ТРИЗ в экологии
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развитие творческого воображения посредством ознакомления дошкольников с природой
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад общеразвивающего вида «Энергетик» г. Нерюнгри (с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Развитие творческого воображения посредством ознакомления дошкольников с природой
Выполнила: Примак Т. А.
Воспитатель 1 категории
2010г.
«Развитие творческого воображения посредством ознакомления дошкольников с природой»
Нет надобности, доказывать, что дошкольники фантазеры и особую роль в их развитии, которое является центральным новообразованием в дошкольном возрасте на занятиях по развитию творческого воображения, отводится очень мало времени. Воображению учить невозможно, так как складывать числа и узнавать буквы. У многих шестилеток психологи диагностируют низкий уровень воображения. В первую очередь потому, что вся их энергия и силы посвящены не свойственной им учебной деятельности, в которой дошкольному воображению нет места. Поэтому, решая проблему создания условий на непосредственной образовательной деятельности для развития творческого воображения дошкольников, я решила использовать элементы ТРИЗ при ознакомлении с природой.
Цель моей исследовательской работы: «Развитие творческого воображения посредством ознакомления дошкольников с природой». Данная цель достигается решением следующих задач:
1.Стимулировать творческую активность детей;
2. Знакомить детей с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта нетрадиционными способами;
3. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделяя характерные признаки явлений природы, выявлять противоречивые свойства.
Меня заинтересовали методы ТРИЗ, потому что они позволяют активизировать мыслительную деятельность и познавательные способности.
Процесс обучения ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач) предлагает развитие творческого воображения (РТВ), которое протекает в три этапа. В дошкольном возрасте, находясь на первом этапе развития воображения, мы используем на занятиях такие методы активизации мышления: как морфологический анализ, метод синектики, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок, разрешения противоречий использования ресурсов, а также различные приемы фантазирования. Элементом занятия, направленного на РТВ, являются нетрадиционные формы рисования: ладошками, пальчиками, ватными палочками, губкой.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на следующих методах развития творческого воображения: метод синектики (личная аналогия- эмпатия). Умение перевоплощаться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. (В образе птицы).
Метод фокальных объектов: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, т. е. находящийся в фокусе внимания ) объект.(фантастическое животное).
Приемы фантазирования: «Если бы я был волшебником?», «Чего на свете не бывает?», «Кто кем был?».
Метод разрешения противоречий: ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы противоречие ушло?», игра «Хорошо – плохо», «Пересади кактусы». Ребенок учится находить нужные решения поставленной задачи через выявление и формирование противоречий.
Метод нахождения ресурсов: Решение задачи, используя различные природные ресурсы «Пересади кактусы».
Для творческой активности необходимо создавать условия психологического комфорта, который включает себя в следующие принципы:
- Создание для ребенка безопасной психологической базы, к которой он мог бы возвращаться. Если будет напуган собственными открытиями в процессе поисков нестандартных решений.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству: сочувствие к его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток.
3. Терпимость к странным идеям и вопросам: необходимость ответов на все вопросы детей, даже если они окажутся вам « дикими» или «за гранью».
В заключении хотелось бы отметить, что использование элементов ТРИЗ на занятиях по ознакомлению с природой, способствуют:
1. Воспитанию у детей качества творческой личности, способности понимать единство и противоречие окружающего мира;
2. Развитию творческого воображения, фантазии у детей;
3. Повышению уровня психических процессов: воображения, памяти, внимания, мышления;
4. Воспитанию интереса к природе, желание познавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...
"Природа- мудрый изобретатель" (программа по экологии с применением элементов ТРИЗ)
Программа помогает овладению способами практического взаимодействия с природой, окружающей средой; обеспечивает становление мировидения ребёнка, его лич...
Непосредственно образовательная деятельность «Сварим борщ из овощей» с детьми средней группы (С интеграцией образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Коммуникация», «Социализация») (с использованием ТРИЗ, в рамках проектной деятельно
Цели занятия: Закрепление у детей понятий о качестве овощей (вкусе, форме, цвете, величине). Обучение детей использовать »овощи» в играх с куклами. Использование в речи новых слов: бордовый, ора...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
Конспект занятия по экологии и развитию речи на тему "Осень очень хороша"(старшая группа) с элементами ТРИЗ
Примерная основная общеобразовательная программа:Возрастная группа: старшая .Тема недели: «Поздняя осень».Тема НОД: «Осень очень хороша» (познавательно - речевое).Цель: побудить найти правильный ответ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Лесная школа тётушки Совы».
Это интересное интегрированное занятие можно использовать в работе с детьми подготовительных групп....
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ « Что мы знаем о воде» Старшая группа....