Конспект НОД. Звуки [Л, Ль].Родной край Урал. Региональный компонент.
план-конспект занятия
Конспект НОД. Звуки [Л, Ль,]. Родной край Урал. Регионнальный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД. Звуки Ль,Л. Регионнальный .компонент. | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА ЗОЯ ФЁДОРОВНА,
учитель- дефектолог
МДОУ « Детский сад № 41 « КГО
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР с использованием регионального компонента
Образовательная область: Развитие речи
Тип: Занятие по формирование произносительной стороны речи и формированию фонетических средств языка
Тема: " Звуки [Л, Ль]. Буква Л. "
Цель: Автоматизация звука [Л] в открытых слогах «ЛА», «ЛО», «ЛИ», «ЛЕ», в коротких словах с открытым слогом .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Отработать умение принятие правильной артикуляционной позы для произношения изолированного звуков [Л, Ль].
- Ознакомление с буквой Л.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, упражнять в умении слышать заданный звук [Л] в словах.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Закрепить представление о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
- Продолжать развивать когнитивные процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать желание прийти на помощь.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: иллюстрации к сказам П.П. Бажова, сухой бассейн, ракушки с чистоговорками, корзина с индивидуальными зеркалами по количеству детей, таблица сравнительной характеристики согласных звуков, макет пня, конверт с надписью «Поиграй», в конверте лежат символы звуков, карточки для характеристики звука [Л], дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога;, лыжи пластиковые разного цвета, мольберт, макет сугроба, по 2 палочки на каждого ребенка,
Словарная работа: уточнить лексическое значение слов «балаган, лукошко».
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Бажова. Чтение сказки «Серебряное копытце».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
Логопед: Какое произведение вам больше всего понравилось (или запомнилось) из творчества Павла Бажова?
(Дети стоят перед мольбертом)
Выбор сказки «Серебряное копытце»
Логопед:
- Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки эти герои?
Дети: «Серебряное копытце»
Логопед: Правильно.
Логопед: Вы мечтали увидеть те самые разноцветные камешки, которые сыпались из-под копыт козлика?
Дети: Мечтали.
Логопед: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие к балагану дедушки Коковани.
Дети: Мы согласны..
Логопед: Так как мы отправляемся в сказ , на пути могут встречаться разные испытания. Вы готовы?
Дети: Да!
Логопед:Напомните мне, В какое время года происходили события в сказе?
Дети: Зимой!
Логопед: Верно!
Логопед: Где зимой жили дедушка Кокованя , внучка Даренка и кошка Муренка?
Дети: В лесу!
Логопед: И тут вы правы.
«В зимнем балагане у покосных ложков с очагом, с окошечком…»
А как добирались Кокованя с Даренкой ? Ведь Зимой в лесу очень много снега.
Ответы детей.
Логопед:
Чтобы удобно было перебираться по снегу ,что можно использовать?)
Дети: на лыжах!
Логопед: Конечно на лыжах! Я предлагаю вам надеть лыжи и отправиться в путь .
(Дети надевают пластиковые лыжи).
Звучит фонограмма «Скрип снега»
Согласование речи с движением. С элементами дыхательной гимнастики.
Дети -лыжники. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить : «М-м-м-м-м».
(На пути детям встречается прорубь. (сухой бассейн)
- .Основная часть.
2.1. Введение в тему занятия.
Выделение звуков Л, Ль из чистоговорок.
Логопед: Это прорубь (не простой). Самому смелому нужно нырнуть в прорубь и достать со дна задание, которое спрятанное в ракушках.
(ракушки с чистоговорками , которые дети должны сами прочитать)
1. Ло-Ло-Ло- Как зимой в лесу светло.
2. Ла-Ла-Ла- В лесу видели козла .
3. Ли-Ли-Ли- В сказку в гости мы пошли.
4. Ле-Ле-Ле- Белку встретили в дупле.
Логопед: Какой звук чаще всего встречается в чистоговорках?
Дети: [Л, Ль].
- Логопед: Верно! Давайте поработаем над этими звуками. А что нам поможет?
Логопед загадывает загадку.
Что за омут-озерцо?
Глядь,а там - твое лицо,
грусть твоя, твоя улыбка.
Серебрится, но не рыбка! (Зеркало)
Логопед достает корзину с зеркалами по кол-ву детей.
2.3. Сравнение и характеристика звуков [Л, Ль]. по акустическим и артикуляционным признакам.
Логопед задает вопросы:
- в каком положении губы?
- в каком положении зубы?
- где находится кончик языка?
- голосок? Работает или нет?
- есть ли преграда при произнесении звука?
- Так какой же это звук?
Дети: - Согласный. - Звонкий.
(на мольберте таблица «Сравнительная характеристика звуков [Л, Ль]. )
2.4.Логопед:
Все правильно вы определили. Я предлагаю вам продолжить путь.
А выбрать правильный маршрут нам помогут обитатели наших лесов.
Логопед:
- Смотрит, я вижу чьи-то следы? А вы догадались, какой зверь оставил их?
Дети: Да. Лисы (Лисьи )
-пойдем по этим следам… (Следы ведут к пню).
-А вот и пенек, давайте, ребята, посмотрим, что это на нем?
(На пне Конверт, на котором написано «Поиграй» в конверте лежат символы звуков).
- Лисонька предлагает нам поиграть.
2.5. Дифференциация звуков [Л, Ль]. Игра « Поймай звук»
Выделение звуков [Л, Ль].
* Из ряда звуков: М, Н,Л, П,И,Т,К, Ль, Ы,
* Выделение звуков из слогов: Ла, Па,Ти, Би, Ко, Ло, Ми, Ли, Ву, Ле.
* Выделение звуков из слов: Лес, лось, заяц, лед, лыжи, белка, лиса, дупло, дятел,
*Выделение звуков из коротких фраз:
-зимний лес;
-тонкий лед;
-ловкий заяц:
2.6. Логопед: Вот еще одно испытание позади. Предлагаю двигаться дальше.
Логопед: Ой, снова следы! Чьи следы перед вами на этот раз?
(на пути беличьи следы)
Дети: беличьи
Логопед: Куда же они нас приведут? Куда мы попали? (перед детьми елочки)
Дети: Хвойный лес.
Логопед: В хвойном лесу очень чистый воздух. Я предлагаю тут задержаться не на долго, отдохнуть.
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
2.7. Развитие фонематических представлений . Определение места звука [Л, Ль]. в словах.
Логопед: Перед вами елочки, под елочками ? Шишки.
Логопед: Правильно. Находим шишку, на которой есть картинка, за тем определяем место звука в слове.
Дети присели на пол, на подушечки, елочка по которой двигается шишка на ниточке.
Ответы детей.
2.8. Упражнение на предупреждение дисграфии. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Логопед: Молодцы! Идем дальше.
-Обратите внимание, на снегу лежат обломанные веточки. И следы огромного животного рядом. Как вы думаете, кто тут прошел?
Дети: Лось.
Логопед: Конечно, это лось.
- Будьте внимательны, лось свернул с дороги, потому что на пути огромный сугроб.
-Умный в гору не пойдет .-Умный гору обойдет.
-Это для нас новое испытание.
- С помощью палочек , которые обломил лось, нужно изобразить на сугробе букву Л.
Логопед: - На что похожа эта буква?
-Ответы детей.
Логопед читает стихотворение про букву «Л» (Нищева Н.В.)
Логопед: Какие замечательные буквы у вас получились.
- Молодцы!
-Отправляемся дальше. И снова след. Чей же на этот раз?
Логопед: Узнать след нам поможет загадка.
А след не простой.
Раз топнет один камень
Два топнет два камня
А когда бьет, то груда камней. ( козел)
Логопед:
- Ребята, посмотрите и правда тут много камней-самоцветов. А это, новое испытание ,но что бы пройти это испытание нужно работать парами.
-Как вы думаете, что написано на самоцветах?
Дети: на самоцветах написаны слоги.
-Ваша задача выбрать себе только те слоги, из которых получится составить слово. Затем определить место звука Л или Ль в этом слове .
(Если дети затрудняются, подсказать : на этих камнях те слова которые встречались нам во время нашего путешествия)
Логопед:
(- сколько в слове гласных?)
(- сколько слогов?)
(- куда падает ударение?)
лисица, лось, белка елка, лиса, лыжи, следы,козлик.
Логопед: -Молодцы! У вас опять все получилось!
ИТОГ.
(На мольберте изображение крыши дома,.из трубы идет дымок.)
Ну вот мы и добрались до балаганчика.
-Но как оказалось даже полюбоваться хризолитом не так уж просто.
- Увидеть их удается только умным и трудолюбивым. Вот и нам предстоит еще потрудиться, пройти последнее, сложное испытание ,что бы его выполнить нужно поработать дружно ,группами.
-Сейчас мы разделимся на группы, в каждой группе будет по три человека.
Ваша задача, посовещавшись составить предложения, используя слова . которые вы составляли из камней самоцветов и изобразить схему этого предложения. (взаимопроверка)
-Группы должны поменяться.
РЕФЛЕКСИЯ. (Обсуждаем, проверяем)
Выходит Хозяйка Медной Горы и выносит шкатулка с гостинцами для детей.
Дети прощаются с Хозяйкой Медной Горы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (с региональным компонентом) "Моя малая Родина".
Инегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Моя малая Родина", включает в себя познание, коммуникацию, художественное творчество. Целью занятия является расшире...
Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...
конспект открытого занятия по развитию речи с использованием регионального компонента.
Тема занятия :"Дома и улицы"....
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....
Перспективный план работы с детьми старшей группы Тема: «РОДНОЙ КРАЙ - УРАЛ»
Цель:Сформировать у дошкольников Нравственно – Патриотическое отношение к своей Родине. ...
Перспективное планирование по реализации программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики (5-6 лет) «Наш дом – Южный Урал» (региональный компонент)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29406163","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...