"Этнопедагогический потенциал весенних татарских традиций и праздников и его реализация в современном детском саду"
статья на тему

Сунгатуллина Альсина Зуфаровна

Статья о использовании весенних татрских праздников и традиций в воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnopedagogicheskiy_potents.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Этнопедагогический потенциал весенних татарских традиций и праздников и его реализация

в современном детском саду

                                             ст. воспитатель  А.З.Сунгатуллина

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к культурно-историческому наследию, лучшим традициям отечественной, открывающие возможности для духовно-нравственного развития личности и общества.

Для реализации поставленных задач в нашем учреждении начата экспериментальная работа по педагогическому моделированию художественно-образной системы духовно-нравственного воспитания, развития и оздоровления детей под научным руководством Нестеренко Аллы Васильевны, доцента, канд пед наук, старшего научного сотрудника лаборатории народоведения и межкультурных коммуникаций кафедры ЮНЕСКО  МИОО

Реализация педагогического потенциала народной татарской культуры возможна только в процессе ее  изучения и осмысления. Этому нам помогают курсы повышения квалификации по теме «Инновации в поликультурном образовании Москвы».

У каждого народа – своя национальная культура, вои традиции, обычаи, народные праздники. Многие из них своими истоками уходят в глубокую древность.   С развитием цивилизации меняется среда, образ жизни, а народные праздники и их ценностное ядро остается неизменным.  
Татарские народные праздники, как народные праздники других народов, проникнуты культами почитания природы, памяти предков, взаимосвязи природы и человека, его ценностным отношением к труду на родной земле, как основе жизненного благополучия.

Самым популярным весенним праздником татарского народа, является Карга боткасы (Воронья, грачиная каша) или «Богини матери день» по-хантыйски, сохранившийся с доисторических времен, отмечающийся у народов Севера и тюркских народов. Его изначальное назначение – культ матери и детей. Праздник прилета вороны  связан с приходом весны и тепла. Эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, кричат, как бы пробуждая природу. На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми. Но вот наступили трудные времена. Людям стало самим нечего есть. И отправилась ворона на поиски пищи. Не долго она кружилась, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя.

Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны. И еще, наверное, потому, что помнят люди те времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.

В хантыйских и мансийских преданиях вороны считаются покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (опилки и стружки из мягкой древесины, которые насыпали в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои озябшие лапки. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет, где мне лапки свои погреть». Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению детей.

В этой легенде четко прослеживается нравственный и духовный императив.

В татарских традициях в честь прилета ворон устраивался праздник Карга боткасы – воронья каша. В этот день нарядные дети собирали вскладчину с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, зажигался костер, и в большом казане (котле) заваривали кашу. После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши, с обязательным ритуалом поклонения стихиям природы земле, воде, воздуху и огню (небу):

 Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая.

Вторая – воде (ручью), чтобы вода оберегала,   сохранила живность на земле.

Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди,

а четвертая – воронам с благодарностью за то, что они принесли весну.

После этого каша раздавалась всем присутствующим. Когда люди расходились, стаи птиц летели на кашу, оставленную им.

Одно из мудрых и добрых праздников  татарского народа - САБАНТУЙ. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник), его этнопедагогическое значение – праздник удовлетворения результатами своего общего труда по возделываю будущего урожая, мастерства, дружбы, согласия, единения, ловкости, силы, мужества.

Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
Он включает в себя различные обряды и игры.
В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Традиционные соревнования сабантуя  на физическую силу , ловкость, стойкость.  Они имеют значение для физического развития мальчиков, формирование мужских образов-идеалов, моделей мужского поведения.       . :
- Бой мешками с сеном верхом на бревне.

 -Бег в мешках..
- Игра «Разбей горшок»:

- Бег с ложкой во рту и сырым яйцом. .
- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет.

 Награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним.  
Для девочек – соревнования по домашним женским заботам

Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

Традиционное угощение ( эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяча) является средством сенсорного развития, а также формирования представлений о луших блюдах национальной кухни, как здоровой и полезной пищи.

 После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах - и обязательно приглашают гостей, ведь гостеприимством славятся татары, как и все народы России.

Эти весенние татарские праздники используются в нашей работе с детьми и родителями. Они включены в элективную интегрированную развивающую программу на биллингвальной основе  «Родной благословенный дом», созданная для работы в музее детского сада.

Темы народной культуры интегрировано входят в содержание различных видов познавательно-речевой, художественно-эстетической и творческой деятельности, на основе которых создаются детские проекты, первые детские шедевры, с которыми вы имели возможность сегодня познакомиться на нашей выставке детско-взрослого творчества.

При введении элементов национальной культуры в содержание педагогического процесса отмечается повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...

Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение  родителей и  старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и  семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...

Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»

Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....

Традиции и инновации современного детского сада

В статье рассматривается опыт работы по внедрению инновационных технологий в дошкольной организации....

Методическое объединение : «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект методического объединения "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду" сопровожденный презентацией по да...

Реализация андрагогических подходов в повышении психологической грамотности родителей воспитанников современного детского сада

В период реализации ФГОС ДО важное место отведено сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников. В статье рассматривается роль педагога-психолога в организации психопросветительской деятельност...