"Природа- мудрый изобретатель" (программа по экологии с применением элементов ТРИЗ)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Крошкина Людмила Анатольевна

Программа помогает  овладению  способами практического  взаимодействия с природой, окружающей  средой; обеспечивает  становление  мировидения  ребёнка, его  личностный рост.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  совместной образовательной  деятельности по экологии

с применением  элементов  ТРИЗ (теория решения  изобретательских задач)

 для детей старшего дошкольного возраста

«Природа-мудрый изобретатель»

Пояснительная записка:   Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей  природе. Она  является  непосредственным источником, из которого дети черпают свои впечатления, причем процесс взаимодействия ребёнка с миром  природы противоречив. Эмоциональное  отношение к ней может проявиться у детей, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием ребенком правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому так важно формировать у детей правильное представление и отношение к природе.

Особое значение для становления личности ребенка в дошкольном возрасте имеет  усвоение им

представлений о взаимосвязи человека и природы.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, а также обеспечивает условия для полноценного природосообразного  развития дошкольника.  

Под  природосообразным  воспитанием  следует понимать развитие и обучение ребенка в окружении естественной природы и в соответствии с детской природой.

Необходимо «дать жизнь его (ребёнка)  ненасытному аппетиту познания, разбудив его способности, открыть путь к проявлению талантов и гениальности в каждом» (Шадриков В.Д. «Философия образования и образовательной политики»).

Исходя из этого, возникла необходимость по созданию цикла занятий для целенаправленной работы по экологическому воспитанию старших дошкольников, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлений творчества.

Актуальность  программы: Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. 
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом и транслируется воспитанником в виде экокультурных ценностей, информации и технологий.

     Актуальность формирования социально-экологической направленности личности дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.

     На современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие отношения к природе как к субъекту в процессе взаимодействия человека и природы. В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.

Цель программы:

построение системы  формирования элементарных экологических  представлений детей старшего  дошкольного возраста  через ознакомление с природой и воспитание  правильного отношения к объектам природы в сочетании с развитием логического мышления и творческого  воображения.

Задачи:

  • расширять и углублять знания о природе и формирование на этой основе ряда конкретных

и  обобщенных представлений о явлениях, происходящих в ней;

  • развивать познавательный интерес к миру животных  и  растений;
  • воспитывать  гуманное, эмоционально-положительное, бережно-заботливое отношение к

миру  природы;

  • формировать личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность в суждениях, умозаключениях, помогающих  преодолению  возникающих трудностей.

Возраст  детей: старший дошкольный  возраст.

Срок  реализации:   один  год.

  Основная  форма:  игровые  упражнения, практические  задания.

Режим  образовательной  деятельности: совместная  деятельность  педагога и детей начинается  с октября  месяца и заканчивается в  мае.

 Проводятся  мероприятие  2 раза в месяц  по 1  часу – 2 часа.

                                                                          ВСЕГО: 16 часов.

Основные принципы   реализации образовательной  деятельности:

  • принцип гуманности и оптимизации воспитательно-образовательного процесса (материал

имеет  гибкую структуру и разработан с учётом возрастных особенностей детей);

  • принцип системности  (от простого к сложному);
  • принципы интегрирования, преемственности;
  • принцип  активности предполагает  вовлечение детей в специально разработанные  действия.  Это могут  быть активные  игры, упражнения;
  • Принцип естественной  радости от чувствования и действования.

Ожидаемые  результаты:

  • данный курс  должен создать условия для развития у детей экологических знаний, возможностей перехода от того, что они умеют делать самостоятельно к тому, что делают в сотрудничестве;
  • развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, активизировать его познавательную сферу;
  • вызвать желание  рассуждать, находить выходы  из возникающих  проблемных   ситувций,

способность  устанавливать  причинно-следственные  связи;

  • предполагается  воспитание  гуманного  отношения к природе, основанноного на восприятии  её  как  живого  и эстетически  прекрасного  целого.

План  образовательной  деятельности:

Месяц

Тема (содержание  материала)

Кол-во часов

Октябрь

«Что  мы знаем о себе»

1

«Что за чудесная страна невероятных запахов полна»

1

Ноябрь

«Этот изумительный мир  цветов»

1

«Золотая волшебница Осень»

1

Декабрь

«Жил  был старичок  Лесовичок»

1

«Про уголёк и многое  другое»

1

Январь

«В  гостях  у  облачка»

1

«Подводное  царство  Нептуна»

1

Февраль

«За что белого мишку вписали в Красную книжку»

1

«Поиск Лесогуба и Водомута»

1

Март

«Хоть полсвета обойдёшь, мудрее природы не найдешь»

1

«Как  мы  весну  искали»

1

Апрель

«Если бы животные заговорили»

1

«В гости в лес»

1

Май

«Путешествие в мир лекарственных  растений»

1

«В гости к фее Экологии»

1

                                                                                               ИТОГО :

16

Практический  материал.

 Конспект  совместной  образовательной  деятельности «Этот изумительный мир цветов»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»,

«Чтение художественной литературы», «Музыка».

Воспитатель:В любой группе детского сада, а у многих и в квартире есть комнатные растения, цветы. Давайте вспомним их названия.  (Ответы детей.)

Что мы слышим?  Какие-то загадочные, непривычные слова:алоэ, аспарагус, бегония, хлорофитум,

саньсевьера. Вот какие названия, не выговорить даже.  А знаете, почему у этих цветов такие экзотические

 имена-названия? Да потому, что все комнатные цветы родом издалека, из-за моря, из дальних жарких стран

 и завезены вместе со своими именами. Не зря эти заморские гости так любят тепло, солнце, боятся не то, что мороза, даже прохлады, сквозняка. На зиму они листья свои не сбрасывают, круглый год цветут, радуют окружающих.

А кто знает другие имена-названия этих цветов? (столетник, Ванька-мокрый, щучий хвост). Удивительно, не

правда ли? Почти всем растениям наши бабушки-прабабушки дали привычные имена.

Переназывая, что-то в названии новом отмечали: то ли сходство с привычным нашим цветком, знакомым растением, животным и даже человеком.

Как вы думаете, за что алоэ столетником назван? (Долго-долго растёт, аж сто лет.)

Бальзамин почему у нас в саду огоньком зовется, а дома у бабушки Ванькой-мокрым? (Огонек-потому, что всегда цветет. А Ванька-мокрый- потому, что особого ухода не требует, только держи мокрым, поливай и всё. А не польёшь день-два-поникнет, обидется. А воды напьётся-сразу повеселеет.)

Саньсевьера-щучий хвост напоминает, так и переназвали; кактус-ёжиком зовут. Чем не ёжик, даже иголки есть!

(Вдруг появляется цыпленок. Он плачет.)

Воспитатель: что случилось? Почему ты плачешь?

Цыплёнок: ёжик убежал, скучно. Хоть сказку про него расскажите.

Воспитатель: я не знаю сказки про ёжика. А ну-ка, ребята, помогите! Расскажите вы цыпленкусказку про ёжика. Придумать её вам помогут слова-помощники.

(Дети придумывают сказку, используя метод фокальных объектов.)

Слова в фокусе: цветок-яркий, красивый, лесной, красный, одинокий.

                            Сумка- новая, любимая, складная, мягкая, разноцветная.

Сказка: наступила осень. Ёжик пошёл гулять. Ему нравился красивый цветной наряд. Осенние листья были яркие, разноцветные. Свернувшись клубочком ёж катался по мягким листьям. Бельчонок смотрит с ветки и видит цветок, новый, необычный. «Что за новый цветок в лесу появился?» Хотел прыгнуть вниз, а тут шишка и упала на цветок. Ёжик-цветок испугался и свернулся клубочком. «Мама,- крикнул бельчонок.-Там внизу цветок. Он разноцветный и складной. Я такого еще не видел. Он, наверное, волшебный.» А ёжик развернулся и побежал. И бельчонок увидел, что  это ёжик. С тех пор они подружились.

Воспитатель: правда замечательная сказка, цыплёнок? Молодцы, ребята! А хотите, я вам расскажу еще одну очень интересную историю об осеннем цветке- астре? Ну, так слушайте!

Астру величают королевой осеннего цветника-она красива, неприхотлива и продолжительно цветет.

«А крупные яркие астры

В осенней сухой тишине

Так пёстры и разномастны

Что видимы и при луне»- писал поэт Н. Асеев.

Астра по-гречески-звезда. Астры алые, розовые, белые, желтые, есть махровые с узкими прямыми лепестками, загнутыми, волнистыми. Игольчатая астра особенно похожа на звезду, упавшую с неба: середина крупная тепло-желтая, а от неё отходят лепестки-лучики. Смотришь на них, любуешься, а в сердце закрыдывается грусть, что скоро кончится этот праздник Природы. Безжалостные морозы скажут: «хватит»- и земные звезды погаснут.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           «Осень над парком тенистым ложится                                                    

Золото клёнов на воды пруда                                                                                                                                      

Кружатся листья… Умолкнули птицы                                                                        

В похолодевшее небо глядится

Астра лучистая, астра-звезда».                                            В. Рождественский

Ребята, существует поверье: если ночью встать среди астр и внимательно присмореться, то можно услышать едва уловимое перешептывание. Так астры общаются со своими сестрами-звездами. И не удивительно-по легенде, астра выросла из пылинки упавшей звезды.  Ребята, представьте, что с одной далекой, очень красивой звезды упало большое количество пылинок! И о чудо! Они стали превращаться в удивительные цветы, название которых-астры. И каждый цветок был не похож на другой: излучал разные запахи-снежного дождя, увядшей листвы, горьковатой хвои. Каждый из них был рад своему рождению и эту радость выразил в танце.

(Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»).

Воспитатель: ну вот и все. Сказка закончилась! Наступает зима, а с ней и заканчивается праздник Природы. Хорошо, что есть комнатные растения, которые радуют нас круглый год. Но так не хочется расставаться со сказкой! Давайте мы её продлим. Помните сказку С.Аксакова «Аленький цветочек»?

Что подарил купец своей младшей дочери? Как этот цветок выглядит?

Что это за цветок? Почему аленький? Какое у него могло быть настоящее название?

(Рисование по представлению  «Аленький цветочек»)

Конспект  совместной  образовательной  деятельности «Про уголёк и многое другое»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

«Художественное творчество».

Воспитатель: ребята, вспомните, где мы были с вами в прошлый раз?

Что интересного рассказал всем нам  старичок  Лесовичок? Видите, сколько секретов  открыл    наш

хозяин  леса?

Но в природе, оказывается,  еще очень много  тайн.  Существует  такое понятие «сокровищница недр» или

по-другому её  называют «кладовая земли».

Как вы думаете, что это такое?

А что там хранится?  (Ответы  детей).

Я знаю- в кладовой земли хранятся подземные богатства, полезные  ископаемые.

Какие же полезные ископаемые прячет Земля? (ответы детей).

Зачем они, по-авшему, нужны людям?

(Чтобы изготовить стекло, сделать стакан, нужен специальный  песок. А это- полезное ископаемое.

Чтобы суп был солёный- нужна соль. И это- полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна

особая, белая глина – каолин – тоже полезное ископаемое).

И та за что ни возьмись. В глубине нашей Земли много разных полезных  ископаемых. Там их видимо-немидимо.

Ну, а беречь их все-же надо. Почему?  (Ответы детей).

Много разных полезных ископаемых хранит наша Земля. Но сегодня, я с разрешения старичка Лесовичка

Расскажу вам об одном чудо-камне.  А называется это чудо- уголь, обыкновенный уголёк (показываю).

«Какое же он чудо?- спросите вы. А вот послушайте».

      … В волшебном царстве, в сказочном государстве жил был Ванюша-царевич. Разослал он однажды во все концы государства  гонцов-скороходов, объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное,

что только есть в его царстве. Чего только не приносили люди: и чудо-птицу павлина, и камни самоцветные,

и самородки золотые!  Последним явился неказистый мужичок и подал царевичу… простой чёрный уголёк-

замарашку. Рассердился Ванюша: «Что ты мне принес? Забирай и прочь отсюда!»  Обиделся мужичок, а

чёрный уголёк и того пуще. Покатился за порог и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темно.

«Это почему?- рассердился Ванюша,- пусть мудрец мне объяснит».

«Все потому,- сказал главный мудрец,- что электричество иссякло.

- Почему?

- Потому что электрические станции больше не работают.

- Почему?

- Потому что топки погасли.

- Почему?

- Потому что по вашей милости уголёк в стране пропал.

- Пропал и ладно. Пускай свечи зажгут.»  Свечи зажгли. Посветлело, да вот беда- холодно стало.

«Почему, - спрашивает Ванюша.

- Отопление не действует, потому что огня в котельной нет, уголёк пропал.

- Ладно,- говорит Ванюша,- дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдём наш новый портрет смотреть»

Приходят к художнику, а у того на холсте одни карандашные черточки и больше ничего.

«Что это за безобразие?-рассердился царевич.- Почему я у тебя получился такой бледный?

- Так ведь разноцветные краски исчезли! Их же из черного каменного угля добывают, а уголёк…».

Тут с криком вбегает воевода: «Беда! Напало на нас войско царевны Алёнки из соседней сторонки. Солдаты-то есть, да сражаться нечем- ни мечей, ни щитов!

- Что же кузнецы мечи не сковали?

- А они не могут, огонь в кузнецах погас- угля нет! И железа нет! Ну как его без каменного угля из руды возьмёшь? Вот и получается ерунда!»

И решил тогда Ваня бежать без оглядки из своего царства-государства. Слез с пуховой перины-хвать за кафтан- ни одной пуговицы. И новых не пришьёшь: пластмассовые пуговицы тоже из угля. Тут Ванюша

взмолился: «Уголёк, родимый! Воротись, не помни зла. Прости меня, больше не буду-у-у!»

Воспитатель: как вы думаете, ребята, простил его Уголёк?

Ну, а теперь, представьте себе древнего человека. Чем он мог бы что-то нарисовать и на чём?

Чем такой рисунок был хорош? Плох? Почему?  И тогда человек, сидя у костра, взял в руки обгоревшую

палочку и случайно провёл ею по скале – получился яркий след.

Чем рисунок углём хорош? Чем плох? Почему?

Да, уголёк предок современного карандаша. Чего только не изобрели люди!

Но можно и сегодня изобретать. Давайте поиграем в «Сумку художника»

(Рисование- фантазия разными сочетаниями материаов  «Кладовая Земли»)

Ребята, как вы  считаете, нужно ли художнику уметь решать всякие задачи? Зачем?

Давайте попытаемся помочь им.

Решение изобретательских задач.

  • Износилась кисть. Что прдумать? Из чего её можно сделать? Чем заменить?
  • Иногда художнику нужно быстро закрасить большой лист бумаги. Большой кисти нет. Как быть?
  • Надо нарисовать иллюстрацию к книге о невидимке. А как нарисовать невидимку?
  • Уголь пачкается, пастель и сангина тоже. Что придумать?

Воспитатель: что интересного сегодня узнали?                        

             Конспект  совместной  образовательной  деятельности  «Хоть полсвета обойдёшь-

                                                            мудрее природы не найдёшь»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

«Музыка».

Воспитатель: ребята, я скажу вам слово «природа», а вы подберите к нему определения (загадочная, красивая, удивительная, таинственная, сказочная… .)

Что же изобрела, создала природа? (ответы детей).

Чтение книги В. Бианки «Чей нос лучше?»

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру  «Придумай фантастическую

птицу». Вам нужно не только выложить её на фланелеграфе, но и придумать название.  (Ответы детей).

Ребята, теперь подумайте, что же человек изобрёл похожее на «придумки» природы?

Например, увидел человек в природе паутину и изобрёл … ? (Сетку.)

А теперь, наоботор, скажите, что увидел человек в природе прежде, чем изобрёл обычный веник?

- Кисть?

- Щетку?

- Ракету?

- Книгу?

Однажды очень внимательный и трудолюбивый мастер задумался, очищая кочан капусты. Он снял один лист, другой, третий и придумал удивительную игрушку для детей. Какую?

Игра «Лото изобретателя».        Игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель:  видите, как интересно мы с вами провели время. И не только играли, но и много нового

узнали.

А теперь настало время для решения изобретательских задач: природа их уже решила, а мы с вами можем

решить их по-другому.

  • Слоны живут в Индии, и в Африке. Там очень жарко. Чтобы не перегреться, им надо иметь «холодильник». Что придумать? Как слону спастись от жары?
  • Чтобы из яиц вылупились детки, их надо высиживать, согревать. Но крокодил никак не хочет высиживать свои яйца. Однако детки у него вылупляются. Каким образом?

Воспитатель:  молодцы, ребята! Замечательные решения придумали. Оказывается, не только природа мудрый изобретатель. Наши дети тоже очень умные и сообразительные.

В завершении нашего разговора я предлагаю каждому из вас превратиться в какого –нибудь животного и в

танце передать его повадки, особенности.

(Импровизация под музыку Э. Грига «Утро»).

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов ТРИЗ технологии в развитии навыков актерского мастерства дошкольников.

“Творческий ребенок, творческаяличность – это результат всего образажизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности”...

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ « Что мы знаем о воде» Старшая группа....

«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»

В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию....

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Конспект СДВД по экологии с использованием элементов ТРИЗ "Что мы знаем оводе"

Конспект СДВД по экологии с использованием элементов ТРИЗ « Что мы знаем о воде» Старшая группа....

План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ — метода фокальных объектов

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательног...

Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников

Технология ТРИЗ направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников....