Конспект открытого просмотра " Люби и знай родной свой край"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Елисеева Инна Владимировна

Программное содержание: Закреплять знания детей о родном городе, его символике (герб, флаг, гимн),  о его достопримечательностях.Формировать основы нравственно-патриотического воспитания через привитие интереса к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lyubi_i_znay_svoy_kray.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА

НЕПОСРЕДСТВЕНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                      по нравственно - патриотическому воспитанию

( подготовительная группа)

        Тема:   « ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ».

Программное содержание:

Закреплять знания детей о родном городе, его символике (герб, флаг, гимн),  о его достопримечательностях.

Формировать основы нравственно-патриотического воспитания через привитие интереса к родному краю.

Расширять представления детей о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать последовательность установки чума, особенности его конструкции, порядок расположения семьи в чуме.

Познакомить со способом изготовления хантыйской куклы (оберег), самим сделать эту куклу.

Развивать мышление, память, внимание, речь, интерес к работе с тканью, тонкой моторики.

Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных жителей Сибири.

Словарная работа:

Упражнять в использовании в речи предлогов: за, между, около, напротив.

Расширять и обогащать словарный запас детей, используя новые слова: чум, шест, очаг, береста.

Предварительная работа:

 Беседы о родном городе, крае, рассматривание  открыток, книг, альбомов о  Нижневартовске, альбомов о народах ханты и манси о  их жизни и быте, чтение художественной литературы.  

Материал:

 Герб, флаг, гимн (аудиозапись), картинки достопримечательностей  города, кукла в хантыйской одежде, иллюстрации чума, макет чума.  Д/игра «Рассели семью в чуме». Кусочки ткани (на каждого ребенка): 6 полосок – 16см х 3см; кусок ткани  для одежды 4см х 20см; платок 7см х 7см; пояс тесьма 18см. Образцы кукол «Акань».

Методические приемы:

1. Сюрпризный ммент.(Приходит гость - хантыйская кукла).

2. Рассказ о городе и его символике.

3. Художественное слово.(Чтение стихотворения Е. Козловой «Я этот город люблю»).

4. Игра «Угадай-ка».

5. Игра с мячом «Перечисли национальности».

6. Физминутка.

7. Рассказ  воспитателя   о хантах,  и их  жилище.

8. Игра «Рассели семью в чуме».

9. Пальчиковая гимнастика.

10. Изготовление куклы –оберега.

11. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель:

   - Сегодня к нам пришла необычная гостья – кукла из хантыйской семьи, а зовут ее Аннэ. Ей понравился наш город, и она хочет узнать о нем как можно  больше. Давайте ей расскажем о нашем городе.

  • Скажите, как называется наш город? (Нижневартовск)
  • Сколько лет нашему городу? (40 лет) – Да, в этом году наш город отмечал свой юбилей.
  • Какого числа город отмечает день рождения? (9 марта)

2. Воспитатель:

- Все города разные. У каждого города есть свои отличительные знаки. Какие? (герб, флаг и гимн.)

- Расскажите о гербе Нижневартовска. Что на нем изображено?

(рассказ детей).

(Герб имеет форму щита, который поделен на 3 части. Вверху на желтом фоне помещены три капельки нефти, которые являются главным богатством нашего города. На серебряном фоне  изображена ель – символ вечной жизни. Ель – представительница тайги, где стоит наш город. На голубом фоне изображены две рыбы. С древних времен рыболовство было основным промыслом у людей, проживающих по берегам реки Оби.)

Воспитатель:

- Расскажите о флаге Нижневартовска.

(Флаг повторяет герб города. Он имеет прямоугольную форму, а не форму щита. И у него отсутствуют изображения нефти, ели и рыб. Желтый цвет на флаге обозначает богатство, синий -  небо и воду. А золотистый – чистоту и гармонию).

Воспитатель:

- У нашего города есть не только флаг и герб, но и гимн нашего города.

- Гимн – это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают. А мужчины снимают головные уборы.

Послушайте гимн нашего города.

  ( звучит гимн города «Нижневартовский вальс» в аудиозаписи).

3. Воспитатель читает стихотворение Е. Козловой «Я этот город люблю».

           Город солнечный, чудесный, он веселый и прелестный.

           Приходи скорее к нам убедишься в  этом сам!

           В нашем городе всегда солнышко смеется,

           И поэтому всем нам весело живется!

           В город солнечный, придешь? Дружбу крепкую найдешь,

           Приходи скорее к нам убедишься в этом сам!

4. Этим стихотворением я приглашаю вас поиграть в игру «Угадай - ка».

     Под цифрами спрятаны картинки, на которых изображены достопримечательности нашего города,  вы должны назвать их, и рассказать  где они находятся и кому посвящены.    Дети  бросают кубик с цифрами от 1 до 6, выбирают открытку с соответствующей цифрой, называют достопримечательность  города, местоположения, и коротко о ней рассказывают.

5. Все эти достопримечательности создали люди, которые живут и трудятся в

   нашем городе. Но самое интересное, что в городе живут, работают и трудятся  люди разных национальностей.

Игра «Перечисли национальности»

- Перечислите, люди, каких национальностей живут в нашем городе?

( русские, татары, башкиры, молдаване, грузины и т.д.)

- Какие люди пришли первыми на эту землю? (народы ханты и манси)

- Кто такие ханты и манси (коренные жители нашего края).

6. Физминутка

   - Кукла Аннэ приглашает нас к себе в гости. Хотите?  Тогда отправляемся в

     путь. Повторяйте все движения за мной.

    (Дети выполняют движения танца под хантыйскую музыку).

7. Ну вот мы и пришли.(Показ слайдов о жизни хантов). 

- Это дом куклы Аннэ. Кто знает, как он называется?   ( Чум).

  Сегодня я расскажу вам о том, как ханты строят свое жилище.

  Чум – это основное жилище народов  ханты и манси. В нем они живут и зимой и летом. Чум можно построить на любом месте. Он легко ставится. Разбирается и перевозится. Поэтому чум и называют переносным жилищем.

Чум строят из шестов шест – это длинная тонкая палка, очищенная от веток.  Шесты тщательно выбирают, ведь они не должны прогибаться под тяжестью покрытия и снега,  и готовят из прочных пород деревьев – ели или сосны.

 - Как мы назовем шест из ели (еловый).

 - А из сосны (сосновый).

Последовательность установки чума такова:

Сначала выбирают место, где ставят шесты (обычно на берегу реки). Шестов очень много. Эти шесты связаны между собой сверху и держат всю постройку. Шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или обращена  к воде.

Затем размечают места для постели и очага, так ханты называют  костер. Он располагается точно под верхушкой чума.

  • Как вы думаете почему?

    (чтобы выходил дым от костра – очага).

По обе стороны очага находятся жерди, они для духов священны, т.к. считается что они охраняют огонь. Очаг у хантов считается частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья.

  • Как вы думаете для чего нужен очаг?

    (для приготовления пищи  и обогрева жилья).

Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом.

Только в самом конце  натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний - оленьими шкурами.

     А как же располагается семья в чуме? Сейчас я вам расскажу и покажу.

(Свой рассказ воспитатель сопровождает схематичными фигурками – модулями).

   Как я вам уже говорила в центре чума находится очаг. По обе стороны очага находятся жерди, и спальные места.

Справа посередине находятся места для хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей до 6 лет. Ближе к двери места для стариков.

Левая сторона чума предназначена для  старших детей и гостей. Причем девочкам отведена левая сторона, а мальчикам -  правая.

     В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум.

   В семье у  ханты главный мужчина, а женщина ему подчиняется. При этом каждый имел свои обязанности. Так вот чум из шестов воздвигала женщина - ее обязанность.

А сейчас мы поиграем в игру, и попробуем расселить семью в чуме.

8. Игра «Рассели семью в чуме».

Воспитатель:

   - Ребята, давайте отдохнем и вспомним, чем занимались коренные жители,

    сделаем пальчиковую гимнастику.

9. Пальчиковая гимнастика

                             «За работу!»

        Нынче хватит всем работы.

        Ты иди-ка на охоту,

        Рыбу ты пойдешь ловить,

        А тебе уху варить.

        Ты будешь в чуме прибирать,

        А ты узоры вышивать.

10. Ребята, а вы знаете, что девочек  ханты учили рукоделию с самых ранних лет.

    Уже в 3 года им давали в руки иголку, и они делали себе игрушки.

     Посмотрите какими игрушками играли дети.

     Женщины занимались рукоделием, шили платья, рубахи, а кусочки тканей   отдавали детям. Вот из этих кусочков  получались такие куклы.

Хотите научиться делать таких кукол «Акань»? Сейчас я вас научу.

Чтобы сделать голову и туловище берем 5 полосок ткани, сгибаем пополам вдоль и проглаживаем пальчиков. Готовые полоски складываем друг на друга, чтобы они чередовались по цвету. Затем складываем их пополам и пальчиком прогибаем по середине внутрь в виде сердечка. Сверху кладем еще одну полоску и ткани и обматываем ниткой, чтобы они не распались. Получившиеся голову и туловищу «наряжаем одеждой» Наматываем на туловище кусочек ткани и придерживая одежду завязываем пояс.  На голову завязываем платок. Кукла готова.

  А теперь за работу. ( Дети самостоятельно  изготовляют куклу.)

  Теперь ребята и у вас есть свои куклы – «берегини».

11. Итог занятия.

      Кукла Аннэ приготовила для вас угощение.  Она благодарит вас за ваши рассказы.  А вам понравилось у  куклы Аннэ?

Елисеева Инна Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                   МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка»        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Методический сборник конспектов занятий со старшими дошкольниками для педагогов дополнительного образования на тему: "Люби и знай родной свой край"

Данный материал подходит для использования педагогами дополнительного образования для проведения патриотических занятий с дошкольниками в возрасте 6-7 лет по краеведению....

Конспект НОД "Люби и знай родной свой край"

Цель: закрепить знания детей о родном крае...

Конспект ООД "Люби и знай родной свой край"

Конспект организованной обраовательной деятельности в подготовительной группе по онакомлению дошкольников с достопримечательностями и историческим прошлым родного края...

Конспект НОД «Люби и знай родной свой край. Город Самара.» в средней группе ОНР (c использованием мультимедийной презентации)

Технологическая карта по НОД по ОЗОМ для детей средней группы.НОД напрвлен на ознакомление детей с достопримечательностями города Самара....

Конспект открытого занятия люби и знай родной свой край.

Обобщить знания детей о народных промыслах. Систематизировать знания детей о природных зонах России. Формировать знания о животных России....