Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности область «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Весёлые ложки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Основная цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: - Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками, ковшами.
- Активизировать словарь словами: резчик, "бить баклуши", художник, горбинка, вмятина, ручка граненая, точеная, ковш, роспись, ложкари, ложечники.
- Воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.
Предшествующая работа: экскурсия в "русскую избу",чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Жихарка",заучивание танца с деревянными ложками.
Демонстрационный материал: кукла-мальчик в русском народном костюме - Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки(по две ложки на каждого ребёнка и ложки для выставки),ковши, иллюстрации с изображением деревянных ложек.
Методические приёмы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадки, рассматривание предметов обихода, поэтическое слово взрослого, чтение рассказа, инсценировка детьми русской народной сказки "Жихарка", танец с ложками.
Интеграция областей: «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
Ход занятия: Cтук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл в гости. Заходит «Жихарка», приносит чугунок покрытый салфеткой.
Жихарка: Здравствуйте.
Воспитатель: Здравствуй, Жихарка, а что это ты принёс?
Жихарка: А вот отгадайте: "Сама не ест, а людей кормит".
Дети: Ложка.
Воспитатель: (снимает салфетку с чугунка) Жихарка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?
Жихарка: Посмотрите.
Воспитатель: Посиди, Жихарка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках.(сажает Жихарку на стульчик.)
Воспитатель: Ребята, раньше люди ели деревянными ложками. Россия-страна лесов. Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали здесь лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек),а назывались эти чурочки -"баклуши". Как Никита назывались заготовки для ложек? (Баклуши) Повтори Лёша, Алина. А из баклуш резчик , с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Кто , Дима, вырезал ложки? (Резчик). Повтори Егор, Даша. Правильно. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Иди, Алёна ,потрогай эту ложку, что чувствуешь, какая она? (Неровная) А ты, Саша, потрогай, что это?(Вмятина). Вова, потрогай ты ложечку, что у неё есть? (Горбинка ) Правильно, на ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.
Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, Богдан, расписывает ложки? (Художник) Повтори, Лера, Денис. Правильно. Золотистый, красный, чёрный - такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В Заволжье всегда крестьяне- ремесленники любили узоры - "золото" да "травку". Травка и цветы, ягоды и листья-побеги напоминали людям о молодости, силе, о чём-то новом. А чёрный цвет усиливал красоту этих узоров.
"Резные ложки и ковши.
Ты рассмотри – ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они , как золотые,
А может солнцем налитые."
Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные.
Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе) А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку.. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот , посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп ,уху. Повтори , Данил, что это?(Ковш)Лиза, Ярослав. Правильно , ребята, это ковш.
Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что ,ребята ,можно делать деревянными ложками?
Дети: Есть, готовить, раскладывать еду.
Воспитатель: Правильно. А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. Как , Матвей, называют людей играющих на ложках(Ложкари) Повтори Лера, Андрей.
Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.
Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потанцевали. Жихарка, а мы про тебя сказку знаем.Сейчас мы покажем тебе отрывок из русской народной сказки "Жихарка".
Воспитатель читает слова автора, а ребёнок слова Жихарки.
"Сделал Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, раскладывает ,да приговаривает:
-Эта ложка простая Котова, эта ложка простая -Петина, а эта не простая ,точёная ,ручка золочёная - Жихаркина, никому её не отдам".
Вызываются трое детей по очереди для драматизации отрывка.
Воспитатель: Понравилось тебе, Жихарка, как ребятки показали отрывок из сказки?
Жихарка: Понравилось, молодцы.
Воспитатель: А ещё ,ребята, я хотела прочитать вам рассказ Михаила Бартинёва "Как трудно бить баклуши".
Чтение рассказа.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? (Да) Из этого рассказа мы с вами узнали как дедушка рассказывал внуку, как раньше на Руси "били баклуши".
Воспитатель: Спасибо тебе, Жихарка, за то ,что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали ,что ложками в старину не только ели ,но и использовали как музыкальный инструмент.
Ребята , Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему "спасибо" и "до свидания".
Жихарка: До свидания, ребята, мне у вас очень понравилось.(Уходит)
Воспитатель: Ребятки,сегодня вы узнали много нового, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали рассказ. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-448035-1673602163.jpg)
Конспект итоговой НОД по образовательным областям:"Познание.ФЭМП" и "Познание.Формирование целостной картины мира" в средней группе №6 "Солнечная полянка".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект итогового занятия в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-513804-1415090310.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе
Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1. учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке,2. отвечать на воп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-587610-1423534341.jpg)
Конспект открытой НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Волшебница вода»
Конспект открытой НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Волшебница вода»Познание. Формирование целостной картины мира.Тема: «Волшебница Вода».Области интег...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-846231-1478548248.jpg)
Конспект по организованной образовательной деятельности область "Познание" ("Формирование целостной картины мира") Тема "В гостях у Капитошки".
Цель: расширить представления детей о свойствах и состояниях воды. Программные задачи:- учить детей правильно называть свойства и состояния воды;- учить детей, ориентируясь на картинки и видеоряд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-919995-1503771580.jpg)
Конспект НОД по образовательной области Познание (формирование целостной картины мира) в средней группе на тему «На бабушкином дворе».
В рамках проекта "Домашние и дикие животные" с детьми была проведена НОД "На бабушкином дворе" с целью закрепления знаний о домашних животных, внешнем виде, среде обитания и о роли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-766567-1457879532.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»
Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-1016014-1519954684.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО Познание. Формирование целостной картины мира.
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО Познание. Формирование целостной картины мира для воспитанников старшей группы детского сада. Тема: такой разный песок...