Конспект НОД " Знай и люби свой край"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Конспект НОД
в старшей группе детского сада
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Знай и люби родной край»
Цель: Рассказать детям о том, как в далеком прошлом появились казаков. Кто такие казаки? Откуда они пришли? Познакомить детей с житьем на южных границах Руси. Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.
Программное содержание:
Интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные
области:
Образовательные: Обобщать и систематизировать знание детей о Кубани- как казачьем крае. Закреплять знания детей о казаках.
· воспитывать чувство товарищества, дружелюбие;
· совершенствовать
· продолжать работу по активизации словаря и грамматическому строю
речи, объяснить взгляд казаков на вещи, взаимоотношения, обратить
внимание на идею торжества добра над злом, правды над кривдой,
жизни над смертью;
· использовать на занятии графическую символику и графическое
моделирование технологии Ткаченко и круги Луллия технологии ТРИЗ
Альтшуллера;
· закреплять знания детей о русских народных сказках, находить
сходство и различия в содержании русских народных и казачьих
сказок, уметь делать вывод.
Развивающие: Развить умение рисовать нетрадиционным методом, показывая в своих рисунках выбирая любую технику рисования.
· развивать связную речь, память, воображение, внимание, мелкую
моторику рук;
Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, гражданско-патриотические чувства.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Вы знаете, что наш край, где мы живем, - называется казачьим краем.
-Почему?
Дети: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?
Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые
любят свою Родину и готовые ее защищать.
Воспитатель: А вы казаки? Можно вас так называть.
Дети: Мы казачата когда вырастем пойдем служить.
Воспитатель: - Хотите узнать историю о том, как появились казаки и кто они такие? Тогда слушайте.
1слайд - историческое фото из казачьего архива.
Рассказ воспитателя.
2 слайд -Природа Кубанского края.
Показ иллюстраций природы нашего края.
Воспитатель:- Давайте посмотрим на природу нашего края, полюбуемся красивыми местами. Примерно так же выглядел наш край много-много лет назад. В таких местах хорошо жить: в реках- рыба, в лесах- ягоды, звери, в полях можно выращивать хлеб, в огородах- овощи. В душе многие казаки были мечтателями- романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные но иногда и укромные места, любили слушать своих певцов- баянов или слепцов - кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.
3слайд - фото из архива ансамбля "Казачий хор"
Прослушивание песен в исполнении ансамбля "Казачий хор"
Воспитатель:- Казаки добровольно, по своей инициативе охраняли южные границы государства и гнали со своей земли пришельцев - завоевателей. Они дорожили русской землей, оставались гордыми и неподкупными. Многочисленные войны выработали у казаков отвагу и смелость, неустрашимость, находчивость. В тех условиях выживали только самые крепкие, умные и сильные духом. В таких условиях формировался и креп казачий характер.
4 слайд - фото кубанских казаков.
Показ фотографий казаков в национальной одежде.
Воспитатель:- Сущность казачьего характера просматривалась и в его облике - облике свободного человека - просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью - "Бог не выдаст - свинья не съест. "
В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны. даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение
к старым и заслуженным воинам.
Особенно ценили дружбу и верность. Иногда дрались между собой - становились "кровными или крестовыми братьями", обменивались кровью или нательными иконками или крестиками (часто в церкви) они трогательно целовались при этом.
5 слайд - фото кубанских казаков
Поверья и приданья.
Воспитатель: - Казаки занимались не только охраной границ. А ходили казаки в походы и на море Синее черное поохотится, на Волгу - рыбки половить, под Астрахань за добычею, или в Сибирь пушных зверей пострелять. Шло время казаки все дальше продвигались на юг и восток и Дикое поле. Казачьи ватаги уходили на конях и уплывали на челнах в полуденную сторону. И не все, далеко не все возвращались обратно- много буйных голов казачьих сложено на Диком поле, на берегах и в водах морей Хвалынского. Суротского и Черного. Часто алая казачья кровь орошала степные травы. Много было пролито казачьей крови, так много, что в казачьих поверьях степную ковыль траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Выйди в степь и посмотри на волны серебристого ковыля, уходящий к линии горизонта.
Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый"- дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышит весенний ветер- это души казаков погибших в боях, походах и на чужбине на несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь пролитую казаками.
Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окрашены кровавыми каплями - тюльпанами. Казаки называют свою степь лазорево. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревый.
6 слайд : Казачьи заповеди.
Казаки смолоду и до гробовой доски берегли свои воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они придания о воинских подвигах казаков и передавали их своим детям. Славу казачью берегли казаки в своих заповедях: (мальчики казачата по очереди читают заповеди казаков.)
1. Честь и доброе имя казака дороже жизни;
2. Казаки все равны в правах. Помни:" Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи";
3. Служи верно своему народу, а не вождям;
4. Держи слово, казака дорого;
5. По тебе судят обо всем казачестве в народе твоем;
6. Чти старших, уважай старость;
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа;
8. Погибай, а товарища выручай;
9. Будь трудолюбив, не бездействуй;
10. Береги свою семью, служи ей примером.
Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком надо быть!
7 слайд - фото знаменитых казаков.
Дети в казачьих костюмах исполняют Гимн.
« У Кубани матушки реки»
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znay_i_lyubi_svoy_kray.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в старшей группе детского сада
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Знай и люби родной край»
Цель: Рассказать детям о том, как в далеком прошлом появились казаков. Кто такие казаки? Откуда они пришли? Познакомить детей с житьем на южных границах Руси. Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.
Программное содержание:
Интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные
области:
Образовательные: Обобщать и систематизировать знание детей о Кубани- как казачьем крае. Закреплять знания детей о казаках.
∙ воспитывать чувство товарищества, дружелюбие;
∙ совершенствовать
∙ продолжать работу по активизации словаря и грамматическому строю
речи, объяснить взгляд казаков на вещи, взаимоотношения, обратить
внимание на идею торжества добра над злом, правды над кривдой,
жизни над смертью;
∙ использовать на занятии графическую символику и графическое
моделирование технологии Ткаченко и круги Луллия технологии ТРИЗ
Альтшуллера;
∙ закреплять знания детей о русских народных сказках, находить
сходство и различия в содержании русских народных и казачьих
сказок, уметь делать вывод.
Развивающие: Развить умение рисовать нетрадиционным методом, показывая в своих рисунках выбирая любую технику рисования.
∙ развивать связную речь, память, воображение, внимание, мелкую
моторику рук;
Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, гражданско-патриотические чувства.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Вы знаете, что наш край, где мы живем, - называется казачьим краем.
-Почему?
Дети: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?
Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые
любят свою Родину и готовые ее защищать.
Воспитатель: А вы казаки? Можно вас так называть.
Дети: Мы казачата когда вырастем пойдем служить.
Воспитатель: - Хотите узнать историю о том, как появились казаки и кто они такие? Тогда слушайте.
1слайд - историческое фото из казачьего архива.
Рассказ воспитателя
2 слайд -Природа Кубанского края.
Показ иллюстраций природы нашего края.
Воспитатель:- Давайте посмотрим на природу нашего края, полюбуемся красивыми местами. Примерно так же выглядел наш край много-много лет назад. В таких местах хорошо жить: в реках- рыба, в лесах- ягоды, звери, в полях можно выращивать хлеб, в огородах- овощи. В душе многие казаки были мечтателями- романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные но иногда и укромные места, любили слушать своих певцов- баянов или слепцов - кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.
3слайд - фото из архива ансамбля "Казачий хор"
Прослушивание песен в исполнении ансамбля "Казачий хор"
Воспитатель:- Казаки добровольно, по своей инициативе охраняли южные границы государства и гнали со своей земли пришельцев - завоевателей. Они дорожили русской землей, оставались гордыми и неподкупными. Многочисленные войны выработали у казаков отвагу и смелость, неустрашимость, находчивость. В тех условиях выживали только самые крепкие, умные и сильные духом. В таких условиях формировался и креп казачий характер.
4 слайд - фото кубанских казаков.
Показ фотографий казаков в национальной одежде.
Воспитатель:- Сущность казачьего характера просматривалась и в его облике - облике свободного человека - просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью - "Бог не выдаст - свинья не съест. "
В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны. даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение
к старым и заслуженным воинам.
Особенно ценили дружбу и верность. Иногда дрались между собой - становились "кровными или крестовыми братьями", обменивались кровью или нательными иконками или крестиками (часто в церкви) они трогательно целовались при этом.
5 слайд - фото кубанских казаков
Поверья и приданья.
Воспитатель: - Казаки занимались не только охраной границ. А ходили казаки в походы и на море Синее черное поохотится, на Волгу - рыбки половить, под Астрахань за добычею, или в Сибирь пушных зверей пострелять. Шло время казаки все дальше продвигались на юг и восток и Дикое поле. Казачьи ватаги уходили на конях и уплывали на челнах в полуденную сторону. И не все, далеко не все возвращались обратно- много буйных голов казачьих сложено на Диком поле, на берегах и в водах морей Хвалынского. Суротского и Черного. Часто алая казачья кровь орошала степные травы. Много было пролито казачьей крови, так много, что в казачьих поверьях степную ковыль траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Выйди в степь и посмотри на волны серебристого ковыля, уходящий к линии горизонта.
Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый"- дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышит весенний ветер- это души казаков погибших в боях, походах и на чужбине на несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь пролитую казаками.
Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окрашены кровавыми каплями - тюльпанами. Казаки называют свою степь лазорево. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревый.
6 слайд : Казачьи заповеди.
Казаки смолоду и до гробовой доски берегли свои воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они придания о воинских подвигах казаков и передавали их своим детям. Славу казачью берегли казаки в своих заповедях: (мальчики казачата по очереди читают заповеди казаков.)
1. Честь и доброе имя казака дороже жизни;
2. Казаки все равны в правах. Помни:" Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи";
3. Служи верно своему народу, а не вождям;
4. Держи слово, казака дорого;
5. По тебе судят обо всем казачестве в народе твоем;
6. Чти старших, уважай старость;
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа;
8. Погибай, а товарища выручай;
9. Будь трудолюбив, не бездействуй;
10. Береги свою семью, служи ей примером.
Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком надо быть!
7 слайд - фото знаменитых казаков.
Дети в казачьих костюмах исполняют Гимн.
« У Кубани матушки реки»
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»
Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби свой край и воспевай!»
Конспект образовательной деятельности в музее ДОУпо познавательно речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возрастана тему: «Люби свой край и воспевай!»(для слушателей КПК)...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знай и люби свой край»
Программное содержание:закреплять знания детей о Кемеровской области, ее истории, городах, о полезных ископаемых, растительном и животном мире;продолжить формировать интерес к малой Родине, расширять ...
Конспект занятий на тему: «ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ».
Конспект занятий на тему: «ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ».Цель: Дать первоначальное представление о родном крае.Познакомить детей с растениями нашего края.Закрепить признаки деревьев и кустар...
Конспект НООД "Знай и люби свой край!"
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по "Ознакомлению с окружающим миром", "Ознакомление с природой" с использованием ТРИЗ - технологии....