Конспект непосредственно образовательной деятельности "Космос" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Космос" для старшей группы
Доминирующая область «Познание»
Интегрированные задачи:
П. Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.
Т: Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Развивать любознательность.
С. Закреплять умение выполнять правила игры.
К. Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений. Развивать активный словарь детей словами:
планета; Земля; космос, космический корабль, спутник, космонавт, скафандр.
Ч.Х.Л. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.
М. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Ф: Развивать артикуляционный аппарат, правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
МАТЕРИАЛЫ:
Пособие «Планеты Солнечной системы», глобус, бумажный круг (разделенный линиями на три равные части), трехлитровая банка с водой, стакан, мультимедийная презентация; детские рисунки; мячи и фломастеры по количеству детей, два мольберта, картинки с изображением объектов живой и неживой природы, комнатное растение в горшке.
Предварительная работа Беседа с детьми о предстоящем празднике - 12 Апреля «День космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре, чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме космоса; рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах о космосе;
Ход: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
Им - им - им, на ракете полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
3. Беседа о времени года.
- Ребята, какое время года наступило? Наступила весна. Весна какая? Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. Какие весенние месяцы вы знаете?
Март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Сейчас месяц апрель.
Часть 1.
В: - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, какой праздник отмечает наша страна в апреле?
Он первый увидел просторы вселенной,
Он первый вошел в неизведанный мир.
Мы чтим его подвиг, и он не забытый,
Мальчишек он вечный, бессмертный кумир.
Он, сколько бы лет ни прошло, будет первый,
Кто космос решился изведать один (предполагаемый ответ детей).
- Правильно, мы сегодня поговорим о космосе и о космонавтах. Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется много лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник всей нашей страны.
В: - Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Д: - Человеку захотелось узнать, что такое звезды и почему они такие яркие.
В: - Но ведь для того, чтобы рассматривать звезды есть специальный прибор! Вы знаете, как он называется? (телескоп).
В: Почему же человеку стало необходимо подняться в космос?
Д: Чтобы увидеть из космоса нашу планету Земля.
В: Молодцы! Человеку стало интересно увидеть, как выглядит из космоса наша планета, изучить поверхность Земли, провести научные эксперименты, выяснить, какая опасность ей грозит, чтобы подумать, как ей помочь.
Часть 2.
В: - А еще космонавты изучают влияние других планет Солнечной системы на Землю.
Дидактическая игра «Солнечная система».
В: - Дети, назови и покажи, какие планеты Солнечной системы вы знаете?
Д: - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
В: - Покажите самую маленькую планету.(Плутон)
В: - Покажите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
В: - Назовите и покажите шестую по счету от Солнца планету (Сатурн)
В: - Назовите и покажите третью по счету планету от Солнца (Земля)
В: - Правильно. А какой формы наша планета? (круглая)
В: - А как это доказать? Представьте, что вышли во двор, чтобы поиграть на детской площадке. Посмотрите под ноги. Какой кажется вам земля, по которой вы ступаете?
В: - Верно. Плоской, как пол. Правда, на ее поверхности попадаются кочки и канавы, но общее впечатление все-таки такое, что земля плоская.
Вот и в древние времена люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли (воспитатель показывает детям большую плоскую тарелку и ставит на нее маленького человечка).
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они возвращаются туда, откуда начали путешествие.
- Почему так происходит? (потому что Земля круглая).
Часть 3.
В: - Давайте мы с вами попробуем доказать, что Земля круглая.
Сейчас раздам вам мячи и фломастеры. Представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Что у вас получилось?
Д: Фломастер вернулся туда, откуда начал свой путь.
В: Что мы с вами доказали?
Д: Мы доказали, что Земля круглая.
В: А сейчас расскажу стихотворение о нашей планете.
Стихотворение Яков Аким «Земля»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь над ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
В: - Земля – единственная планета солнечной системы, на которой существует жизнь. И мы должны беречь и защищать ее.
Часть 4.
В: - Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, умным, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).
В: Правильно, но этого все же недостаточно, чтобы полететь в космос. Как вы думаете, что еще нужно космонавту для полета в космос?
Д: - Скафандр, ракета, космический корабль, топливо для ракеты, питание для космонавта, запас воздуха.
В: Молодцы. Вы сказали, что космонавту нужен скафандр. Для чего?
Д: Для того, чтобы перенести перегрузки на большой скорости, чтобы защищать тело космонавта, чтобы дышать в безвоздушном пространстве.
В: А почему вся космическая еда находится в тюбиках?
В: Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков.
В: - Но самое главное – космонавту для полета в космос нужен космический корабль – ракета. А вы знаете, кому первому пришла идея создать космический корабль? Сейчас наши дети расскажут о людях, которые придумали и построили космический корабль.
Вадим: Почти сто лет назад в городе Калуге жил учитель Константин Эдуардович Циолковский (показ портрета). Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. Но у него не было возможности его построить. И он рассказал об этом в своих научных книгах.
Кирилл: Через много лет советские конструкторы и ученые изготовили первый космический спутник (показ). А руководил ими Сергей Павлович Королев (показ портрета). На спутнике установили специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Тогда ученые решили повторить полет с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. (Показ). Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить заветную мечту – послать в космос человека!
В: - К полету в космос готовились несколько космонавтов, но в первый полет отправился только один. Кто же был первым космонавтом на Земле?
Д: - Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Кто может рассказать, на чем Гагарин полетел в космос, что ему для этого было необходимо?
Д: 12 апреля 1961 года сбылась мечта людей планеты Земля. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ портрета) облетел вокруг Земли на корабле "Восток" (показ). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.
В: Полетев первым в космос, Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг.
Физминутка «Космонавт». - А теперь давайте мы тоже представим себя космонавтами.
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
5 часть.
В: Юрий Алексеевич Гагарин первым из жителей Земли увидел нашу планету из космоса.
- Как выдумаете, какой формы и цвета выглядит Земля из космоса?
Д: - Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (Фотография Земли из космоса).
Стихотворение читает...
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где – то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой...
А если в космос ты взлетишь
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
В: - Вот она, наша любимая планета, только уменьшенная во много раз (вносит глобус). Что это?
Д: - Это глобус.
В: - Давайте его рассмотрим. Как вы думаете, что отмечено на глобусе синим цветом? (Моря и океаны, реки).
- А что это за коричневые и зеленые пятна? (горы, пустыни, леса)
- А в какой цвет окрашены заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюса?
В: - Какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)
В: - На нашей земле очень много воды. Если Землю представить в виде круга, и разделить его на три части, то воды будет 2 части, и только одна часть – суша.
В: - Но пить можно не всю воду? Как вы думаете, почему?
Д: - Потому что вода в морях и океанах соленая.
В: - Правильно, (показывает воду в трехлитровой банке). Представьте, что это вся вода с нашей планеты. Пресной воды в ней, той, которую можно пить, всего лишь полстакана. Много это или мало? (Мало). Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы пресная вода не кончилась на Земле, и ее хватало на всех людей?
Д: Воду надо беречь, закрывать правильно кран, не лить зря воду, не загрязнять реки и озера.
Часть 6.
Голос: Внимание! Внимание! На наш космодром приземлился неизвестный корабль, неопознанный объект приближается к Центру управления полетом. Будьте осторожны! Будьте осторожны!
Шум. (Кружась в пространстве, появляется инопланетянка).
В: - Кто вы?
Инопланетянка: Я жительница планеты Антарис. Зовут меня Антарина. У меня произошла поломка космического корабля и мне пришлось сделать вынужденную посадку. А вы кто?
В: - Мы жители планеты Земля.
Инопланетянка: Земля?! Я так заблудилась в космическом пространстве, что сразу не могу сообразить, где я нахожусь. Земля?! Где находится эта планета?
В: - Ребята, давайте, назовем Антарине, наш космический адрес.
Д:- Солнечная система, планета Земля, страна Россия, город Свободный, улица Мухина, дом 69, детский сад «Россияночка», старшая группа «Чебурашка».
Инопланетянка: Так вот куда я попала! Я вижу вы такие умные, красивые. Наверное, ваша земля какая-то особенная. Расскажите мне о своей планете.
Д: - Наша планета называется Земля. На ней есть воздух, вода, живая и неживая природа. На планете Земля живут люди – земляне.
Инопланетянка: Не понимаю, что значит живое и неживое?!
В: - Дети, расскажем Антарине, что такое живая и неживая природа? Давайте мы разделимся на две команды. Девочки выберут картинки с изображением живой природы, а мальчики – неживой.
Инопланетянка: Да, картинки красивые, но я все-таки не поняла, чем живое отличается от неживого?
Д: - Живое – питается, дышит, размножается, растёт.
Инопланетянка: Это очень интересно. Мне очень хочется побольше узнать о вашей прекрасной планете, но, к сожалению, пора улетать.
В: - Прими от нас – землян подарок. Вот этот цветок. Он живой. И если ты будешь за ним ухаживать: поливать, рыхлить почву, чтобы дышали корни, то вскоре, он вырастет большой, зацветет и даст семена.
Инопланетянка: Спасибо. До свидания.
Анализ: В: - Дети, что нового мы сегодня узнали?
В.- Какое задание было для тебя самым сложным? Чей ответ на вопросы Антарины тебе больше всего понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности. (старшая группа) Образовательная область « Художественное творчество» Рисование
О рисовании осени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме "Овощи"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".
Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
«Семена проснулись» конспект непосредственно образовательной деятельности старшая группа
Задачи: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиваниии. Дать представлениео семени готового, к посеву. Познакомить с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности, старшая группа Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы»....