урала вы знаете?
(Дети отвечают, воспитатель добавляет)
Воспитатель: Многие из вас уже посещали такие города, как: Озёрск, Челябинск, Златоуст, Миас Екатеринбург, Касли.
- А чем славится город Касли?
Дети: Город Касли славится каслинским литьём.
Воспитатель: Верно. Каслинское литьё- художественные изделия (скульптур решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейно заводе в городе Касли. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Изделия из чугуна используют как садовую мебель, в изготовлении ажурных решето: надгробий, скульптуры, бытовых предметов.
(Воспитатель демонстрирует изделия из каслинского литья)
Итог
Воспитатель: Итак, ребята. Как называется наш край?
-Чем славится наш край?
- Что нового узнали на занятии?
- Что вам было трудно на занятии?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Наш край - Урал" для детей старшего дошкольного возраста
КВН для детей старшего дошкольного возраста по краеведению "Наш край - Урал"...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала» « Фарфоровый сервиз»
Непосредственно-образовательная деятельность для детей разновозрастной группы 3-5лет.Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала»« Фарфоровый сервиз» Приготовила воспита...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "Наш край Урал".
В работе отражены природа и богатства природа Урала....
Конспект НОД. Мой край Урал.
Конспект НОД. Мой край Урал....
Конспект НОД. Звуки [Л, Ль].Родной край Урал. Региональный компонент.
Конспект НОД. Звуки [Л, Ль,]. Родной край Урал. Регионнальный компонент....
Конспект сценария КВН для подготовительной группы на тему:"Наш край – Урал"
Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закрепить у детей знаний о государственной символике Урала. Проверить знания детей о народно-...