Информационно-практико-ориентированный проект "Я и моя семья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Актуальность
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya_2013.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-практико-ориентированный проект
«Я и моя семья»
Актуальность
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.
Цель проекта:
Систематизировать и расширить знания детей о своей семье через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей представления о семье, учить разбираться в родственных связях.
- Закреплять знания имён, фамилий, места работы и рода деятельности родных
- Формировать у детей интерес к сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений..
- Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Знания о своей семье: членах семьи, традициях, родословной.
- Понимание значимости семьи в жизни каждого человека, проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Для родителей:
- Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог группы, учитель- логопед, педагог-психолог.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Образовательные области, охватываемые проектом:
- социализация;
- коммуникация;
- познание;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество
1 этап – диагностический.
1. Подобрать диагностический инструментарий
- Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье (приложение №1)
- Проективная методика «Рисунок семьи» - помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
2. Провести диагностическое исследование.
3. Проанализировать результаты.
2 этап – подготовительный
1. Предварительная работа:
- поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности;
- подбор консультаций для родителей.
2. Составление перспективного плана проекта.
Перспективный план работы с детьми в рамках проекта
«Я и моя семья»
2012-2013 учебный год.
Мероприятия | Срок реализации | Исполнители | Результат |
1. Диагностика | октябрь | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы, аналитическая справка |
2. Тематическое занятие «Права и обязанности в семье» | октябрь | Педагог-психолог Воспитатель группы | Рабочие материалы |
3. Пословицы и поговорки о семье | октябрь | Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатель группы | Рабочие материалы |
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «День рождения» | ноябрь | Воспитатель группы | Рабочие материалы |
5. Рисование «Портреты моих близких», «Мы на отдыхе» | ноябрь | Воспитатель группы Педагог-психолог | Рабочие материалы |
6. Альбом «Профессии наших мам и пап» | декабрь | Воспитатель группы Учитель-логопед | Рабочие материалы |
7. Дидактические игры «Кем быть?», «Кому что нужно для работы?» | декабрь | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы |
8. Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Мои домашние питомцы». | январь | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы |
9. Чтение художественной литературы о семье. | январь | Воспитатель группы | Рабочие материалы. |
10. Игры-драматизации по сказкам | февраль | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы. |
11.Составление генеалогического древа | февраль | Воспитатель группы | Рабочие материалы. |
12. Фотовыставка «Семейные увлечения» | февраль | Воспитатель группы | Рабочие материалы |
12. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое» | март | Воспитатель группы Педагог-психолог | Рабочие материалы, сценарий |
13. Газета «Выходные с семьей» | март | Воспитатель группы Педагог-психолог | Рабочие материалы. |
14.Индивидуальный творческий проект в стихах «Моя семья» | апрель | Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы. |
15. Итоговая диагностика по проекту | апрель | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Аналитическая справка, рабочие материалы |
14. Презентация проекта | апрель | Дети, родители, воспитатель группы, педагог-психолог, учитель-логопед | Фото, видеоматериалы, рисунки, альбомы. |
Перспективный план работы с родителями в рамках проекта «Я и моя семья»
2012-2013 учебный год.
Мероприятия | Срок реализации | Исполнители | Результат |
1. Консультация «Права и обязанности ребенка в семье» | октябрь | Педагог-психолог Воспитатель группы | Материалы сообщений |
2. Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи ребенка» | ноябрь | Учитель-логопед | Материалы сообщений |
3. Стендовая информация «Как сделать общение с ребенком продуктивным» | декабрь | Педагог-психолог | Материалы сообщений |
4. Альбом «Профессии наших мам и пап» | декабрь | Воспитатель группы Учитель-логопед | Рабочие материалы |
5. Фотовыставка «Семейные увлечения» | февраль | Воспитатель группы | Рабочие материалы |
6. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое» | март | Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель группы | Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи |
7. Газета «Выходные с семьей» | март | Педагог-психолог Воспитатель группы | Рабочие материалы |
3 этап – основной (реализация)
Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:
- работа педагогов с детьми;
- работа детей и родителей;
- работа педагогов и родителей.
4 этап – заключительный
- Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Кадровые условия:
- создать творческую группу для реализации проекта;
- выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
- способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования представлений о семье у детей дошкольного возраста.
- Финансово-экономические ресурсы:
- приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
- изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;
- Материально-технические ресурсы:
Компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, видеокамера, фотоаппарат, видео, конференц-оборудование.
- Организационно-методические:
- разработка проекта;
- разработка конспектов организации совместной деятельности.
- Информационные ресурсы:
размещение информации о проекте на сайте детского сада.
- Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).
- Правовые ресурсы:
Права и обязанности участников проекта определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.
Перспективы реализации проекта
Данный проект – готовый методический материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми
Литература:
1. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
4. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.
7. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1995 г.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.
9. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загика, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практико-ориентированный проект «Моя семья»
Информационно-практико-ориентированный проект«Моя семья» 1....
Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"
В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).
АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...
Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"
Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»
Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...