Конспект занятия по экологии и развитию речи на тему "Осень очень хороша"(старшая группа) с элементами ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Косимцева Татьяна Валентиновна

Примерная основная общеобразовательная программа:

Возрастная группа: старшая .

Тема недели: «Поздняя осень».

Тема НОД: «Осень очень хороша» (познавательно - речевое).

Цель: побудить найти правильный ответ на вопрос  зайцев

Задачи:   Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь

 

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, 

Оборудование: презентация, д/и «Деревья», «Птицы»

Предварительная работа: наблюдение в природе, чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций и репродукций картин об  осени.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ned_ped_mast.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 5» Энгельсского муниципального района Саратовской  области.

Конспект организованной образовательной деятельности

по экологии и развитию речи

 тема: «Осень очень хороша.»

( с использованием приёмов ТРИЗ)

в старшей  группе (с 5 до 6 лет).

Разработала:

Косимцева Т.В

г.Энгельс

2015г.

Примерная основная общеобразовательная программа:

Возрастная группа: старшая .

Тема недели: «Поздняя осень».

Тема НОД: «Осень очень хороша» (познавательно - речевое).

Цель: побудить найти правильный ответ на вопрос  зайцев

Задачи:   Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок,  

Оборудование: презентация, д/и «Деревья», «Птицы»

Предварительная работа: наблюдение в природе, чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций и репродукций картин об  осени.

ХОД

организованной  образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечания

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 5  детям группы №1

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

«Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

 .

Отгадывают загадку:Осень

Смотрятслайд, слушают текст письма

Слайд №2

Слайд № 3,4

Основная часть

 Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер -
  • Холодно -
  • Пасмурно –
  •  Сыро –
  • Хмуро -
  • Ясно - Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.

И наши ребята сейчас расскажут о них.

Воспитатель:У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физ. минутка:п/и «Найди пару»

Воспитатель: Пока звучит музыка вы двигаетесь по залу: изображаете листочки – «летите», кружитесь, качаетесь как деревья. По окончанию музыки берёте картинки с  изображением дерева или листочка и быстро находите свою пару.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется

Вершки и корешки

- Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки.

- Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки.

- Лук - вершки и корешки

Воспитатель:А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Молодцы. Как интересно вы рассказали о заботах животных осенью.  А хотите еще поиграть?  

Игра "Четвертый лишний"

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
  2. Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
  3. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
  4. Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
  5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Игра «Найди и назови».

  • Пока звучит музыка вы все ,как птицы «летаете» по залу, по окончанию музыки надо быстро взять одну карточку и ответить на вопросы:
  • Кто изображён на картинке?
  • Как называется?
  • Зимующая или перелётная? Почему так думаешь?

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Дети: дождь, снег, туман.

Дети:посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Дети: дождливая.

Дети:ветреная, холодная, пасмурная,сырая, хмурая, ясная

Дети: Ранняя, золотая,  поздняя

Дети показывают и называют

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Дети:

1.Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.

2.А вторая куст малины,
В нитях белой паутины

Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река - 

3.Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то 
Ранним утром на поляны, 
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.

Дети:Да.

Втают в круг, произносят пословицы и приметы

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6.Грибок в кузовок - зимой будет пирожок

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Много желудя на дубе - к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Выполняют, обосновывают почему встали в пару, называют листья деревьев –клён – кленовый и т.п

Ответы детей

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Дети: Собирают ягоды, грибы.  Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Дети при назывании корешков – приседают, а вершков – подпрыгивают вверх

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.

Дети: Да.

Называют лишний объект. Обосновывают свой ответ, доказывают

Дети: Перелетные, зимующие

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Высказывают предположения

Выполняют и отвечают на вопросы воспитателя

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Ответы детей

Слайд №5, 6,

Слайд 7,

Слайд №8, 9,10,11

Слайд №12

Слайд №12, 13

Слайд №14

Дидактическая игра «Деревья»

Слайд №15

Слайд №16, 17, 18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд № 21,22, 23

Слайд №24

Слайд №25

Дидактическая игра «Птицы»

Слайд № 26

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты: 
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - ты спросил.
Осень, осень, осень.

Проговаривают за воспитателем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности «Развитие речи через художественное слово в старшей группе «Сказок много есть на свете»...

Занятие по петербурговедению и развитию речи «Путешествие по Санкт-Петербургу» (старшая группа группа)

Цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний о Санкт-Петербурге, создать условия для развития связной монологической речи. Задачи: -образовательная: способствовать закреп...