Тема по самообразованию "Использование возможностей центра естественно-научной направленности «Точка роста» на уроках биологии."
занимательные факты
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Использование возможностей центра естественно-научной направленности «Точка роста» на уроках биологии»
Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе мультилабораторий по «Точке роста»
3. Направить жизнедеятельность детей в школьном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
4. Систематизировать изученную литературу.
Перспективный план работы
занятий, основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности |
Здоровье человека 3 часа | ||||
1 | Биосоциальная природа человека. Виды здоровья | Физическое, психическое и репродуктивное здоровье | Вводный урок - постановка учебной задачи. Практическая работа | Знают основные типы здоровья человека, описывают принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека. |
2 | Человек как объект исследования различных наук | Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. | Продвинутая лекция. Практическая работа | Пользуясь справочным материалом и дополнительной литературой составляют словарь терминов по данной теме |
3 | Красота и здоровье | Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья | Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. Практическая работа | Описывают эталона красоты у разных народов пользуясь дополнительной литературой и ресурсами Интернета |
Изучение организма человека 13 часов | ||||
4 | Генетика человека. Генеалогическое древо | Факторы здоровья | Практическая работа | Анализируют материал по теме. Проектируют этапы работы. Составляют генеалогическое древо своей семьи |
5 | Строение организма и регуляция его работы | Органы, регуляция организма – нервная и гуморальная | Практическая работа | Пользуясь предложенным перечнем органов и опираясь на справочные материалы, заполняют таблицу. Группируют органы по системам. |
6 | Опорно-двигательная система. Определение параметров антропометрического и функционального развития | Скелет, его части кости | Практическая работа | Проводят оценку своего антропометрического и функционального развития |
7 | Мой портфель | Портфель, ортопедическая спинка, сколиоз, осанка | Практическая работа. Проекты | Проводят санитарно-гигиеническую оценку школьного портфеля. Проектируют этапы работы над проектом |
8 | Изучение влияние высоты каблука у учениц 5-11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы | Ортопедия, плоскостопие | Практическая исследовательская работа | На основе изучения строения и функций ОДС проводят оценку рисков использования высоких каблуков у девочек подросткового возраста. Проводят исследование в школе |
9 | Строение и гигиена ротовой полости | Стоматология, зубы, зубочелюстные аномалии | Экскурсия в стоматологию. Исследовательская работа | Разрабатывают и описывают принципы гигиены ротовой полости, проводят исследование |
10 | Системы кровообращения и дыхания. Оценка состояния здоровья по функциональным пробам | Кровеносная и дыхательная системы, АД, ЧСС, ЧД, ЖЕЛ. | Практическая работа | Проводят оценку состояния здоровья на основе функциональных проб |
11 | Кожа. Гигиена кожи | Эпидермис, дерма, гиподерма, косметология | Экскурсия в косметологический кабинет, исследование | Определяют тип своей кожи, формулируют основные правила гигиены кожи, проектируют исследование |
12 | Внимание и память | Память – зрительная, слуховая, внимание – произвольное и непроизвольное | Практическая работа | Оценивают объем видов памяти и внимания |
13 | Звуковое восприятие. Гигиена слуха | Наружное, среднее и внутреннее ухо, шумовая болезнь | Практическая работа. Исследовательский проект | Определяют факторы, снижающие слух, формулируют правила, способствующие сохранению и укреплению слухового анализатора. Проектируют исследование |
14 | Иллюзии | Виды иллюзий | Практическая работа. Исследовательский проект | Оценивают свои ощущения во время изучения иллюзий. Проводят исследование предпочтения в выборе одежды для своей фигуры |
15 | Образ жизни и здоровье | Образ жизни и здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Контроль и коррекция - работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Объясняют взаимосвязь состояния здоровья человека и состояния природной среды; называют основные условия, влияющие на здоровье человека, объясняют необходимость ведения ЗОЖ. |
16 | Разработка паспорта здоровья | Паспорт здоровья | Практическая работа | Разрабатывают и заполняют паспорт здоровья школьника, на основании работ, выполненных ранее |
Мое здоровье в моих руках 10 часов | ||||
17 | Нормы питания. Оценка рациона питания | Пирамида рационального питания, рацион питания | Практическая работа | Проектируют режим здорового питания, описывают свой режим питания, проводят его оценку с точки зрения организации здорового питания, делают выводы |
18 | Быстрое питание, или фастфуд | Консерванты, фастфуд, «быстрая еда» | Проектная деятельность | Провести оценку влияния быстрого питания на здоровье человека, используя ресурсы Интернета создают антирекламу чипсам, гамбургерам, газировки |
19 | Модные напитки | Кислотность среды | Практическая исследовательская работа | Определяют pHсамых популярных напитков, проводят оценку питательной ценности некоторых напитков и их влияние на здоровье человека |
20 | Мороженое: секреты маркировки | Мороженое, эмульгаторы, красители, ароматизаторы | Практическая работа, проектная деятельность | Проводят органолептическую оценку качества мороженого, изучают маркировку продукта, оформляют проект |
21 | Тату и пирсинг: за и против | Пирсинг, история тату | Практическая исследовательская работа | Проводят оценку рисков для здоровья при использовании тату и пирсинга, оформляют исследовательскую работу |
22 | Стресс. Организация зон релаксации в школе | Стресс, его виды | Проектная деятельность | Разрабатывают проект зоны релаксации в школе, разрабатывают эскиз цветочной композиции учебного кабинета, создают видеоаудиокомпозиции для релаксации педагогов и учащихся |
23 | О вреде курения | Никотин, болезни курильщиков | Практическая работа | Изучают влияние курения на здоровье человека, разрабатывают меры профилактики табакокурения, используя ресурсы Интернета создают антирекламу курения |
24 | Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания | Наркомания, токсикомания | Практическая работа | Изучают влияние употребления ядовитых веществ на организм человека, формулируют принципы здорового образа жизни, используя ресурсы Интернета создают антирекламу алкоголизма, наркомании, токсикомании |
25 | Подготовимся к выезду на отдых | Хищные и ядовитые животные и растения, опасные грибы | Практическая работа | Оценивают опасность на отдыхе, составляют анкету и проводят опрос учащихся по теме, составляют и изучают правила первой помощи при встрече с опасными животными, используя ресурсы Интернета готовят слайд-экскурс по маршрутам своего путешествия |
26 | Право на здоровье | Государственная служба здравоохранения, частная система здравоохранения, социальное страхование, САНПИН | Практическая работа | Изучают основы права в области здравоохранения, проводят оценку санитарно-гигиенического состояния ОУ |
Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности 7 часов | ||||
27 | Значение и формы размножения в природе | Размножение, оплодотворение, партеногенез | Практическая работа | На основе эволюционного учения проводят оценку полового и бесполого размножения |
28 | Репродуктивное здоровье человека. Планирование семьи | Репродуктивное здоровье, планирование семьи | Практическая работа | С помощью справочного материала обосновывают значение репродуктивного здоровья в демографической политике страны |
29 | Инфекции, передающиеся половым путем | Венерические заболевания, ВИЧ, СПИД | Практическая работа | На основе справочного материала и дополнительной литературы обосновывают значение профилактических по предотвращению распространения ИППП |
30 | Биологическая и социальная роль мужчины и женщины | Мужественность, Мужество, женственность, гендер, равноправие, право, обязанность, этикет | Практическая работа | Проводят оценку качеств, свойственных женщинам и мужчинам, проектируют поведение между полами на основе правил этикета |
31 | Как ему (ей) понравиться? | Мужское обаяние, женское очарование | Практическая работа | Проводят оценку качеств, свойственных себе и своим сверстникам, оценив не только внешние данные, но и внутренний мир |
32 | Семья и культура мира: традиции, обычаи, праздники, стереотипы | Семья, семейно-брачные отношения | Практическая работа | Проводят оценку семейных традиций разных народов, формулируют ценности своей семьи |
33 | Плюсы и минусы гражданского брака | Гражданский брак | Практическая работа | Поводят оценку преимуществ и недостатков гражданского брака |
34 | Итоговое занятие |
Литература для учителя
Учебник для общеобразовательных школ: «Биология. 8 класс» (авт. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.).
Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии: «Анатомия и физиология человека» (авт. М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина). – М., Просвещение, 1998.
Культура здоровья человека. 6-7 классы (авт. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева), практикум с основами экологического проектирования. – М.: «ВАКО» 2015.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы (авт. Л.П. Анастасова, В.ЧС. Кучменко, Т. А. Цехмистренко), методическое пособие 6-9 классы. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Практикум с основами экологического проектирования, авторская программа В.П. Александрова, И.В. Болгова, М., «Вако», 2015 год.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Берегите глаза своих детей!»
Роль зрения, глаз в жизни человека трудно переоценить. Слабовидящим или слепым людям очень трудно жить в нашем мире. Они совсем по-другому всё воспринимают: на ощупь, по запаху, на слух, им непросто ориентироваться в пространстве. Эти люди нуждаются в постоянной заботе со стороны других людей, им нужна помощь. По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для детей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда ребёнок спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства.
Забота о глазах начинается с питания. Известно, что здоровье нашего организма в целом и всех его органов по отдельности напрямую зависит прежде всего от того, насколько правильно мы питаемся. И наши глаза здесь не исключение: им очень важно, чем мы их «кормим».
Наши глаза очень любят чернику, голубику и гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофии сетчатки. Именно дистрофия сетчатки является одной из главных причин необратимой утраты зрения в старости. Также полезны ягоды вишни и черешни. Они богаты биофлавоноидами, которые укрепляют мелкие кровеносные сосуды, по которым в глаза и ткани мозга поступают кислород и питательные вещества. Поэтому в летний сезон постарайтесь не отказывать себе в этих ягодах и фруктах.
Существуют правила, способствующие сохранению хорошего зрения, которые необходимо учить детей выполнять.
1. Не разрешайте детям смотреть телевизор дольше 30 мин.
2. Во время просмотра телевизора ребёнок должен находиться не ближе 2-х метров от экрана.
3. У компьютера детям можно проводить не больше 10 мин. в день.
4. Необходимо следить за посадкой ребёнка за столом, когда он рассматривает иллюстрации в книгах, рисует: СПИНА должна быть прямая, книга или лист бумаги должны находиться на расстоянии 30-35 см.. При неправильной осанке деформируются позвоночные диски, в результате сколиоз, а это как следствие сосудистой недостаточности головного мозга. Из-за кислородного голодания страдают все системы организма. Угнетается работа зрительных нервов в коре головного мозга.
5. Чтобы не повредить глаза, нельзя: — кидаться камнями, льдом, песком, землей; — нельзя бросать игрушки в лицо; — нельзя тереть глаза грязными руками; — надо обращаться очень осторожно с колющими и режущими предметами.
6. Необходимо читать, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах при хорошем освещении. Источник света должен находиться слева от ребёнка (окно, лампа и т. д)
7. Чтобы сохранить у ребёнка хорошее зрение, надо обязательно не реже, чем 1 раз в год, показывать ребёнка врачу — офтальмологу!
8. Необходимо внимательно следить за ребёнком и в случае обнаружения, что ребёнок присматривается, щуриться отвести к окулисту для проверки остроты зрения и выписывания очков.
9. Надо учить детей защищать глаза от солнца, яркого света, ожога с помощью затемненных очков.
10. Учите детей защищать глаза от пыли, воды, сильной струи воздуха. В этих случаях необходимо надевать защитные очки.
Один из наиболее удобных и проверенных способов — детская гимнастика для глаз. Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером. Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Пусть малыш двигает глазками «верх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет — пусть считает сам. Если нет — помогите ему. Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его смотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты. Предложите ребёнку представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть таким образом на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться — считайте в этот раз оборот: от 8 до 1. Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом — прямо, потом медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить. Еще одно хорошее упражнение — закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом — наоборот. Такое упражнение для глаз детей ослабляет мышцы и улучшает кровообращение Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся. И помните — зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем.
Соблюдая эти несложные правила, дети смогут сохранить хорошее зрение, защитить и сберечь свои глаза. А гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"
Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Викторина "Умники и Умницы" на тему "Законы природы
Викторина - позволяет не только интересно проводить время, но и расширяет кругозор, развивает детскую смекалку, а также пробуждает интерес к окружающему нас миру....
КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научного направления) старший возрастной кластер опытно-экспериментальная деятельность на тему "Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?"
Польза молочных продуктов не вызывает сомнений практически ни у кого. Каждый ребенок сможет рассказать о множестве полезных свойств молока для человеческого организма. А действительно ли так полезны м...
Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"
Презентация на тему "Работа по дополнительному общеобразованию естественно-научной направленности "Азбука природы" с детьми 5-6 лет"...
Культурная практика естественно-научного направления «Профессор Почемучкин» Тема: Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?
Развитие любознательности и самостоятельности детей в процессе исследования молочных продуктов....