Нравственное воспитание детей
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме
Воспитывать у детей уважение к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moya_rodoslovnaya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные задачи.
- Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные люди.
- Формировать представления о составе семьи.
- Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
- развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе: помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки.
- Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать смысл русских пословиц о семье.
- Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
- Формировать уважительное отношение ко всем членам семьи.
Предшествующая работа.
- Составление рассказов о себе и о своей семье.
- Рисование портретов членов семьи.
- Совместная работа с родителями по составлению семейного древа.
- Чтение художественной литературы.
- Чтение стихотворений: Я.Аким «Мама», И.Косяков «Кто вас дети, больше любит».
- Заучивание стихотворений о родных.
- Беседы: «Близкие люди», «Семейное древо», «Общение с родными».
- Занятия: «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Мужчины и женщины в семье».
- Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дочки-матери».
Активизация словаря: родня, родственники, предки, традиция, родословная.
Материал. Плакаты с пословицами и поговорками. Родословные нескольких семей. Бумажные цветы
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что всех у нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?
Дети. Телеведущей.
Воспитатель. А все, кто в зале?
Дети. Телезрителями.
Воспитатель. Ребята, сейчас скажем приветствие.
Приветствие:
Хорошо, когда при встрече
Мы всем близким и родным,
С Добрым утром,
Добрый день,
И Добрый вечер, - говорим!
Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали.
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята детского сада «Ласточка» п. Запрудня. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Ребёнок. Разрешите представиться. Меня зовут Ваня, мне 6 лет и живу я в посёлке Запрудня. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинство – это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности. Я боюсь прививок и уколов, начинаю плакать. Потом мне становиться стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.
Воспитатель. Благодарю участников передачи. Сегодня мы продолжаем разговор о наших семьях. Как вы думаете, что такое семья?
Дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг с другом уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, это наши родные, родственники, родня. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Воспитатель читает стихотворение:
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительских дом.
Дети исполняют песню «Родительский дом».
Воспитатель. Семья, это родители и дети, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Дети, а вы знаете стихотворения о своих родных?
Дети читают стихотворения.
= Маме=
Мамочка, милая, нежная, славная,
Добрая, умная и лучезарная.
В ладонях я счастье тебе подарю
«Спасибо», - за всё тебе говорю.
=Папе=
Не терпит мой папа, безделье и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь.
Мой папа всегда поработать не прочь.
=Деду=
Я подрастаю, а дедушка нет.
Дома сидит мой миленький дед.
Всё он умеет: читать и писать,
Строгать и чинить, удить и ловить.
Дедушку милого очень люблю,
В обиду дедулю не дам никому.
=Бабуле=
Уж как я ль мою бабушку люблю.
Уж как я ль бабулю обниму.
Милая, любимая бабулечка моя.
Я твоя внучка.
Ну, а ты – моя!
Это ж интересно прямо:
Значит, есть у мамы мама?!
И у папы тоже мама?!
Это ж интересно прямо!
Воспитатель. Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?»
Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается, поэтому с давних времён существовала обычай вести свою родословную
Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках.
Родословная рассказывает об истории семьи. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные.
Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную?
Дети. С дедушки и бабушки.
Воспитатель. Почему нужно начать с дедушки и бабушки?
Дети. Потому что они самые старшие в семье.
Воспитатель. Далее прикрепляем фотографии папы и мамы, братика или сестрёнки и себя. В результате получается родословная семьи.
Некоторые дети составили родословную своей семьи. Это – Настя Ч., Аня П., Петя У., Денис Ш., Артём П.
А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о своей семье.
Дети рассказывают о своей семье.
Воспитатель. Ребята, а отдыхать со своей семьёй вы любите? Я тоже предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Сени».
Воспитатель. Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдёт в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки».
Дети играют в игру (добавляют подходящее слово в рифму).
Ра – Ра – Ра – начинается игра.
Шу – Шу – Шу – Я письмо пишу.
Ло – Ло- Ло – на улице тепло.
Ры – Ры – Ры – у мальчика шары.
Ре – Ре – Ре – стоит домик на горе.
Ар – Ар – Ар – закипел наш самовар.
Жу – Жу – Жу – молока дадим ежу.
Жа – Жа – Жа – есть иголки у ежа.
Са – Са – Са – в лесу бегает лиса.
Воспитатель. Ещё девочка предлагает вам другую игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки – о бабушках (но противоположные по смыслу).
Сильный – слабая.
Грустный – весёлая.
Быстрый – медлительная.
Вспыльчивый – спокойная.
Внимательный – рассеянная.
Молчаливый – говорливая.
Воспитатель. Ребята, пока вы играли в игры, посмотрите, какие красивые цветы распустились у нас в зале, а на каждом лепестке что-то написано.
Проводится игра «Назови ласково».
Дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно – ласкательные.
Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся…
Дедушка – дедуля – дедулечка…
Мама – мамочка – матушка – маменька…
Папа – папуля – папуленька…
Дочь – доченька – дочурка…
Сын – сынок – сыночек…
Воспитатель. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Давайте вспомним некоторые из них.
«Вся семья вместе и душа на месте».
«Золото, серебро не стареет, отец, и мать цены не имеют».
«Русский человек без родни не живёт».
«Нет такого дружка, как родная матушка».
«Семья ладом полна».
«Дружная семья гору сдвинет».
«Дома и стены помогают».
«В гостях хорошо, а дома лучше».
Воспитатель. Время нашей передачи подошло к концу. Сегодня мы многое узнали о себе, родных. Познакомились с замечательной стариной традицией – ведением родословной. Ещё что все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.
Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».
До новых встреч.
План рассказа: «Моя семья».
- Кто входит в семью?
- Как зовут членов семьи?
- Чем они занимаются?
- Какая семья?
- Какие твои родные?
- Кто главный в семье?
Рассказ Шабловского Дениса «Моя семья».
Моя семья состоит из четырёх человек: папы, мамы, меня и сестрёнки.
Моего папу зовут Александр Евгеньевич. Он работает в фирме «Русь – Импорт», начальником склада.
Маму зовут Елена Викторовна. Она работает в детском саду, воспитателем, но в настоящее время сидит дома с младшей сестрёнкой Настей.
Когда папа дома он любит сидеть за компьютером, но он с удовольствием помогает маме пылесосить, моет посуду, а я ему помогаю. Папа добрый, но строгий.
Мама добрая, нежная, ласковая. Дома мама убирается, моет посуду, варит обед, гладит бельё.
Наша семья дружная, любим друг друга. Главные в моей семье родители (мама и папа) и я их слушаюсь.
А ещё у меня есть бабушки и дедушки, только они живут не с нами. Мы ходим к ним в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...