"Национальный дом". Этнопедагогический проект.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Евсейчева Галина Петровна

Данный проект по формированию этнокультурной компетентности дошкольника содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого этнокультурного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_natsionalnyy_dom.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 438 Г.О. САМАРА

_______________________________________________________________________________

Утверждаю Заведующий

МБДОУ детский сад

№ 438 г.о. Самара

__________________

Методическая разработка

для воспитателей городского округа Самара

«Национальный дом»

(этнопедагогический проект)

Подготовила: Евсейчева Галина Петровна

Самара, 2012

Актуальность. В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентиры, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям. Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепции гуманистического воспитания, на признании детства как культурно-исторического феномена.

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических группы; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Новизна. Данный проект по формированию этнокультурной компетентности дошкольника содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого этнокультурного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

Проблема. Диагностика развития интегративных качеств по образовательной области «Социализация» показала низкий уровень сформированности толерантных отношений в подготовительной группые МБДОУ детского сада № 438. Прежде всего это связано с низкими навыками сотрудничества, эмоциональными проявлениями, отсутствием осознанного взаимодействия с представителями другой национальной культуры.

Для достижения нового образовательно-воспитательного результата необходимо разработать программу педагогического проекта, которая будет направлена на формирование толерантных отношений в подготовительной группые.

Цель: Формирование основ этнокультурной компетентности воспитанников через познание особенностей национальных культур других народов.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.

Гипотеза: Через создание открытого этнокультурного пространства в ДОУ, ввести воспитанников в мир культурных ценностей других народов, сформировав этнокультурную компетентность.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

1. Совместное планирование деятельности.

2. Подбор методической литературы.

3. Составление планов работы.

Практическая деятельность детей

1.Обеспечение условий для реализации проекта.

2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.

4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс-уголков, создание информационного стенда для родителей, приглашение музыкальных коллективов народного творчества).

5. Внедрение в практику работы с детьми серии непосредственно образовательной деятельности «Национальный дом»

6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.

7. Педагогический тренинг для родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.

8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

9. Организация работы по следующим направлениям:

- Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

- Круглые столы

- Мастер-классы

- Открытые мероприятия

- Дизайнерско-оформительская деятельность.

11.Осуществление контроля над реализацией проекта.

Заключительный этап:

  • Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.
  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Выводы, самооценка.
  • Демонстрация этапов и итогов проекта родителям и педагогам через слайдовую презентацию.

План взаимодействия с родителями:

  1. Анкетирование родителей по выявлению знаний о воспитании толерантности у старших дошкольников.
  1. Оформление стендов для родителей по теме проекта.
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое этнокультурная компетенция дошкольника. Почему ее необходимо развивать?».
  3.  Консультации, беседы, совместные игры, творческие мероприятия, домашние задания, оформление уголка для родителей.
  4. Создание с помощью родителей декораций, костюмов, дидактических пособий.

Основная часть. Был проведен анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности по формированию этнокультурного пространства в ДОУ. На основе анализа разработана программа мероприятия проекта и сформулированы задачи.

Задачи проекта:

1. Сформировать интерес к краеведческому материалу;

2. Познакомить с устным народным творчеством;

3. Формировать интерес к быту, традициями и обычаями народов.

4. Вовлекать детей в народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы).

5. Развивать игровую деятельность воспитанников через народные игрушки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

4. Создание единого этнокультурного пространства в группе.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении воспитания детей в духе толерантности.

Механизмы реализации проекта:

  1. Реализация программы и плана мероприятий по формированию этнокультурной компетентности воспитанников,
  2. Внедрение в непосредственно образовательную деятельность с детьми народных игр и элементов традиций других народов,
  3. Проведение тематических бесед, театрализованных игр, сюжетно-ролевых игр и соревновательных мероприятий,
  4. Обогащение предметно-развивающей среды группыы по формированию этнокультурного пространства.
  5. Реализовать план по взаимодействию с родителями.

План проектных мероприятий

Содержание

Сроки

Ответственный

Работа с детьми

1

Серия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению и приобщению к национальной культуре

В течение года

Воспитатели группы

2

«Знакомим с народными промыслами» – игры – занятия по изо деятельности 1 раз в неделю

В течение года

Воспитатели группы

3

Творческая неделя «Играем в старину»

- Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы»

Февраль    

Воспитатели группы

4

Встречи с фольклорными группыами народов Поволжья

В течение года

Музыкальные руководители

5

Экскурсия в краеведческий музей  

Сентябрь  

Воспитатели группы

6

Национальные праздники (мини-фестиваль).

Октябрь-ноябрь  

Воспитатели

7

Неделя народных игр

Музыкальные руководители

Воспитатели  

8

Конкурсы детского творчества:

«Мир национального орнамента»

«Мы рисуем сказку»

Март

Воспитатели группы

9

Творческая неделя «Играем в старину» (развлечения, игры, рисование, лепка, изготовление кукол)

Декабрь,

Март  

Воспитатели группы, муз. руководители

10

Конкурс национального костюма «Одежда наших бабушек»

Март  

Воспитатели, муз. руководитель

11

Диагностика (для выявления у детей знаний о национальной культуре)

Апрель

Воспитатели группы

12

Национальный праздник «Науруз»,

Народный праздник «Масленница»

Апрель  

Воспитатели, муз. руководитель,

13

Я, ты, он, она - вместе целая страна»

развлечение (итоговое занятие).

Май  

Воспитатели группы

Работа педагогов

1

Оформить уголок народного прикладного искусства

В течение года

Воспитатели группы

2

Организация предметно-развивающей среды в группыах по изучению народов Поволжья

Октябрь

воспитатели группы

3

Презентация материалов для родителей

Май

 воспитатели группы

План работы с родителями

1

Анкета «Патриотическое воспитание»

«Семья вместе – душа на месте» развлечение с родителями.

 

Сентябрь  

Воспитатели

2

"Родословное древо";

Консультация

«Воспитание и развитие детей в семье на идеях народной педагогики через игру»

Октябрь  

Воспитатели

3

Консультация на тему «Фольклор в познавательном развитии»

Праздник ко дню Матери «Слово о матери»

Оформление национального уголка в группы

Ноябрь  

Воспитатели

4

Папка-передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня»

«Гадание на Руси (игры, хороводы, песни)»

Декабрь  

Воспитатели

5

Народные игры народов Поволжья

Консультация «Колыбельная для малышей»

Анкета «Знаешь ли ты свой край?»

Январь  

Воспитатели

6

Праздник ко дню Защитника отечества

Папка-передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы»

«Русская кухня» знакомство с процессом приготовления блинов

Февраль  

Воспитатели, музыкальный руководитель

7

Конкурс игрушки «В каждой избушке свои игрушки»

«Игры да потехи» развлечение

Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры»

Март    

 

Воспитатели

8

Консультация «Народные праздники»

Экскурсия "В музей вместе с ребенком".

Апрель  

Воспитатели

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитанники повысят уровень сформированности интереса к родному краю;
  2. Предполагается рост интереса к национальному народному творчеству и национальной культуре;
  3. Приобретения опыта игровой деятельности в народные игры;
  4. Успешность воспитанников в освоении принципов толерантных взаимоотношений;
  5. Положительная динамика в укреплении связи детского сада с семьей и повышение компетентности родителей по формированию этнокультурной компетентности у старших дошкольников.

Информационные ресурсы проекта

  1. Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание старших дошкольников / Е.В. Авдеева. - Мн., 2004.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – М.: Детство, 2004.
  3. Алешин,а Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина.  – М.: ЦГЛ, 2005.
  4. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Гаранина, Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / Т.П. Гаранина. - Мн., 1983.
  6. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина / Г.А. ковалева - М: АРКТИ, 2004.
  7. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – М.: Детство - Пресс, 2002.
  8. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством  / Л.С. Куприна. - СПб: Детство – Пресс, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Татарский национальный костюм». Краткосрочный проект

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению ег...

Этнопедагогический подход в организации образовательной системы ДОУ

Стандарты нового покаления: Реализация компетентностного подхода на разных уровнях образования...

Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»

АктуальностьИгра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.Велико значение игр в воспитании ненецких детей....

"Этнопедагогический потенциал весенних татарских традиций и праздников и его реализация в современном детском саду"

Статья о использовании весенних татрских праздников и традиций в воспитании детей дошкольного возраста...

Национальный региональный компонент - Проект "Мой город, моя улица, мой дом"

Проект «Мой город, моя улица, мой дом»(долгосрочный, познавательный)Воспитатель: Марченко С.Н.Участники проекта: воспитатели и дети первой младшей группы № 1 «Колобок» МАДОУ № ...

Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"

Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"...