Проектная технология «МИР КОСМОСА»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Цель проекта:
Формировать представления детей о космосе, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей.
Задачи:
Создание педагогических условий, стимулирующих познавательную активность детей;
Развитие творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Совершенствование стиля партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
-обучающий
-исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя в рамках лексической темы «Космос»
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы компенсирующей направленности, инструктор по физ. культуре, логопед, муз. руководитель, родители.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- трудовая
- познавательно-исследовательская
- продуктивная
- музыкально-художественная
- чтение
Ожидаемый результат:
Расширение кругозора детей, получение практических навыков исследовательской деятельности
Повышение профессиональной компетентности педагогов через овладение проектными и исследовательскими навыками.
Активный интерес участников проекта к приобретенным знаниям, полученным в практической работе.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Изготовление пособий к сюжетно-ролевой игре «Космонавты».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
• Книжный уголок: энциклопедии, альбомы
• Центр сюжетно-ролевой игры: создание предметно-развивающей среды (оформление космической стены), совместное изготовление атрибутов к с/р игре
• Центр продуктивной деятельности: подбор материалов для самостоятельной и совместной деятельности
Взаимодействие с семьей:
• Беседа с родителями (знакомство с проектом: темы, цели, задач проекта и планирование совместной работы)
• Создание папки-передвижки «Космос такой далекий и близкий»
• Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов
• Выставка рисунков
• Консультация для родителей «Проект – это…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tekhnologiya.docx | 56.27 КБ |
risovanie_kosmos.docx | 67.87 КБ |
applikatsiya_raketa.docx | 81.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология «МИР КОСМОСА»
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Цель проекта:
Формировать представления детей о космосе, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей.
Задачи:
Создание педагогических условий, стимулирующих познавательную активность детей;
Развитие творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Совершенствование стиля партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
-обучающий
-исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя в рамках лексической темы «Космос»
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы компенсирующей направленности, инструктор по физ. культуре, логопед, муз. руководитель, родители.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- трудовая
- познавательно-исследовательская
- продуктивная
- музыкально-художественная
- чтение
Ожидаемый результат:
Расширение кругозора детей, получение практических навыков исследовательской деятельности
Повышение профессиональной компетентности педагогов через овладение проектными и исследовательскими навыками.
Активный интерес участников проекта к приобретенным знаниям, полученным в практической работе.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Изготовление пособий к сюжетно-ролевой игре «Космонавты».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
• Книжный уголок: энциклопедии, альбомы
• Центр сюжетно-ролевой игры: создание предметно-развивающей среды (оформление космической стены), совместное изготовление атрибутов к с/р игре
• Центр продуктивной деятельности: подбор материалов для самостоятельной и совместной деятельности
Взаимодействие с семьей:
• Беседа с родителями (знакомство с проектом: темы, цели, задач проекта и планирование совместной работы)
• Создание папки-передвижки «Космос такой далекий и близкий»
• Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов
• Выставка рисунков
• Консультация для родителей «Проект – это…»
Области, которые задействованы в ходе проекта:
№ | Области | Мероприятия и формы организации детской деятельности |
1 | Коммуникация | Беседы. Составление творческого рассказа «Как я стану космонавтом, полечу я на….». Разучивание считалок, загадок, пословиц, стихотворений Дидактические игры: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?» |
2 | Познание | Непосредственно образовательная деятельность: «Наша солнечная система», «День космонавтики», ФЭМП «Космос», «Какая она – луна?», «Первый космонавт», «Космические аппараты», «Звезды» Исследовательская деятельность: опыты «Прямо или по кругу», «Темный космос»; эксперименты «Сила тяготения», «Далеко – близко», «Солнце дарит нам тепло и свет», «Воздух», «Почему в космос летают на ракете?», «Как образуются метеоритные кратеры?» Дидактические игры Рассматривание фото космонавтов, астронавтов; иллюстраций; репродукций, работы детей |
3 | Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций книги Левитана; энциклопедий: «Чудесна планета земля», «Окружающий мир», «Космические корабли»; сказка Уэллса Гордона «звездочет и обезьянка Микки». Отгадывание загадок Заучивание стихотворений |
4 | Социализация | Посещение планетария, библиотеки с родителями Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в космос» |
5 | Труд | Ручной труд «Звездное небо» |
6 | Безопасность | Беседа с детьми |
7 | Художественное творчество | Продуктивная деятельность: рисование «Путь к звездам», «Космос», «Открытка ко дню космонавтики»; аппликация «Ракеты и кометы», «Звездный коллаж»; лепка «Веселые инопланетяне» Создание коллективной работы «Космос» |
8 | Музыка | Музыкально-спортивное развлечение «Школа космонавтов» Слушание музыки группы «Спайс», «Земляне», Сергея Трошина Слушание звуков, беседа о них (ветра, шума ракеты, самолета, загадочные звуки для инопланетян и др.) |
9 | Физическая культура | Музыкально-спортивное развлечение «Школа космонавтов» Подвижные игры «День и ночь», «Солнышко», «Космонавты», «Кто сильнее, быстрее?», «Земля и ее спутники» Пальчиковые игры «Звездочка», «Солнышко», «Луноход» |
10 | Здоровье | Свободное общение со сверстниками и взрослыми, беседа «Чтобы стать космонавтом…» |
Планирование проведения мероприятий по реализации проекта
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
11 | 2 | 333 | 44 | 55 | 6 | 77 |
Понедельник | Утро: | Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях. | Выявление знаний детей о космосе (беседа) | Прослушивание музыкальных записей: «На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина) | Внесение иллюстраций о космосе, космических явлениях. Оформление космической стены | Предложить родителям дома просмотреть с детьми мультфильм «Тайна красной планеты" Рисунки о космосе |
Непосредственно образовательная деятельность | Беседа: «Наша солнечная система» Рисование: «Космос» | |||||
Прогулка: | Наблюдение: «Что такое атмосфера. Атмосфера на земле. Для чего нужна. Есть ли атмосфера на других планетах» Эксперимент «Воздух» п/и «День и ночь» | |||||
Вечер: | Знакомство с глобусом как моделью земли. | Инд беседа: «На какую планету ты бы полетел?» (закрепить знания о планетах, вызвать желание узнать о них). | Физкультминутка: «Земля и ее спутники» (дети бегают вокруг «земли», не убегая в сторону, держа расстояние» | Внесение глобуса, карты звездного неба. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вторник | Утро: | Просмотр иллюстраций «Звезды и созвездия» | Беседа о личных впечатлениях о просмотренном дома с родителями фильме «Тайна красной планеты» | Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе | Внесение портретов Ю.А.Гагарина, Титова, Терешковой, иллюстраций «Звезды и созвездия» | Предложить родителя почитать дома на выбор: Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «звездочет и обезьянка Микки». Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс, 1993. |
Непосредственно образовательная деятельность | Беседа «Первый космонавт» Лепка «Инопланетяне из пластилина» | |||||
Прогулка: | Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты). Эксперимент «Сила тяготения» п/и «Земля и ее спутники» | |||||
Вечер: | Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта» (Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор). | Инд беседа: «Кто первый в космос слетал? | Конструктивные игры: - из деревянного конструктора «Космодром» по плану. | Подбор картинок-иллюстраций для игры «Подбери правильную одежду для космонавтов». Планы для конструирования ракеты. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Среда | Утро: | Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина) Чтение Г.Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты» | Беседа с детьми о прочитанной дома с родителями книге Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах». | Складываний созвездий из мозаики. | Тыква и горошина. Мозаика. Иллюстрации созвездий. | Предложить родителям посмотреть дома совместно с детьми мультфильм "НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ" Оформление стенда «Космос глазами детей» рисунками детей о космосе |
Непосредственно образовательная деятельность | Беседа «День космонавтики» Конструирование с элементами аппликации «Звездный коллаж» | |||||
Прогулка: | Наблюдение: Солнце как космический объект. Роль солнца для жизни на земле. Эксперимент «Солнце дарит нам тепло и свет» п/и «Солнце» | |||||
Вечер: | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в космос» Моделирование планет | Инд. рисование карты солнечной системы для последующих сюжетно-ролевых игр. | Прослушивание музыкальных записей | Карта «Солнечной системы» Выставка поделок «Мир космоса» | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Четверг | Утро: | Конструктивные игры: - из деревянного конструктора «Космодром» по плану, чертежу. | Инд беседа: «А ты бы хотел слетать на Луну, на Солнце?» | Складываний созвездий из мозаики и пластилина «Звездное небо» | Внесение раскрасок на космическую тему. Образцы, схемы, планы «Космодрома» | Предложить родителям создать дома на потолке «Звездного неба»: Из светящихся объемных космических фигур или светящихся наклеек |
Непосредственно образовательная деятельность | ФЭМП «Космос» Рисование «Открытка ко дню космонавтики» | |||||
Прогулка: | Наблюдение «Как летают самолеты» сравнение «Космические аппараты», «Почему в космос летают на ракете» п/и «Космонавты» Вечернее Наблюдение: «Луна на небе» «Луна как космический объект. Почему луна не улетает от земли» | |||||
Вечер: | Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?» (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.) | Работа в раскрасках о космосе . Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе. | Конструктивные игры: - из пластмассового конструктора «Космический корабль» | Конструкторы. Образцы, планы, схемы к постройке «Космический корабль» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пятница | Утро: | Чтение албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»; Эксперимент «Как образуются метеоритные кратеры?» | Работа в раскрасках о космосе. | Физминутка: «Планеты солнечной системы». Загадки | Книга с иллюстрациями албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»; Раскраски о космосе. | Предложить родителя совершить в свободное время поход в планетарий |
Непосредственно образовательная деятельность | Коммуникация: составление творческого рассказа «Как я стану космонавтом, полечу я на….» Аппликация «Ракеты и кометы» | |||||
Прогулка: | Наблюдение: «Земля – большой магнит» Компас, Магнитная стрелка» п /и «Кто сильнее, быстрее?» Беседа «Чтобы стать космонавтом…» | |||||
Вечер: | Музыкально-спортивное развлечение «Школа космонавтов» Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты» | Беседа о личных впечатлениях о мультфильме «Незнайка на Луне». | Создание модели солнечной системы | Подготовленные модели планет, фон. |
Результат:
• Участие в проекте 70% семей, в проведении проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
• Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Полёт в космос».
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Организация в детском саду большой выставки изобразительных работ ко Дню космонавтики: «Космос глазами детей»
Занимательные опыты и эксперименты
№ | Название опыта, эксперимента | Задачи | Материалы | Описание, ход |
1 | Сила тяготения | дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | глобус, небьющиеся, разные по всему предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассового, деревянного, металлического, мячи. | В гости к детям приходит Почемучка и приносит глобус. - Что такое глобус? (Модель Земли.) Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле? - Есть, видимо, какая-то невидимая сила, которая притягивает реки к Земле. - Что же это за сила? Она и нас держит? - Проверьте, держит ли нас эта сила. Попытайтесь подпрыгнуть, оторваться от Земли и задержаться в воздухе. Дети выполняют. - Ой, ничего не получается. Я почему-то все время падаю на Землю. - Человек не может летать. Его притягивает к Земле какая-то сила. - А предметы притягивает эта сила к Земле или нет? - Проверьте. Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх. Дети выполняют. -Что происходит? Почему все предметы – и легкие, и тяжелые – падают? - Я раскрою секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения. (Можно записать варианты ответов детей.) Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетели в космос. - А почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие? Ответы детей. - Сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца. Ребята, давайте зарисуем, что же притягивает сила тяготения к Земле, и подарим наши картинки Почемучке
|
2 | Далеко-близко - эксперимент | установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха. | два термометра, настольная лампа и длинная линейка | 1. Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 100 см. 2. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. 3. Включите лампу. 4. Через 10 мин. Запишите показания обоих термометров. Итог: ближний термометр показывает более высокую температуру. Объяснение результата: термометр, который находился ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагревать дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближняя к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии, и их атмосферы холодные. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температур на поверхности планет, то на них оказывают влияние другие факторы. |
3 | Солнце дарит нам тепло и свет | дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки. | Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает им загадку. Что на небе расцветает И теплом всех согревает? (Солнце) После того как дети отгадали ее, он интересуется, почему они так думают. На что похоже Солнце? ( Огненный шар). После этого дед Знай рассказывает, что Солнце – самая близкая к Земле звезда. Солнце – главный осветитель. Оно горит над Замлей как гигантская лампочка. Что было бы если б не было Солнца? (Можно вспомнить «Краденое солнце» К.И.Чуковского). Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла. Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло? Представим, что электрическая лампа – это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо). Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце – это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Хотите в этом убедиться? Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее. На что похожа спираль? (На змею). С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? Почему змейка вертится? Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Как вы думаете, какаятемпература на поверхности солнца? (Большая). На поверхности солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше. Как выдумаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково? Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12-15 см). На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!» (В кругу – восклицательный знак). Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания. Какие материалы нагреваются сильнее? Почему? Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца – световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура. Дед Знай. Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться. Почему люди Солнце лаского называют «солнышко»? С неба смотрит Солнце миллионы лет, Льет на Землю Солнце и тепло, и свет. Солнце – великий труженик – работает круглые сутки. Как оно работает, вы нарисуете и в следующий раз покажете мне, а я украшу рисунками свою лабораторию. |
4 | Воздух | расширить представления детей о свойствах воздуха: невидимый, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы. | Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает загадку: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались. Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух? Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? Дед Знай. Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет). Посмотрите, сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (Воздух.) А в не надутых шарах есть воздух?Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как проверить (Можно взвесить). Чем будем взвешивать? (Чашечными весами). Дети берут шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес). Дед Знай. Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому? Воспитатель достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется). Как можно теперь сдуть шарик? Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Дети рассказывают. Дед Знай. А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар? Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком. (Шарик спустился). Почему? (При охлаждении воздух сжимается). Чем еще можно надувать шары? (Насосом). Детям предоставляется возможность надувать шары насосом. В конце дети благодарят деда Зная за интересный рассказ и уходят, забрав шары для игры в группе. |
5 | Темный космос - эксперимент | Узнать почему в Космосе темно. | фонарик, стол, линейка. |
Итог: на руке или другой плоскости появляется круг света, но между фонариком и плоскостью либо совсем не видно света, либо почти не видно. Объяснение результата: ваша рука отразила свет, и все его увидели. Несмотря на то, что солнечный свет постоянно пронизывает Космос, там темно. Это происходит потому, что в Космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-нибудь предмета и попадает в наши глаза. |
6 | Почему в космос летают на ракете? | уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты. | В гости к детям приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты. Незнайка. Сегодня я принес вам фотографию ракеты, на которой летал на Луну. Мне понравилось путешествие на ракете. Но в следующий раз мне хотелось бы полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро, и я не успеваю все рассмотреть в иллюминатор. Воспитатель. Можно ли лететь в космос на самолете? Незнайка. Конечно, можно. Воспитатель. А вы, дети, как думаете, можно ли полететь в космос на ракете? Помните, в энциклопедии мы читали, что самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха? Для чего самолету воздух? Самолет взлетит и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это птицы. Чтобы это представить, давайте сильно подуем под листком бумаги. Дети выполняют. Воспитатель. Что вы видите? (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так-то просто. Помните, мы говорили с вами о силе тяготения? Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро летать. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты особый двигатель, который может разогнать ее до такой скорости. Незнайка. Значит, ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле? Воспитатель. Да, Незнайка, она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. (Рассматривание картинки с изображением ракеты.) Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель? Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. Дети выполняют. Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу. Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи. Незнайка. Так работают все реактивные двигатели? Воспитатель. Да, Незнайка, именно так. Детям предлагается поиграть с шарами – «Чья ракета быстрее летит». В заключение дети зарисовывают принцип работы реактивного двигателя на примере опыта с шарами и дарят одну ракету-шар Незнайке. |
7 | Как образуются метеоритные кратеры? | смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. | мука, большой поднос с высотой края 2-3 см, ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрация с изображениями метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий. | В гости пришел Незнайка. Он рассказывает, что недавно побывал на Луне. На память об этом путешествии дарит детям карту «Солнечная система». Воспитатель и дети рассматривают карту. Что вы видите на карте? Какие планеты вы узнали? Какие звезды вам знакомы? А слышали ли вы про какие-то звезды с хвостами? А иногда на небе появляются странные «хвостатые» звезды. Называют их кометами. Раньше люди их очень боялись, считали их «хвостатыми чудищами». Теперь, когда есть телескопы, люди их, рассмотрели и не боятся. Воспитатель показывает картинку с изображением кометы. Ты меня увидишь в небе, Я хвостата, не хвастлива. Не планета, не ракета, А зовут меня…(комета). Воспитатель. Кометы редкие гости в нашей Солнечной системе. Комета – раскаленный шар, за которым тянется хвост. А шар состоит из твердых частиц и льда, окутанных туманной оболочкой, которая называется комой. Помимо планет их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков. Слышали ли вы что-то о метеорах? Что это такое? Метеор –это космический обломок. Размеры их разные – от мелких песчинок до увесистых булыжников. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. На месте падения остаются кратеры. Что это такое? Можем ли мы увидеть метеоритные кратеры? Незнайка. А у нас в Цветочном городе мы смоделировали метеоритный кратер. Знайка зарисовал наш опыт, и я принес вам картинки. Посмотрите. Незнайка подает детям картинки. Посмотрите! Воспитатель. Незнайка, но здесь непонятно, с чего начинается опыт. Незнайка. Я очень торопился к вам и по дороге уронил картинки. Вот они и перепутались. Воспитатель. Давайте посмотрим картинки внимательно, может быть, мы сами догадаемся, как их разложить по порядку. Дети рассматривают картинки (алгоритм действий), обнаруживают цифры-подсказки. Воспитатель организует обсуждение, в ходе которого дети выполняют действия по алгоритму, комментируя их: - С чего мы начинаем? (Приготовим муку.) - Для чего она нам нужна? (Надо насыпать ее в поддон.) - Чем лучше ее насыпать? (Совочком.) - Сколько надо насыпать муки? (Целый поддон). - Что нам подсказывает вторая картинка? (Надо выровнять слой муки.) - С помощью чего можно это сделать? (Дети могут пробовать выровнять картонкой, листом бумаги, линейкой, рейкой…) - Каким предметом удобнее выравнивать? (Линейкой, рейкой.) - Почему? (Она ровная, не гнется, твердая и немного длиннее ширины поддона…) - Что мы должны делать дальше? (Насыпать муку в ложки и переносить в поддон.) Незнайка. А вот и не отгадали! Муку надо бросать в поддон. Можно вставать на разные предметы и бросать сверху! Это так интересно и весело! Воспитатель. Незнайка, это, конечно, весело, но мука же разлетится по всему полу. Ставит поднос с мукой на пол и подстилает под него большой кусок полиэтилена. Дети выполняют опыт: набирают муку в ложки и бросают в поддон, встав на скамейку, на стол. Почему ямки получаются разные: одни глубокие, другие – мелкие? (Чем выше встанешь и бросишь, тем глубже ямка.) На что похожа поверхность с мукой? (Мука ударялась о дно подноса точно так же, как и метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.) Что же такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное или воронкообразное углубление на месте падения метеорита.) От чего зависит глубина ямки? Какие края у кратера? (Приподнятые). Воспитатель показывает изображение кратера. Воспитатель. Похож наш метеоритный кратер на настоящий? Понравились вам подарки Незнайки и его друзей? Дети благодарят Незнайку и приглашают приходить в гости чаще |
Предварительный просмотр:
Рисование «Космическое пространство»
Художественное творчество
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе
Задачи: поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить тонировать бумагу различными материалами, вливая цвет в цвет, набрызгиванием; поощрять самостоятельность, творчество.
Материал: открытки, календари, книги с космической тематикой; подборка пейзажей; аудиозапись; альбомные листы, гуашь, кисти.
Ход деятельности
Выставка иллюстраций о космосе, пейзажи с изображением неба в разное время суток.
Восп. – мы с вами часто говорим о цвете неба, особенно когда рассматриваем пейзажи. Небо – яркое, голубое в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево-розовое – на закате, перламутровое – ранним утром, а может ли оно быть синим, фиолетовым, черным? (ночью)
Конечно, ночью небо становиться темно-синим, загорается тысячами звезд. Таким увидели небо фотографы, художники.
Показ иллюстраций сопровождается музыкой. Дети читают стихотворение Н. Цветковой «Космос»
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездии Пегас?
- Ночное небо выглядит так, если смотреть на него с Земли. Пофантазируем, представим, что поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу… как может выглядеть теперь ночное небо? (поменяло цвет, стало ярче, звезды стали больше, стали разноцветными и т.д.) воспитатель подтверждает ответы иллюстрациями.
- То, о чем вы говорите, уже не небо, ученые называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь.
Практическая часть:
Пальчиковая гимнастика : «Пилот»
Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты (ладонь у лба – смотрим вниз)
Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! (разводим руки в стороны)
Ах, какая красота там внизу ему видна! (ладони рук у щек «удивляемся»)
Детям предлагается передать свои впечатления о цвете. Контур Земли намечается карандашом, затем раскрашивается гуашью, атмосфера изображается белилами клеевой кистью. Если дети затрудняются в технике «вливания цвета в цвет» и набрызгивании (с их помощью рисуются Млечный путь и туманности), воспитатель показывает приемы.
По окончании все листы собираются в одно целое, обсуждают полученные цвета и оттенки, дети рассказывают о космосе.
Предварительный просмотр:
Аппликация «Ракета летит в космос».
Художественное творчество
Цель: Уточнить знания детей о понятии «космос», «космический корабль», о планете Земля.
Задачи:
Дать знания о празднике «День космонавтики». Активизировать словарь. Закрепить умение детей составлять композицию из геометрических фигур. Закреплять навыки детей делать примакивания клеевой кисточкой. Учить создавать композицию с элементами Материалы: Иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, картон, салфетки однотонные, гуашевая краска синего цвета, клеевая кисть, клей-карандаш, ножницы на каждого ребенка, фотографии - портрет каждого ребенка диаметром иллюминатора.
Ход деятельности:
-Ребята, скоро у нас праздник «День космонавтики», мы с вами разговаривали об этом. Давайте вспомним, что же это за праздник такой. Почему мы его празднуем?
Ответы детей.
-Кто мне расскажет, что такое космос и где он находится?
Ответы детей.
-Как называют человека, который летит в космос?
-Космонавт.
-Хорошо. А как звали первого человека, который полетел в космос?
Ответы детей.
-Да, его звали Юрий Гагарин. Он в космос полетел, наверное, на самолете? Или на вертолете?
-Нет.
-Ну, тогда на воздушном шаре?
-Нет, на ракете.
-На какой такой ракете?
-Он сел в космический корабль и полетел.
-Конечно же в космическом корабле. Скажите, а что он увидел в космосе?
-Планеты.
-Да, а какую планету?
-Нашу.
-Как же называется наша планета?
- Земля.
-Молодцы. А сейчас и мы с вами отправимся в космос, только у нас нет транспорта. Давайте сделаем ракету и отправимся в космос. Но сначала надо подзаправиться.
Физкультминутка.
Встаем, отправляемся на аэродром и поиграем в игру «Самолеты».
- Ну, вот и прилетели на свои места. У вас на столе лежат разные салфетки.
Из этих салфеток мы сделаем шарики и составим ракету. Посмотрите, какой у меня получился шарик, для этого надо разрезать салфетку на четыре квадрата и скатать каждый в шарик. Воспитатель показывает образец.
- А теперь вы попробуйте на картоне составить свой космический корабль.
Дети выполняют задание. Получается большая ракета, в иллюминаторы смотрят дети
-Молодцы, запустили ракету в космос. Что мы видим в космосе?
-Планеты, звезды.
-Давайте нарисуем звезды и планеты краской. Берем кисти, краску и начинаем рисовать.
Дети рисуют звезды путем примакивания.
После завершения работы дети раскладывают свои композиции на столе.
-Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась ракета. Сегодня, мы, как настоящие космонавты побывали в космосе. Понравилось вам?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
Проектная карта "Загадочный космос""
Проектная карта для работы с детьми подготовительной к школе группы...
Проектная карта "Загадочный космос"
Проектная карта "Загадочный космос"...
«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...
Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"
Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...