Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром методом тактильного восприятия.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чернякова Елена Викторовна

Методическая разработка занятия "Осенняя Тульская ярмарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_leny.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность  в старшей группе

по ознакомлению дошкольников с окружающим миром

 методом тактильного восприятия

Тема:  «ОСЕННЯЯ ТУЛЬСКАЯ ЯРМАРКА»

Интеграция образовательных областей:

 Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.

Образовательная область

Задачи интегрируемых областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая и самостоятельная деятельность

Взаимодей-ствие с родителями

Физическая культура

Способствовать развитию двигательной активности детей и точности выполнения действий

«Посади и собери урожай»

Групповая подвижная игра «Посади и собери урожай»

Утренняя гимнастика

Здоровье

Укреплять здоровье детей с помощью взаимодействия с родителями;

Учиться распределять время отдыха и работы;

Развивать умение переключать внимание с использованием аудиального, кинестетического, визуального каналов восприятия

Гимнастика для глаз

Физкультминутки

Тренинг для глаз

Тренинг для глаз (групповая и самостоятельная деятельность во время появления анимационных картинок на слайдах)

Прогулка по улицам города, разговор о выборе одежды для знакомства с осенней Тулой

Безопасность

Учить соблюдать при работе в садике и дома технику безопасности

Техника безопасности при выполнении непосредственной образовательной деятельности

Техника безопасности при выполнении непосредственной образовательной деятельности

Техника безопасности при изготовлении куклы

Социализация

Познакомить детей с особенностями осеннего города; научить называть символы Тулы;

Способствовать творческому развитию детей, проектированию при изготовлении поделок из разных материалов.

Физкультминутка

Музыкальные паузы с ярмаркой в народных костюмах

Изготовление куклы

П/и на понимание последовательности времен года «Посади и собери урожай»

Рассказ о родном городе, о праздниках в детском саду

Труд

Учиться изготавливать игрушки (куклу из лоскутов и природного материала), развивать мелкую моторику и тактильное восприятие

Формировать усидчивость, ответственность и точность выполнения в работе.

«Кукла» (изготовление куклы из травы и лоскутов)

Беседа о тульских мастерах

Сбор природного материала (травы, цветов)

Подготовка материалов для изготовления нового вида куклы, знакомство с выполненными поделками

Познание

Развивать познавательную активность, активно использовать при познании окружающего мира тактильную методику, учиться выращивать овощи. Уметь  анализировать и делать выводы.

Продолжить формирование целостной картины мира

Поделки из природного материала (кукла из травы, куклы, украшенные цветами)

Д/и «Посади и собери урожай»

Реализация проекта «Путешествие по осеннему городу»

Конструирование и изготовление куклы, придумывание игровой ситуации со своей поделкой

Тактильное изучение даров осени и символов Тулы (д/и «Волшебный мешочек»)

Обсуждение и просмотр картинок о профессиях тульских мастеров

Коммуникация

Учить детей высказывать свои мысли, учить общаться в игре, в групповой работе

Д/и «Чудесный мешочек»

Рассказы о Дне рождения Тулы, о нашем городе

Тульская творческая мастерская

Рассказ о тульских символах в форме проведения ярмарки

Рассматривание картинок  и обсуждение по темам «Мой город», «Детство мое и родителей»

Чтение художественной литературы

Сформировать понятие о реальных тульских мастерах (Сурнин – прототип Левши), а не только о сказочных героях

Тульский Левша. Знакомство со сказом Бажова «Левша»

Отгадывание загадок об осени.

Заучивание стихов о Туле и песни «Тульская оружейная»

Чтение книг по теме «Осень», «Рождение Тулы»

Художественное творчество

Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия

Формирование целостной картины мира

Рисунки ко Дню города, по теме «Осень»

Предварительная работа по оформлению: роспись силуэтов самоваров, рисунки о родном городе, лепка герба Тулы

Дизайн кукольных украшений

Музыка

Коррекция физических недостатков дошкольников путем самовыражения в музыке, в песне, в народном танце

Песни о Туле

Заучивание тульского гимна «Тульская оружейная»

Заучивание тульского гимна «Тульская оружейная»

Ход НОД

1. Слайд «Осенняя тульская ярмарка»

Звучит 1 куплет песни о Туле «Давай пройдем по городу любимому».

Воспитатель приводит детей до занятия. Педагог и дети одеты в русские народные костюмы.

2. Слайд «Мы живем на тульской земле»

Создание мотивационной игровой ситуации

Выходят мальчик и девочка вместе с воспитателем. У девочки венок из осенних листьев, мальчик выглядит как богатырь, на груди у него щит с гербом Тулы.

Воспитатель: 

Мы собрались на праздничную ярмарку. Маша и Петя вам загадают загадки. А вы угадайте, чему посвящена эта ярмарка.

Петя:

Есть уголок в России нашей

Несравненной красоты.

Он нам дорог, потому что

Здесь родились мы!

Воспитатель:

Где вы родились? В каком городе живете?

Ответ: город Тула

Маша:

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Ответ: Осень.

Мы живем на Тульской земле.

Сегодня мы побываем на настоящей Осенней тульской ярмарке!

3. Слайд «Гимн и герб Тулы»

Каждый город имеет свой герб. Герб нашего города символизирует оружейную славу тульских мастеров. Он представляет собой 2 перекрещенных клинка в виде подковы, 2 молота и ствол орудия, изображенные на поле оборонного щита.

А гимн Тулы мы споем вместе.

Дети вместе с воспитателем поют 1 куплет и припев гимна города – «Тульской оружейной» под музыку.

4. Слайд «Осенний День рождения»

Дети, а какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

День рождения Тулы тоже осенью – в сентябре. Нашему городу 867 лет.

5. Слайд «Ярмарка открывается!»

Зал оформлен под старинную ярмарку. На столах стоят большой самовар, пряники, баранки, гармонь, игрушки из лоскутов и природного материала, филимоновские игрушки.

 Обязательно на столах лежат матрешки, ложки, цветные платки и платочки. 

Выходят 6 детей. Все в русских народных костюмах, выглядят, как коробейники.

1 ребенок:

Подходите, покупайте!

2 ребенок:

Ярмарка открывается, товары отпускаются!

3 ребенок с гармошкой в руках:

Матрешки, ложки, голосистые матрешки!

4 ребенок с самоваром:

Платочки цветные, самовары расписные!

5 ребенок с тульским пряником:

Пряники печатные!

6 ребенок с игрушечным ружьем:

Оружие знатное!

6. Слайд «Чем знаменита Тула?»

Дети, чем знаменита Тула? Что является символами Тулы?

7. Слайд «Символы Тулы»

6 коробейников поднимают символы.

 Дети отвечают на вопрос: самовар, тульский пряник, оружие и гармонь.

8. Слайд «Физминутка «Осенние забавы»»

Звучит песня о Туле «Город мастеров»

А сейчас мы поиграем.

Дидактическая игра на тактильное восприятие, распознавание свойств предметов, определение связей в воспроизведении целостной картины мира «Волшебный мешочек».

В мешочке лежат осенние овощи и фрукты, произрастающие в нашем крае, осенняя трава, цветы, символы Тулы. Мешок по ходу песни передается по кругу. Как только песня замолкает или по команде воспитателя (по хлопку в ладоши), ребенок, в руках которого находится Чудо-пакет, закрывает глаза, достает предмет из мешка, ощупывает, нюхает при необходимости, и называет этот предмет.

Подвижная познавательная групповая игра «Посади и собери урожай»

Оборудование к игре: 4 обруча (по 2 на каждую команду), 8 картофелин (кладется 2 штуки в каждую из 4 лунок),  2 ведра, 2 лейки.

Правила игры. Педагог делит детей на 2 команды по 4 человека в каждой.

Воспитатель объявляет:

Весна пришла.

Первый участник каждой команды начинает пахать землю. Он делает 2 лунки –кладет обручи.

Второй участник сажает картошку. Он кладет по 2 картофелины в каждую «лунку» – в обруч.

Наступило лето.

Третий участник поливает картошку. Он обегает каждый обруч с лейкой.

Осень пришла.

Четвертый участник собирает урожай. Он собирает картофель в ведро.

9. Слайд «Тульская мастерская»

Делу – время, а потехе – час. Сейчас мы отправляемся с вами в тульскую мастерскую.

Мастера из деревни Филимоново изготовили красочные игрушки из глины. Такая игрушка называется филимоновская. Мы с вами тоже будем делать кукол.

10. Слайд «Наследники Левши»

- Какой мастер кузнечных дел прославил Тулу?

- Это Левша.

- А чем он знаменит?

Николай Лесков написал рассказ «Левша» о тульском мастере. Жизнь– оружейника Алексея Сурнина послужила основой для этого произведения, в котором мастер подковал блоху.

Талантливые умельцы живут на Тульской земле. Теперь вы –потомки Левши. В творческой мастерской вы будете изготавливать куклу.

11. Слайд «Изготовление куклы из разных материалов»

Мы будем делать куклы из разных материалов. Но сначала вспомним о том, что необходимо беречь свое здоровье и выполним гимнастику для глаз. Во время работы с наглядным материалом, представленным на слайдах, картинки будут двигаться. Вы сможете уже самостоятельно тренировать мышцы глаз, наблюдая за анимацией на экране.

Тренинг для глаз в стихах

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

Раз, два, три!

На меня ты посмотри!

Техника безопасности

 Дети, стоящие около педагога, читают стихи.

Чтобы изготовить куклу,

Смотри на воспитателя

Не бери себе игрушки,

Слушай все внимательно.

Свое рабочее место

Содержим в чистоте.

Трава, лоскут соседа

Остались в стороне.

Будешь в садике и дома,

Делай все старательно.

Безопасность всем полезна,

Даже обязательна!

Итак, работу мы выполняем вместе с воспитателем, при этом рабочее место содержим в чистоте. Не берем у соседа траву, веревки, лоскуты, пользуемся своими материалами. В качестве подсказки на экране будут слайды. А чтобы глаза сильно не утомлялись, следите за движением картинки, самостоятельно тренируя мышцы глаз.

12. Слайд «Используемые материалы»

Посмотрите, какие материалы для изготовления куклы лежат у вас на столах. Пощупайте их руками, определите, что используется для поделки.

13. Слайд «Голова»

14. Слайд «Руки»

15. Слайд «Туловище с головой и руками»

16. Слайд «Одежда и украшения куклы»

17. Слайд «Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Самостоятельная деятельность детей:

Придумать и изготовить новый вид куклы и игру, в которой можно использовать эту поделку.

Взаимодействие с родителями:

Подготовить приборы и материалы для выполнения данной поделки;

Проконтролировать ТБ

Итоги НОД

Вам понравилось на осенней тульской ярмарке?

Мы сегодня научились делать игрушки, изготовили куклу из лоскутов и природного материала, развивали мелкую моторику и тактильное восприятие.

Формировали усидчивость, ответственность и точность выполнения в работе.

Учились распределять время отдыха и работы

Развивали умение переключать внимание.

Учились соблюдать правила ТБ.

Познакомились с тульским краем осенью, узнали, что в сентябре мы празднуем День города. Пробовали даже выращивать картошку.

А умеете ли вы общаться, анализировать и делать выводы, мы сейчас узнаем.

Проверка знаний, умений, навыков

Как называется наш город?

Назовите символы Тулы.

Какой овощ мы научились выращивать на тульских грядках?

Под кустом капнешь немножко –

Выглянет на свет … (картошка)

В какое время года собирают урожай картофеля?

Филимоновские мастера делали игрушки из глины, мы делали из лоскутов и травы. А какие еще материалы можно использовать для игры?

18. Благоденствие родному городу и многие лета! 

Дети читают стихи

Велика Россия наша,

 И талантлив наш народ.

Об умельцах нашей Тулы

На весь мир молва идет.

Город славный, город добрый и, конечно, трудовой:

Самовары и гармони прославляли город мой.

Здесь живет народ рабочий – велики его дела,

Подковать блоху сумели наши чудо – мастера!

Резерв. Загадки и вопросы задают дети друг другу.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)

Кто осенью улетает, а зимой возвращается? (перелетные птицы)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает? (дождь)

Как называют жителей Тулы? (туляки)

Какая река протекает в Туле? (Упа, Тулица, Воронка)

Разве в огороде пусто, если там растет … (капуста)

За ботву, как за веревку, можно вытащить… (морковку)

Давно на белом свете живет годами стар, поэтами воспетый пузатый… (самовар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Берегите животных!».

Познакомить детей с праздником «Днем защиты животных» – 4 октября. Обобщать знания детей о животных нашей планеты. Развивать у детей познавательный интерес к жизни жив...

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....

Организация непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессии людей».

Организациянепосредственно образовательной деятельностив старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Профессии людей»....