Урок биологии в 7 классе школы 8 вида с использованием ИКТ
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Материал предназначен для студентов ВОУ, дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyamoya.pptx | 1.77 МБ |
konspekt_uroka_po_biologii_v_7_klasse.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.
Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
ЗАДАЧИ: Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучать детей правильному звукопроизношению Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗАПОМИНАНИЕ (соединение двух образов) ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМАЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНЕМОСХЕМЫ
Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан
МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В МОЕЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы - схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А.Н.Плещеев .
«ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева
Мнемосхемы использую при звуковом анализе слова:
В своей практике использую коллажи:
Коллажи э то учебный материал, выполняющий следующие задачи : Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача в работе с коллажем: соединить , связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Литература: 1.Малетина Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004. 2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. р уководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. 3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 4. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет». М., 2005. 5. http-skyclipart.ru – detsad . 6. http :// viki.rdf.ru. 7. http :// nsportal.ru. 8. http :// logoburg.com. 9. http :// logoportal.ru. 10. http :// www.logoped.ru.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ (школа 8 вида)
Тема: «Распространение плодов и семян»
Тип урока: урок с использованием ИКТ.
Цель: сформировать элементарные представления о распространении плодов и
семян.
Задачи:
1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.
2) Коррекционно-развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; активизация словаря и развитие устной речи.
3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Распространение плодов и семян»; таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации плодов и семян; муляжи плодов и семян.
Словарная работа: размножаются, распространяются, «парашютики», «крылышки», саморазбрасывание.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
1)Приветствие, фиксация отсутствующих.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Организация внимания школьников.
II.Повторение и обобщение знаний.
Фронтальный опрос:
- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).
- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).
- Давайте вспомним классификацию плодов (на доске вывешена таблица)
ПЛОДЫ | |
СУХИЕ | СОЧНЫЕ |
Боб Стручок Жёлудь Коробочка Пшеница Горох Капуста | Яблоко Тыквина Костянка Абрикос Слива Ягоды Томат |
- Дидактическая игра «Собери плоды в корзину».
(на столах лежат муляжи плодов или фотоиллюстрации плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку).
Задание № 1:
- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).
Задание № 2:
- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).
III. Формирование новых знаний (с использованием презентации)
- Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются.
- Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?
Слайд 1- Оказывается, семена в природе распространяются.
Слайд 2 –Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных и человека, а также саморазбрасыванием. Дунет ветер и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления.
Слайд 3 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».
Слайд 4 – У клёна есть «крылышки».
Слайд 5 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.
Слайд 6 – Вот так созревшее семя путешествует и проростает.
- Отгадайте загадку:
Выпускает он листы
Широченной широты,
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь. (Репейник-лопух) Слайд 7
Слайд 8 – Вспомните, цеплялись ли к вашей одежде «шишки» лопуха? Вы очищали одежду и бросали эти «шишки» на землю. Оказывается, эти «шишки» и есть плоды с семенами лопуха. Так же как и к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных и перьям птиц.
Слайд 9 – Семена, заключённые в сочных плодах, распространяются животными и птицами, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с помётом. Так распространяются многие ягодные растения.
Слайд 10, 11 – Белки, мыши и другие животные делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные забывают. Таким образом, животные помогают распространять семена растений.
Слайд 12, 13 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
IV. Закрепление материала по теме урока
- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).
- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.
Дом зелёный, тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик, ветром, «парашютики»).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём,
Их пожарим, погрызём,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
(подсолнух, животными и растениями).
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).
Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за
шерсть животных или одежду человека).
- О каких других способах распространения плодов и семян вы можете рассказать?
- Какое значение для природы имеет распространение семя?
V. Домашнее задание.
1)Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян»
Название растения | Способ распространения плодов и семян | Приспособление к распространению |
Одуванчик, клён, берёза | ||
Горох, фасоль, акация | ||
Лопух, череда, рябина, черника, черёмуха |
2) Выполните задания 26,27 в рабочей тетради.
3) За три дня до следующего урока биологии замочите семя фасоли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории....
Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории.Ход мероприятияСлайд 1-3 Воспитател...
Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"
апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (с использованием нетрадиционной техники рисования) по теме: «Путешествие по видам декоративно – прикладного искусства. Роспись Пасхальных яичек»
Задачи:Образовательная : закрепление знаний детей о народном творчестве (дымковской, городецкой, Полхов-Майдан и гжельской росписях, писанками). Продолжать учить новой технике – рисованию манной крупо...
Тема по самообразованию "Использование возможностей центра естественно-научной направленности «Точка роста» на уроках биологии."
Цели и план работы над этой темой....
Мастер - класс для педагогов по использованию в работе с детьми различных видов песка.
Мастер-класс разработан в рамках проведения занятий в "школе молодого специалиста". Знакомит педагогов с различными вида песка (кинетический, рисование на песке, аппликации с использованием ...
Мастер – класс: «По следам сказки» - Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности
Цель: наполнение социального и чувственного интелекта (умение сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным....