конспект НОД "Знай, люби и сохраняй" ( Воронежский заповедник)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- познакомить детей с Воронежским заповедником нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
- Обогащать словарный запас детей.
истреблять, браконьеры, редчайшие, Красная книга, капкан.
- Активизация словаря:
природа, спасатели, посадить, берёза, клён, ясень, костёр, пожар, мусор, кормушка, богатство, тишина леса, спасибо, ученые, рысь, кабан, медведь, лиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znay_lyubi_i_sokhrani.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 1888
«Знай, люби и сохраняй»
(Конспект НОД в подготовительной группе)
Воспитатель: Колыданова Г.А.
МОСКВА 2012 г.
Конспект НОД «Знай, люби и сохраняй» (что такое заповедник) в подготовительной группе
В.А.Сухомлинский: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
- Цель: познакомить детей с Воронежским заповедником нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
- Обогащать словарный запас детей.
истреблять, браконьеры, редчайшие, Красная книга, капкан.
- Активизация словаря:
природа, спасатели, посадить, берёза, клён, ясень, костёр, пожар, мусор, кормушка, богатство, тишина леса, спасибо, ученые, рысь, кабан, медведь, лиса.
Ход занятия: Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Отгадайте загадку
«На столе передо мной,
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ...
Ответ детей: (Глобус)
Воспитатель: Вы любите путешествовать?
Ответ детей: (да)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в Воронежский заповедник. Представьте, что мы полетим на самолёте. Начнём наше путешествие?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Приглашаю вас садиться удобнее (дети садятся на стулья).
Начинаем наше путешествие! А пока мы летим, поговорим о природе.
-Как мы можно помочь животным?
Ответ детей: (делать кормушки, кормить крошками и салом, не рвать цветы, не ломать деревья, сажать кустарники, цветы, не обижать зверей, не разорять гнёзда, муравейники)
Воспитатель: Правильно, а ещё люди создают заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал. Как решается вопрос об охране животных?
Ответ детей: (создают заповедники).
Воспитатель: А кто скажет, что такое заповедник?
Ответ детей: (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом
все животные, птицы и редкие растения).
Воспитатель: Куда вносят наиболее охраняемых животных и растения, которые могут исчезнуть?
Ответ детей: (в Красную Книгу).
Воспитатель: Почему она красного цвета?
Ответ детей: (красный цвет знак тревоги и опасности).
Воспитатель: Дети, но есть люди, которые незаконно уничтожают животных, ставят на них капканы, убивают. Как их называют?
Ответ детей: (браконьеры)
Воспитатель: Правильно. И с ними ведут борьбу все добрые люди, которые любят и берегут всё живое на нашей планете.
Природа занимает важное место в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет.(солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Ответ детей: нет!
- Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.(воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?
Ответ детей: нет!
- Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
- Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
- Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
- Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, oт нас зависит красота природы? Ответ детей: (Люди сажают леса, украшают города красивыми клумбами, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? Ответ детей: (Бросают мусор, загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Ребята, мы пролетаем над Воронежским заповедником. Объявляю посадку.
(Дети встают со стульев).
На мольберте изображение эмблемы воронежского заповедника.
Дети, наша экскурсия продолжается. А вы знаете, что Воронежский заповедник охраняется государством? Он один из самых старейших заповедников. Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений.
На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
- Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
- Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (олень)
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарию, в Белоруссию, в Азербайджан.
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов – уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повелением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»
Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
Заповедники – это островки спасения природы oт злого и недоброго человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
«У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать».
(П. Сергеев)
Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? Ответы детей: (нет, природу надо беречь и охранять везде)
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
- Костер в лесу (Красный кружок)
- Мусор в лесу (Красный кружок)
- Сломанные ветки (Красный кружок)
- Срубленные деревья (Красный кружок)
- Браконьерство (Красный кружок)
- Посадка деревьев (Зеленый кружок)
- Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
- Не рвать цветы (Зеленый кружок)
- Создание красной книги (Зеленый кружок)
- Создание заповедников (Зеленый кружок)
Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.
Воспитатель: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.
Из ответов детей собрали и записали правила:
- - Ходить только по тропинкам.
- - Не ломать ветки кустарников и деревьев.
- - Не топтать и не рвать цветы, травы.
- - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.
- - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.
- - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.
- - Не разжигать костров, не оставлять мусор.
- - Сажать новые деревья и кустарники.
- - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.
- - Подкармливать птиц.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать.
А теперь, ребята, отдохнём. Проводится физкультминутка:
Мы в заповеднике, друзья (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с заповедником.
«Заповедник святое место,
там разводят хранителей леса,
там охраняют зверей и природу,
чтоб не убили люди, ходя на охоту».
Дети садятся на стульчики и возвращаются в детский сад.
Воспитатель: - Ребята, где мы с вами побывали? Ответ детей: (в заповеднике) Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали много нового и поучительного. Спасибо, дети, наше путешествие закончилось. И закончим его такими добрыми стихами: «Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Знаем, любим, гордимся!»
С помощью этой работы я хотела уточнить и систематизировать знания детей об истории Подольского района и его достопримечательностях;-развивать познавательную активность и творческие способности ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ”Знай, люби и охраняй природу”
Конспект предназначен для закрепления знаний детей о природных изменениях весной, полученных в разных видах деятельности....
Конспект открытого просмотра " Люби и знай родной свой край"
Программное содержание: Закреплять знания детей о родном городе, его символике (герб, флаг, гимн), о его достопримечательностях.Формировать основы нравственно-патриотического воспитания через пр...
Конспект НОД " Знай и люби свой край"
Конспект НОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Знай и люби родной край» Цель: Рассказать детям о т...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ”Знай, люби и охраняй природу»
познавательное развитие...
«Поле чудес». Конспект родительского собрания в средней группе «Бережём, знаем, любим свою природу»
Цель собрания: -создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; -повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экол...
Конспект образовательной деятельности "Люби и знай свой город"
Цель - расширение знаний детей о родном городе, его географическом положении, символике....
Комментарии
Галина Алексеевна
Галина Алексеевна,замечательный конспект НОД,правильному поведению в природе нужно приучать детей с самого детства,очень с Вами согласна,занятие прекрасное.