Конспект НОД " Знай и люби свой край"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Конспект НОД

в старшей группе детского сада

 по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Знай и люби родной край»

         Цель: Рассказать детям о том, как в далеком прошлом появились казаков. Кто такие казаки? Откуда они пришли? Познакомить детей с житьем на южных границах Руси. Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.

         Программное содержание:

Интеграция  полученных  умений  и  навыков  ребенка  через  образовательные

области:

Образовательные: Обобщать и систематизировать знание детей о Кубани- как казачьем крае. Закреплять знания детей о казаках.

·  воспитывать чувство товарищества, дружелюбие;

·  совершенствовать

·  продолжать работу по активизации словаря и грамматическому строю

речи,  объяснить  взгляд  казаков  на  вещи,  взаимоотношения,  обратить

внимание  на  идею  торжества  добра  над  злом,  правды  над  кривдой,

жизни над смертью;

·  использовать  на  занятии  графическую  символику  и  графическое

моделирование технологии Ткаченко и круги Луллия технологии ТРИЗ

Альтшуллера;

·  закреплять  знания  детей  о  русских  народных  сказках,  находить

сходство  и  различия  в  содержании  русских    народных  и  казачьих

сказок, уметь делать вывод.

Развивающие: Развить  умение рисовать нетрадиционным методом, показывая в своих рисунках  выбирая любую технику рисования.

·  развивать  связную  речь,  память,  воображение,  внимание,  мелкую

моторику рук;

Воспитательные:  Воспитывать  любовь к малой  родине, гражданско-патриотические чувства.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Вы знаете, что наш край, где мы живем, - называется казачьим краем.

-Почему?

Дети: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?

Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые

любят свою Родину и готовые ее защищать.

Воспитатель: А вы казаки? Можно вас так называть.

Дети: Мы казачата когда вырастем пойдем служить.

Воспитатель: - Хотите узнать историю о том, как появились казаки и кто они такие? Тогда слушайте.

1слайд - историческое фото из казачьего архива.

Рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд -Природа Кубанского  края.

         Показ иллюстраций природы нашего края.

Воспитатель:- Давайте посмотрим на природу нашего края, полюбуемся красивыми местами. Примерно так же выглядел наш край много-много лет назад.      В таких местах хорошо жить: в реках- рыба, в лесах- ягоды, звери, в полях можно выращивать хлеб, в огородах- овощи. В душе многие казаки были мечтателями- романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные но иногда и укромные места, любили слушать своих певцов- баянов или слепцов - кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.

3слайд - фото из архива ансамбля "Казачий хор"

         Прослушивание песен в исполнении ансамбля "Казачий хор"

Воспитатель:- Казаки добровольно, по своей инициативе охраняли южные границы государства и гнали со своей земли пришельцев - завоевателей. Они дорожили русской землей, оставались гордыми и неподкупными. Многочисленные войны выработали у казаков отвагу и смелость, неустрашимость, находчивость. В тех условиях выживали только самые крепкие, умные и сильные духом. В таких условиях формировался и креп казачий характер.

4 слайд - фото кубанских казаков.

Показ фотографий казаков в национальной одежде.

Воспитатель:- Сущность казачьего характера просматривалась и в его облике - облике свободного человека - просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью - "Бог не выдаст - свинья не съест. "

         В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны. даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение

 

к старым и заслуженным воинам.

Особенно ценили дружбу и верность. Иногда дрались между собой - становились "кровными или крестовыми братьями", обменивались кровью или нательными иконками или крестиками (часто в церкви) они трогательно целовались при этом.

5 слайд - фото кубанских  казаков

Поверья и приданья.

Воспитатель: - Казаки занимались не только охраной границ. А ходили казаки в походы и на море Синее черное поохотится, на Волгу - рыбки половить, под Астрахань за добычею, или в Сибирь пушных зверей пострелять. Шло время казаки все дальше продвигались на юг и восток и Дикое поле. Казачьи ватаги уходили на конях и уплывали на челнах в полуденную сторону. И не все, далеко не все возвращались обратно- много буйных голов казачьих сложено на Диком поле, на берегах и в водах морей Хвалынского. Суротского и Черного. Часто алая казачья кровь орошала степные травы. Много было пролито казачьей крови, так много, что в казачьих поверьях степную ковыль траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков.          Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Выйди в степь и посмотри на волны серебристого ковыля, уходящий к линии горизонта.

Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый"- дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышит весенний ветер- это души казаков погибших в боях, походах и на чужбине на несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь пролитую казаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окрашены кровавыми каплями - тюльпанами. Казаки называют свою степь лазорево. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

6 слайд : Казачьи заповеди.

Казаки смолоду и до гробовой доски берегли свои воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они придания о воинских подвигах казаков и передавали их своим детям. Славу казачью берегли казаки в своих заповедях: (мальчики казачата по очереди читают заповеди казаков.)

1. Честь и доброе имя казака дороже жизни;

2. Казаки все равны в правах. Помни:" Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи";

3. Служи верно своему народу, а не вождям;

4. Держи слово, казака дорого;

5. По тебе судят обо всем казачестве в народе твоем;

6. Чти старших, уважай старость;

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа;

8. Погибай, а товарища выручай;

9. Будь трудолюбив, не бездействуй;

10. Береги свою семью, служи ей примером.

Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком надо быть!

7 слайд - фото знаменитых казаков.

Дети в казачьих костюмах исполняют Гимн.

« У Кубани матушки реки»

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znay_i_lyubi_svoy_kray.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в старшей группе детского сада

 по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Знай и люби родной край»

        Цель: Рассказать детям о том, как в далеком прошлом появились казаков. Кто такие казаки? Откуда они пришли? Познакомить детей с житьем на южных границах Руси. Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.

        Программное содержание:

Интеграция  полученных  умений  и  навыков  ребенка  через  образовательные

области: 

Образовательные: Обобщать и систематизировать знание детей о Кубани- как казачьем крае. Закреплять знания детей о казаках.

  воспитывать чувство товарищества, дружелюбие; 

  совершенствовать

  продолжать работу по активизации словаря и грамматическому строю

речи,  объяснить  взгляд  казаков  на  вещи,  взаимоотношения,  обратить

внимание  на  идею  торжества  добра  над  злом,  правды  над  кривдой,

жизни над смертью; 

  использовать  на  занятии  графическую  символику  и  графическое

моделирование технологии Ткаченко и круги Луллия технологии ТРИЗ

Альтшуллера; 

  закреплять  знания  детей  о  русских  народных  сказках,  находить

сходство  и  различия  в  содержании  русских    народных  и  казачьих

сказок, уметь делать вывод. 

Развивающие: Развить  умение рисовать нетрадиционным методом, показывая в своих рисунках  выбирая любую технику рисования.

  развивать  связную  речь,  память,  воображение,  внимание,  мелкую

моторику рук; 

Воспитательные:  Воспитывать  любовь к малой  родине, гражданско-патриотические чувства.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Вы знаете, что наш край, где мы живем, - называется казачьим краем.

-Почему?

Дети: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?

Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые

любят свою Родину и готовые ее защищать.

Воспитатель: А вы казаки? Можно вас так называть.

Дети: Мы казачата когда вырастем пойдем служить.

Воспитатель: - Хотите узнать историю о том, как появились казаки и кто они такие? Тогда слушайте.

1слайд - историческое фото из казачьего архива.

Рассказ воспитателя

2 слайд -Природа Кубанского  края.

         Показ иллюстраций природы нашего края.

Воспитатель:- Давайте посмотрим на природу нашего края, полюбуемся красивыми местами. Примерно так же выглядел наш край много-много лет назад.         В таких местах хорошо жить: в реках- рыба, в лесах- ягоды, звери, в полях можно выращивать хлеб, в огородах- овощи. В душе многие казаки были мечтателями- романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные но иногда и укромные места, любили слушать своих певцов- баянов или слепцов - кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.

3слайд - фото из архива ансамбля "Казачий хор"

        Прослушивание песен в исполнении ансамбля "Казачий хор"

Воспитатель:- Казаки добровольно, по своей инициативе охраняли южные границы государства и гнали со своей земли пришельцев - завоевателей. Они дорожили русской землей, оставались гордыми и неподкупными. Многочисленные войны выработали у казаков отвагу и смелость, неустрашимость, находчивость. В тех условиях выживали только самые крепкие, умные и сильные духом. В таких условиях формировался и креп казачий характер.

4 слайд - фото кубанских казаков.

Показ фотографий казаков в национальной одежде.

Воспитатель:- Сущность казачьего характера просматривалась и в его облике - облике свободного человека - просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью - "Бог не выдаст - свинья не съест. "

        В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны. даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение

к старым и заслуженным воинам.

Особенно ценили дружбу и верность. Иногда дрались между собой - становились "кровными или крестовыми братьями", обменивались кровью или нательными иконками или крестиками (часто в церкви) они трогательно целовались при этом.

5 слайд - фото кубанских  казаков

Поверья и приданья.

Воспитатель: - Казаки занимались не только охраной границ. А ходили казаки в походы и на море Синее черное поохотится, на Волгу - рыбки половить, под Астрахань за добычею, или в Сибирь пушных зверей пострелять. Шло время казаки все дальше продвигались на юг и восток и Дикое поле. Казачьи ватаги уходили на конях и уплывали на челнах в полуденную сторону. И не все, далеко не все возвращались обратно- много буйных голов казачьих сложено на Диком поле, на берегах и в водах морей Хвалынского. Суротского и Черного. Часто алая казачья кровь орошала степные травы. Много было пролито казачьей крови, так много, что в казачьих поверьях степную ковыль траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков.         Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Выйди в степь и посмотри на волны серебристого ковыля, уходящий к линии горизонта.

Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый"- дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышит весенний ветер- это души казаков погибших в боях, походах и на чужбине на несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь пролитую казаками.

        Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окрашены кровавыми каплями - тюльпанами. Казаки называют свою степь лазорево. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

6 слайд : Казачьи заповеди.

Казаки смолоду и до гробовой доски берегли свои воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они придания о воинских подвигах казаков и передавали их своим детям. Славу казачью берегли казаки в своих заповедях: (мальчики казачата по очереди читают заповеди казаков.)

1. Честь и доброе имя казака дороже жизни;

2. Казаки все равны в правах. Помни:" Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи";

3. Служи верно своему народу, а не вождям;

4. Держи слово, казака дорого;

5. По тебе судят обо всем казачестве в народе твоем;

6. Чти старших, уважай старость;

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа;

8. Погибай, а товарища выручай;

9. Будь трудолюбив, не бездействуй;

10. Береги свою семью, служи ей примером.

Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком надо быть!

7 слайд - фото знаменитых казаков.

Дети в казачьих костюмах исполняют Гимн.

« У Кубани матушки реки»

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»

Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....

Конспект образовательной деятельности в музее ДОУ по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби свой край и воспевай!»

Конспект образовательной деятельности в музее ДОУпо познавательно речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возрастана тему: «Люби свой край и воспевай!»(для слушателей КПК)...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знай и люби свой край»

Программное содержание:закреплять знания детей о Кемеровской области, ее истории, городах, о полезных ископаемых, растительном и животном мире;продолжить формировать интерес к малой Родине, расширять ...

Конспект занятий на тему: «ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ».

Конспект занятий на тему: «ЛЮБИ  СВОЙ  КРАЙ».Цель: Дать первоначальное представление о родном крае.Познакомить детей с растениями нашего края.Закрепить признаки деревьев и кустар...

Конспект НООД "Знай и люби свой край!"

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по "Ознакомлению с окружающим миром", "Ознакомление с природой" с использованием ТРИЗ - технологии....