"Национальный дом". Этнопедагогический проект.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данный проект по формированию этнокультурной компетентности дошкольника содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого этнокультурного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_natsionalnyy_dom.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 438 Г.О. САМАРА
_______________________________________________________________________________
Утверждаю Заведующий
МБДОУ детский сад
№ 438 г.о. Самара
__________________
Методическая разработка
для воспитателей городского округа Самара
«Национальный дом»
(этнопедагогический проект)
Подготовила: Евсейчева Галина Петровна
Самара, 2012
Актуальность. В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентиры, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям. Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепции гуманистического воспитания, на признании детства как культурно-исторического феномена.
Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических группы; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.
Новизна. Данный проект по формированию этнокультурной компетентности дошкольника содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого этнокультурного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Проблема. Диагностика развития интегративных качеств по образовательной области «Социализация» показала низкий уровень сформированности толерантных отношений в подготовительной группые МБДОУ детского сада № 438. Прежде всего это связано с низкими навыками сотрудничества, эмоциональными проявлениями, отсутствием осознанного взаимодействия с представителями другой национальной культуры.
Для достижения нового образовательно-воспитательного результата необходимо разработать программу педагогического проекта, которая будет направлена на формирование толерантных отношений в подготовительной группые.
Цель: Формирование основ этнокультурной компетентности воспитанников через познание особенностей национальных культур других народов.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.
Гипотеза: Через создание открытого этнокультурного пространства в ДОУ, ввести воспитанников в мир культурных ценностей других народов, сформировав этнокультурную компетентность.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
1. Совместное планирование деятельности.
2. Подбор методической литературы.
3. Составление планов работы.
Практическая деятельность детей
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс-уголков, создание информационного стенда для родителей, приглашение музыкальных коллективов народного творчества).
5. Внедрение в практику работы с детьми серии непосредственно образовательной деятельности «Национальный дом»
6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.
7. Педагогический тренинг для родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.
8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
9. Организация работы по следующим направлениям:
- Организованные мероприятия
- Досуговые мероприятия
- Круглые столы
- Мастер-классы
- Открытые мероприятия
- Дизайнерско-оформительская деятельность.
11.Осуществление контроля над реализацией проекта.
Заключительный этап:
- Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Выводы, самооценка.
- Демонстрация этапов и итогов проекта родителям и педагогам через слайдовую презентацию.
План взаимодействия с родителями:
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о воспитании толерантности у старших дошкольников.
- Оформление стендов для родителей по теме проекта.
- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое этнокультурная компетенция дошкольника. Почему ее необходимо развивать?».
- Консультации, беседы, совместные игры, творческие мероприятия, домашние задания, оформление уголка для родителей.
- Создание с помощью родителей декораций, костюмов, дидактических пособий.
Основная часть. Был проведен анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности по формированию этнокультурного пространства в ДОУ. На основе анализа разработана программа мероприятия проекта и сформулированы задачи.
Задачи проекта:
1. Сформировать интерес к краеведческому материалу;
2. Познакомить с устным народным творчеством;
3. Формировать интерес к быту, традициями и обычаями народов.
4. Вовлекать детей в народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы).
5. Развивать игровую деятельность воспитанников через народные игрушки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
4. Создание единого этнокультурного пространства в группе.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении воспитания детей в духе толерантности.
Механизмы реализации проекта:
- Реализация программы и плана мероприятий по формированию этнокультурной компетентности воспитанников,
- Внедрение в непосредственно образовательную деятельность с детьми народных игр и элементов традиций других народов,
- Проведение тематических бесед, театрализованных игр, сюжетно-ролевых игр и соревновательных мероприятий,
- Обогащение предметно-развивающей среды группыы по формированию этнокультурного пространства.
- Реализовать план по взаимодействию с родителями.
План проектных мероприятий
Содержание | Сроки | Ответственный | ||
Работа с детьми | ||||
1 | Серия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению и приобщению к национальной культуре | В течение года | Воспитатели группы | |
2 | «Знакомим с народными промыслами» – игры – занятия по изо деятельности 1 раз в неделю | В течение года | Воспитатели группы | |
3 | Творческая неделя «Играем в старину» - Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы» | Февраль | Воспитатели группы | |
4 | Встречи с фольклорными группыами народов Поволжья | В течение года | Музыкальные руководители | |
5 | Экскурсия в краеведческий музей | Сентябрь | Воспитатели группы | |
6 | Национальные праздники (мини-фестиваль). | Октябрь-ноябрь | Воспитатели | |
7 | Неделя народных игр | Музыкальные руководители | Воспитатели | |
8 | Конкурсы детского творчества: «Мир национального орнамента» «Мы рисуем сказку» | Март | Воспитатели группы | |
9 | Творческая неделя «Играем в старину» (развлечения, игры, рисование, лепка, изготовление кукол) | Декабрь, Март | Воспитатели группы, муз. руководители | |
10 | Конкурс национального костюма «Одежда наших бабушек» | Март | Воспитатели, муз. руководитель | |
11 | Диагностика (для выявления у детей знаний о национальной культуре) | Апрель | Воспитатели группы | |
12 | Национальный праздник «Науруз», Народный праздник «Масленница» | Апрель | Воспитатели, муз. руководитель, | |
13 | Я, ты, он, она - вместе целая страна» развлечение (итоговое занятие). | Май | Воспитатели группы | |
Работа педагогов | ||||
1 | Оформить уголок народного прикладного искусства | В течение года | Воспитатели группы | |
2 | Организация предметно-развивающей среды в группыах по изучению народов Поволжья | Октябрь | воспитатели группы | |
3 | Презентация материалов для родителей | Май | воспитатели группы | |
План работы с родителями | ||||
1 | Анкета «Патриотическое воспитание» «Семья вместе – душа на месте» развлечение с родителями.
| Сентябрь | Воспитатели | |
2 | "Родословное древо"; Консультация «Воспитание и развитие детей в семье на идеях народной педагогики через игру» | Октябрь | Воспитатели | |
3 | Консультация на тему «Фольклор в познавательном развитии» Праздник ко дню Матери «Слово о матери» Оформление национального уголка в группы | Ноябрь | Воспитатели | |
4 | Папка-передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» «Гадание на Руси (игры, хороводы, песни)» | Декабрь | Воспитатели | |
5 | Народные игры народов Поволжья Консультация «Колыбельная для малышей» Анкета «Знаешь ли ты свой край?» | Январь | Воспитатели | |
6 | Праздник ко дню Защитника отечества Папка-передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» «Русская кухня» знакомство с процессом приготовления блинов | Февраль | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
7 | Конкурс игрушки «В каждой избушке свои игрушки» «Игры да потехи» развлечение Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры» | Март
| Воспитатели | |
8 | Консультация «Народные праздники» Экскурсия "В музей вместе с ребенком". | Апрель | Воспитатели |
Ожидаемые результаты:
- Воспитанники повысят уровень сформированности интереса к родному краю;
- Предполагается рост интереса к национальному народному творчеству и национальной культуре;
- Приобретения опыта игровой деятельности в народные игры;
- Успешность воспитанников в освоении принципов толерантных взаимоотношений;
- Положительная динамика в укреплении связи детского сада с семьей и повышение компетентности родителей по формированию этнокультурной компетентности у старших дошкольников.
Информационные ресурсы проекта
- Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание старших дошкольников / Е.В. Авдеева. - Мн., 2004.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – М.: Детство, 2004.
- Алешин,а Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988.
- Гаранина, Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / Т.П. Гаранина. - Мн., 1983.
- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина / Г.А. ковалева - М: АРКТИ, 2004.
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – М.: Детство - Пресс, 2002.
- Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна. - СПб: Детство – Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Татарский национальный костюм». Краткосрочный проект
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению ег...
Этнопедагогический подход в организации образовательной системы ДОУ
Стандарты нового покаления: Реализация компетентностного подхода на разных уровнях образования...
Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»
АктуальностьИгра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.Велико значение игр в воспитании ненецких детей....
"Этнопедагогический потенциал весенних татарских традиций и праздников и его реализация в современном детском саду"
Статья о использовании весенних татрских праздников и традиций в воспитании детей дошкольного возраста...
Национальный региональный компонент - Проект "Мой город, моя улица, мой дом"
Проект «Мой город, моя улица, мой дом»(долгосрочный, познавательный)Воспитатель: Марченко С.Н.Участники проекта: воспитатели и дети первой младшей группы № 1 «Колобок» МАДОУ № ...
Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"
Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"...