Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иванова Оксана Леонидовна

Тема: «Символика флага Чувашской Республики»

Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.

Программное содержание:

·                   Дать детям первоначальное представление о национальном символе Чувашской Республики — флаге;

·                   Подводить детей к пониманию того, что в национальном флаге отображаются представления древних людей о гармонии природы и строении мира;

·                   Развивать элементарные представления об историческом прошлом Родины;

·                   Учить делать выводы в ходе экспериментальной деятельности;

·                   Развивать диалогическую речь, умение высказывать свое мнение;

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за родную республику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_pozn.razv_.puteshestvie_po_reke_vremeni.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей №27

«Рябинка»

КОНСПЕКТ

Занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

«Путешествие по реке времени»

Подготовила и провела:  

Иванова О. Л.                    

Воспитатель  I категории

Новочебоксарск - 2016

Тема: «Символика флага Чувашской Республики»

Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.

Программное содержание:

  • Дать детям первоначальное представление о национальном символе Чувашской Республики — флаге;
  • Подводить детей к пониманию того, что в национальном флаге отображаются представления древних людей о гармонии природы и строении мира;
  • Развивать элементарные представления об историческом прошлом Родины;
  • Учить делать выводы в ходе экспериментальной деятельности;
  • Развивать диалогическую речь, умение высказывать свое мнение;
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за родную республику.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный, эвристический (частично-поисковый).

Форма организации обучения: фронтальная, групповая.

Демонстрационный материал: мультимедийная установка; весы; молоток; бруски дуба и липы; иллюстрации дуба, липы, березы, камня, крепости, цепи, силача; магнитная доска; маска солнца для физкультминутки; презентация.

Раздаточный материал: пазлы на 3 солнца по одному на каждую команду детей, салфетки из ткани, бруски дуба и липы на каждого ребенка, медали «Почетный житель Чувашской Республики» на каждого ребенка, изображение  символа Новочебоксарска — Новчика.

Ход занятия:  

1. Вводная часть.

Слайд № 1. Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес вашей группы пришло электронное письмо с видеообращением. Давайте мы его посмотрим.

Слайд № 2. Видеообращение символа города Новочебоксарска:

«Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Новчик!

        Спешу вам сообщить, что приближается национальный праздник. 29 апреля — день государственных символов Чувашской Республики. Эти символы - это герб и флаг, который сейчас находится у меня в руке. А вы знаете, почему флаг нашей республики желтого и красного цвета? И что на нем изображено? Если вы разгадаете тайну изображения на флаге, то вы станете почетными жителями нашей Чувашской Республики. Желаю вам больших успехов!!! До свидания!!!».

Воспитатель: Ну надо же, ребята, оказывается, существует праздник в честь герба и флага. Вы знали об этом? (..) А вы знаете, почему флаг красного и желтого цвета и что на нем изображено? (..) Чтобы нам это узнать, я предлагаю вам заглянуть в прошлое и посмотреть, как жил чувашский народ. (Посадить детей за столы).

2. Основная часть.

Слайд № 3. Воспитатель описывает быт чувашского народа: «Посмотрите, как жил раньше чувашский народ. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, использовали практически во всем!

Слайд № 4. Вышивкой украшали и одежду, и занавески на окнах, и скатерти на столе.

Слайд № 5. А какие красивые и яркие коврики висят на стене и лежат на полу!  

Слайд № 6. Вышивку использовали как картину для декора жилища. Даже постельное белье и подушки тоже украшали яркими узорами!»

Слайд № 7. Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный орнамент на вышивках. Как бы вы назвали эти вышивки? (..) Какого цвета здесь больше? (..) Да, ребята, вы правы. А что мог обозначать желтый цвет? (..) А что — красный? (..) Молодцы, вы правильно сказали! Чувашский народ изначально использовал желтый и красный цвет. Желтый, как золото, как солнце, обозначает богатство, свет, тепло. Красный — красоту, свободу, силу. Вот почему чуваши выбрали именно эти цвета для своего национального флага.

Слайд № 8. Воспитатель: Про цвет флага мы узнали, теперь нам нужно узнать, что же изображено на нем? Как вы думаете, что обозначает этот орнамент? (..) На что похож узор в верхней части флага? (..)

Слайд № 9. А что он может обозначать, мы узнаем, когда выполним одно задание. (Раздает пазлы на три команды)

Задание с пазлами «Три солнца» (Каждой из трех команд надо собрать по одному солнцу из пазлов)

Воспитатель: После того, как вы соберете 3 солнца, мы узнаем, что они обозначают. (По мере того, как каждая команда соберет свое солнце, на слайде поочередно появляются 3 солнца). Молодцы, вы справились и все правильно собрали! А сейчас я хочу рассказать вам легенду о трех солнцах. (Включает мелодию чув. песни «Аннесем»).

Легенда о трех солнцах

Воспитатель: «Когда-то давным-давно над чувашским народом светили 3 солнца и   они находились близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег и лед, у них росли удивительные растения. Но некоторые люди не понимали этого. Им было так жарко, что они решили убить одно солнце и позвали охотника. Охотник выстрелил и убил одно солнце, но жара от этого не убавилась. Тогда люди велели охотнику убить и второе солнце. Охотник выстрелом убил и второе солнце. А третье солнце, увидя все это, испугалось и убежало высоко-высоко. И стало на земле так холодно, что люди пожалели о содеянном и пошли просить совета у мудрецов, как им вернуть солнце. Мудрецы посоветовали везде рисовать 3 солнца. Тогда третье солнце увидит, что люди одумались, пожалели о содеянном, простит их и вернется. С тех пор чуваши везде рисуют и вышивают 3 солнца».

Воспитатель: Поэтому и на флаге изображены 3 солнца. (На слайде поочередно на каждом солнце появляются слова — обозначения). Первое обозначает прошлое народа, т.е. «Были», второе солнце — это настоящее народа, т. е. «Есть», а третье — это будущее, т.е. «Будем», которое обозначает «Процветание республики и народа».

3. Физкультминутка «Солнышко»:

Воспитатель: Ребята, а теперь немного отдохнем и поиграем в чувашскую игру «Солнышко».

Описание игры. Воспитатель — водящий, одевает маску солнышка, дети встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод вокруг солнышка.

Гори, солнце, ярче -

Лето будет жарче,

А зима — теплее,

А весна — милее.

Затем игроки подходят к солнышку и протягивают свои руки погреться. Водящий говорит: «Горячо!» - и руками пытается их коснуться, обжечь своими лучами.

Правила игры. Игроки должны спрятать свои руки за спину, чтобы их не обожгли лучи солнца. Водящий обжигает касанием руки. Игра продолжается 2 раза.

Воспитатель просит детей сесть на свои места, напоминает про осанку.

4. Экпериментальная часть.

Слайд № 10. (Воспитатель обращает внимание детей на другой орнамент на флаге). Как вы думаете, на что похож узор под тремя солнцами? (..) Как вы думаете, какое это дерево? (..) (Вешает на магнитную доску картинки липы, березы и дуба). Да, похоже на дуб... (Если дети называют дуб, воспитатель убирает картинки липы и березы). Сомневаетесь? (..) Проверим? (..) А для этого мы с вами проведем эксперименты. (Раздает салфетки из ткани, чтобы постелить на стол, и бруски деревьев дуба и липы).

Эксперимент № 1. Определение брусков деревьев по внешнему признаку и на ощупь. (Дети предполагают, какой из двух брусков принадлежит дубу).

Воспитатель: Чтобы проверить это, проведем второй эксперимент.

Эксперимент № 2. Определение тяжести брусков дуба и липы.

Воспитатель: Проверим на руках какой брусок тяжелее? (..) Чтобы это уточнить, взвесим их на весах. (Кладет на весы на своем столе сначала брусок липы, затем дуба). Ну что, вы видите, какой из них тяжелее? (..) А если он тяжелый, что это значит? (..) Да, скорее всего это дуб. Давайте убедимся в этом и проведем еще один эксперимент.

Эксперимент № 3. Определение прочности брусков дуба и липы.

(Воспитатель за своим столом стучит молотком по бруску липы и, показывая вмятину, обходит всех детей, дает им разглядеть). Как вы думаете, может этот брусок принадлежать дубу? (..) Почему? (..) А теперь проверим другой брусок (стучит молотком по дубу и показывает детям). Видите вмятину? (..) Что это значит? (..) Значит, этот брусок точно принадлежит дубу. Значит, дуб - какое дерево? (..)

Воспитатель: Итак, мы с вами поняли, проведя эксперименты, что дуб — твердый, тяжелый как камень (вешает на доску изображение камня), сильный (вешает изображение силача), прочный как цепь (вешает на доску изображение цепи), крепкий и долговечный как старинная крепость (вешает на доску изображение крепости). Могли ли чуваши выбрать липу как символ флага? (..) Вы правы, поэтому они изображали дуб на флаге, как символ мощи чувашского народа. Дуб для них — это «Древо Жизни».

5. Заключительная часть.

Воспитатель:   Ребята, мы узнали, о чем нас просил Новчик в видеообращении? (..) Что обозначают цвета флага? Что обозначает желтый цвет? (..) А красный? (..) Что изображено на флаге Чувашии и что они обозначают? (..) Какие вы молодцы!!! Новчик знал, что вы справитесь с заданиями, и оставил вам на память свой портрет и медали «Почетных жителей Чувашской Республики». (Воспитатель раздает медали и благодарит детей за активность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как преобразилась книга под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Австралию»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир профессий"

Конспект занятия по познавательному развитию с использовнием технологии познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой "Река времени"...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"

Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....