Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
материал (средняя группа) по теме

Киселева Наталья Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

             Два года мы работаем по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

            Начав работать в области духовно-нравственного воспитания мы решаем следующие задачи:

-первоначально прочувствовать восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

-развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

-развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающихся и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

-развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

         Развитие духовно-нравственной личности начинается в семье.

         Для того чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование.

        Чтобы достичь поставленной цели нами были созданы необходимые условия:

-наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

-обеспечение программно-методической и художественной литературой;

-профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

          Для начала мы создали в своей группе предметно0развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Отвели место для театральной деятельности, создали уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольный театр.

         С помощью всех сотрудников детского сада и родителей воспитанников, оборудовали музей старины «Русская избы». Чудом сохранившиеся старинные предметы отыскали надача, дома у себя и у родственников.

         В свободном помещении детского сада появилась зыбка, сделали деревянные лавки и столы, постелили самокатные половики. В русской избе появились расшитые полотенца. Самовар, кухонная посуда. В соответствии с тематическими циклами в своей группе мы тоже оформили уголок в русском стиле.

         Используя в своей работе программу «Истоки» которая делиться на четыре категории «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд  души».

        Через освоение первой книги для развития детей 4-5 лет и участие в занятиях «Добрая семья» и «Домашнее тепло» дети узнают устройстве традиционной православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей.

       Осваивая категорию « родные просторы» дошкольники подводятся к пониманию ценностей родного дома и родной природы.

       В разделе «Труд души» представлены такие темы занятий, как «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник».

       В процессе работы  над темой «Благодарное слово» дети приобретают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющие у них добрые слова.

       По книге «Благодарное слово» было проведено итоговое занятие, которое учит детей произносить слова благодарности своим родным и близким. Слова благодарности- это целительные слова. Они дарят добро, приносят покой, любовь и радость.

        Нам повезло, рядом с детским садом расположен Храм в честь спаса Нерукотворного. Наши дети посещали его и беседовали со священником, знакомились  с иконами и элементами церковных обрядов.

Мы решили включить в тематику занятий по духовно-нравственному воспитанию занятия экскурсия в Храм, ходили в гости к Богу, в его дом с ребятами. Дети впервые посетили храм с воспитателем. Они знакомились с храмом, как вести себя в нем. Они с интересом рассматривали иконы, ходили по храму, с удовольствием  ставили свечки. Детям было интересно, они задавали вопросы, вели себя тихо, спокойно, потому что понимали обстановку храма, дети получили положительные эмоции, были согласны на посещение храма еще раз для знакомства с иконами. Вечером дети делились впечатлением от увиденного с родителями.

       Также Отец  Дионисий посещал наш детский сад и общался с детьми.

       Приобщая детей к Православным праздникам, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику – Православной церкви, хранящей столетиями опыт и традиции праздника, его главное содержание.

       Вместе с музыкальным руководителем Куликовой Т.С. провели  праздник «Благовещение».

       Опыт проведения праздников основанный на духовно-нравственных традициях показал, что положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают друг другу и в семье о своих впечатлениях.

      Праздники основанные на духовно-нравственных традициях в детском саду открыли также и педагогам, и родителям, благодатный и светлый мир православного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

       Духовно-нравственное воспитание детей на основе  православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом трудным, но интересным, требующим единения желаний всех участников воспитательно-образовательного процесса педагогов, детей и родителей.

        Для этого на занятиях используются активные формы обучения, такие как работа в паре, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться вместе представить результат, позволяет избежать конкретности и подготовить ребенка ек участию в коллективной деятельности.

       Так как мотивы общения лежат в общих, сходных свойствах партнера, можно говорить, что данная технология дает возможность удовлетворить все основные коммуникативные потребности дошкольников:

- потребность во взаимопонимании (другой думает также, как я);

- в оценке (отклик партнера на результат индивидуального этапа работы);

- в равноправном участии в деле (вместе представляют полученный на этапе работы в паре результат).

        Анализируя работу за два года, мы пришли  к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

        Проведенное анкетирование и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми.

       Поэтом мы убедились, что работая по духовно нравственному воспитанию детей необходимо уделять особенно много внимания работе с семьей.

        Было проведено родительское собрание по теме «Духовно-нравственное воспитание» родители проявили интерес, заинтриговались. На собрание также приходил Отец  Дионисий.

        В своей работе мы уделяем большое внимание средствам наглядной информации:  стендам, ширмам, папкам-передвижкам.

       Для этого необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы  повышения квалификации по духовно-нравственному воспитания.

         Подведя итог сказанному, делаю вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна, и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

«Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций»

В нашем детском саду в течение ряда лет была создана система работы по  «Духовно – нравственному воспитанию дошкольников», построенная на  ознакомлении с ценностями традици...

"Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и православных праздников"

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое разв...

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных традиций в рамках кружковой работы»

         Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенк...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»...