Конспект открытого просмотра " Люби и знай родной свой край"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: Закреплять знания детей о родном городе, его символике (герб, флаг, гимн), о его достопримечательностях.Формировать основы нравственно-патриотического воспитания через привитие интереса к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lyubi_i_znay_svoy_kray.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА
НЕПОСРЕДСТВЕНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по нравственно - патриотическому воспитанию
( подготовительная группа)
Тема: « ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ».
Программное содержание:
Закреплять знания детей о родном городе, его символике (герб, флаг, гимн), о его достопримечательностях.
Формировать основы нравственно-патриотического воспитания через привитие интереса к родному краю.
Расширять представления детей о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать последовательность установки чума, особенности его конструкции, порядок расположения семьи в чуме.
Познакомить со способом изготовления хантыйской куклы (оберег), самим сделать эту куклу.
Развивать мышление, память, внимание, речь, интерес к работе с тканью, тонкой моторики.
Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных жителей Сибири.
Словарная работа:
Упражнять в использовании в речи предлогов: за, между, около, напротив.
Расширять и обогащать словарный запас детей, используя новые слова: чум, шест, очаг, береста.
Предварительная работа:
Беседы о родном городе, крае, рассматривание открыток, книг, альбомов о Нижневартовске, альбомов о народах ханты и манси о их жизни и быте, чтение художественной литературы.
Материал:
Герб, флаг, гимн (аудиозапись), картинки достопримечательностей города, кукла в хантыйской одежде, иллюстрации чума, макет чума. Д/игра «Рассели семью в чуме». Кусочки ткани (на каждого ребенка): 6 полосок – 16см х 3см; кусок ткани для одежды 4см х 20см; платок 7см х 7см; пояс тесьма 18см. Образцы кукол «Акань».
Методические приемы:
1. Сюрпризный ммент.(Приходит гость - хантыйская кукла).
2. Рассказ о городе и его символике.
3. Художественное слово.(Чтение стихотворения Е. Козловой «Я этот город люблю»).
4. Игра «Угадай-ка».
5. Игра с мячом «Перечисли национальности».
6. Физминутка.
7. Рассказ воспитателя о хантах, и их жилище.
8. Игра «Рассели семью в чуме».
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Изготовление куклы –оберега.
11. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель:
- Сегодня к нам пришла необычная гостья – кукла из хантыйской семьи, а зовут ее Аннэ. Ей понравился наш город, и она хочет узнать о нем как можно больше. Давайте ей расскажем о нашем городе.
- Скажите, как называется наш город? (Нижневартовск)
- Сколько лет нашему городу? (40 лет) – Да, в этом году наш город отмечал свой юбилей.
- Какого числа город отмечает день рождения? (9 марта)
2. Воспитатель:
- Все города разные. У каждого города есть свои отличительные знаки. Какие? (герб, флаг и гимн.)
- Расскажите о гербе Нижневартовска. Что на нем изображено?
(рассказ детей).
(Герб имеет форму щита, который поделен на 3 части. Вверху на желтом фоне помещены три капельки нефти, которые являются главным богатством нашего города. На серебряном фоне изображена ель – символ вечной жизни. Ель – представительница тайги, где стоит наш город. На голубом фоне изображены две рыбы. С древних времен рыболовство было основным промыслом у людей, проживающих по берегам реки Оби.)
Воспитатель:
- Расскажите о флаге Нижневартовска.
(Флаг повторяет герб города. Он имеет прямоугольную форму, а не форму щита. И у него отсутствуют изображения нефти, ели и рыб. Желтый цвет на флаге обозначает богатство, синий - небо и воду. А золотистый – чистоту и гармонию).
Воспитатель:
- У нашего города есть не только флаг и герб, но и гимн нашего города.
- Гимн – это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают. А мужчины снимают головные уборы.
Послушайте гимн нашего города.
( звучит гимн города «Нижневартовский вальс» в аудиозаписи).
3. Воспитатель читает стихотворение Е. Козловой «Я этот город люблю».
Город солнечный, чудесный, он веселый и прелестный.
Приходи скорее к нам убедишься в этом сам!
В нашем городе всегда солнышко смеется,
И поэтому всем нам весело живется!
В город солнечный, придешь? Дружбу крепкую найдешь,
Приходи скорее к нам убедишься в этом сам!
4. Этим стихотворением я приглашаю вас поиграть в игру «Угадай - ка».
Под цифрами спрятаны картинки, на которых изображены достопримечательности нашего города, вы должны назвать их, и рассказать где они находятся и кому посвящены. Дети бросают кубик с цифрами от 1 до 6, выбирают открытку с соответствующей цифрой, называют достопримечательность города, местоположения, и коротко о ней рассказывают.
5. Все эти достопримечательности создали люди, которые живут и трудятся в
нашем городе. Но самое интересное, что в городе живут, работают и трудятся люди разных национальностей.
Игра «Перечисли национальности»
- Перечислите, люди, каких национальностей живут в нашем городе?
( русские, татары, башкиры, молдаване, грузины и т.д.)
- Какие люди пришли первыми на эту землю? (народы ханты и манси)
- Кто такие ханты и манси (коренные жители нашего края).
6. Физминутка
- Кукла Аннэ приглашает нас к себе в гости. Хотите? Тогда отправляемся в
путь. Повторяйте все движения за мной.
(Дети выполняют движения танца под хантыйскую музыку).
7. Ну вот мы и пришли.(Показ слайдов о жизни хантов).
- Это дом куклы Аннэ. Кто знает, как он называется? ( Чум).
Сегодня я расскажу вам о том, как ханты строят свое жилище.
Чум – это основное жилище народов ханты и манси. В нем они живут и зимой и летом. Чум можно построить на любом месте. Он легко ставится. Разбирается и перевозится. Поэтому чум и называют переносным жилищем.
Чум строят из шестов шест – это длинная тонкая палка, очищенная от веток. Шесты тщательно выбирают, ведь они не должны прогибаться под тяжестью покрытия и снега, и готовят из прочных пород деревьев – ели или сосны.
- Как мы назовем шест из ели (еловый).
- А из сосны (сосновый).
Последовательность установки чума такова:
Сначала выбирают место, где ставят шесты (обычно на берегу реки). Шестов очень много. Эти шесты связаны между собой сверху и держат всю постройку. Шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или обращена к воде.
Затем размечают места для постели и очага, так ханты называют костер. Он располагается точно под верхушкой чума.
- Как вы думаете почему?
(чтобы выходил дым от костра – очага).
По обе стороны очага находятся жерди, они для духов священны, т.к. считается что они охраняют огонь. Очаг у хантов считается частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья.
- Как вы думаете для чего нужен очаг?
(для приготовления пищи и обогрева жилья).
Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом.
Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний - оленьими шкурами.
А как же располагается семья в чуме? Сейчас я вам расскажу и покажу.
(Свой рассказ воспитатель сопровождает схематичными фигурками – модулями).
Как я вам уже говорила в центре чума находится очаг. По обе стороны очага находятся жерди, и спальные места.
Справа посередине находятся места для хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей до 6 лет. Ближе к двери места для стариков.
Левая сторона чума предназначена для старших детей и гостей. Причем девочкам отведена левая сторона, а мальчикам - правая.
В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум.
В семье у ханты главный мужчина, а женщина ему подчиняется. При этом каждый имел свои обязанности. Так вот чум из шестов воздвигала женщина - ее обязанность.
А сейчас мы поиграем в игру, и попробуем расселить семью в чуме.
8. Игра «Рассели семью в чуме».
Воспитатель:
- Ребята, давайте отдохнем и вспомним, чем занимались коренные жители,
сделаем пальчиковую гимнастику.
9. Пальчиковая гимнастика
«За работу!»
Нынче хватит всем работы.
Ты иди-ка на охоту,
Рыбу ты пойдешь ловить,
А тебе уху варить.
Ты будешь в чуме прибирать,
А ты узоры вышивать.
10. Ребята, а вы знаете, что девочек ханты учили рукоделию с самых ранних лет.
Уже в 3 года им давали в руки иголку, и они делали себе игрушки.
Посмотрите какими игрушками играли дети.
Женщины занимались рукоделием, шили платья, рубахи, а кусочки тканей отдавали детям. Вот из этих кусочков получались такие куклы.
Хотите научиться делать таких кукол «Акань»? Сейчас я вас научу.
Чтобы сделать голову и туловище берем 5 полосок ткани, сгибаем пополам вдоль и проглаживаем пальчиков. Готовые полоски складываем друг на друга, чтобы они чередовались по цвету. Затем складываем их пополам и пальчиком прогибаем по середине внутрь в виде сердечка. Сверху кладем еще одну полоску и ткани и обматываем ниткой, чтобы они не распались. Получившиеся голову и туловищу «наряжаем одеждой» Наматываем на туловище кусочек ткани и придерживая одежду завязываем пояс. На голову завязываем платок. Кукла готова.
А теперь за работу. ( Дети самостоятельно изготовляют куклу.)
Теперь ребята и у вас есть свои куклы – «берегини».
11. Итог занятия.
Кукла Аннэ приготовила для вас угощение. Она благодарит вас за ваши рассказы. А вам понравилось у куклы Аннэ?
Елисеева Инна Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной области "Познание" в подготовительной группе "Люби и знай родной свой край"
Данное занятие было проведено ко Дню округа ХМАО- Югры...
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
Методический сборник конспектов занятий со старшими дошкольниками для педагогов дополнительного образования на тему: "Люби и знай родной свой край"
Данный материал подходит для использования педагогами дополнительного образования для проведения патриотических занятий с дошкольниками в возрасте 6-7 лет по краеведению....
Конспект НОД "Люби и знай родной свой край"
Цель: закрепить знания детей о родном крае...
Конспект ООД "Люби и знай родной свой край"
Конспект организованной обраовательной деятельности в подготовительной группе по онакомлению дошкольников с достопримечательностями и историческим прошлым родного края...
Конспект НОД «Люби и знай родной свой край. Город Самара.» в средней группе ОНР (c использованием мультимедийной презентации)
Технологическая карта по НОД по ОЗОМ для детей средней группы.НОД напрвлен на ознакомление детей с достопримечательностями города Самара....
Конспект открытого занятия люби и знай родной свой край.
Обобщить знания детей о народных промыслах. Систематизировать знания детей о природных зонах России. Формировать знания о животных России....