Реализация этнопедагогического подхода в воспитательном процессе ДОУ
статья ( группа) по теме
Этнопедагогичсекий подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_etnopedagogicheskogo_podhoda.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Мудрость предков – зеркало для потомков.
(чешская пословица)
Этнопедагогика представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, мы можем лучше понять своих воспитанников и их проблемы.
Дети с рождения находятся под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Их постепенно, целенаправленно приобщаем не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества.
Раскрывая для себя всю красоту мира, дети приучаются принимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям ненавязчиво прививается «духовная экология», формируя уважительное отношение к родному краю.
Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного и тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения. Педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. В настоящее время этнопедагогический подход активно реализуется в воспитательном процессе нашего ДОУ (проводим праздники народной тематики, мероприятия, посвященные народным обычаям и традициям). В рамках национально-регионального компонента в детском саду проводится работа по ознакомлению с историей и культурой родного края.
К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки. Сказка играет большую роль в воспитании ребенка. Прежде всего, детям рассказываем сказки о животных. В них животные олицетворяют различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость, которые сказка призвана осудить, зато возвышаются положительные качества: храбрость, смекалка, доброта. Сказки просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода. Такое их построение способствует лучшему запоминанию их детьми. Примерами таких сказок являются «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и др.
Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учат его не просто разговаривать, а вступать в разговор. Традиционная культура – это, прежде всего, культура диалога.
Большую роль в развитии речевых способностей детей, совершенствовании их дикции играют скороговорки:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Словесные игры развивают и необходимые психологические качества. Например, молчанка учит детей выдержке и терпению. Остается только сожалеть, что в наше время скороговорки, сказки и прибаутки редко используются родителями и постепенно уходят из быта и жизни маленького ребенка. Современные родители предпочитают общаться с ребенком при помощи компьютера. Но компьютер не заменит живого человеческого общения. Наш коллектив пытается восполнить все, что не дополучают дети в семье.
Познание природы начинается для ребенка с весны, когда он знакомится с обитателями флоры и фауны родного края. Уже с раннего возраста дети относятся к природе как к чему-то живому, что можно не только использовать, но нужно охранять и уважать. Начинается все с малых лет: детей учим смотреть, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеют растения, но и учим устанавливать с природой диалог.
Широкое распространение в детском фольклоре получают песни-заклички, обращенные к какому-либо природному явлению, насекомым, птицам.
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей-
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи-
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Весь годовой цикл занятий, праздники, досуги строятся на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций, фольклора русского и хакасского народов. Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.
Дети знакомятся с народным песенным фольклором, водят хороводы, поют народные песни, узнают традиции народного танца, знакомятся с народной игрой.
Ладушки, ладушки!
Испекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Ване два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
На занятиях дети изучают народную песню, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских и хакасских композиторов, играют в народные музыкальные игры, изучают танцевальные движения. Широко используем при организации прогулок, праздников, в повседневной жизни детей, на занятиях по физкультуре народные подвижные игры. При знакомстве детей с русским и хакасским бытом на занятиях в группе используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), предметы народно-прикладного искусства, народные игрушки.
Основой специально созданной развивающей среды в ДОУ стали уголки русского и хакасского быта и народно-прикладного искусства, в которых сосредоточены народные куклы, игрушки, костюмы. Устраиваем выставки, посвященные народным праздникам, подбираем методические рекомендации, оформляем стенды, имеем задания по совместному творчеству детей, а также для индивидуальной работы.
Наше дошкольное учреждение работает по единому годовому перспективному плану, при этом каждый имеет свой план с разработанными конспектами и сценариями, дополненными видео- и фотоматериалами. Проводим беседы, используя малые формы фольклора, читаем литературу.
Данная система работы позволяет развивать творческий и эмоциональный потенциал каждого ребенка, познавательную активность, продуктивную деятельность, способствует личностному развитию детей. При этом у детей складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, многие другие качества, которые трудно, а подчас и невозможно воспитать без такой системы.
Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к многовековому опыту народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применяются в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом.
Важно с раннего детства пробудить в ребенке глубокое чувство уважения к своей и иной культуре. Изучение истории, традиций и обрядов народа способствует воспитанию толерантной личности, носителя и продолжателя национальной культуры. Обучая детей родному языку и обычаям, формируем их национальное самосознание. Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.
Библиографический список
- Астахова Н. «Энциклопедия детского фольклора». Москва. «Белый город», 2010г.
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Москва, 1995г.
- Волков В.Г. Этнопедагогика. Москва, 1978г.
- Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями: новые подходы к воспитательному процессу
МБДОУ №23 Доклад на тему: « Работа с родителями: новые подходы к воспитательному процессу»...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональ...
Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.
Реализация интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе через синтез образовательных областей. Это дает детям реализовать творческие способности. При реализации интегрированного...
Доклад на тему: «Работа с родителями: новые подходы к воспитательному процессу»
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематичес...
Этнопедагогические подходы в образовательном процессе в ДОУ
Краткая аннотация: Одним из главных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС, является духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Этнокультурное наследие с...
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...