Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Воспитывать интерес к произведениям о зиме.
Материалы: картинки с изображением зимы и лета, схема образования снежинки.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
-Ребята, предлагаю немного попутешествовать.
Закройте глаза и покружитесь вокруг себя:
Раз-два-три – покружись
В центр круга повернись!
Показать картинку с изображением лета.
-Какое время года изображено на картинке?
-А вы знаете, что на Земле есть такие места, где всегда лето?
-А теперь опять закройте глаза.
Раз-два-три – покружись
В центр круга повернись!
Показать картинку с изображением зимы.
-Какое время года вы видите?
-А есть и места, в которых круглый год зима.
-А у нас с вами какое время года целый год? (Ответы детей.)
Правильно, нам с вами повезло. Мы можем любоваться всеми временами года: и зимой, и весной, и летом, и осенью.
2. Основная часть.
Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение», а заканчивать по очереди мы будем одно и то же предложение: «Только зимой ….»
-Вот вы сказали, что зимой много снега. Много снега – это много снежинок. А знаете ли вы, как образуются снежинки? (Рассматривание схемы образования снежинки.)
-Высоко-высоко в небе находятся крохотные кристаллики льда. Они намного меньше снежинок. Как только кристаллики попадают в тучу, они соединяются друг с другом и превращаются в снежинку. Снежинка становится достаточно тяжёлой, чтобы упасть на землю. Летит она очень медленно, и за то время пока летит, снежинка изменяется несколько раз: то подтаивает, то соединяется с другими кристаллами и становится ещё больше. Среди прилетевших на землю снежинок мы не найдём ни одной одинаковой. Но у всех них будет по 6 лучиков. Вот попробуйте найти во время снегопада 2 одинаковых снежинки и посмотрим, что из этого выйдет!
-Куда не посмотришь зимой, всё вокруг белым-бело. Кажется, что вся жизнь в природе остановилась. Неужели (Ответы детей.)
-Вы правы, природа зимой не погибает, а лишь засыпает глубоким сном. Это можно увидеть на примере деревьев. Посмотрите, я принесла в группу ветку дерева. (Рассматривание ветки с почками.) Как вы думаете, что будет, если поставить ветку в воду и оставить в тепле? (Ответы детей.)
-Сколько длится зима по времени? (Ответы детей.)
-Мудрый русский народ придумал о каждом месяце пословицы и поговорки. Давайте вместе подумаем и объясним их значение.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.
Январь – году начало, зиме середина.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
-Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер.
Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой её описал К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи-зимы».
«Проказы старухи-зимы» Константин Ушинский.
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, подорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгающий, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. С крыш зимние слёзы закапали... видно, весна недалеко!
-Понравился рассказ? Ребята, а чем зима удивила вас?
3. Заключительная часть.
-Что интересного вы сегодня узнали?
-Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Берегите животных!».
Познакомить детей с праздником «Днем защиты животных» – 4 октября. Обобщать знания детей о животных нашей планеты. Развивать у детей познавательный интерес к жизни жив...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Полицейский»
Цель: Ознакомить с деятельностью полицейского, расширение представления детей о разнообразии специальностей этой профессии....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тур по Сахалину»
В работе приведено описание НОД, направленной на формирование знаний у детей о коренном народе севера Сахалина....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Осень».
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив младшей группепо ознакомлению с окружающим миромс использованием технологии проблемного обученияна тему: «Осень»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы".
Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; 2. Закреплять знания о народном костюме ; 3. Тренировать память и внимание; 5. Ст...
"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".
quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы села Новопетровка».
Создать условия для воспитания у детей любви к малой Родине через уважительное отношение к родному дому, к семье через заботу о птицах зимующих в селе Новопетровка. Познакомить детей с некоторыми...