Конспект НОД. Звуки [Л, Ль].Родной край Урал. Региональный компонент.
план-конспект занятия

Федорова Зоя Владимировна

 Конспект НОД.  Звуки [Л, Ль,]. Родной край Урал. Регионнальный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА ЗОЯ ФЁДОРОВНА,

учитель- дефектолог 

МДОУ « Детский сад № 41 « КГО

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности для детей с ЗПР с использованием регионального компонента

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Занятие по формирование произносительной стороны речи и формированию фонетических средств языка

Тема: " Звуки  [Л, Ль]. Буква Л. "                                                                        

Цель: Автоматизация звука [Л]   в открытых слогах «ЛА», «ЛО», «ЛИ», «ЛЕ», в  коротких словах с открытым слогом .                                                    

Задачи:                                                                                                      

Коррекционно-образовательные:

  1. Отработать умение принятие правильной артикуляционной позы для  произношения изолированного звуков  [Л, Ль].  
  2. Ознакомление с буквой Л.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематический слух, упражнять в умении слышать заданный звук [Л]   в словах.
  2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Закрепить представление о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
  3. Продолжать развивать когнитивные процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать желание прийти на помощь.
  2. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к оборудованию.

Оборудование: иллюстрации к сказам П.П. Бажова, сухой бассейн, ракушки с чистоговорками, корзина с индивидуальными зеркалами по количеству детей, таблица сравнительной характеристики согласных звуков, макет  пня, конверт  с надписью  «Поиграй», в конверте лежат символы звуков,  карточки для характеристики звука [Л], дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога;, лыжи  пластиковые разного цвета, мольберт, макет сугроба, по 2 палочки  на каждого ребенка,

Словарная работа: уточнить лексическое значение слов «балаган, лукошко».

Предварительная работа:  Знакомство с творчеством Бажова. Чтение сказки «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

Логопед: Какое произведение вам больше всего понравилось (или запомнилось)  из творчества Павла Бажова?

(Дети стоят перед мольбертом)

Выбор сказки «Серебряное копытце»

Логопед:

- Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)

  -Из какой сказки  эти герои?

Дети: «Серебряное копытце»

Логопед: Правильно.

Логопед: Вы  мечтали увидеть те самые разноцветные камешки,  которые сыпались из-под копыт козлика?

Дети: Мечтали.

Логопед: Тогда я  предлагаю вам отправиться в путешествие к балагану дедушки Коковани.

Дети: Мы  согласны..

Логопед: Так как мы отправляемся в сказ  , на пути могут встречаться  разные испытания. Вы готовы?

Дети: Да!

Логопед:Напомните мне, В какое время года происходили события в сказе?

Дети: Зимой!

Логопед: Верно!

Логопед: Где зимой жили дедушка Кокованя , внучка Даренка и кошка Муренка?

Дети: В лесу!

Логопед: И тут вы правы.

 «В зимнем балагане у покосных ложков с очагом, с окошечком…»

А как добирались Кокованя с Даренкой ? Ведь Зимой в лесу очень много снега.

Ответы детей.

Логопед:

Чтобы удобно было перебираться по снегу ,что можно использовать?)

Дети: на лыжах!

Логопед: Конечно на лыжах! Я  предлагаю вам надеть лыжи и отправиться в путь .

(Дети надевают  пластиковые лыжи).  

Звучит фонограмма «Скрип снега»

Согласование речи с движением. С элементами  дыхательной  гимнастики.

Дети -лыжники. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить  : «М-м-м-м-м».

(На пути детям встречается прорубь. (сухой бассейн)

  1. .Основная часть.

2.1.  Введение в тему занятия.

Выделение звуков Л, Ль из чистоговорок.

Логопед: Это прорубь (не простой). Самому смелому нужно нырнуть в прорубь и достать со дна задание, которое спрятанное  в ракушках.

(ракушки с чистоговорками , которые дети должны сами прочитать)

1.      Ло-Ло-Ло-  Как зимой в лесу светло.

2.      Ла-Ла-Ла-   В лесу видели козла .

3.       Ли-Ли-Ли- В сказку в гости мы пошли.

4.        Ле-Ле-Ле- Белку встретили в дупле.

Логопед: Какой звук чаще всего встречается в чистоговорках?

Дети: [Л, Ль].  

  1. Логопед: Верно!  Давайте поработаем над этими звуками. А что нам поможет?

Логопед загадывает загадку.

               Что за омут-озерцо?
               Глядь,а там - твое лицо,
               грусть твоя, твоя улыбка.
               Серебрится, но не рыбка!           (Зеркало)

Логопед достает корзину с зеркалами по кол-ву детей.

2.3. Сравнение и характеристика звуков [Л, Ль].  по акустическим и артикуляционным признакам.

Логопед задает вопросы: 

- в каком положении губы?

- в каком положении зубы?

- где находится кончик языка?

- голосок? Работает или нет?

- есть ли преграда при произнесении  звука?

- Так какой же это звук?

Дети:  - Согласный.  - Звонкий.

(на мольберте таблица «Сравнительная характеристика звуков [Л, Ль].  )

2.4.Логопед:

 Все правильно вы определили. Я предлагаю вам  продолжить путь.

 А выбрать правильный маршрут нам помогут обитатели наших лесов.

Логопед:

- Смотрит, я вижу чьи-то следы? А вы догадались, какой зверь оставил их?

Дети: Да. Лисы (Лисьи )

-пойдем по этим следам…   (Следы ведут к пню).

-А вот и пенек, давайте, ребята,  посмотрим,  что это на нем?

(На пне Конверт, на котором написано «Поиграй» в конверте лежат символы звуков).

- Лисонька предлагает нам поиграть.

2.5. Дифференциация звуков [Л, Ль].   Игра « Поймай звук»

Выделение звуков [Л, Ль].

* Из ряда звуков: М, Н,Л, П,И,Т,К, Ль, Ы,

* Выделение звуков из слогов: Ла, Па,Ти,  Би, Ко, Ло, Ми, Ли, Ву, Ле.

* Выделение звуков из слов: Лес, лось, заяц, лед, лыжи, белка, лиса, дупло, дятел,

*Выделение звуков из коротких фраз:

-зимний лес;

-тонкий лед;

-ловкий заяц:

2.6.  Логопед: Вот еще одно испытание позади. Предлагаю двигаться дальше.

Логопед: Ой, снова следы! Чьи следы перед вами на этот раз?

(на пути беличьи следы)

Дети: беличьи

Логопед: Куда же они нас приведут? Куда мы попали? (перед детьми  елочки)

Дети: Хвойный лес.

Логопед: В хвойном лесу очень чистый воздух. Я предлагаю тут задержаться не на долго, отдохнуть.

Физкультминутка
Вот студеною зимой                    Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.               Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.            Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                        несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                 Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.             Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                    Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся       Ходьба.
И домой к себе вернемся.            Дети садятся за столы.

2.7. Развитие фонематических представлений . Определение места звука [Л, Ль].  в словах.

Логопед: Перед вами елочки, под елочками ? Шишки.

Логопед: Правильно.  Находим шишку, на которой есть картинка, за тем  определяем место звука в слове.

Дети присели на пол, на подушечки, елочка по которой двигается шишка на ниточке.

Ответы детей.

2.8. Упражнение на предупреждение дисграфии. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед: Молодцы! Идем дальше.

-Обратите внимание, на снегу лежат обломанные веточки. И следы огромного животного рядом. Как вы думаете, кто тут прошел?

Дети: Лось.

Логопед:  Конечно, это лось.

- Будьте внимательны, лось свернул с дороги, потому что на пути огромный сугроб.

-Умный в гору не пойдет .-Умный гору обойдет.

-Это для нас новое испытание.

- С помощью  палочек , которые обломил лось,  нужно изобразить на сугробе букву Л.

Логопед: - На что похожа эта буква?
-Ответы детей.

Логопед читает стихотворение про букву  «Л» (Нищева Н.В.)

Логопед: Какие замечательные буквы у вас получились.

- Молодцы!

-Отправляемся дальше. И снова след. Чей же на этот раз?

Логопед: Узнать след нам поможет загадка.

А след не простой.

 Раз топнет один камень

Два топнет два камня

 А когда бьет, то груда камней.     ( козел)

Логопед:

- Ребята, посмотрите и правда тут много камней-самоцветов. А это, новое испытание ,но что бы пройти это испытание нужно работать парами.

-Как вы думаете, что написано на самоцветах?

Дети: на самоцветах написаны слоги.

-Ваша задача выбрать себе только те слоги, из которых получится составить слово.    Затем определить место звука Л или Ль в этом слове .

(Если  дети затрудняются, подсказать : на этих камнях те слова которые  встречались нам во время нашего путешествия)

Логопед:

 (- сколько в слове гласных?)

(- сколько слогов?)

(- куда падает ударение?)

лисица, лось, белка елка, лиса, лыжи, следы,козлик.

 Логопед: -Молодцы! У  вас опять все  получилось!

ИТОГ.

(На мольберте изображение крыши дома,.из трубы идет дымок.)

Ну вот мы и добрались до балаганчика.

-Но как оказалось даже полюбоваться хризолитом не так уж просто.

- Увидеть их удается только умным и трудолюбивым. Вот и нам предстоит еще потрудиться, пройти  последнее, сложное испытание ,что бы его выполнить нужно поработать дружно ,группами.

-Сейчас мы разделимся на группы, в каждой группе будет по три человека.

Ваша задача, посовещавшись составить предложения, используя слова . которые вы составляли из камней самоцветов и изобразить схему этого предложения. (взаимопроверка)

-Группы должны поменяться.

РЕФЛЕКСИЯ. (Обсуждаем, проверяем)

Выходит Хозяйка Медной Горы и выносит шкатулка с гостинцами для детей.

Дети прощаются с Хозяйкой Медной Горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (с региональным компонентом) "Моя малая Родина".

Инегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Моя малая Родина", включает в себя познание, коммуникацию, художественное творчество. Целью занятия является расшире...

Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Перспективный план работы с детьми старшей группы Тема: «РОДНОЙ КРАЙ - УРАЛ»

Цель:Сформировать у дошкольников Нравственно – Патриотическое отношение к своей Родине.                              ...